Основная их масса проживает в населенных пунктах Киркук, Туз-Хурмату, Кара-Тепе, Эрбиль, Дахук, Телль-Афар, Алтынкёпрю. При этом полностью туркманских поселков в Ираке, в том числе в Курдистане, нет. Своим центром туркманы считают город Киркук и выступают за то, чтобы он стал «столицей» их будущего автономного образования. Обращает на себя внимание, что туркманы ведут идеологический спор с курдскими партиями о «национальной принадлежности» города Киркука. Оба народа считают его своим. При этом дискуссия об этом, носящая весьма острый характер, в силу известных обстоятельств также ведется за пределами контролируемых Багдадом территорий, включая сам Киркук.
Если выделить из истории Ирака только последние 80 лет, то следует отметить, что отношение к туркманской общине было одинаково сложным и противоречивым как со стороны Багдада, так и курдов. Этническая близость туркман к туркам всегда вызывала недоверие. Соответственно, любыеразговоры о правах туркманского меньшинства воспринимались не иначе как «удар в спину» иракской государственности. Во время празднования в июле 1959 г. первой годовщины антимонархической революции иракская компартия, в которой всегда ощущалось сильное влияние курдских элементов, провела серию нападений на туркман в Киркуке. Их жертвами стали около 30 человек, более 400 семей бежали в Багдад и другие города.
Сегодня в Багдаде по-прежнему смотрят на туркман как на «пятую колонну» Турции, а через нее и всего Североатлантического блока. В 2000–2001 гг. в центральных иракских СМИ об этом говорилось вполне конкретно, хотя формально речь шла о деятельности туркманских организаций в КАР. По этой причине уже не один год режим проводит активную арабизацию Киркука, где расположены нефтяные месторождения, и ряда северных районов Ирака, примыкающих к КАР. Туркманы выселяются или в Курдистан, или в центральные районы страны (собственно такая же политика осуществляется и в отношении курдов, и частично в отношении ассирийцев). В частности, к марту 2000 г. полностью ликвидировано традиционное ранее туркманское присутствие в киркукском районе Арафат, около 300 туркманских семей отправлены в Рамади. В начале 2002 г. более 300 рабочих-туркман были уволены и заменены арабами на объектах нефтяной инфраструктуры в Киркуке, Байджи и других местах. На туркман (как и на курдов и ассирийцев) распространяется правительственный запрет на использование неарабских имен.
Сопротивляться этим действиям в зоне контроля центрального правительства туркманы сегодня не могут. В этой части Ирака нет никаких туркманских общественно-политических объединений. Поэтому вся политическая работа туркман вынесена на территорию КАР, где для этого условия существуют.
В Курдистане интересы туркман представляет около десяти различных партий и организаций, которые были созданы преимущественно после «кувейтских событий» и потому зарегистрированы лишь в МВД региональных «правительств» М. Барзани и Дж. Талабани. Наиболее влиятельные из них: Исламский союз иракских туркман под председательством Аббаса аль-Баяти, Туркманская партия единства во главе с Насреддинином Дамирчи, Партия туркманского братства, возглавляемая Валидом Шарикатом, Туркманская партия национального спасения, Туркманская демократическая партия Курдистана, Ассоциация туркманского братства (глава – Нафи Кассаб), Культурный клубтуркманского братства, Иракское демократическое туркманское движение (генсекретарь – Азиз Кадер Саманджи), Движение независимых туркман (председатель – Канаан Шакер), Национальная партия иракских туркман (председатель – Мустафа Кемаль Яиджли), Партия «Туркмен-эли» (председатель – Рияд Сари Кахия).
Четыре последние партии объединены в Иракский туркманский фронт (ИТФ), сформированный в мае 1989 г. (по другим данным, в 1992 г.). Его лидеры – М.К. Яиджли, А.К. Саманджи, Канаан Шакер и др., печатный орган – газета «Туркмен-эли». Военное бюро ИТФ возглавляет Фикри Кемаль. В январе 2000 г. в Эрбиле состоялся съезд фронта, на котором было избрано политбюро из 6 человек. Два раза в год проводятся заседания Совета ИТФ, на котором вырабатываются основные решения по направлениям деятельности этой организации.
Особенностью политической платформы ИТФ является то, что в от-личие от других туркманских организаций он не подает документов на официальную регистрацию (в соответствии с курдистанским Законом о партиях от 1993 г.), не участвует в выборах, не признает Курдское региональное правительство и, в принципе, избегает упоминания термина Курдистан в своих СМИ (радио, телеканал, несколько газет, также не имеющих «официальной» лицензии). Исключением являются контакты с представителями США, периодически посещающими КАР – их ИТФ вынужден осуществлять через барзанистов и нередко непосредственно в штаб-квартире ДПК (как, например, было в случае с делегацией начальника отдела Ирака, Ирана и северной части Персидского залива Госдепартамента США Ф. Диббле летом 2000 г.).
При фронте создано два специализированных управления – Образования и культуры и Здравоохранения, которые, как и сам ИТФ, действуют независимо от аналогичных структур курдских органов власти.
Фронт контролирует ряд туркманских школ, преподавание в которых ведется только на родном и турецком языках и исключительно в русле концепций организации. Помимо этого у ИТФ имеется своя визовая служба – Бюро координации с МИД Турции, обеспечивающее свободное перемещение туркман в Турцию и из нее. За «визы», число которых достигает 20 в день, взимаются сборы, которые под видом пожертвований идут в казну фронта.
Исламский союз иракских туркман (ИСИТ), объединяющий туркман-шиитов, был создан в 1991 г. Как и другие организации в Курдистане, имеющие исламскую религиозно-политическую направленность, ИСИТ стоит на жестких антибаасистских позициях и достаточно тесно сотрудничает с ведущими иракскими религиозными оппозиционными движениями – Высшим советом исламской революции в Ираке (ВСИРИ) и «Даава». Существуют и зарубежные туркманские организации, в том числе с такими экзотическими названиями, как, например, «Канадско-иракское общество турецкой культуры».
Наиболее активной политической структурой туркман в КАР сегодня является ИТФ. При этом, несмотря на внешнее единство его рядов, входящие в него группировки не преодолели всех внутренних разногласий, результатом чего периодически становятся громкие отставки и выходы из состава фронта. В 1999 г. некоторые ячейки покинули фронт в связи, как было заявлено, «с пропагандой им пантюркистских идей и подчиненности иностранному государству». В середине 2000 г. из ИТФ ушли видный туркманский деятель Видад Арслан и его группировка «Туркман Кардашлык Оджагы» (Клуб туркманского братства), а также более трех десятков учителей, профсоюзных активистов и деятелей культуры.
У фронта имеются серьезные противоречия и с другими туркманскими фракциями. Одной из главных причин разногласий является отношение к Турции. Одни считают ее практически «родиной-матерью», другие настаивают на том, что туркманы – иракцы, и из этого следует исходить при формировании политической линии. Так, Партия туркманского братства (ПТБ) обвиняет ИТФ в том, что его деятельность «направляется из-за границы и нацелена на уничтожение демократического развития КАР».
В ходе вооруженного конфликта между ДПК и ПСК (1994–1997 гг.) туркманы в целом оставались нейтральными, несмотря на многочисленные попытки соперников вовлечь их в боевые действия на своей стороне. Вместе с тем у различных туркманских организаций все же имеются определенные симпатии к тем или иным курдским фракциям. Так, Туркманская партия единства сочувствует М. Барзани в его противоборстве с Дж. Талабани, в то время как ПТБ и Туркманский фронт стоят ближе к талабанистам. Начиная с 2000 г. ИТФ стал более открыто играть на разногласиях между Демократической партией и Патриотическим союзом, блокируясь с Дж. Талабани. Состоялся целый ряд визитов руководителей фронта в штаб-квартиру политбюро ПСК в Кара-Чолане (под Сулейманией). В свою очередь Дж. Талабани навещал лидера фронта Санана Ахмет-агу в Анкаре. При содействии ПСК были налажены контакты между ИТФ и Ираном (представительная делегация фронта посетила Тегеран в июле 2000 г.).
В целом же туркманы стараются выступать как самостоятельная сила, ставящая целью обеспечение своих национальных прав в рамках КАР вплоть до создания внутри этого района туркманского самоуправления по образу автономии курдов в масштабе Ирака. У туркман имеется и свой аналог курдской пешмерги – вооруженная партийная милиция. Среди политических задач иракских туркман – добиваться включения в будущее автономное образование района Киркука. Наиболее радикально в этом плане настроен ИТФ и в особенности члены партии «Туркмен-эли». Другие группировки пока стоят на тех позициях, что самоуправление, дескать, возможно осуществлять и без административной автономии, на базе соответствующих договоренностей с курдскими властями. По словам лидера Общества туркманского братства Н. Кассаба, «99% туркман выступают за федерализм…, уважают федеративный статус [иракского] Курдистана».
Отсутствие единого выразителя туркманских интересов, «зазоры» между платформами туркманских организаций пока дают возможность курдским администрациям, прежде всего в Эрбиле, сдерживать их общее давление. Как высказался в интервью стамбульскому телеканалу «NTV» от 8 февраля 2002 г. лидер ДПК М. Барзани, «мы не выступаем против правтуркман, однако отделяем этот вопрос от проблемы ИТФ». «Фронт представляет лишь часть туркман, однако при поддержке Турции пытается навязать себя всей общине. Если все туркманы проведут выборы и сделают фронт своим представителем, мы также признаем ИТФ единственным представителем туркман и станем рассматривать его в качестве партнера по переговорам. Однако мы против того, чтобы он навязывал себя в качестве такового как туркманам, так и нам». Правая рука лидера ДПК Хошияр Зебари высказался еще конкретнее: «Мы друзья Турции, однако мы не принадлежим Анкаре. [Туркманский фронт] не должен ставить себя над законом, а действовать в соответствии с ним, как все другие политические партии Курдистана. Он должен уважать демократический путь».
Постоянное упоминание Турции в контексте туркманского вопроса отнюдь не случайно: за политической активностью туркман зачастую действительно стоит Анкара, пытающаяся использовать туркман для усиления своего влияния в Курдистане. В туркманской среде интенсивно работают турецкие спецслужбы, главным образом, конечно же, собирая информацию о турецких курдских организациях – Рабочей партии Курдистана, Революционной партии Курдистана, Партии демократического решения Южного Курдистана и марксистских движениях «Кава», «Розчари», «Кок», «Тейкошин» и др. С этой целью турки создали в КАР Общество культуры и солидарности иракских туркман (сокращенно «Дарнак»).
Процесс политической вовлеченности Турции в туркманский вопрос заметно интенсифицировался в 1999–2002 гг. после ряда жалоб ИТФ в националистической турецкой прессе на отсутствие внятной политики Анкары по отношению к проблемам туркманской общины в КАР. Обработка туркманами турок усилилась после заключения Дж. Талабани и М. Барзани Вашингтонского соглашения в сентябре 1998 г., которое вызвало серьезное недовольство туркман, оказавшихся «за бортом» этих договоренностей (аналогичные чувства к Вашингтонскому соглашению питают и в самой Турции).
В настоящее время опека Анкары над туркманской общиной КАР имеет разные формы – от создания фактически турецких школ для туркман ифинансирования туркманских СМИ до поставки вооружений и помощи в подготовке собственных боевых отрядов. В феврале 2002 г., когда в администрации США активно муссировалась тема военной операции против Ирака, лидер Национальной партии иракских туркман (НПИТ) Джемаль Шан, выступая на 3-м съезде партии, призвал Турцию «защитить жизни и имущество туркман в случае взрыва ситуации в Ираке».
Произошедшее не без помощи турок обострение туркманского вопроса в иракском Курдистане в свою очередь вызвало широкую дискуссию об их судьбе в общественных кругах Турции, среди интеллигенции. Политолог Х.Т. Огузлу опубликовал исследование «Туркманы Ирака как фактор турецкой внешней политики». Появились предложения о создании Института исследований иракских туркман. Посол в отставке Юксек Сойлемез выступил на страницах газет с призывом к официальной Анкаре изучить экономические аспекты туркманского вопроса, которые, мол, до сих пор обходились Турцией стороной. По его мнению, иракские туркманы должны сыграть важную роль в восстановлении прежних масштабов турецко-иракской торговли, не меньшую по значимости, чем та, которую играют иракские курды в приграничной коммерции.
Именно с подачи Анкары тема туркманского анклава в иракском Курдистане зазвучала и за пределами региона. Делегация проповедующего эту идею Туркманского фронта была принята в декабре 2001 г. в Госдепартаменте США. Заместитель директора Центра предупредительных действий при Совете по международным отношениям (США) Д.Л. Филипс в своей статье в «Интернэшнл Геральд Трибюн» (от 16 мая 2002 г.) предложил следующее: «Создание федеративной демократической республики [в Ираке] является структурным решением, позволяющим одновременно обеспечить и озабоченности Турции, и устремления курдов. Соответственно, Ирак мог бы быть разделен на три анклава, одним из которых был бы Курдско-туркмано-ассирийский район на севере…».
При этом, по мнению, высказанному экс-премьер-министром Турции и главой «Партии Истинного пути» Т. Чиллер, поскольку «создание отдельного курдского государства противоречит турецким интересам, приемлемымпредставляется Туркмано-курдская федерация (так в тексте оригинала), которая оставалась бы в рамках единого Ирака, но чья территориальная целостность гарантировалась бы Турцией». «Любые решения по Северному Ираку должны включать туркман и курдов», утверждает Т. Чиллер.
Все это усиливает напряженность между туркманами и курдами, которая порой приводит к вспышкам насилия. В марте 1998 г. туркманские организации в Эрбиле подверглись нападениям и грабежам. Потребовалось вмешательство МИД Турции, чтобы остановить беспорядки. Более того, под давлением турок ДПК выплатила пострадавшим компенсации. В августе 1998 г. Эрбиль посетила делегация турецкой разведки во главе с генералом Э.М. Эрбаканом, которая, в частности, обсудила с туркманскими партиями план действий на случай новых нападений. Члены этих партий получили право отсылать семьи в Турцию в любое время.
Разногласия между курдами и туркманами возникли даже по поводу проведения похорон усопших. Стороны препятствуют захоронению на своих «национальных» кладбищах представителей другой этнической группы без специального разрешения своих политических структур (для Эрбиля это – ДПК и ИТФ). Проблема кроется в том, на каком языке будет выполнена надпись на могиле. Туркманы стараются использовать турецкий алфавит, курды пытаются запретить это, чтобы туркманские могилы не выделялись из общей массы. Тем, кто не согласен, приходится создавать отдельные кладбища, что весьма непросто.
В 1996–1998 гг. отношения между туркманскими организациями и ДПК были крайне напряженными. По указанию лидера ДПК М. Барзани на два года были высланы в Турцию председатели Национальной туркманской партии Ирака и Партии «Туркмен-эли» (вернулись в КАР осенью 1999 г.). Дополнительным источником раздражения служило то, что представители США, всякий раз посещая Курдистан, обещали деньги только курдам. Разрядить обстановку удалось лишь к осени 1998 г. В качестве жеста доброй воли ДПК дал разрешение на открытие в Эрбиле туркманского культурного центра.
В июле–августе 2000 г. вновь обострились отношения между партией М. Барзани и ИТФ, который обвинил ДПК в насильственных действиях против своих членов в Эрбиле с применением стрелкового оружия и гранатометов. Фронт обратился к «странам-гарантам безопасности КАР» (имеется в виду от режима С. Хусейна) с призывом срочно вмешаться для прекращения нападений курдов на туркман.
В свою очередь барзанисты выступили с критикой военного сотрудничества между ИТФ и Анкарой и дали понять, что напряженность вокруг фронта является следствием трений между различными течениями внутри этой организации, а не политики ДПК. Тем не менее Турция достаточно жестко отреагировала на эти события, устроив «разнос» М. Бар-зани в ходе его визита в Анкару в начале октября 2000 г. В дальнейшем тема «уважения прав» туркман в зоне ответственности ДПК стала практически традиционной в контактах турок с представителями этой партии.
1 октября 2001 г. служба безопасности эрбильской администрации (ДПК) закрыла офисы созданной незадолго до этого Туркманской организации студентов (TOC). Поводом стало отсутствие у TOC официальной регистрации. Несмотря на то, что эта организация имела достаточно радикальный характер, в протестах против «беззакония властей» приняли участие почти все туркманские партии и движения. Активнее всех выступили входящие в ИТФ Независимое туркманское движение, Национальная партия иракских туркман, «Туркмен-эли».
Вместе с тем на публике курдские лидеры традиционно выступают за гармоничное сосуществование курдов со всеми этническими меньшинствами КАР. Так, в речи на церемонии инаугурации трех новых ассирийских епископов личный представитель М. Барзани Фадель Мирани высоко отозвался об уровне «сотрудничества между различными религиозными (курсив автора) общинами, проживающими в Иракском Курдистане», и пообещал «и далее развивать существующую в КАР интеллектуальную и религиозную множественность».
Ассирийцам предоставлены места в администрации ДПК – 3 министерских портфеля в правительстве (министры финансов и промышленности и один государственный министр) и ряд чиновничьих должностей более скромного уровня. Существуют начальные школы с преподаванием на ассирийском языке. Стали выходить газеты и журналы, ассирийцам было предоставлено право отмечать свои религиозные праздники и объявлять выходные дни. Курдский спутниковый телеканал KTV регулярно посвящает им программы и передачи.
При региональной администрации в Эрбиле действует Туркманский департамент образования (отдельно от аналогичной структуры ИТФ), занимающийся вопросами преподавания в туркманских школах на родном языке. В середине 1990-х годов представитель туркманской общины занимал пост министра транспорта.
Ассирийский и туркманский вопросы в иракском Курдистане, имеющие пока патентный характер из-за наличия других сложных нерешенных проблем, таких как, например, будущее взаимоотношений между Багдадом и КАР, тем не менее, несет в себе большой взрывоопасный потенциал. Усиливает эту вероятность сохраняющаяся неурегулированность проблем между ДПК и ПСК, которой, в частности, уже попытались воспользоваться для «перекройки» внутриполитической карты Курдистана исламисты.
При этом в Багдаде не склонны рассматривать туркман и ассирийцев в качестве этнического «рычага сдерживания» курдских устремлений к абсолютному самоуправлению, с другой – они все больше воспринимаются курдами и отчасти иракским режимом в качестве «пятой колонны» Турции и стран Запада. Принимая во внимание, что в последнее время ассирийские партии усиливают давление на курдские администрации с целью максимального обеспечения национальных прав, а туркманские группировки и вовсе укрепляют свои вооруженные отряды и повышают боеспособность, нельзя исключать, что в недалеком будущем вокруг их требований автономии может возникнуть новый очаг напряженности и нестабильности на севере Ирака, в который, помимо Багдада и иракских курдских фракций, может оказаться втянутой и Турция.
курдский автономный администрация меньшинство
Список литературы
1. Аш-Шарк аль-Аусат, 28.12.1999.
2. Аль-Хаят, 12.12.1999; 06.02.2000.
3. Аль-Хаят, 23.03.2001.
4. Браяти, 10.02.2002.
5. Аш-Шарк аль-Аусат, 12.04.2000.
6. www.rferl.org/iraq-report/2002/01/l-l 10102.html.
7. www.rferl.org/iraq-report/2002/02/6–150202.html.
8. Iraqi Kurdistan Dispatch, 01.02.2002.
9. www.rferl.org/iraq-report/2001/10/32–051001.html.
10. www.rferl.org/iraq-report/2002/01/3–250102.html.
11. Хабат, 08.02.2002.