Проблемы национальных меньшинств, проживающих в Курдском автономном районе

Среди других целей – создание культурной автономии и Ассирийского департамента культуры, введение в ассирийских школах в рамках среднего образования преподавания на родном языке всего цикла предметов.

Серьезным раздражителем отношений в современном Курдистане является продолжение курдами политики багдадского режима по изъятию земель уассирийской общины. Курды, которые сами страдают от правительственной политики насильственной арабизации, включающей экспроприацию земельных участков в провинциях Нейнава (Ниневия) и Киркук, по сути, проводят ту же линию в отношении ассирийских деревень. Место выселенных еще до 1991 г. ассирийцев занимают курдские беженцы, при этом прежним хозяевам возвращение в родные населенные пункты фактически запрещается. Таких, по данным ассирийских организаций, только в районе Бахдинана насчитывается более 50 деревень и сел.

В докладе о ситуации в области прав человека в ассирийской общине Ирака за 1997 г. упоминается об экспроприации курдскими властями или при их попустительстве с 1993 г. 170 донумов земли в округе Симеле (Дейрбун) провинции Дохук, 1530 донумов в Пахлудже (провинция Захо), 530 донумов в Сурие, 735 донумов в Тоусане, 250 донумов в Мшаре, 190 донумов в Баджидбраке, 125 донумов в Бравуке, 560 донумов в Мансурийе, 7000 донумов в селении Хоуриск, 850 донумов в Халахе (под Захо), 45 донумов в Мал-Урабе, 35 донумов в Бар Рушкисаве, а также площади в Фиш Хабуре, Чемчале, Чешкаве, Денарта Агре.

Курдов также обвиняют в «этнических чистках» ассирийцев. В частности, после целого ряда вооруженных нападений на представителей этого народа в провинции Эрбиль зимой 1998/1999 гг. Ассирийское международное информационное агентство (AINA) выступило с призывом защитить ассирийцев от «политики запугивания, которая направлена на то, чтобы очистить Северный Ирак от ассирийцев, а также заставить их согласиться с политическими задачами курдов». По утверждению агентства, «в Северном Ираке ассирийская самобытность (identity) вновь переживает религиозное, лингвистическое и культурное нападение». Больше всего претензий предъявляется администрации ДПК, которая, мол, занимается «этническими чистками коренного ассирийского населения», в то время как на публике ее лидер старательно выставляет себя приверженцем «общечеловеческих ценностей, секуляризма и демократии».

Неудовлетворены ассирийцы и тем, как происходит распределение гуманитарной помощи, поступающей в КАР в рамках программы ООН «Нефтьв обмен на продовольствие». Они считают, что их община не получает своей законной доли, которая в стоимостном выражении должна составлять 15% от выделяемых Курдистану средств (13% выручки от иракского нефтеэкспорта). Сейчас же, дескать, почти вся помощь идет исключительно курдской общине.

Ситуацию вокруг ассирийцев в Курдистане с курдским вопросом в Ираке в целом «роднит» и тот факт, что в отношении активистов ассирийской общины КАР курдские администрации, прежде всего в Эрбиле, допускают неполитические методы ограничения их деятельности, порой самые крайние. Ассирийцы указывают на власти в деле об убийствах в провинции Дахук члена Ассирийского демократического движения и депутата курдского парламента Фрэнсиса Шабо в конце мая 1993 г. и члена ЦК Иракской компартии Лазаря Михо Ханны 14 июня 1993 г.

При этом информация о деталях подобных «операций» рано или поздно становится достоянием гласности прежде всего потому, что ее стремятся обнародовать в качестве «компромата» группировки-со-перники. Так, Патриотический союз Курдистана под руководством Дж. Талабани представил в организацию «Международная амнистия» подробную информацию о «ликвидационных командах» службы безопасности Демократической партии Курдистана «Рекхистин тайбети», которая среди прочего, как утверждается, занимается физическим устранением политических конкурентов и неугодных Эрбильской администрации лиц по заданию руководящего звена партии. В свою очередь ДПК раскрыла схожие секреты аналогичной службы партии Талабани «Дезгай заньяри».

Также беспокоит ассирийскую общину ставшая характерной практика похищения курдами-мусульманами ассирийских девушек с последующим бракосочетанием с одним из похитителей и, соответственно, принятием ислама. Кроме этого молодые ассирийки, работающие в домах курдской знати, подвергаются насилию со стороны работодателей. Широкий резонанс получило убийство хозяином дома молодой ассирийской служанки Хелен Алон Савва в 1999 г. Имеют место и другие бытовые нападения на ассирийцев. Несмотря на уголовный характер этих действий, никакихреальных шагов против этого, по словам ассирийцев, курдскими властями не предпринимается.

По убеждению христиан, в условиях доминирования в курдской среде традиционных клановых отношений правоохранительные органы просто вынуждены на все это закрывать глаза. Это, естественно, усиливает недовольство и оппозиционные настроения внутри ассирийской общины. Особенно болезненную реакцию вызывает насилие в отношении священников и вандализм против церквей. Усугубляет ситуацию то, что в связи с практически поголовной вооруженностью курдов в КАР даже небольшие противоречия и конфликты решаются ими с помощью оружия. В случае же пролития крови курдов (например, в результате самообороны или драки) закон уступает место обычаям, т.е. в дело вступает кровная месть.

В 1997–2001 гг. нападениями на ассирийских политиков стали активно заниматься курдские исламисты, позиции которых резко усилились после вооруженного конфликта между ДПК и ПСК (1994–1997 гг.). Резкое неприятие в фундаменталистской среде вызывает торговля спиртным, которой по закону могут заниматься только христиане. Реакция исламистов нередко принимает форму террористических актов против владельцев таких магазинов и их собственности.

В феврале 1997 г. исламские радикалы совершили первое (неудачное) покушение на губернатора Эрбиля видного деятеля ассирийской общины Франсо Харири. В феврале 2001 г. им удалось достичь цели. Разумеется, это не имеет никакого отношения к политике курдских властей, тем не менее, также усиливает сепаратистские настроения внутри ассирийской общины.

Значительное влияние на политику иракских ассирийских партий оказывают зарубежные ассирийские структуры, в основном находящиеся в западных странах. Именно оттуда ведется финансовая и идеологическая подпитка борьбы ассирийцев за свои политические и культурные права. Известный ассирийский деятель Абрам Шапира пропагандирует абсолютную невозможность полноценного обеспечения прав ассирийцев в условиях диктатуры С. Хусейна, опирающейся «не на широкие демократические массы, а на конфедерацию арабских суннитских кланов», учитывающих толькособственные интересы. По его мнению, в современном Ираке перспектив предоставления всем этническим группам равных условий политического представительства, труда и образования не имеется.

Соответственно, основная работа в этом направлении концентрируется на территории Курдистана. Главным объектом нападок эмигрантских структур стали курдские власти. Эмиграция считает, что «уход» центральной власти с севера Ирака привел к неограниченной власти курдов над всеми жителями КАР и репрессиям против ассирийского населения, и призывает положить этому конец. Речь фактически идет о необходимости дать ассирийцам самоуправление в рамках уже автономного Курдистана, поскольку-де от багдадского режима этого ожидать не приходится.

Под влиянием диктуемых зарубежной диаспорой политических установок ассирийские партии и движения Курдистана несколько отстраненно и по-диссидентски ведут себя по отношению к иракской оппозиции, заметную роль в которой играют две курдские партии, возглавляемые М. Барзани и Дж. Талабани. В ноябре 1999 г. в Бейруте состоялась встреча представителей ассирийских организаций, проведенная при негласной поддержке Сирии, на которой основными вопросами стали обеспечение соответствующего ассирийского представительства в будущем едином парламенте КАР, а также в структурах антисаддамовской оппозиции.

Немаловажным считается и преодоление бытового угнетения со стороны курдов, особенно клановых шейхов и богатых землевладельцев. Отдельные ассирийские круги (в основном эмигрантские) ставят вопрос об извинениях за прошлые избиения ассирийцев курдами, в частности за резню 50 тыс. человек, устроенную князем Бадреддин-ханом в середине XIX в.

Ассирийцы в целом выступают за смену режима С. Хусейна, однако значительная их часть не поддерживает идей создания независимого курдского образования и выступает за «сохранение территориальной целостности Ирака и противодействие попыткам отдельных сторон перекроить карту региона, поставив всю его дальнейшую судьбу под угрозу». В вопросе международных санкций ассирийцы считают, что их необходимо как можно быстрее снять, поскольку «основной жертвой блокады является народ Ирака во всех его конфессиях и этносах без исключения».

Ассирийцами ведется активная обработка арабской иракской оппозиции, которой разъясняется «ошибочность линии Багдада и курдских фракций в отношении ассирийских требований, проистекающая из неверного толкования принципа права национальностей на самоопределение» (речь идет об обвинениях ассирийцев в сепаратизме и попытках создать на севере Ирака самостоятельное государственное образование). Путь к реализации декларируемой оппозицией и, в частности, Иракским национальным конгрессом задачи по построению нового Ирака видится ассирийцам через обеспечение всем народностям равных гражданских и религиозных прав.

Не менее сложными являются отношения курдского большинства с туркманской общиной КАР. Туркманы – одно из национальных меньшинств Ирака, проживающее преимущественно на севере страны. При этом подавляющее большинство представителей этой народности сконцентрировано именно в Ираке, хотя отдельные туркманские общины имеются и в других ближневосточных странах, включая Израиль.

Несмотря на расхожее мнение, что туркман на севере Ирака расселили турки-османы в качестве «щита» от набегов арабских племен (на эту версию работает то, что туркманы действительно фактически занимают «зону разграничения» между Курдистаном и арабской частью Ирака), история этой народности в Ираке началась гораздо раньше. Еще при халифах династии Омейядов, в 692 г. н.э. правитель Ирака Хаджадж Бен Юсеф ас-Сакафи нанял туркман для охраны гор и дал им для местожительства район Брара в современной провинции Васит (на юго-востоке от Багдада).

При Аббасидах практика военного использования туркман была продолжена: в рядах халифской армии находилось около 40 тысяч туркман. Халиф Муатасим (1248–1252) поселил большое число туркманских семей в городе Самарра, построенном когда-то в качестве столицы аббасидского государства. Достаточно привилегированное положение туркман способствовало росту их миграции в Ирак, особенно усилившейся в сельджукскую эпоху, когда на севере страны, в районе Киркука, Мосула иЭрбиля был создан независимый туркманский эмират. Туркманы считают намеренной фальсификацией появляющиеся в иракской арабской и курдской историографии сведения о том, что их расселение на территории страны связано с завоеваниями турок-османов, считая их попытками представить туркманскую общину «чужеродным элементом для Ирака» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сегодня, по оценкам западных исследователей, численность иракских туркман составляет около 2,2% населения страны, т.е. приблизительно 450–500 тысяч человек, такую же цифру называют курдские источники. В республиканском Ираке этот вопрос полностью обходят стороной. Известно лишь, что согласно переписи населения страны, проводившейся в 1957 г., иракских туркман уже насчитывалось 500 тыс. человек. При этом следует учитывать, что туркманская община больше ассирийской. Сами туркманы утверждают, и это мнение поддерживается Турцией, что их в Ираке около 2 млн. человек. В нынешней ситуации действительно очень сложно разобраться в этом вопросе, однако, как представляется, все же следует исходить из того, что численность иракских туркман превышает 1 млн. человек.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты