В июле 1995 г. одновременно с парламентскими выборами в Армении была принята также и Конституция Армении, положения которой обстоятельно рассматривались и разрабатывались на сессиях Верховного Совета. Все это было первыми шагами на пути установления новых экономических и общественных отношений.
Президент
В Армении высшим должностным лицом является Президент республики, он же возглавляет исполнительную власть республики. Президент Армении избирается гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет.
Президентом Республики Армения может быть избран любой гражданин Республики Армения, достигший 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающий в Республике Армения в течение последних десяти лет.
Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Республики Армения более чем два раза подряд. Президентом более одного раза не может быть избрано лицо, которое в предшествовавший выборам период занимало должность Президента не менее двух с половиной лет. Выборы Президента Республики Армения проводятся один раз в пять лет, в третью среду октября.
При вступлении в должность Перзидента Республики Армения на специальном заседании Верховного Совета Республики Армения приносит следующую присягу: «Вступая в должность Президента Республики Армения, клянусь быть гарантом защиты Конституции и законов республики, независимости и демократии, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан».
Президент Республики Армения:
1) представляет Республику Армения внутри страны и в международных отношениях;
2) обладает правом законодательной инициативы;
3)
подписывает и обнародует
законы Республики Армения в двухнедельный срок. В указанный срок Президент
Республики Армения может не подписать законопроект и со своими возражениями
возвратить его в Верховный Совет Республики Армения для повторного обсуждения и
голосования.
Если Верховный Совет Республики Армения простим большинством голосов, депутатов
полномочия которых признаны, но не менее чем одной третью голосов от общего
числа депутатов вносит в соответствии с возражениями Президента Республики
Армения изменение в законопроект или большинством в две трети голосов
участвующих в заседании, но не менее чем простим большинством голосов
депутатов, полномочия которых признаны, подтверждает принятый им законопроект,
то Президент Республики Армения подписываеть и обнародуеть законопроект в
пятидневный срок после его получения.
Если в двухнедельный срок Президент Республики Армения не подписывает или
возвращает законопроект, а также не подписывает законопроект в пятидневный срок
в случаях предусмотренных частью второй пункта 3 настоящей статьи, законопроект
публикуется за подписью Председателя Верховного Совета Республики Армения и
приобретает силу закона;
4) представляет Верховному Совету Республики Армения ежегодные сообщения о
политической, социально-экономической ситуации в республике, о ходе выполнения
законов и постановлений, принятых Верховным Советом Республики Армения; может
обращаться с посланиями к народу Республики Армения и Верховному Совету
Республики Армения.
Президент Республики Армения на основе Конституции Республики Армения, законов
Республики Армения и постановлений Верховного Совета издает указы и
распоряжения в пределах своих полномочий. Указы Президента Республики Армения
обязательны для исполнения на всей территории Республики Армения.
Указы и распоряжения Президента, противоречащие Конституции и законам
Республики Армения, отменяются Верховным Советом на основании заключения
Конституционного Суда.
Одновременно с Президентом Республики Армения избирается и Вице-президент Республики Армения. Кандидата в Вице-президенты Республики Армения предлагает кандидат в Президенты Республики Армения. По поручению Президента Республики Армения Вице-президент Республики Армения исполняет его отдельные полномочия.
Вице-президент Республики Армения занимает должность Президента Республики Армения, если Президент Республики Армения:
1) подал в отставку;
2) не может продолжать исполнение своих обязанностей;
3)
отстранен от должности в
установленном законом порядке.
В случае невозможности исполнения своих обязанностей одновременно Президентом и Вице-президентом Республики Армения должность Президента Республики Армения занимает Председатель Верховного Совета Республики Армения или его Заместитель.
Президент и Вице-президент Республики Армения могут быть отстранены от должности, если они признаны виновными в измене Родине, взяточничестве или совершении иных преступлений.
Личность Президента и Вице-президента Республики Армения неприкосновенна и охраняется законом.
Правительство Армении
Исполнительную власть в Республике Армения осуществляет Правительство Республики Армения.
В состав Правительства Республики Армения входят:
Премьер-министр (Председатель Правительства) Республики Армения,
Заместитель Премьер-министра (Заместитель Председателя Правительства) Республики Армения, государственные министры, министры, начальники государственных управлений и Государственной инспекции Республики Армения.
В структуру Правительства Республики Армения входят:
Министерство внутренних дел,
Министерство высшего образования н науки,
Министерство здравоохранения,
Министерство иностранных дел,
Министерство культуры,
Министерство легкой промышленности,
Министерство материальных ресурсов,
Министерство обороны,
Министерство охраны природы и окружающей среды,
Министерство продовольствия и заготовок,
Министерство промышленности,
Министерство просвещения,
Министерство связи,
Министерство сельского хозяйства,
Министерство строительства,
Министерство торговли,
Министерство транспорта и сообщений,
Министерство труда и социального обеспечения,
Министерство финансов,
Министерство экономики,
Министерство энергетики и топлива,
Министерство юстиции,
Государственное управление по архитектуре и градостроительству,
Государственное управление по вопросам беженцев,
Государственное управление по национальной безопасности,
Государственное управление по недрам,
Государственное управление по специальным программам,
Государственное управление по статистики, государственному регистру и анализу,
Государственное управление по телевидению и радиовещанию,
Государственное управление по чрезвычайным ситуациям,
Государственная налоговая инспедция.
Полномочия правительства устанавливаются конституцией и законами. Структура и порядок деятельности правительства устанавливаются указом президента Армении по представлению премьер-министра.
Все постановления правительства подписывает премьер-министр и заверяет президент республики.
Премьер-министр руководит деятельностью правительства и координирует работу министров. Премьер-министр принимает постановления, постановления Премьер-министра в предусмотренных порядком деятельности Правительства случаях подписывают также осуществляющие их министры.
Основные обязанности правительства Армении:
1) представляет в конституционном порядке на одобрение Национального Собрания программы своей деятельности;
2) представляет на утверждение Национального Собрания проект Государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;
3) управляет государственной собственностью;
4) обеспечивает осуществление единой финансово-экономической, кредитной и налоговой государственной политики;
5) обеспечивает осуществление государственной политики в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;
6) обеспечивает осуществление обороны, национальной безопасности и внешней политики республики;
7) принимает меры по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, охране собственности н общественного порядка.
Правительство представляет на обсуждение Национального Собрания проект Государственного бюджета не менее чем за 60 дней до завершения бюджетного года и может потребовать, чтобы тот был поставлен на голосование до завершения этого срока с принятыми им поправками. В связи с утверждением бюджета Правительство может поставить вопрос о вотуме доверия. Если Национальное Собрание в предусмотренном конституцией порядке не выражает недоверия Правительству, то Государственный бюджет с поправками, принятыми правительством, считается утвержденным.
В случае выражения Национальным Собранием недоверия Правительству в связи с утверждением бюджета новое Правительство в течение двадцати дней представляет Национальному Собранию проект бюджета, который обсуждается и утверждается в установленном настоящей статьей порядке- в течение тридцати дней.
Национальное собрание
Законодательную власть в Республике Армения осуществляет Национальное Собрание. Национальное Собрание принимает постановления, которые подписываются и обнародуются Председателем Национального Собрания. Национальное Собрание Армении состоит из 131 депутата.
Полномочия Национального Собрания Армении прекращаются в июне четвертого, следующего за его выборами года,- в день открытия первой сессии вновь избранного Национального Собрания, когда начинается срок полномочий вновь избранного Национального Собрания.
В Армении депутатом может быть избрано каждое лицо, достигшее 25 лет, последние пять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее последние пять лет в Республике и обладающее избирательным правом
Национальное Собрание большинством голосов от общего числа депутатов на весь срок своих полномочий избирает Председателя Национального Собрания.
Председатель Национального Собрания ведет заседания,
распоряжается материальными и финансовыми средствами Национального Собрания,
обеспечивает его нормальную деятельность.
Национальное Собрание избирает двух заместителей Председателя Национального
Собрания.
Законы и постановления Национального Собрания Армении принимаются большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, если в голосовании приняли участие более половины от общего числа депутатов.
В Национальном Собрании создаются шесть постоянных комиссий, а в случае необходимости - временные комиссии. Постоянные комиссии создаются для предварительного обсуждения проектов законов и иных предложений и представления заключений по ним Национальному Собранию.
Временные же комиссии создаются для предварительного обсуждения отдельных проектов законов или представления Национальному Собранию заключений, справок по определенным событиям и фактам.
Правительство после формирования вновь избранного Национального Собрания или своего формирования, в двадцатидневный срок представляет на одобрение Национального Собрания программу своей деятельности, ставя на заседании Национального Собрания вопрос о вотуме доверия.
Национальное Собрание утверждает по предоставлению Правительства Государственный бюджет. Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.