Проблемы и перспективы Украины в контексте расширения ЕС
Проблемы и перспективы Украины в контексте расширения ЕС
Не вызывает сомнений, что к концу 2004 г. в Евросоюз войдут отдельные государства, граничащие с Украиной. А это создаст новую ситуацию — непосредственное соседство ЕС с Украиной, что будет иметь для нее важные последствия. Но какие?
Движение ЕС на восток имеет в общем позитивное стратегическое значение для будущего Европы, объективно открывая новые, более широкие возможности сотрудничества между Украиной и Евросоюзом. Но их реализация отнюдь не гарантирована. Более того, в краткосрочной перспективе возникнут и негативные последствия, которые могут усложнить формирование единого европейского экономического и политического пространства. Поэтому в интересах и ЕС, и, прежде всего, Украины совместными усилиями попытаться найти ответы на актуальные вопросы дня сегодняшнего. Какие проблемы могут появиться у нашего государства в связи с расширением ЕС? Какими должны быть механизмы компенсации возможных потерь в отдельных сферах сотрудничества?
Попыткой ответить на эти вопросы стал подготовленный Центром Разумкова
специальный выпуск журнала «Національна безпека і оборона» (№ 11), в
котором помещены аналитический доклад УЦЭПИ, результаты общенационального
социологического опроса, позиции государственных деятелей Украины, мнения
руководителей дипломатических ведомств стран — кандидатов на вступление в
ЕС, оценки отечественных и зарубежных экспертов. Журнал УЦЭПИ был
представлен на международной конференции «Расширение ЕС: последствия для
Украины», состоявшейся 15 ноября в Киеве. Примечательно, что оценки
экспертов Центра Разумкова заметно отличаются от тех «последствий»
расширения ЕС, которыми нас нередко запугивают.
Основные положения аналитического доклада УЦЭПИ мы предлагаем вниманию читателей «ЗН».
Специфика нового этапа расширения ЕС
Чем отличается нынешний этап расширения от прежних трансформаций
Евросоюза? По мнению экспертов УЦЭПИ, главное отличие между ними в том, что
предыдущие «волны» расширения происходили на более низких уровнях
интеграции ЕС, поэтому страны, входившие в Союз, могли принимать участие в
формировании его стратегии и институциональной структуры. Причем получение
членских билетов было довольно компромиссным, при встречных уступках со
стороны ЕС, то есть по сценарию, который вряд ли можно повторить на
нынешнем этапе расширения.Принципиально важным моментом является то, что
новый этап расширения происходит на стадии завершения формирования
экономического и валютного союза, значительного прогресса на пути создания
политического союза, углубления сотрудничества в сфере безопасности. Это
особенно усложняет вопрос расширения — как в политическом, экономическом,
так и в правовом и процедурном аспектах. Прием новых членов требует
существенных изменений в структуре и механизме деятельности ЕС, что,
бесспорно, скажется на самом евроклубе, странах-кандидатах, соседних
государствах.
Следует отметить, что каждая волна расширения имела свою социальную цену — увеличивалась территория, численность населения и совокупный экономический потенциал Союза, но в то же время — уменьшались экономические показатели в расчете на душу населения. Расширяя свое социально- экономическое и политическое пространство, ЕС жертвует текущими интересами обеспечения максимально высокого жизненного уровня членов Сообщества для достижения стратегических целей.
Решение о пятом расширении ЕС, в отличие от принятых на предыдущих этапах, имело, скорее, политическую, чем экономическую подоплеку, и на сегодняшний день остается серьезным вызовом будущему ЕС. Вступление 12 новых стран (без Турции) увеличит территорию ЕС на 34%, численность населения — на 28%, а совокупный ВВП объединения увеличится при этом лишь на 4,8%. Существенное снижение среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения может вызвать недовольство населения нынешних членов ЕС: снижение жизненного уровня ради неопределенных компенсаций в будущем — довольно спорная формула для прагматических европейцев.
Расширение Евросоюза: как его видят граждане ЕС и население Украины
По последним данным «Евробарометра», отношение населения стран ЕС к
расширению Союза неоднозначно и далеко от единодушной поддержки этого
процесса. 43% населения стран ЕС согласно с тем, что Союз должен
расширяться за счет новых стран-членов; в то же время, 35% опрошенных не
поддерживают процесс расширения. Любопытно, что большинство сторонников
расширения ЕС живут преимущественно в странах с относительно низким уровнем
экономического развития (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Зато в
странах — лидерах ЕС (Великобритания, Германия, Франция), заметно влияющих
на определение стратегии ЕС, доля сторонников расширения лишь немногим
превышает треть. Довольно сдержанно относятся граждане ЕС к возможности
получения членских билетов в Евросоюз. Лишь пятая часть респондентов (21%)
считают, что ЕС должен быть открытым для всех желающих, а почти половина
(44%) допускают такую возможность лишь для отдельных государств (диаграмма
«Отношение населения стран ЕС к расширению Союза»).Учитывая высокий уровень
развития демократии в странах ЕС (а следовательно — влияния общественности
на позиции политиков) и то обстоятельство, что подавляющее большинство
(71%) граждан стран ЕС высказались в пользу отсрочки расширения в случае
выявления его негативных последствий, можно отметить, что процесс
расширения Союза может стать непредсказуемым, с точки зрения поддержки его
общественностью стран — членов ЕС. (Однако, даже учитывая возможные
осложнения в процессе расширения ЕС, политическое решение о расширении
Европейского Союза уже принято, и вопрос на сегодняшний день лишь в
определении стран, которые будут приняты в рамках «первой волны»
расширения, и тех необходимых механизмов внутренних преобразований ЕС,
которые создадут условия для функционирования расширенного Союза.)
Любопытны также взгляды населения Украины, к границам которой
приближается ЕС. Наши соотечественники оценивают процесс расширения ЕС
сдержанно позитивно. Наибольшая часть населения (32,1%) уверена, что
расширение ЕС улучшит его отношения с Украиной. Только каждый десятый
(9,6%) придерживается противоположной точки зрения (диаграмма «Как повлияет
процесс расширения ЕС на его отношения с Украиной»).
Желательно, чтобы появление зажиточного соседа — ЕС — на украинских
границах стало не усилителем традиционных ожиданий помощи, а стимулом для
перестройки собственного хозяйства. Сейчас в обществе имеется потенциал
укрепления европейских ориентаций населения. Его может активизировать
улучшение сотрудничества Украины с ЕС, странами-кандидатами, а также — их
заинтересованность в интеграции Украины в европейское сообщество. Но именно
это вызывает у наших граждан заметный скепсис: лишь 18,4% респондентов
считают, что страны ЕС относятся к Украине как к потенциальному
равноправному партнеру; большинство населения (62,4%) убеждено, что члены
ЕС или равнодушны к возможному членству Украины в ЕС (35,4%), или относятся
к нему скептически, считая, что Украина не имеет перспектив вступления в ЕС
(27%).
[pic]
В то же время наши соотечественники осознают факт значительного экономического отставания, сдерживающего украинскую евроинтеграцию: наибольшая часть граждан (39,8%) считают реальным выход нашего государства на экономический уровень ведущих стран ЕС лишь через 20 лет. Однако, несмотря на это, большинство из них (66%) убеждены в необходимости вступления Украины в ЕС в течение ближайших 5—10 лет. Видимо, отношение граждан будет определяться не геополитическими преимуществами непосредственного соседства с ЕС, а конкретными результатами сотрудничества с расширенным Евросоюзом и тем, удастся ли минимизировать возможные негативные последствия его расширения для Украины.
В августе 2003 года Украина передала Еврокомиссии свой вариант документа, выполнение которого в течение двух лет предусматривает придание стране статуса ассоциированного члена объединения. Кроме того, Украина рассматривает возможность создания совместной с ЕС зоны свободной торговли.
В свою очередь Еврокомиссия, по словам комиссара ЕС по вопросам
расширения Гюнтера Ферхойгена, рассматривает проект Плана действий,
направленный на «полную интеграцию Украины во все экономические структуры
Евросоюза».
По мнению Ферхойгена, такое предложение со стороны ЕС «само по себе является чрезвычайно амбициозным проектом, который потребует незаурядных усилий» страны и союза.
Вместе с тем, по словам Ферхойгена, подготовленный специалистами
Еврокомиссии проект Плана действий Украина-ЕС в случае его успешной
реализации не предусматривает подписания соглашения между страной и
объединением об ассоциированном членстве, которое в дальнейшем позволит
Украине стать полноправным членом ЕС.
Факторы влияния расширения ЕС на Украину в торгово-экономической сфере
Приближение ЕС к украинским границам не дает оснований как для
чрезмерно «розовых», так и для драматических сценариев развития
экономических отношений. Очевидно, следует трезво признать, что современное
состояние украинской экономики и уровень экономического сотрудничества с ЕС
не приведет ни к быстрому вступлению Украины в Евросоюз, ни к ее изоляции в
случае расширения последнего. Последствия процесса расширения ЕС для
Украины будут главным образом определяться, с одной стороны, внутренними
институциональными и структурными преобразованиями в Евросоюзе в его
расширенном виде, стратегией внешних отношений ЕС на восточном направлении,
а с другой — способностью Украины к эффективным институциональным и
структурным преобразованиям внутри страны. То есть ключ украинской
евроинтеграции следует искать, скорее, не в Брюсселе, а в Киеве.
Членство в Союзе в течение последнего десятилетия не создавало
существенных препятствий для развития торгово-экономических связей с
другими странами. Переориентация стран-кандидатов на развитие торгово-
экономических связей именно с членами ЕС в основном уже состоялась (страны-
кандидаты уже сейчас второй по объему торговый партнер ЕС после США, в то
время как на ЕС приходится более 65% внешней торговли этих стран).
Следовательно, нет достаточных оснований считать, что само по себе
вступление отдельных стран в состав ЕС должно однозначно привести к
свертыванию их торгово-экономических отношений с Украиной.
Экспортно-импортные операции стран-кандидатов с нынешними членами
Евросоюза уже осуществляются на основе свободной торговли, а общий внешний
таможенный тариф, к которому присоединятся новые члены Союза, в среднем
ниже, чем существующие сегодня национальные таможенные уровни. В то же
время в ряде случаев произойдет увеличение уровня тарифной защиты. Особенно
это касается стран Балтии. С ними Украина имеет соглашения о свободной
торговле, которые должны утратить силу после вступления этих стран в ЕС.
Сокращение украинского экспорта в страны региона может достичь 15—20%.
Расширение ЕС может привести к обострению конкуренции между
украинскими производителями и предприятиями новых членов ЕС на едином рынке
Евросоюза. Но это коснется преимущественно предприятий сектора черной
металлургии. Однако это влияние может быть ограниченным — в связи с
принятием новыми членами ЕС европейских социальных стандартов и норм защиты
окружающей среды. Украина может даже усилить свои конкурентные преимущества
в секторах, особенно чувствительных к конкуренции по ценовым параметрам
товаров, — ведь в новых странах — членах Евросоюза повысится стоимость
производства. Это создает стимулы к перенесению отдельных более простых
производств на территорию Украины. Но едва ли подобное развитие можно
отнести к благоприятным с точки зрения долгосрочной стратегии Украины.