Проблемы и перспективы Украины в контексте расширения ЕС
p> 13 февраля в Брюсселе проходила международная конференция "Больше, чем соседи: расширенный ЕС и Украина - новые отношения". Ее организаторами являются польский Фонд Стефана Батори, украинский Фонд Видродження и бельгийский Центр изучения европейской политики. В форуме принимают участие первый замминистра иностранных дел по вопросам евроинтеграции А.Чалый, замминистра иностранных дел Польши Ян Трущинский, комиссар ЕС по вопросам расширения Г.Ферхойген, руководство отдельных подразделений Еврокомиссии, представители политологических и научных кругов Украины и Польши. Главная тема обсуждения - перспективы развития сотрудничества между Украиной и ЕС, основные подходы Евросоюза к развитию отношений с Украиной в условиях расширения.

16-17 февраля в Брюсселе состоялось 7-е заседание Комитета парламентского сотрудничества Украина-ЕС. Будут обсуждаться вопросы реализации инициативы ЕС "Расширяющаяся Европа/Новое соседство", последствия расширения ЕС для Украины, перспективы интеграции Украины в
Евросоюз, вопросы сотрудничества Украины с соседними государствами, проблематика трансграничного и регионального сотрудничества, усиление роли
Украины в обеспечении энергетической безопасности Европы, внутриполитические и экономические процессы в Украине и Евросоюзе, пути интенсификации парламентского сотрудничества между Украиной и ЕС.

Проблемы миграции в контексте расширения ЕС

Движение ЕС на восток будет сопровождаться введением визового режима соседними странами-кандидатами, укреплением пограничного контроля, усилением борьбы с нелегальной миграцией, что затрагивает интересы миллионов наших соотечественников.

Приобретает актуальность в этом плане проблема регулирования трудовой миграции и обеспечения социальной защиты граждан Украины. Ведь введение в странах-кандидатах европейского порядка регулирования этой сферы приведет к ограничению возможностей трудоустройства граждан Украины.

С другой стороны, не секрет, что львиную часть потока трудовых ресурсов Украины на Запад составляет нелегальная трудовая миграция, вызывающая, мягко говоря, проблемность в отношениях Украины со странами ЕС и государствами-кандидатами. (По разным оценкам, в 2000 г. в Польше неофициально работали 60—100 тыс. украинских граждан, в Чехии — около 100 тыс., в Словакии — около 50 тыс.)

В то же время одни лишь запретительные меры со стороны стран ЕС и стран-кандидатов не разрешат проблему искоренения нелегального трудоустройства украинских граждан на их территориях. Ясно, что в ближайшем будущем Украина не сможет своими силами кардинально сократить безработицу и значительно повысить жизненный уровень населения. Поэтому предложение нелегальной рабочей силы из Украины будет существовать и будет стимулировать спрос на нее со стороны теневого сектора экономики стран ЕС.

Очевидно и то, что для преодоления нелегальной трудовой миграции недостаточно усилий Украины (хотя, бесспорно, они должны быть определяющими). Нужно совместно с ЕС и странами-кандидатами комплексно решать эту проблему: от помощи в создании рабочих мест в Украине — до легализации трудовых миграционных потоков путем увеличения соответствующих квот. В среднесрочной перспективе необходимо заключение соглашений Украины с ЕС о трудовой миграции и социальной защите украинских работников за границей.

Усиление борьбы с нелегалами в расширенном евроклубе, установление на его границах антииммиграционных барьеров в виде жесткого пограничного и визового режимов (если не будут активизированы совместные усилия и не увеличится помощь Украине) могут в значительной степени переложить бремя этой транснациональной проблемы на нашу страну. Украина может превратиться в государство — накопитель нелегалов, что будет дестабилизировать ее внутреннюю ситуацию. Вследствие этого возникнет зона нестабильности непосредственно на границах Европейского Союза.

Борьба ЕС с нелегалами требует (sic!) не установления барьеров на западной границе Украины, а приведения в порядок всех границ на востоке
Европы и прежде всего — восточных и северных границ Украины, через которые попадает в Украину основной транзитный поток нелегалов.

Введение визового режима может повлиять на свободу передвижения украинских граждан и на уровень их благосостояния (из-за возможного сокращения приграничной торговли) не само по себе.

[pic]

Визовый режим пересечения границ, процедуры пограничного контроля, меры по ликвидации нелегальной миграции — обычная международная практика.
Но в ситуации Украины введение виз сочетается с проблемами внутреннего характера: низким уровнем жизни граждан, вынуждающим их, в частности, к демпингу на рынке труда, участию в криминальном бизнесе и т.п.; недостаточной правовой культурой (поведение наших граждан за границей — тема отдельного и не очень приятного разговора). В частности этим объясняется стремление стран ЕС и стран-кандидатов отмежеваться от Украины барьером виз и жестких процедур пограничного контроля. Поэтому необходимо минимизировать отрицательное влияние этих мер ЕС на украинских граждан — в первую очередь приведение в соответствие со стандартами Евросоюза внутренней социально-экономической ситуации в Украине.

С другой стороны, необходимо осуществить определенные адаптационные мероприятия, прежде чем вводить визовый режим с Украиной: расширить сеть консульских учреждений, упростить процедуру оформления документов, установить оптимальную стоимость виз.

Политические факторы движения ЕС на восток

По завершении нынешнего этапа расширения ЕС западные границы Украины станут восточными рубежами Евросоюза. Это качественно новая политическая ситуация, которая в значительной степени будет определять как характер контактов с нашим европейским партнером, так и перспективы дальнейшего развития Украины.

В интересах ЕС — обеспечить мир и стабильность у своих границ, иметь своими соседями стабильные, демократические и экономически развитые государства с прогнозируемой и дружественной внешней политикой. Поэтому следует ожидать увеличения политического давления ЕС на Украину, прежде всего в направлении укрепления демократических институтов, обеспечения прав человека, свободы СМИ, усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией во властных структурах. Очевидно, это давление будет в наибольшей степени чувствоваться в течение ближайших месяцев, учитывая приближение парламентских выборов в Украине. От их прозрачности, демократичности, соответствия европейским стандартам будут зависеть дальнейшие отношения ЕС с Украиной и перспективы европейской интеграции страны в целом.

Движение ЕС к украинским границам на фоне развития Общей европейской политики безопасности и обороны позволит нашему государству принять более активное участие в укреплении безопасности на континенте. Именно в сфере безопасности Украина уже сегодня может внести реальный вклад в обеспечение стабильности в зоне интересов ЕС — по линиям миротворчества, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стратегических транспортных перевозок и т.п.

Вступление в ЕС государств, с которыми Украина имеет традиционно хорошие отношения, и получение ими соответствующих квот в руководящих органах Союза может способствовать продвижению украинских интересов в ЕС, позволит использовать наработанные механизмы регионального сотрудничества для углубления контактов с Европейским Союзом.

Следует подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Расширение ЕС сопровождается углублением сотрудничества Евросоюза с Россией.
Следовательно, движение Украины к Европе, кроме прочего, будет определяться уровнем и характером ее отношений с РФ. Это говорит, в частности, о необходимости углубления экономического сотрудничества с Россией для укрепления национальной экономики — как основы реализации собственных политических целей в Европе.

В общем, приближение ЕС к украинским границам объективно укрепляет влияние европейского сообщества на Украину. В политическом плане этот процесс можно считать положительным, поскольку он способствует внедрению в
Украине европейских стандартов. В то же время трансформация ЕС может породить немало проблем для Украины. Очевидно, что характер и уровень сотрудничества Украины с расширенным ЕС, перспектива украинской евроинтеграции будут зависеть прежде всего от внутренних трансформаций в
Украине, от создания условий для стабильного демократического развития, подъема отечественной экономики.

В данный момент страсти накаляются Свое официальное заявление относительно Украины Европейский Союз должен был объявить еще в среду.
Повод для заявления известен: притеснение свободы слова в Украине. Однако обнародование было отложено, по неофициальной информации, по причине особой позиции Польши и Словакии (страны-кандидаты, которые вступают в ЕС 1 мая, принимают участие в разработке подобных документов наравне с государствами- членами Евросоюза), которые, будто, предлагают более мягкие формулирования в оценке украинской ситуации. В то же время Европарламент не стал ждать и уже принял резолюцию с осуждением попыток давления на независимые медиа в
Украине, а также с констатацией неудовлетворительного состояния судебной и пенитенциарной систем в Украине.

На фоне этих событий был перенесен очередной раунд переговоров между
Украиной и ЕС (на который в Брюссель 15 марта должен был отбыть первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый) относительно текста
Плана действий – ключевого документа, содержание которого должно быть положено в основу двустороннего сотрудничества на ближайшие 2-3 года.
Теперь этот раунд переговоров, посвященный окончательному согласованию документа, подписание которого назначено на 18 мая, состоится не ранее конца марта-начала апреля. Не секрет, что затягивание переговоров по Плану действий – также красноречивый знак несогласия Брюсселя с ходом политических событий в Украине.

Информация о встрече премьер-министра Виктора Януковича с послами стран членов и кандидатов ЕС в большинстве источников была неполной – здесь речь шла не только о зоне свободной торговли, Плане действий и распространении УПС на новых членов, но и, прежде всего, о внутриполитической ситуации в Украине, в частности, о прекращении вещания европейских радиостанций после закрытия радио «Континент».

Если добавить к этому информацию о новом раунде дебатов относительно дальнейшего расширения ЕС, вызванного книгой Фрица Болкештайна «Границы
Европы», где всерьез рассматривается концепция преобразования Украины
(вместе с Турцией, Беларусью и Молдовой) в «буферную зону» между Европой и
Азией, - становится понятно, что для ярых сторонников «европейского выбора»
Украины снова настали трудные времена. Все больше влиятельных людей в
Евросоюзе разочаровываются даже в теоретических перспективах Украины стать равноправным членом европейской семьи наций. В частности, об этом свидетельствует откровенное признание члена Европарламента, одного из сторонников интеграции Украины в ЕС, Яна Вирсмы, который предполагает, что после президентских выборов у многих в Европе возникнет желание «забыть об этой стране».

Украина хочет до 1 апреля подписать со странами, вступающими в ЕС, протокол об их присоединении к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом.

Об этом заявил сегодня премьер-министр Украины Виктор Янукович во время встречи с послами стран-членов ЕС и стран, вступающих в ЕС.

"Хотел бы еще раз подчеркнуть, что Украина не намерена тормозить процесс подписания протокола”, - сказал он.

Премьер отметил, что Украина стремится избежать правового вакуума в отношениях с государствами - новыми членами ЕС и в то же время, хочет, чтобы этот вопрос решался комплексно с учетом обеспокоенности Украины в связи с последствиями расширения ЕС.

Янукович отметил, что Украина в целом положительно оценивает процесс расширения ЕС, однако обеспокоена возможным сокращением в ближайшие два года доступа украинских товаров на рынки государств - новых членов ЕС и осложнением контактов между гражданами Украины и других европейских государств в результате введения визового режима поездок для граждан
Украины.

1 мая к ЕС присоединятся 10 новых членов.

Более приятным для украинской стороны на прошлой неделе был энергетический диалог с ЕС, который был отмечен содержательными переговорами вице-премьера Андрея Клюева в Брюсселе и Страсбурге.
Интеграция в энергетической отрасли, по сравнению с другими сферами, может стать вполне реалистическим приоритетом сотрудничества Украины и ЕС, особенно, после принятия правительственного решения о направлении использования нефтепровода «Одесса-Броды». Однако и здесь все точки над «і» еще не расставлены, ведь проевропейский министр энергетики Сергей Ермилов уволен, а наибольшие шансы занять его место имеет, по предположениям экспертов, руководитель компании «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, который имеет репутацию лоббиста российских интересов и сторонника реверса «Одесса-
Броды».

Очевидно, что Украина и ЕС переживают повышение интенсивности отношений, важное увеличение количества информационных поводов. Однако большинство этих поводов касаются отрицательных тенденций развития самой
Украины и объективно отдаляют Киев от ЕС. Выглядит так, будто некоторые украинские политики взяли на вооружение лозунг героини советского мультфильма: «Хорошими делами не прославишься».



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты