13. Теория «круговорота элит» В. Парето.
Парето (П) больше, чем Моска использ. понятие элиты (Э), он также вводит понятие “п-кой элиты” (ПЭ). “История – это кладбище элит.” Как и Моска, он утверждает , что Э образуются в разных сферах об-ва. Существ. элемент социальной системы составляет неоднородн. по составу, к-рая определяется изначальным неравенством индивидов. Тем, кто имеет “высший показатель своей области деят-ти, мы даем название Э”. Э – это избран. часть насел., остальная его часть лишь “приспосабливается к полученным от нее стимулам”. Сама Э подраздел. на 2 части: одна прямо или косв. принимает участие в управл. об-вом (“правящая Э”) , а другая не участвует в управл. и вращается в художеств. или научн. сферах (“неуправляющая Э”). Представители неэлиты могут подниматься вверх и пополнять ряды ПЭ, члены к-рой, в свою очередь, могут деградировать и опускаться в массы. Происходит циркуляция, или круговорот элит (КЭ) – процесс взаимодействия между членами гетерогенного об-ва, который представляется П в виде пирамиды с Э на ее вершине. Продвижение людей наверх обусловлено комбинацией различных черт и способностей:1) инстинкт комбинации, 2) стремл. к постоянству агрегатов, 3) потребность в демонстрации собств. чувств, 4) инстинкт общительности, 5) инстинкт целостности индивида, 6) инстинкт сексуальности. Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, в то время как массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков, и этим оправдывается разделение об-ва на 2 части. П указывает на 2 главн. кач-ва управляющих : умение убеждать и умение применять силу там, где это необходимо. Эти способности явл. взаимоисключающими, и именно это П считает причиной взлетов и падений правящ. классов. Мех-мом обновления Э в мирное время, явл. социальная мобильность. Чем более открыт правящий класс, тем он крепче, тем более он способен сохранить свое госп-во. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Если циркуляция элит происходит чересчур медленно, наступает эпоха рев-ции, смысл к-рой сост. в обновл. состава ПЭ. Циклы подъема и упадка, возвышения и падения Э явл. необх. и неизбежн. Чередования, колебания, смена Э явл. законами сущ-ния чел-кого об-ва. Каждой Э соответствует опред. стиль правления. Инстинкт комбинации обуславл. использование убеждения и обмана, использование введения масс в заблужд. Такие правители наз. “лисами”. Инстинкт постоянства агрегатов обуславл. Противоположн. кач-ва правителей: они агрессивны, авторитарны, склонны к применен. Насилия - это (“львы”), фабрикуют идеалы, светские и религиозные, и их цели простираются далеко вперед. Идеал - смешение Э львов и Э лис. Чередован. экономич. и п-ких циклов связано с циклами дух. произв-ва (интеллектуального, религиозного, художественного и т.д.). Здесь происходит ритмическая смена веры и скептицизма, в основе к-рой лежат “остатки” 1 и 2 классов.
14. Теория «железного закона олигархии» Р. Михельса.
Р. Михельс (М) (1876-1936), настаивая на огромном значении организации, отмечая, что она п-ки необх. для преодол. дезорг-ции сил, с другой стороны утвержд., что всякая орг-ция (г-во, профсоюзы или п-кая партия) ведет к возникновению олигархии и подрыву демократии. “Железный з-н олигархии”(ЖЗО). Суть з-на : в любой орг-ции неизбежно устанавливается госп-во рук-щей верхушки, власть немногих избранных. “Кто говорит организация, тот говорит олигархия“. По началу по отношению к своим вождям масса членов партии является всесильной. В последующем, в связи с усложнен. задач и требованием обширных специальных знаний и ораторского таланта, считается более неприемлемым передоверять делегирование, для эффективн. исп-ния которого необходимы личные задатки. Это ведет к тому, что создается каста проф. п-ков. Для тех, кто собирается стать проф. п-ками, вводятся особые льготы, распространяющиеся на всю семью. Демократия обычно развивается в олигархию по следующим причинам: 1) техническим; напр., большая орг-ция делает невозм. участие всех членов в решении конкретных вопросов. 2) психологическим; “апатия масс, их потребность в рук-ве имеет в качестве своего дополнения естественную алчность власти у лидеров. ”По мнению М, демократия представляет собой наихудший порядок. Марксистская теория, по М, отождествляет гос-во с госп-ющим классом, но даже новое безклассовое об-во нуждается в Э, т.к. для управл. необх. широкий слой чиновн.. Управление гигантским капиталом дает столько же власти, что и при обладании собственным. Здесь возникает опасность того, что властвующий захочет передать часть этих средств по наследству. Так возникает диктатура, к-рая по существу не отличается от диктатуры группы олиг-ов. Понятие диктатуры противоположно понятию демократии. Так социальная рев-ция превращ. в демагогич. олиг-ию, выступающ. под покровом равенства. Т.о. М доказывает , что существован. демократии в принципе невозможно и “ЖЗО” – закономерность развития любой орг-ции.
15. Понятие, субъекты и объекты политической жизни общества.
Жизнь – способ существован. белковых тел; постановка и разрешен. противоречий. Об-во – процесс жизнедеят-ти людей, связи в отношениях между людьми в процессе их жизнедеят-ти. Политическая жизнь общества – часть общества, связанная с конкретной исторической деятельностью людей, направленной на формирование и осуществление политической власти в обществе. Субъект – активное жизненное начало, определенная субстанция исторического процесса. Субъекты политики – этнические и социальные общности, созданные ими учреждения, нацеленные на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности человека и общества. Они бывают: 1) первичные – личности, группы людей, классы, нации; 2) вторичные – государство, политические партии, профсоюзы, красный крест и т.д. Объект – это, на что нацелена дея-ть субстанции (активного жизненного начала). Объекты политики – это явл. полит. сферы в их разнообразных связях и отношениях, на кот. нацелена деят-ть субъектов политики. Объектами политики становяться: междунар. полит. система, мировой полит. порядок, отношения, связи между полит. системами различ. стран мира. Субъекты и объекты политики явл. противоположностями, кот в конкр. историч. Ситуации могут меняться местами. В системе субъектов и объектов сущ-ет опр. иерархия. Главным субъектом политики явл. чел-к как гражданин – носитель опр. прав и обязанностей.
16. Понятие социального интереса, их виды и отражения в политике.
17. Понятие, сущность и функции политической власти.
Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. п-ги под В понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие, право). Глубокий анализ понятия В дает совр. польский политолог Ежи Вятр: 1) Бихевиористское. Согласно этому, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности влиять на людей. 2) В – это достижение опр. целей, получение намеченных результатов. 3) В – это возможность использовать опр. средства (насилие). 4) В – это особого рода отношения между управляющими и управляемыми. 5) В – это влияние, оказываемое на других. 6) Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение благ. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими, подчинение организованной силе. Макс Вебер: В – это способность отдать приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства и подчинения. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия. Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов (разрешение). 2) Поддержание порядка, стабильности, социал. равновесия. 3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами.
18. Основные трактовки и подходы к определению природы власти (теологическая, бихевиористская, структурно-функциональная, конфликтная).
В политологии несколько подходов к пониманию природы власти. 1) Биологический. Власть берет свое начало в биологич. природе чел-ка. Она не только есть в чел-ких отношениях, но наблюдается и в среде животных. 2) Социальный (по Марксу). Власть исключит социальн. явление, кот. хар-но только для чел-ких отношений. Власть – угнетение чел-ка, насилие класса. 3) Власть – это социальн. явление по своей форме, однако в ее основе лежит борьба за сущ-ие. Концепции власти: 1) Волевая. В – это способность навязывать свою волю другим. 2) Силовая. Существенная во власти – сила. 3) Функциональная. В – это функция коллектива или системы по руководству людьми для налаживания совместной деятельности. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия.
19. Субъекты политической власти. Политическая и государственная власти.
Субъекты: гос-во, з-нодательные и исполнительные органы, судебная система. Гос. власть. Макиавелли (М) обосновал суть и соц. природу полит. власти как гос-нной (Г). Главный предмет анализа – реальная способность правительства повелевать подданным – это и есть власть. Цель гос-ва, политики – увеличение власти любыми сред-вами. Орудие власти – право, основа власти, хорошие з-ны и хорош. войско. Власть (В) – сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них граждан. М полагал, ГВ не должна нах-ся в руках того или иного класса, а должна обнимать все те общ. эл-ты, из кот. слагается гос-во. Гоббс: ГВ – лицо или собрание, воле кот. подчиняються все прочие. В – соединение воли граждан в един. волю. Она безгранична, абсолютна при любых ее формах. В держит людей в страхе, направл. их действия к общему благу. В – сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснил ее необходимость соц. причинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей войны всех против всех. Политическая власть (ПВ) – реальн. способность опр. класса (большой соц. группы) а также представляющих их организаций и индивидов прроводить свою волю по отношению к др. группам, индивидам, осуществл. общие интересы и цели насильственными и ненасильственными ср-вами. Признаки ПВ: 1) Она закономерно зарождается и утверждается в общ-ве как необх. форма выражения общ-нных отношений между большими соц. группами и общ-нными орг-циями, отстаивающими их интересы. 2) ПВ как общ-нное отношение содержит противоречие между субъектом и объектом власти. Противоречие вытекает из асимметричности властного отношения (преимуществ – статус, влияние, авторитет, информированность и т.д. 3) Власть – потенциал, возможность, осуществл. в действии, во взамоотношении субъектов, зависящ. от условий. ее нельзя присвоить. Утверждать и закреплять опр-нные ценности и нормы, опр-щей статус лиц, кот. обладают доступом к принятию общезначимых решений. 4) ПВ производна от общ-нной системы (соц. стр-ры), значит от общ-нных, экономич. отношений. 5) ПВ связана с принужд. Но ее нельзя сравнивать с принужд. и физич. насилием. 6) ПВ сущ-ет и функц-ет в различ. видах: гос-нная, партийная, региональная, международная и т.д. Главная – гос. власть.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8