Рефлекс свободы

 Юрий  Галансков был приговорен к 7 годам лагеря, Александр Гинзбург — к 5 годам,  Алексей Добровольский, активно сотрудничавший со следствием и обвинением, — к 2  годам. Вера Лашкова получила 1 год лишения свободы и была освобождена из-под стражи  через несколько дней после суда.

 "Дело четырех", как его стали называть впоследствии, стало одним из самых громких  политических процессов 1960—1980-х гг. и имело далеко идущие последствия. Сам факт  очередного уголовного преследования по очевидно политическим мотивам, ставшие  широко известными многочисленные процессуальные нарушения в ходе следствия и  судебного разбирательства, суровость приговоров, вынесенных Галанскову и Гинзбургу,  отчетливо прослеживавшаяся связь этого дела с предыдущей судебной расправой над  писателями Синявским и Даниэлем, — все это вызвало волну протестов, масштабы  которой не были превзойдены в течение всего периода существования в СССР  диссидентского сопротивления.

 Петиционная кампания в защиту Гинзбурга и Галанскова началась еще до слушания дела в  Мосгорсуде; под некоторыми обращениями в официальные органы были собраны сотни  подписей, среди которых было немало известных имен.

 Протесты не ограничивались одними петициями: 22 января 1967 г.. сразу после ареста  Галанскова, Добровольского и Лашковой, но еще до ареста Гинзбурга на Пушкинской  площади в Москве был устроен митинг протеста. Несколько участников митинга было, в  свою очередь, арестовано и осуждено еще до окончания следствия по делу четырех.

 Самым  драматическим эпизодом протестной кампании стало обращение Ларисы Богораз и  Павла Литвинова "К мировой общественности", открыто переданное авторами  иностранным журналистам на третий день процесса, около здания суда на Каланчевке.  Обращение, в тот же вечер многократно переданное всеми зарубежными радиостанциями,  вещающими  на Советский Союз, произвело колоссальное впечатление, не столько своим  содержанием, сколько формой: впервые граждане СССР, протестуя против судебного  произвола, решились апеллировать не к официальным инстанциям, а непосредственно к  своим согражданам и к мировому общественному мнению. Обращение инициировало  новую волну протестов — уже не только против суда и приговора, но и вообще против  политических преследований инакомыслящих и других тенденций, расценивавшихся как  попытки возрождения сталинизма.

 Вызванная процессом четырех "эпистолярная революция", как ее иногда называли, привела к консолидации протестной активности в стране. Именно тогда возникло то, что  впоследствии назовут правозащитным движением в СССР. Вскоре эта консолидация  нашла свое материальное воплощение, в апреле 1968 г был выпущен первый номер  "Хроники текущих событий" — самиздатского информаци-


онного бюллетеня  правозащитников.


"Вече"


"Вече" (1971-1974) - самиздатскии журнал национально-патриотического направления, один из первых "толстых" журналов самиздата Редактор-составитель первых 9 номеров

В Осипов, номера 10-И Овчинников.


Бюллетени "В" и "+"


Бюллетень "В" можно назвать попыткой создания диссидентского информационного агентства, т. к. это самиздатское правозащитное издание предназначалось не столько для самостоятельного чтения, сколько для использования другими правозащитными изданиями и группами' "Хроникой текущих событии" и Московской Хельсинкской группой в Советском Союзе и "Вестями из СССР" в Мюнхене Бюллетень издавался в 1980-1983 гг Всего за это время вышло 105 номеров.

Буква "В" у большинства читателей ассоциировалась со словом "Вести" Этот сборник формировался два-три раза в месяц из поступавших "сырых", необработанных новостей, которые не подвергались тщательной проверке,

как это было принято в других правозащитных изданиях. Поэтому сборник печатался всего в нескольких экземплярах, которые передавались тем, кто занимался сбором, проверкой и обработкой информации о положении с правами человека в СССР Фамилии составителей не указывались Название "бюллетень" было внесено на первый лист № 84 сборника в октябре 1982 г., когда после отъезда в эмиграцию одного из главных создателей сборника Владимира Тольца и арестов других участников издания, Ивана Ковалева и Алексея Смирнова, редактором стал Сергей Григорьянц. В издании сборника принимали участие К. Попов, Ф Кизелов, Л Туманова, В Сендеров, Е. Санникова, Т. Трусова, Е. Кулинская. В мае 1983 г., в выпуске № 105, редакция заявила о прекращении издания бюллетеня КГБ добился этого под угрозой ареста лиц, подозреваемых в близости к редакции

С весны 1984 г. начинает выходить бюллетень "+", имеющий порядковые номера +1, +2 и т. д. Изготовление бюллетеня инкриминировали на суде К Попову. В его издании принимали участие А Лащи-

вер, О Корзинина и Е Кулинская В определенном смысле бюллетень "+" был продолжением бюллетеня "В", но содержал совсем сырую информацию. Он выходил до лета 1986 г.

ИГ


Инициативная группа по защите прав человека в СССР (ИГ), образованная в мае 1969 г — первое в СССР неофициальное объединение правозащитников.

 Основное содержание работы ИГ — составление обращений в международные организаци (по преимуществу, в ООН). Структуры и устава не имела В ИГ вошли 15 человек Г.Алтунян, В.Борисов, Т. Великанова, Н Горбаневская, М.Джемилев, С.Ковалев, В.Красин, А Лавут, А Левитин (Краснов), Ю.Мальцев, Л Плющ, Г.Подъяпольскии, Т Ходорович, П И.Якир, А А.Якобсон

Большая часть членов группы вскоре была арестована. Последнее обращение ИГ датируется 1974 г


















          









         "Рефлекс свободы"


















Работа Павлова "Рефлекс свободы" вызвала во мне большой интерес. Она представляет собой ценность не только для интеллектуалов, работников в сфере науки, но и для учащихся. В этой работе ученый изложил свой взгляд на текущие события того времени, глубоко проанализировал взаимоотношение государства и общества. Высказал свое мнение о том,  какие реформы нужно провести, чтобы отношения народа и власти улучшились.

    Глубокий патриотизм Ивана Петровича Павлова к своей родине является примером для нашего молодого поколения.

    "Я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, я интересуюсь прежде всего ее жизнью, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство" - вот такое признание известного ученого я беру для примера в своем мышление. И хочу как он    сохранить за собой право говорить правду, протестовать против того, что считаю неправильным и вредным для моей Большой и Малой Родины, служить прежде всего моему Отечеству















О патриотизме и диссидентстве Павлова


Иван Петрович  Павлов в течение всей своей жизни при советской власти называл Октябрьскую  революцию   "большевистским экспериментом".  21 декабря 1934 г. он писал в Совнарком СССР: "Во-первых, то, что вы делаете, есть, конечно, только эксперимент, и пусть даже грандиозный по отваге, но не осуществление бесспорной насквозь жизненной правды — и, как всякий эксперимент, с неизвестным пока окончательным результатом. Во-вторых, эксперимент страшно дорогой (и в этом суть дела), с уничтожением всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни.  Пощадите же родину и нас "

  Спустя всего несколько месяцев, 17 августа 1935 г., вечером в Московском Кремле,  на  приеме  делегатов XV   Международного   физиологического конгресса, в присутствии 1500 человек Павлов произнес краткую речь, в которой были такие слова: "Вся моя жизнь состояла из экспериментов. Наше правительство тоже   экспериментатор, только несравненно более высокой категории. Я страстно желаю  жить,  чтобы увидеть победное завершение этого исторического социального эксперимента". Сказав это, он под бурные аплодисменты     провозгласил    тост    "За    великих    социальных экспериментаторов!"

   Слова Павлова  в Кремле вскоре стали известны всему Старому и Новому Свету Они  бурно обсуждались в зарубежной прессе Ученые, общественные деятели, писатели, журналисты  терялись в догадках о  причинах  столь кардинальной метаморфозы  в политических взглядах человека, которого на

 Западе считали "единственным  свободным гражданином  России", причем       такую репутацию он не утратил и после своей речи.

      Одни   комментаторы  павловского тоста  предполагали, что большевики       запугали Ивана Петровича. По мнению  других, они его подкупили. Третьи       считали, будто он по своей политической наивности поддался их обману.

      Эти высказывания стали мне известны в начале 70-х годов при подготовке к изданию  книги о  Павлове, написанной в соавторстве с моим  учителем А.С.Мозжухиным. Мы  не могли принять ни одну из упомянутых выше версий. Павлова не смогли запугать в первые годы после революции, хотя угрозы были  весьма серьезными (вызывали в ЧК, пугал его сам Зиновьев, гроза Петрограда  и всего Советского Севера, травила пресса, угрожая "зашибить" господина  профессора). Иван Петрович  писал в Совнарком  (за полгода до своего   выступления в Кремле): "Революция меня

застала почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок деятельной человеческой жизни  именно 70 лет. И  поэтому я смело и открыто  критиковал революцию. Я говорил себе: "Черт с ними! Пусть расстреляют. Все равно жизнь кончена,  я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство " ". Так чего ему было бояться на девятом десятке лет?

      Вряд ли можно было подкупить человека, который превыше всего ценил в себе   и  других честь  и человеческое  достоинство. От  отца он  унаследовал бескорыстие и бессеребренность, столь почитаемые православной церковью, а  сам неоднократно избирался председателем суда чести врачей.

      О  наивности 86-летнего старца могли говорить люди, не знакомые с его       прозорливыми  прогнозами. Политические события он анализировал глубже       многих  политологов  и  редко  ошибался  в  перспективной оценке  их       последствий. Ему   посчастливилось сохранить  ясность  мышления   до       последнего дня долгой жизни.

      В работе над книгой я встречался со многими учениками Павлова и почти каждому задавал вопрос, который был столь актуален для западной прессы в 1935 г. Запомнился ответ профессора Конради Георгия Павловича, который  четверть века назад я не смог оценить так, как сегодня. Конради объяснясь "метаморфозу" политических взглядов Павлова его  "государственным  российским  патриотизмом".   Он   воспринимал  укрепление  мощи    и   международного авторитета России как свое кровное дело.

  

    "Я был, есть и останусь сыном Родины "

      В жизни Павлова был период (на третьем десятке лет), когда он под влиянием своего университетского учителя — профессора физиологии И.Ф.Циона —  стремился стать нигилистом. Однако прежнее воспитание в патриархальной семье потомственных священнослужителей, а также огромное влияние на него   Ф.М.Достоевского, С.П.Боткина и невесты Серафимы Васильевны Карчевской   оказались сильнее. И если в 30 лет Иван Павлов находил много сходства  между  собой и  нигилистом Иваном  Карамазовым, то  со временем стал   исповедовать мораль  Алеши  Карамазова' "Без  высшей идеи  не может  существовать ни человек, ни нация".  В  1923 г. Павлов во

вступительной лекции к курсу физиологии поведал студентам Военно-медицинской  академии о мыслях  и чувствах, которые обуревали его в революционные годы: "Только тогда я и почувствовал, до какой  степени  вся моя   деятельность —   хотя  бы  по  сути  своей интернациональная, —  до какой степени она связана с достоинством  и интересами Родины. Это истина, если я скажу, что я прямо как бы потерял основной смысл в своей научной деятельности при мысли, что Родина погибла. Для кого же  я тогда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты