Правовое демократическое государство
Правовое демократическое государство и гражданское общество
План.
1.Вступление
2.Понятия, характерные признаки и пути формирования правового государства.
3.Многогранность определения демократии. Основные атрибуты и типы демократии.
4.Институт президентства в демократическом правовом государстве: а)права и полномочия президента и его функции; б)особенности функционирования института президентства в Украине и других государствах.
5.Гражданское общество: понятие, суть и структура.
6.Заключение.
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от
экономической, социальной и духовной, а также всех других является
организация и осуществление государственного управления обществом в целом
(от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном
управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества просто
не способна была бы существовать.
Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках
возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и
реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что
эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей
различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе
всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука –
ПОЛИТОЛОГИЯ. Политология становится по-настоящему востребованной наукой
лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной
демократическим политическим системам, поскольку способствует их
дальнейшему развитию и совершенствованию.
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных
концепций правового государства лежат идеи немецкого философа
Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье
(1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких,
как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые
полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи
абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти
правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,
обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности
и государственной власти в условиях правового государства принципиально
иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства
характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и
законом.
Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.
Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время.
Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не
только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее
наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений,
которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и
подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет
властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не
образование, находящееся над обществом и независимое от него, а
определённый тип юридически регулируемого социального поведения,
существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство
- это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов
чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное
иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то
имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые
теми, кто уполномочен для этого.
Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.
Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы.
Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель и др.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная
им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой государственностью.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой
государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.
Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку
набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего
потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности
свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.
Боден определял государство как правовое управление многими семействами и
тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций,
Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и
другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких
правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное
пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой
государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,
Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории
правового государства, центральное место в котором занимает человек.
Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,
обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в
государстве, которое выступает как “объединение множества людей,
подчиненных правовым законам”. Философская концепция правового государства
по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-
правовой мысли и практику государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего
времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то
большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то
государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи
правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой
мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена,
Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.
После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.
Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением
времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.
Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с
правом.