Политология
План.
1. Сущность и структура политической системы.
2. Особенности становления политической системы Украины.
3. Развитие политической системы независимой Украины.
Введение.
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты.
1. Сущность и структура политической системы.
Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной, каждая из которых выполняет определенные функции. Политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного, является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.
Понятие “политическая система” было введено в политологию в середине XX века политологом Д. Истэном с целью отразить политику как самостоятельную сферу общества и характер связи политики с внешней средой внутри отдельно взятого государства и другими государствами. Политика, по его мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.
Политическая система – это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.
Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды, глубины противоречий между основными противостоящими классами.
Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.
Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.
Политическая система состоит из взаимосвязанных подсистем :
|
|
|
|
|
|
Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями в воздействии на различные стороны общественной жизни. В свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.
Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
Вне зависимости от класса или группы классов, интересы которых представляет политическая система, на любом отрезке исторического промежутка, начиная от становления и укрепления буржуазии, политические системы имеют структуру с одинаковыми элементами, взаимосвязанными между собой, образующими устойчивое единство.
Центральным
элементом, стержнем политической системы является политическая власть.
Политическая власть в основе своей государственная. Политическая власть
отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы огромных масс людей,
выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие
позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя в конечном счете
как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии
доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические
организации, политические группы и их лидеров.
Можно выделить три основных слагаемых политической власти: политические, несобственно
политические и неполитические организации. Собственно политические организации
прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо
по крайней мере к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть -
это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются
государство и политические партии. Несобственно политическими являются
организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической
власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются
профессиональные союзы, кооперация и др.
Отдельную группу составляют организации неполитические. Они по существу не
участвуют в осуществлении политической власти. Примерами таких организаций в
наших условиях являются добровольные спортивные общества. Государство является
наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется
максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на
социальные изменения. Государство можно определить как особую форму организации
политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление
обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государство
является выразителем интересов и воли экономически господствующего класса,
содействует сохранению его доминирующего положения в обществе, охраняет условия
эксплуатации и удерживает в узде классовых противников, с другой стороны,
государство как официальный представитель гражданского общества осуществляет
выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Значительную роль
в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой
развитой политической системы. (К середине 90-х годов в более чем 100 странах
действовали свыше 550 партий.) Они являются выразителями интересов и целей
определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в
функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное
влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить
различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать
идеологическое воздействие на население, на формирование его политического
сознания. Политические отношения представляют разновидность общественных
отношений и складываются в процессе осуществления политической власти, либо по
поводу нее. Их можно разделить на три группы. Прежде всего, это отношения между
классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и
межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в
функционировании соответствующих политических организаций и их
взаимоотношениях. Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых
является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так
называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления
политической власти, воздействия органов руководства и управления на
социально-экономические, политические и культурные процессы. Они также имеют
важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической
системы, методов осуществления политической власти. В третью группу
политических отношений можно включить отношения, которые складываются между
политическими организациями и учреждениями. Иногда именно эти отношения, наряду
с политическими организациями, объединяют понятием политической системы
общества. Существенным элементом политической системы являются политические
принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются
друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический
плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе
функционирования соответствующих политических систем. Указанные нормы
регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя
желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения
укрепления политической системы. Ясно, например, что принципы диктатуры
пролетариата или принципы и нормы демократического централизма, признаваемые
(или признававшиеся) коммунистическими партиями, несовместимы с существующими
ныне в западных индустриальных обществах политическими системами.
Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление,
определенные социальные интересы и политические устои.
В свою очередь при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры
доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели,
обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель
поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни. Закрепляя
в принципах и нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение
инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают
регулирующее воздействие на политические отношения, а через них и на другие
виды общественных отношений. К числу элементов политической системы общества
относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением
и формируясь, прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической
практики, представления, ценностные ориентации и установки участников
политической жизни, их эмоции и предрассудки, оказывают сильнейшее влияние на
их поведение и всю политическую динамику. И крайне важно учитывать политические
настроения масс в процессе руководства и управления обществом. Велика
значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании
ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы
политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном
виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и
роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она
служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических
преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая
влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических
решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей,
идеология выполняет в политической системе либо консолидирующую,
стабилизирующую роль, либо роль дестабилизирующую, деструктивную. Для функционирования
политической системы исключительно большое значение имеет и характер
доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной
характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и
процессов. Политическая культура представляет собой совокупность типичных для
данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов)
политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического
поведения. Значимость политической культуры состоит, прежде всего в том, что
она способствует обеспечению стабильности политической системы. Политическая
культура выполняет весьма существенные для политической жизни общества функции.
Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на
поведение людей и их организаций на восприятие ими политических событий, оценку
существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов,
политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс
подготовки и принятия политико-управленческих решений и т.п. От соответствия
принимаемого решения доминирующей политической культуре зависят степень
эффективности и методы его реализации.
Воспитательная функция проявляется в том, что политическая культура способствует
интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора за счет уже
устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное
воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура и том
случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к
политической жизни, выработкой определенных установок на
общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении
социальной активности личности, определении ею своего места и активной роли в жизни
общества.