Политология (шпаргалка)

20.       Понятие ресурсов власти, их сущность и типологизация.

Полит власть ф-ционирует через систему социальных институтов, воплощающих в себе технические, человеческие, организационные, информационные и др. факторы. Осуществление власти означает использование орг-ций установленных норм, санкций для достижения общих целей и ценностей. Ресурсы (все то, что может быть использовано для влияния) ПВ: экономические – нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания; силовые – выполняют ф-цию обеспеч. обороны страны, охраны внутр. порядка, обеспеч. безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения; социальные – социальная п-ка в больш. совр. зап. странах строится т.о., что в сохранении существующ. полит власти заинтересовано большинство насел.: здесь широкая система страхования, высокий ур-нь пенсион. обеспеч., широко развита система благотворит. орг-ций и т д.; информационные – СМИ; военные, идеологические, нравственные, аморальные, интерес людей, страх человека и т.д.


21.       Принципы организации и функционирования власти..

Силой власти, ее авторитета осуществл. наиболее значим. полит. акции как демократич., так и антинародн. хар-ра, обостряются или слабеют соц. напряж., конфликтн. ситуации. Массов., групповые и индивид. политич. выступл. также направл. против власти. Экономич., соц. и культурн. проблемы связаны с состоянием власти, уровнем ее организац., политич. программами и реальным поведением людей, наделенных властью. Власть сущ. в любом общ-ве как порождение разных интересов, несоответствия уровней развития различ. соц. структур. Власть превращется в особый вид общ-нных отнош. – отнош. власти. Первоисточн. явл. реальное превосх. одной части явления над другой. В общей методологич. с-ме  происхожд. и функционир. власти – теоретич. ссылка про сущность того, что власть – сначала назревание (утверждение) реальных отношений властвования и подчинения, а затем их властное оформление. В роли носит. власти могут выступать как конкретные соц. силы, так и интересы, кот не имеют четкого соц. адреса, но оказываются достаточно выразит. в политич. процессе, отсюда в сущности власти ее происхожд. и ф-ционир.


22.       Легитимность политической власти. Взаимосвязь легитимности и эффективности.

Легитимность власти (ЛВ) - это общ-нное призн., доверие и поддержка, кот оказывают ей об-во, народ. В науку понятие “ЛВ” впервые было введено М. Вебером. Он выделил 3 осн. источника законности, правомерности полит власти:1) в соответствии с традицией (монархия);2) харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);3) рационально-правовой (легитимная)- эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы. Критерии эффективности власти: 1) Стоимость правления – чем меньше средств на поддержание власти, тем она более эффективна. 2) Уровень согласия в общ-ве – чем больше оправдываются ожидания людей от власти, тем она более эффективна. 3) Уровень прогресса эк-ки – эффективная власть способна обеспечить прогресс общ-ва и эк-ки. 4) Гражданский мир в общ-ве – эффективн. власть обеспечив. нац. и соц. согласие, не допускает столкновения и гражд. войну. 5) Принятие власти людьми – главный критерий, опр-ся участием людей в выборах, опросом общ-нного мнения (рейтинг полит. лидеров), спокойствием в общ-ве, кот. наруш. забастовками, митингами, распростр. листовок и т.д. В Украине кризис власти проявляется в низком авторитете местных органов власчти, противостоянию местных советов и органов исполнит. власти.


23.       Политическая система общества. Её приятие, сущность и структура.

П-кая с-ма об-ва (ПСО) возни. вместе с появл. чел-ого общ-ва и необх-тью посредств. власти обеспечить управление общ-вом. Если в родоплем. общ-ве власть держалась на авторитете вождя, то по мере развит. полит. общ-ва понадобились спец. учреждения и рычаги упр-ия. ПС – единый централиз.-управл. полит. властью организм; выражение интересов госп-щих классов; политич. ин-т, кот. осущ. власть. Сущность ПС: 1) Полит. системе принадл. верх-во в общ-ве, т.к. ч/з ПС осущ. власть, принимаются решения, обязательные для всех. 2) Обусловлена и др. сферами жизни, т.к. ПС – надстройка над экономич. Базой. 3) ПС зависит от активности масс, т.к. последнее активно на нее воздейств. в ходе избир. кампании, референд.в и т.д. 4) Хар-рен широкий спектр методов, использ. для осуществл. своих задач, (разъяснит., пропагандистский, принудит., насильств.). Структура ПС: гос. органы, полит. и неполитич. орг., весь мех-м участия граждан в полит. жизни, прав-ва, партии, профсоюзы, СМИ, творч. союзы, об-ные дв., политич. правовые нормы, кот. регулируют полит. отнош. в общ-ве (традиции, законы, полит. отношения, полит сознание, полит культура). Ядром явл. гос-во. Полит. отношения – это отнош. между соц. общн., между общн. и гос-вом. В составе ПС об-ва ф-ционир. в тесной взаимосвяз. 4 крупные подсис-мы: институциональная, регулирующ., коммуникативн. и политико-идеологич.. Институциональная подс-ема включ. полит. ин-ты и формы полит. правления (респ-ка, монархия), полит. режимы (демокр., тотал., авторит. и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, полит. партии и дв., многочисл. общ. орг., избир. с-му и др. Этой подс-ме принадл. ключ. роль в полит. с-еме. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющ. условия, возможности и границы функционир. всей ПС. Регулирующая подс-ма базир. на принятых в об-ве политико-правовых нормах, отраженных в конст. страны и других з-нодат. актах, регулирует формир. и деят-ть полит ин-тов и функционир. ПС об-ва в целом. Исходной базой, на которую опирается данная с-ма, являются не только политико-правов. нормы, но и нац., историч. сложившиеся обычаи и традиции, господств. в об-ве полит. взгляды, убеждения, принципы, воздействующ. на ПС общества. Коммуникативная подс-ма представл. собой совок-ть отнош., возникающ. в процессе функционир. ПС общества. Это прежде всего отношения по поводу управл. об-вом. Субъект. этих отнош. явл. полит ин-ты и орг-ции, полит лидеры, представит. полит элиты, граждане. Это также отношения, связан. с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологич.я подс-ма вкл. полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общ.-полит ин-тов, полит.-правовых норм, совершенствования полит отнош. и всей ПС.


24.       Цели, задачи и функции политической системы.

Полит. система - Функции ПС: 1) Управленческая. Полит. управление общ-вом, всеми сферами жизни. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса. 2) Регулятивная. Выработка з-нов, норм поведения людей в общ-ве. Она направлена на упорядочение и регламентацию полит. поведения и полит. отношений в государстве. 3) Интеграционная. Сплочение всех слоев общ-ва вокруг общих задач. Она преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем. 4) Мобилизационная. Приведение в действие всех ресурсов. 5) Информационная. Ознакомление населения с задачами общ-ва, с действительностью. 6) Прогностическая. Определение возможностей и перспектив развития. Т.о., ПС – это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных п- ких решений. Цели, задачи: 1) Основа – опр. сообщество людей. 2) Специфич. признаки, вытекающ. из природы политики и власти. 3) Идеология, отражающая социальн. интересы больших соц. групп, определяющая облик системы. 4) Явл. орудием осуществл. власти. 5) Организация больших соц. групп в сфере власти и управления.


25.       Политическая система как механизм власти. Д. Истон.

Истон (США): «Полит. система», «Системный анализ полит. жизни». Впервые в политич. науке применил системн. анализ для изучен. полит. жизни, в соотв. с кот система сост. из ряда различ. эл-тов, эл-ты связаны разными завис-тями, кот. все вместе сост. ее стр-ру. Система имеет свои границы. 1) Вход в систему – воздейств. внешней среды на полит. систему в форме требований или поддержки. 2) Конверсия (преобразование) соц. требований в полит. решения, кот. явл. реакцией правительства на требования. 3) Выход – принятие решений и их реализация в форме практич. акций. 4) Решения правит-ва влияют на внешн. среду ч/з обратную связь. Полит система – открытая система, кот. получает постоянные импульсы от окруж. среды. И раскрывает влияние разных факторов на ПС, влияние ПС на них. Среду, кот. влияет на ПС и разделяет на 1) Внутриобщественные системы (экономическая, культурная, соц., психологич.); 2) Внеобщественная (междунар. торговая система, междунар. сообщества). Если система не использует методов разрушит. влияния среды, если это влияние настолько деструктивна, что власть не может выполнять свои решения, то полит. система распадается. Реагируя на вызовы среды., ПС одновременно поддерж. в общ-ве сменность и стабильность. «Сохранение посредством смены» явл. действенным методом стабилизации ПС.


26.       Критерии типологии и сравнительный анализ основных типов политической системы.

В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим семь основных типов ПС в обобщенном виде: 1) Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин. 2) Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль. 3) Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд. 4) Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин. 5) Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. 6) Французский политолог Блондель выделял: либерально-демократическую, авторитарную (коммунистическую), консервативную, традиционную, популистскую. 7) Выделяют по степени нестабильности: гибкие (негибкие), имперские (характерна обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный культурный, этно-национальный состав). 8) По способности к изменениям выделяют: консервативную и способную к адаптации. ПС образована благодаря отношениями власти и подчинения, элитами и массами. Происходит борьба за власть между элитой и теми, кто в них хочет войти. Происходит борьба между консервативными, реформаторскими формациями. Типологизация ПС несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что ПС существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют полит. хар-р. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной ПС, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в ПС, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие. Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: ПС чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные, тоталитарные. Не менее важное значение имеет типологизация политических систем Г. Алмонда. Вз-ие различных типов ПС осуществляется более плодотворно, если при их характеристике учитываются особенности многообразных культур. Это открывает дополнительные каналы для эффективного сотрудничества и партнерства между различ. ПС. Вряд ли можно подвести черту под имеющимися теориями типологизации политических систем. Вполне могут появиться новые основания для выявления различий между ними, в соответствии с изменяющимися условиями их возникновения и функционирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты