Политология (шпаргалка)

40.       Человек как субъект и объект политической деятельности.

Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.: 1) Отделен. умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в особую отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва (богатые и бедные). 3) Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к – личность – гражданин. Типы ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ. в ощ-ых орг-иях и каким-то образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ в полит. стр-ре; общ-ый деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может выступать в зав-ти от типа ПС и ПР.


41.       Политическая социализация личности: её определение, функции и типы.

Полит. социализация (ПС) – процесс становления ч-ка как полит. личности. Типы ПС: 1) гармонический – между личностью и полит. инс-тутами сущ. полное взаимопониман., доверие, уважен. и т.д. 2) гегемонистский. 3) плюралистический – рац. отношение к полит. ценностям. 4) конфликтный. Формирован. полит. интересов – составл. часть ПС ч-ка. ПС предусматрив. формир. опр. политпозиции индивида (эмоциональное отношение к полит. явлениям и процессам: убеждения по отношению к полит. явлениям, системе полит. ценностей; склонность к полит. деят-ти). Становление ч-ка как субъекта полит. процесса начинается в семье, продолж. в группе сверстников, в полит. и неформал. орг-циях. Имеет место личный полит. опыт. Если действия инструментов ПС сходятся с воспитанием в семье – процесс гармоничен. Есть спец. институты: школа, молодеж. орг-ция, полит. партия.


42.       Политическая адаптация личности, её сущность, содержание и роль в становлении гражданина.

Значит. влияние на формир. п-ких взглядов личности, на становлен. ее как субъекта п-кой деят-ти оказывает социальная среда. Здесь лежат предпос. того, сформир. ли у личности демокр. убеждения и ориентация или она будет отдавать предпочт. авторитарн. и др. недемокр. идеям и практике. Большую роль играет образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне п-ки. Существ. фактором полит. воспитания явл. пример поведения пропагандируемой особы. Пример-максимум – ч-к полит. активен, хорошо подготовлен, посвящ. полит. деят-ти значит. часть своего времени. Пример-минимум – чел-к, не особо интересующ. политикой, не ориенируется в основных ?-ах этой сферы. Большая роль толпы – исключительно быстрый переход к непосредств. участию в полит. жизни.


43.       Политический лидер: понятие, сущность, функции и типы.

Полит. лидер (ПЛ) – лидер, ведущий, руководящий. Лидеры бывают формальные и неформальные. Сверхчеловек – ч-к, кот. игнорирует христ. мораль. Лидер по Платону – государь. Лидерство – влияние, авторитет, контроль одних над другими. Условия: такое влияние должно быть постоянным, распростран. на всю орг-цию (общ-ва), полит. лидера выделяет главенствующ роль. Лидер явл. субъектом (по своим особым кач-вам он становиться во главе дв-ий, наделяется властными полномочиями) и объектом (в решении полит ?-ов он всегда испытывает влияние др. полит. сил, должен быть готов к компромиссу). Функции ПЛ (по Такеру): 1) диагностическая – Л анализирует, опр-ет ситуацию, ставит ей диагноз. 2) предписывающая – Л разрабатыв. напрвлен. действий для решения проблемы. 3) мобилизующая – Л добивается поддержки своего плана, организ. его выполнение. Типы ПЛ: 1) Н. Макиавелли: «Все лидеры делятся на лис и львов»: а) лиса – умение избегать капканов, скрывать свои истинные цели, лавировать; б) лев – прямолинейность, силовые методы, основной принцип – уничтожить противника в откр. бою. 2) Авторитарные – наличие у чел-ка безраздельн. власти над людьми. 3) Демократическое – учет интересов всех членов орг-ции в их участии в упрвл-ии. 4) М. Вебер: а) традиционный – вождь племени, монарх; б) легитимный – президент, премьер-министр, депутат; в) харизматический – божья благодать, появл. когда страна переживает острый кризис.5) По методам и способам деят-ти: а) великий гос. Л – действует на переломном этапе развит. общ-ва, рукодствуется не личными, а общенац. инересами (Петр I, А. Линкольн). б) политик-практик – решает повседневные проблемы (Лужков); в) гражданский Л – не занимает гос. пост, но оказывает большое влияние на общ-во (А.Д. Сахаров); г) Л-демогог – использует любые ср-ва (чел-ие слабости, предрассудки) в своих интересах, много обещает. 6) По масштабам: общенац., Л класса, местный.


44.       Политическая культура: определение понятия, сущность и структура.

Полит культ. (ПК) - неотъемлемая часть общенац. культуры. Это полит опыт челов-ва, соц общностей, больших и малых соц групп, получ. в ходе историч. развития. Существуя в опр. формах, этот опыт оказ.. воздейств. на формир. полит сознания людей и выражается в их полит ориентац. и установках, кот, в свою очередь, определяют полит повед. людей. ПК – часть дух. культуры, связанная с общ. – полит. ин-тами и процессами. Ф-ции ПК. 1) Познавательная – формирован. у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.2) Интегративная – достижен. на базе общеприн. полит-культ ценностей согласия в рамках сущ. полит с-мы и избранного об-вом полит строя.3) Коммуникативная – связь между участниками полит процесса как “по гориз.”, так и “по верт. ” в соответствии с иерархией полит с-мы.4) Обеспечения соц прогресса – ПК создает условия для эффект. развития полит с-мы и об-ва в целом.5) Нормативно-регулятивная – формир. и закрепл. в об-ном сознании необх. полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм повед..6) Воспитательная – формир. личность, гражд. Полит субкультуры (СК). ПК об-ва не может быть абсол. однор. Разнообр. интересов разл. общностей порождает разные ПК - СК, кот существуют во всех странах. Типы СК: региональные, социоэк-кие, этнолингвистические, религиозные, возрастные.Типы ПК. 1) По степени согласов. во взаимодействии ПСК: а) интегрированная (однородная); б) фрагментарная (разнородная).2) По базовым ценностям:а) культура высокой гражданственности (баз. цен. – ч-к с его потребн. и интерес.); б) элитарная (баз. полит цен. - власть, властные стр-ры, гос-во, элиты). – ч-к выступ. как средство для достиж. цели, кот ставит полит элита; в) архаическая (цен. - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнич. общности.3) Ориентация об-ва на те или иные регулятивн. мех-мы в рамках полит с-мы (рынок, гос-во): а) рыночная; б) бюрократическая. Структура ПК:. ритуалы, полит. традиции, установки людей, идеи, символы, убеждения.ПК реализуется через полит. поведение людей.Символ – это художественный образ идей национального единства и величия.Гимн – это музыкальный эквивалент девиза, герба, флага. Ритуал – вид политической религии общества (инаугурация президента).


45.       Концепция «чистых» типов полит. культуры Г. Алмонда и С. Вербы и её роль в анализе полит. жизни об-тва.

Г. Алмонд (А) и С.Верба (В) выдел. 3 идеальн. "чистых" типа ПК: 1) Патриархальная – ориентация на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявл. в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной ПК, не выполняет конкретных п-ких ролей (напр., избирателя). Дан. тип культуры хар-рен для молодых независ. гос-тв, в к-рых ПК оказывается наслоением местных субкультур. 2) Подданническая – пассивное и отстранённое отношение индивида к полит. с-ме. Он ориентир. на традиции, хотя политич. сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё разл. благ (соц-ных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. 3) Культура участия – полит. активность, вовлечённость и рациональность. Граждане стремятся активно воздейств. на ПК, направлять её деят-ть с помощью законных ср-в влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Однако идеальн. типы полит. ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга. Напр., для ПК Великобр. XX века хар-но сочетание подданничества, олицетворяемого ин-том монархии, и ориентац. на участие. Согласно концепции А и В, ПК зап. стран предст. особ. вид смешан. культуры, к-рую они наз. культурой гражданственности (КГ) – рационально-акт. поведение граждан, кот. соотв. демокр. ПС. Содерж. идеального типа КГ А и В раскрыли через набор качеств, к-рыми обладал её носитель: 1) общая положит. оценка значения деят-ти нац. прав-ва для него лично и глубокое сознание этого факта; 2) высокий ур-нь интереса к деят-ти прав-ва и хорош. осведомл. в этой области; 3) чувство гордости за полит. ин-ты своей нации; 4)ожидание того, что ему будет оказано равное и внимат. отнош. со стороны офиц. лиц; 5) желание обсуждать ?? п-ки публично или в кругу друзей и знакомых; 6) открытое и лояльное проявл. оппозиц. настроений; 7) чувство удовл. в связи с проведением общенац. п-ких мероприятий, напр. кампаний по выборам; 8) компетентность суждений по поводу правит. п-ки и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту п-ку лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; 9) компетентность в исп-нии правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола; 10) вера в то, что демократия участия является необх. и желательной с-мой гос. управл. Однако рез-ты собственных эмпирич. исследов. А и В показали утопичн. их предполож. о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности сущ-но корректируются. "В идеальной культуре гражданственности замечали они,- активность и вовлечение граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия".


46.       Политическое сознание: определение понятия, сущность, структура и уровни.

Полит культура в ключ. в кач-ве своего неотъемлемого эл-та полит. сознание (ПС). ПС возник. с появлен. гос-ва и полит. системы общ-ва. ПС – сфера общ-ого сознания, образуемая совокупностью соц. чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные полит. отношений и вместе с тем составл-щих их неотъемлемую сторону. Типы сознания: индивидуальное, общ-нное, коллективное, специализированное (идеологическое), массовое. Коллективные, общ-нные чувства, представления и взгляды не сущ-ют вне индивидуал. сознания. Они реализуються в индивидуальн. помыслах, видениях, полит. реальности, в фактич. деят-ти отд. граждан. Индивидуал. полит. чувства и воззрения обретают социал. звучание, если они одухотворяются общ-нно значимым смыслом, отражают интересы соц. групп. Содержание, формы и типы ПС опр-ся господствующ. полит. системами. ПС – органич. часть политич. деят-ти. Черты ПС: 1) Конкретно-историч. хар-р (напр., полит. понятие свободы – общечеловеч. достижение, а не истина какого-то одного класса). 2) Динамичность, изменчивость, что связано со спецификой полит. бытия. 3) Массовость – наиболее быстро реагирует на все возникающие в общ-ве соц.-экономич. противоречия и конфликты, связана с текущ. процессами соц.-политич. практики. Типы полит. восприятия: 1) Когнитивный – познание системы, ее правил функц-ия, проблем и противоречий. 2) Эмоциональный – отражение полит. реальности в виде положит. или отрицат. эмоций, чувств. 3) Оценочный – суждения и мнения относит. целей полит. действий, из результатов и последствий. В составе обыденного сознания сосуществ. эл-ты истины – здравого рассудка и полит. иллюзии, знания опыта и верования. Обыденное сознан. носит поверхностный хар-р. Явл-ия оцениваю по внешним признакам с т.зр. повседн. нужд и ближайших интересов. ПС каждого народа формируется и функионир. под влиянием свойственного им менталитета. Ментальность – нечто общее, глубинный, труднофиксир. источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций – доидеологич. основа полит. мышления. Характеризует оттенки общ-ого мышления (религия, атеизм, нац. бюрократия и т.д.). Воспринимается от предшеств. поколений. Идеология – ценностная система, выражающая отношения к существующим об-нным порядкам, обосновывающая политич. идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения (соц-ая справедливость, свобода, права ч-ка, демократия. солидарность).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты