Политологический анализ Армении

15 марта 1959 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР пятого созыва.

Число избирателей Армянской ССР впервые превысило миллионную отметку и составило 1.045.394 человека. Как обычно в выборах приняло участие 99,99 процента избирателей.

Из 300 избранных депутатов 97 - женщины, 204 - члены КПСС, 134 - рабочие и колхозники.

В 1959-1962 гг. было созвано 9 сессий Верховного Совета.

17 марта 1963 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской СССР шестого созыва.

Состав депутатов по партийной, социальной принадлежности и соотношению мужчин и женщин остался неизменным. Из 300 избранных депутатов 96 были женщины, 204 - члены КПСС, 133 - рабочие и колхозники.

В 1963-1966 гг. было созвано 9 сессий Верховного Совета.

19 марта 1967 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР седьмого созыва. В этот раз число участвующих в выборах несколько снизилось и составило 99,96 процента, число недействительных бюллетеней составило 3.

Из 310 депутатов 101 были женщины, столько же беспартийные, 139 - рабочие и колхозники.

В 1967-1970 гг. было созвано 8 сессий Верховного Совета.

13 июня 1971 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР восьмого созыва. В выборах приняло участие 99,99 процента избирателей. В числе 310 избранных депутатов 103 или 33,9 процента составляли женщины, 105 или 33,2 процента - беспартийные, 149 или 48,1 процента - рабочие и колхозники.

15 июня 1975 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР девятого созыва. Количественный и качественный состав избранных депутатов остался неизменным.

14 апреля 1978 г. внеочередная седьмая сессия Верховного Совета Армянской ССР принимает новую Конституцию Армянской ССР, по которой срок полномочий Верховного Совета Армянской ССР с 4 лет увеличивается до 5 лет, а количество депутатов доводится до 340.

24 февраля 1980 г. и 26 февраля 1985 г. были созваны десятая и единнадцатая сессии Верховного Совета Армянской ССР. Число избирателей достигло пости двух миллионов. Как всегда, в сообщении Центральной избирательной комиссии число участвующих в выборах было указано 99,99 процента.

Вследствие начавшегося в 1988 г. Карабахского движения Верховный Совет начинеют созывать внеочередные сессии, где рассматриваются нетрадиционные вопросы. В 1989 г. в состав Верховного Совета избираются первые представители оппозиционных сил.

20 мая 1990 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР двенадцатого созыва, которые впервые проходили на принципе многопартийности и за депутатское место вели борьбу разные партии, в основном представители КПА и АОД.

20 июля 1990 г. открылась первая сессия Верховного Совета Армянской ССР, которая приняла Декларацию о независимости.

Председателями Центрисполкома ССРА были Саргис Амбарцумян (1922-1925 гг.), Арташес Каринян (1925-1928 гг.), Саргис Касьян (1928-1931 гг.), Армен Ананян (1931-1933 гг.), Серго Мартикян (1933-1936 гг.), Геворг Анесоглян (1936-1937 гг.).

Председателями Верховного Совета Армянской ССР были Хачик Акопджанян (1938-1943 гг.), Агаси Саргсян (1943-1944 гг.), Симак Саакян (1944-1961 гг.), Эдуард Топчян (1961-1971 гг.), Рубен Парсамян (1971-1972 гг.), Арцрун Гаспарян (1972-1975 гг.), Сергей Амбарцумян (1975-1980 гг.), Самсон Тоноян (1980-1990 гг.), Левон Тер-Петросян (1990-1991 гг.), Бабкен Араркцян (1991-1995 гг.).

Председателями Президиума Верховного Совета Армянской ССР были Мацак Папян (1938-1954 гг.), Шмавон Арушанян (1954-1963 гг.), Нагуш Арутюнян (1963-1975 гг.), Бабкен Саркисов (1975-1985 гг.), Грант Восканян (1985-1990 гг.).



Деятельность Верховного Совета (парламента)
Республики Армения в 1991-1996 гг.

 

В мае 1990 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армении. В основном предвыборная борьба проходила между Коммунистической партией и основной оппозиционной силой - Армянским Общенациональным движением (АОД). Симпатии народа были на стороне оппозиции, под руководством которой он поднялся на освободительную борьбу. Однако по ряду объективных и субъективных причин большинство депутатов были избраны от коммунистов. Невзирая на это в августе 1990 г. Председателем Верховного Совета был избран председатель АОД Левон Тер-Петросян. Это стало важнейшим завоеванием народа, вставшего на освободительную борьбу, которым фактически завершился период единовластия армянской компартии.

23 августа 1990 г. первая сессия Верховного Совета Армении приняла Закон "Декларация о независимости Армении", по которой была упразднена Армянская Советская Социалистическая Республика и провозглашена полноправная независимая Республика Армения. "Республика Армения, - указано здесь, - суверенное государство, наделенное верховенством государственной власти, независимостью, полноправием. На всей территории Республики Армения действуют только Конституция и законы Республики Армения". Это - начало процесса независимой государственности, которая впоследствии была закреплена новыми законами и постановлениями. По постановлению Верховного Совета Республики Армения 21 сентября 1991 г. был проведен Референдум о выходе из состава СССР и установлении независимой государственности. 94,99% граждан, обладающих избирательным правом в республике, ответили на это вопрос утвердительно. Спустя два дня Верховный Совет Армении провозгласил Республику независимым, самостоятельным государством. Это была Третья республика Армении, рожденная в весьма сложных и тяжелых условиях. Вновь утвержденные власти республики наряду с государственным строительством были вынуждены приложить большие усилия для оказания помощи освободительной борьбе Арцаха, размещение сотен тысяч изгнанных беженцев, ликвидацию последствий разрушительного декабрьского землетрясения 1988 г.

Исходя из Декларации о независимости Верховный Совет Армении разрабатывал мероприятия по переходу к рыночным условиям в соответствии с изменяющимися общественными и экономическими отношениями. В сентябре 1990 г. Верховный Совет принял Закон "О государственной собственности Республики Армения", по которому имущество всех государственных предприятий и учреждений, находящееся на территории республики, устанавливается как собственность Республики Армения.

Важное значение в деле создания условий, необходимых для формирования рыночных отношений и развития различных форм собственности, имел Закон "Об основах приватизации в Республике Армения", принятый в феврале 1991 г.. Обосновывая насущное требование претворения в жизнь приватизации в новых условиях, отмечается, что все предприятия областей промышленности и обслуживания должны постепенно приватизироваться и должны быть созданы условия для конкурентного развития. Учитывая тяжелое социальное положение населения, по этому Закону намечается начать процесс приватизации с аграрной сферы. В последних числах января 1991 г. Верховный Совет принял Закон "О крестьянских и коллективных крестьянских хозяйствах", по которому устанавливаются основные принципы организации индивидуальных и коллективных крестьянских хозяйств. В плане претворения этого Закона в жизнь в 1991-92 гг. на территории республики были упраздены колхозы и совхозы и образованы 320 тысяч индивидуальных крестьянских и коллективных крестьянских хозяйств. К сожалению, государственные органы после этого решительного шага сочли свою основную функцию завершенной и не разработали никаких мероприятий для обеспечения жизнедеятельности крестьянских хозяйств. Оставшись наедине с собой, крестьянин не смог поднять продуктивность хозяйства. Село попало в очень тяжелое положение. Только в 1995-96 гг. Верховный Совет разработал ряд мероприятий по оказанию кредитной и материальной помощи крестьянству.

Новообразованная республика получила тяжелое наследство также и в области промышленности. Еще в 1989 г. по требованию оппозиции были закрыты Алавердский горнометаллургический комбинат, Кироваканский химический завод, Научно-производственное объединение "Наирит", а после распада СССР прекратили работу и другие предприятия промышленности, которые были лишены сырья и энергии. Вследствие блокады осложнилась также реализация продукции. Все это имело тяжелые социальные последствия.

После провозглашения Верховным Советом промышленных предприятий государственной собственностью не было принято необходимых мер для сохранения их имущества и большая часть была расхищена бывшими и нынешними элементами и ловкими бизнесменами. В августе 1992 г. Верховный Совет принял Закон "О приватизации и разгосударствлении государственных предприятий и объектов незавершенного строительства", который впоследствии регулярно дополнялся новыми постановлениями. Эти постановления в основном были претворены в жизнь после 1993 г.. В 1994 г. в приватизации участвовали 286 предприятий Министерства промышленности, 147 предприятий Министерства легкой промышленности. В 1995 г. началась приватизация крупных и средних промышленных предприятий. Только в 1994-95 гг. в республике было приватизировано около 800 предприятий. Несомненно, здесь были допущены грубые ошибки, которые негативно отразились на формировании новых экономических отношений.

В июне 1993 г. сессия Верховного Совета приняла закон о приватизации жилищного фонда, по которому жильцам были безвозмездно переданы занимаемые ими квартиры. Этот процесс продолжался несколько лет.

В целях сохранения независимости и безопасности республики в конце 1991 г. было создано Министерство обороны, а в 1998 г. был организован Штаб Армии и образованы соответствующие управления. Министерство объединило и возглавило деятельность всех бойцов-освободителей, занимаясь их необходимыми объединениями. В 1993 г. указом Президента Республики была организована Армянская национальная регулярная Армия. Уже в 1994 г. Армянская Армия достигла статуса закрепленного международными документами. Была проделана большая работа по формированию военно-промышленного комплекса. Из года в год приобретая опыт и боевое мастерство, Армянская Армия стала защитницей независимой государственности.

Верховный Совет Армении с самого начала проводил политику установления дружественных отношений со всеми и особенно соседними странами.

В 1991 г. Республику Армения признали США, Россия, Канада и другие страны. С марта 1992 г. Армения является полноправным членом ООН. Верховный Совет периодически обращался к вопросам установления дипломатических и экономических отношений с разными странами и создавал необходимое правовое поле для их развития. Верховный Совет провел значительную работу по улучшению отношений со странами СНГ и развертыванию единой экономической деятельности.

Верховный Совет новой независимой Республики Армения развернул весьма широкую деятельность, направленную на укрепление нового статуса общественных демократических отношений в обществе. Еще в ноябре 1990 г. Верховный Совет принял постановление о деполитизации государственных предприятий, учебных заведений, по которому фактически ликвидировалась однопартийная система и открывалось широкое поле деятельности для общественно-политических организаций.

В феврале 1991 г. Верховный Совет принял Закон "Об общественно-политических организациях", создав необходимые условия для формирования многопартийной системы. В сжатые сроки в Армении начали свою деятельность десятки партий и общественных организаций. Рядом с традиционными партиями оказалось множество новых партий и объединений, которые издают свои газеты и способствуют повышению общественного самосознания населения.

Верховный Совет Армении до заключения в 1994 г. перемирия с Азербайджаном неоднократно обращался к вопросам независимости, безопасности, сохранения целостности республики, помощи освободительной борьбе Карабаха. Особенно большая работа была проведена по установлению внутреннего порядка, а также созданию правового поля для регулирования международных политических и экономических отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты