Проблемы освещения терактов на телевидении

17.    

Газовая атака в метро в Токио 20 марта 1995 г.

-

2,7 (23)

7,3 (23)

5,0

18.    

Взрыв у штаб-квартиры национальной гвардии в Саудовской Аравии 13 ноября 1995 г.

-

5,7 (66)

4,2 (15)

4,9

19.    

Взрыв дома в Волгодонске 16 сентября 1999 г.

8,1 (41)

1,5 (66)

4,9 (34)

4,8

20.    

Захват парламента в Ереване 27 октября 1999 г.

8,2 (38)

2,2 (102)

3,5 (26)

4,6

21.        

Подрыв эсминца ВМС США «Коул» в Йемене 12 октября 2000 г.

6,4 (33)

2,7 (86)

2,7 (17)

3,9

22.        

Взрыв в подземном гараже Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 26 февраля 1993 г.

-

3,4 (23)

-

3,4

23.        

Захват автобуса в Пятигорске 28 июля 1994 г.

5,7 (2)

1,2 (10)

2,8 (7)

3,2

24.        

Захват г. Буденновска 14 июня 1995 г.

-

1,5 (14)

3,5 (12)

2,5

В таблице приведена процентная доля сообщений информационных агентств, посвященных терактам, от общего количества сообщений, распространенных агентствами в течение суток после сообщения. В скобках указано количество сообщений, посвященных событию. Символ «-» означает отсутствие данных. В колонке «Рейтинг» указано среднее значение процентных показателей по трем агентствам. В случае отсутствия данных по какому-либо из агентств усреднение проводилось по имеющимся данным других агентств. При подсчете использовались ресурсы электронных библиотек Lexis-Nexis и ИА Integrum.

Приложение 2. Антитеррористическая конвенция[40]

Правила поведения СМИ в случаях террористического акта
и контртеррористической операции

Принято
Индустриальным комитетом СМИ
8 апреля 2003 года

В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.

Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации.

Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе:

1.       Работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

2.       В случае получения информации о готовящемся теракте или о его начале до обнародования данной информации журналист обязан сообщить ее руководству своего СМИ.

3.       Журналисты должны иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и профессиональную принадлежность.

4.       Руководство СМИ обязано незамедлительно передавать в распоряжение Оперативного Штаба или официальных органов ставшую им известной информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей.

5.       Исходя из того, что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны:

·           брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта кроме как по просьбе или с санкции Оперативного Штаба;

·           предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным Штабом;

·           самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано и сделано по просьбе Оперативного Штаба); если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;

·           брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; понимать, что взяв в руки оружие, работник СМИ перестает быть таковым;

·           предлагать террористам, заложникам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;

·           оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников.

6.       СМИ должны:

·           помнить, что прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;

·           избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей;

·           быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма; проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;

·           избегать излишнего натурализма при показе места события и его участников, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории;

·           быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий; нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания;

·           отдавать себе отчет в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение;

·           избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия.

7.       Освещая теракты и антитеррористические операции нужно также:

·           помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику; следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном;

·           помнить, что сообщение в СМИ являются общедоступными, в том числе и для тех, кто намеренно создает критическую ситуацию;

·           учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой - либо конкретной религией, расой или национальностью;

·           понимать, что информационные сообщения не должны содержать сведений, которые могли бы способствовать усилению позиций террористов, например, выступления в поддержку их требований. Подобные жесткие требования могут распространятся исключительно на ситуации, связанные с непосредственной угрозой для жизни людей, и не могут распространятся на события политической, экономической или социальной борьбы, укладывающейся в рамки Конституции.

СМИ могут сообщать своей аудитории, что часть информации закрыта Оперативным Штабом на время проведения контртеррористической операции по соображениям безопасности для сохранения жизни людей.


[1] Трифонов Ю. Собрание сочинений в 4 томах. Том IV. М.: «Художественная литература». – С. 154.

[2] Хоффман Б. Терроризм: Взгляд изнутри. – М.: «УльтраКультура», 2003. – С. 9.

[3] Журналистов готовят к новым терактам // Газета «Коммерсант», №203, 2002 г. – С. 5.

[4] Терроризм должен быть этичен // Газета «Коммерсант», №200, 2002 г. – С. 1.

[5] Сайт «Мировой терроризм»: #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Хоффман Б. Указ. соч. – С. 5

[7] Грищук В.К. Терроризм: проблема понятия // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы государства и права», выпуск №8, 2000. – С. 44.

[8] Хронология событий по: «Правда.Ру» (#"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Террор против террора // журнал «Коммерсант-Власть», №16, 2004 г. – С. 44

[10] Хофман Б. Указ. соч. С. 149.

[11] Террор против террора… Указ. соч. – С. 46.

[12] Хронология по материалам сайтов: Четвертая мировая война (#"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Партизанское движение.

[14] Хронология событий по: Армагеддон. Великая страна. Великая беда. Великая скорбь // газета «Известия», №167, 2001 г. – С. 1 и Черный вторник // журнал «Коммерсант-Власть», №37, 2001 г. – С. 9

[15] Германские политологи о «мире после 11 сентября» // сборник «Мир после 11 сентября в оценках аналитиков». – М.: ИНИОН РАН, 2003 г. – С. 85

[16] Цит. по: Вартанов А.С. Октябрь тревоги нашей // Актуальные проблемы телевизионного творчества – М.: КДУ; Высшая школа, 2003. – С. 206

[17] Хронология событий по: Захват // журнал «Коммерсант-Власть», 28 октября – 3 ноября 2002 г. – С. 13 и Освободить и уничтожить // журнал «Коммерсант-Власть», 4-10 ноября 2002 г. – С. 13.

[18] Тайна Гиппократа // журнал «Итоги», 5 ноября 2002 г. – С. 13.

[19] Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ. Текст согласно электронному Банку правовых актов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 195

[21] Там же. – С. 189

[22] Там же.

[23] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 193.

[24] Хронология по: Трехдневный спецвыпуск // журнал «Коммерсант-Власть», №47, 2002 г. – С. 20

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Там же. – С. 21

[28] Терроризм должен быть этичен… Указ. соч. – С. 5.

[29] Обращение представителей российского журналистского сообщества к президенту РФ от 20.11.2002: #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] Трехдневный спецвыпуск… Указ. соч.  – С. 21.

[31] Там же.

[32] В строгом режиме реального времени // OvideO.ru – #"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Цит. по: Минпечати приняло решение о прекращении вещания телекомпании «Московия» // сайт Newsru.com, 25 октября 2002 г. – #"#_ftnref34" name="_ftn34" title="">[34] Там же.

[35] Цит. по: Вещание телеканала «Московия» будет возобновлено // Lenta.ru, 26.10.2002 – #"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">[36] Цит. по: Новые поправки в Закон о СМИ // Национальная ассоциация телерадиовещателей: #"#_ftnref37" name="_ftn37" title="">[37] Муратов С.А. Телевизионное общение… Указ. соч. – С. 193.

[38] Из Обращения представителей российского журналистского сообщества к президенту РФ от 20.11.2002: #"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] По данным журнала «Коммерсант-Власть» от 4-10 ноября 2002 г. – С. 26.

[40] Текст Антитеррористической конвенции с сайта Национальной ассоциации телевещателей: http://www.nat.ru/main.php?nat_support.antiterror_doc


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты