Региональная политика России

Региональная политика России

                 I. Региональная политика   России:

                  концепции, проблемы, решения.


     Любая политика - это цели и задачи,  преследуемые и решаемые

людьми в связи с  их  конкретными  интересами,  а  также  методы,

средства и институты,  с помощью который данные интересы формиру-

ются, отстаиваются и защищаются.

     Региональной политикой  можно считать лишь такую систему на-

мерений и действий,  которая реализует интересы государства в от-

ношении  регионов и внутренние интересы самих регионов методами и

способами,  учитывающими природу современных региональных процес-

сов,  и  которая осуществляет все это преимущественно в структуре

меж- и внутрирегиональных связей.

     Региональная политика - это целостное и самодостаточное зве-

но политической основы общества,  без которого последнее, а также

каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случай-

но и без гарантированного успеха существовать на каждой  конкрет-

ной территории,  оставаясь "наедине" с государством, его экономи-

ческой, внешней, внутренней и иной политикой.

     Всякая политика хороша настолько,  насколько ей удается под-

держивать баланс различных интересов.  Региональная политика - не

исключение.  Она  в той мере политика и в той мере эффективна,  в

какой достигнут и стабилизирован компромисс  между  региональными

интересами государства и местными интересами самих регионов.

     Объединительной идеей и государственной,  и  местной  регио-

нальной политики может и должна стать устойчивость,  стабильность

меж- и внутрирегиональных отношений.

     Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопу-

щение  необратимой  территориальной  дезинтеграции   государства.

Главным  же интересом каждого региона - блокирование необратимого

распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, при-

родоресурсных  и иных отношений;  обеспечение на этой основе ста-

бильного и согласованного развития всех элементов  локализованной

сферы,  соответствующего потребностям человека, общества и приро-

ды. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, обще-

социального и  иного  общего  потенциала есть мощный внутрирегио-

нальный потенциал,  который можно  реализовать  исключительно  на

местном уровне - и это одна из первейших задач региональной поли-

тики и самих регионов, и государства.

     Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регио-

нами, - это то,  что должно делаться для согласованного и взаимно

неразрушающего развития  всех элементов пространственно локализо-

ванной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспо-

собность региональной политики на местах.

     Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между

регионами.

     Главный региональный интерес России в настоящее время должен

быть осознан  как минимизация негативных проявлений территориаль-

ной дезинтеграции на уровне субъектов  Федерации,  как  поддержка

местных преобразований,  как  создание общероссийских условий для

того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой

внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные

возможности государственной помощи.

     Местные интересы  определяются  обеспечением полнокровного и

сбалансированного существования на  данной  территории  человека,

общества и  природы,  гарантирование  их согласованного воспроиз-

водства на базе задействования ресурсов и  полномочий,  государс-

твенно признаваемых местными.

     Фундаментальными методами региональной политики  можно  счи-

тать разъяснение  ее содержания, смысла и практической пользы для

всех без исключения сторон,  согласительно-договорные процедуры с

развернутым закреплением условий,  обеспечивающих интересы регио-

нального развития, формирование соответствующей правовой базы.

     Только с  сознанием  общественной необходимости региональной

политики, с ее разработкой и реализацией появится  возможность  к

решению общероссийских проблем:  начавшееся хозяйственное обособ-

ление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отно-

шениях региональных  структур власти и управления с общегосударс-

твенными; национально-этническое развитие и  дополнительное  обо-

собление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социально-

го и общественно-политического характера;  формирование собствен-

ной региональной  ресурсной  базы социально-экономического разви-

тия; экологическая стабильность и другие условия устойчивого раз-

вития регионов (особенно северных территорий);  выделение и функ-

ционирование регионов со специфическими статусами (свободные эко-

номические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологи-

ческого бедствия и т.п.) и др.


          II. Регион и центр: проблемы взаимоотношений.


     Взаимодействия региональных  и  центральных органов власти в

1992 - 1993 годах определялись в основном  стремлением  центра  к

системному реформированию  экономики,  а  регионов  - к защите от

"негативных" последствий реформ.  При этом часть регионов стреми-

лась максимально  использовать возникающие в процессе реформ воз-

можности для экономического продвижения,  другая  часть  пыталась

скорректировать само направление экономического реформирования.

     Эти взаимодействия проходят в  весьма  сложной  политической

обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным

возможностям ветвей власти,  в условиях ослабленности  институтов

национальной государственности,  высокого  уровня социальной нап-

равленности, ограниченной  лояльности   силовых   государственных

структур. Как разворачивалось это противостояние, какова динамика

взаимодействия центра и регионов?  Особая острота проблемы в том,

что во-первых,  качественно  видоизменяются экономические отноше-

ния, которые находятся в  начале  длительного  этапа  становления

рынка; во-вторых,  качественно  обновляются  и также находятся на

начальном этапе не менее  длительного  становления  федерализм  и

местное самоуправление.

     Структуризация власти  на  федеральном  уровне   традиционно

рассматривалось как производная противоречий между представитель-

ной и исполнительной ее ветвями.

     Администрация Президента.

     Региональная политика федеральных властей в понимании прези-

дентский структур должна включать такие элементы, как:

     1) конституционный процесс (правовое  определение  отношений

между субъектами Федерации и центральными структурами, символизи-

рующими Федерацию в целом);

     2) согласование  интересов  территорий  с различным статусом

(национальные республики - области) и различных этнических групп.

Экономическая составляющая  региональной политики рассматривается

президентскими структурами скорее,  как средство решения, как они

считают, действительных  проблем  -  сохранение целостности госу-

дарства и поддержание межнациональной стабильности.

     Распад Федерации рассматривается администрацией как постоян-

ная угроза.  Для удержания под контролем  центробежных  тенденций

главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституцион-

ных принципов (равноправие субъектов  Федерации,  единство  госу-

дарственного строя,  отсутствие внутренних экономических границ).

Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих  прин-

ципов не  реально,  ставка делается на разработку и осуществление

"новой региональной стратегии российского  государства",  направ-

ленной на  преодоление  дифференциации  регионов по уровню жизни,

развитие межрегионального сотрудничества, а также "переход от уз-

коэкономических к  более  широким - общественным и социальным це-

лям".

     Реалистичность постановки  таких  целей  весьма сомнительна.

Единственное, что можно серьезно обсуждать в идеологических пост-

роениях президентских экспертов, - это необходимость быстрого ре-

формирования налоговой системы с разделением налоговых баз бюдже-

тов городов, регионов и Федерации. Сотрудники президентской адми-

нистрации считают,  что в этом случае "каждый  уровень  государс-

твенной власти  будет  по-настоящему независим от других" (именно

в этом случае единство Федерации будет соблюдаться  неукоснитель-

но). Для  укрепления  такого единства намечается также обеспечить

приорететное развитие единой инфраструктуры и окончательно  разг-

раничить федеральную и региональную собственность.

     Наиболее противоречива позиция президентской команды относи-

тельно определения  реального статуса регионов.  С одной стороны,

утверждается, что регионы не  являются  субъектами  экономических

отношений, с другой - что регионы обладают определенными полномо-

чиями в регулировании экономического поведения на их  администра-

тивной территории. Возможный выход из такого конфликтного положе-

ния видится в создании Федерального фонда регионального развития,

ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов

и формируемого за счет территориальной ренты,  изымаемой в  более

благоприятных регионах.

     Правительство.

     В отличие  от  президентской администрации правительственные

структуры в качестве  приорететных  целей  региональной  политики

выдвигают в основном экономические.  Ключевым элементом такой по-

литики является предоставление регионам прав на ускоренное рефор-

мирование экономических  отношений  ради  скорейшего  преодоления

кризиса переходного периода.

     Правительство также  занимает  более жесткую позицию относи-

тельно претензий региональных  властей  на  руководство  деятель-

ностью экономических субъектов.

     Региональная политика правительства,  блокирована межведомс-

твенными противоречиями.

     В итого региональная политики свелась к разрешению межнацио-

нальных проблем

     Несмотря на предположение о том,  что новые структуры предс-

тавительной власти  на федеральном уровне станут лоббистскими ма-

шинами региональной администрации, пока что нет подтверждения та-

ким опасениям.

     Государственная дума отличается лоббированием интересов  от-

дельных отраслей  ( в основном АПК,  ТЭК и финансовые структуры).

Совет Федерации все глубже увязает  в  разбирательстве  межнацио-

нальных проблем.  Частично это объясняется согласием исполнитель-

ных структур на своего рода разделение сфер влияния и ответствен-

ности.

     Отсутствие скоординированной региональной политики  обуслов-

лено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но

и отсутствием давления со стороны регионов.  С одной стороны, фе-

деральным властям  удалось уверить региональные элиты в своей го-

товности к компромиссам по конкретным вопросам (что снизило  уро-

вень претензий  на  общее изменение курса),  с другой - произошли

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты