Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия

Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ











РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

по теме:

«Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия»














Запорожье, 2010

Сущность политического конфликта


Конфликт политический - это состояние политических отношений, в которых их участники ведут борьбу за ценности и определённый статус, власть и её ресурсы, борьбу, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Суть конфликта в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению вовлечённых в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающих своё место в обществе и своё отношение к другим людям, социальным группам и институтам.

В политическом конфликте противоборствующими сторонами выступают: государство, определённые классы, социальные общности, политические партии и движения, политические лидеры. Конфликты происходят как между субъектами одного порядка (государство с государством, класс с классом и др.), так и в различных вариантах (определённая социальная общность с государством, политический лидер - с политической партией и др.). Выделяются также горизонтальные и вертикальные политические конфликты. Горизонтальные - это конфликты между индивидуумами, социальными группами, классами. Вертикальные - между субъектами политической власти, представляющие её различные уровни. Например, конфликты между центральными и местными государственными органами, между гражданами и различными государственными структурами.

Существует несколько подходов к типологизации конфликтов. Чаще всего указывают на три основных типа политических конфликтов в зависимости от уровня развития обществ, в которых они протекают: конфликт интересов, конфликт ценностей, конфликт идентификации.

Конфликт интересов преобладает в экономически развитых государствах, где политической нормой является торг, связанный с дележом экономического пирога: борьба вокруг налогов, объемов социального обеспечения и т. п. Политический конфликт такого типа сравнительно легко урегулировать, так как всегда можно найти компромиссное решение.

Ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран, государств с неустойчивым общественным строем. Ценностные конфликты требуют больших усилий для их урегулирования, поскольку трудно поддаются компромиссам. Здесь действует правило: "или - или". Ценностные конфликты - это борьба вокруг принятых неосознанно понятий о том, что является правильным или важным. Приоритетные ценности, которые становятся основой политических конфликтов, - это "свобода", "равенство", "справедливость", "автономия", "терпимость" и т. д.

Конфликты идентификации характерны для обществ, в которых субъект отождествляет себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом в целом. Конфликты идентификации возникают в условиях расовой (ЮАР, США), этнической (бывший СССР), языковых (Бельгия) или религиозных (Северная Ирландия) противоположностей.

Любой политический конфликт проходит, как правило, 4 стадии: зарождение, начало, нарастание и разрешение.

Первая стадия - зарождение или предконфликтная ситуация - характеризуется следующими признаками:

а) наличие и рост недовольства существующим положением в наиболее важных сферах общественной жизни (например, галопирующая инфляция, быстрый рост цен, критическое загрязнение окружающей среды, не говоря уже об обнищании широких масс и др.), настроения неудовлетворённости вообще существующим социально-политическим устройством в данном обществе;

б) утрата доверия к власти, рост беспокойства за ближайшее будущее, повышение политической активности значительной части населения страны;

в) напряжение проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях (миграция части населения в другие регионы и за границу, активизация общественно-политических движений в борьбе за влияние на массы и др.).

Вторая стадия - начало конфликта, когда антагонизм перерастает в противостояние, в собственно конфликт в открытом виде. Поводом перерастания процесса в эту стадию могут быть:

а) серьёзные просчёты высшего политического руководства страны, приведшие к резкому ухудшению материального положения значительной части населения;

б) заранее запланированная провокация;

в) принятие решения, ущемляющего права другой группы;

г) запаздывание в принятии радикальных мер, направленных на решение проблем, взбудораживающих население и др.

Третья стадия - нарастание конфликта, на которой и разворачиваются конфликтные действия:

а) в борьбу вовлекаются через блоки, договоры всё большее количество других участников;

б) кризис охватывает всех участников с обеих сторон и превращается в общенациональный;

в) одна из сторон переходит к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах;

г) наконец, вооружённый конфликт, начинающийся с ограниченных масштабов, но способный развиться до войны, как продолжение политики всех участников конфликта.

Четвёртая стадия завершает весь процесс, это стадия разрешения конфликта, когда либо под давлением более сильной стороны, либо по обоюдному согласию, удаётся прийти к однозначному решению, состоянию, приемлемому для обеих сторон, когда собственно конфликтная ситуация исчерпывается. В политологической литературе излагаются различные методы, принципы, процедуры контроля и разрешения конфликтных ситуаций. К наиболее общим методам относятся следующие.

Во-первых, метод “избегания” конфликта (уход с политической арены политического деятеля или угроза ухода; избегание встреч с представителями противоборствующей стороны и т.п.).

Во-вторых, метод откладывания конфликта, когда одна из противоборствующих сторон, признав своё бессилие, сдается на “милость победителя”. Однако, с помощью этого Метода конфликтная проблема, как правило, не решается, а лишь притупляется, ибо по мере накопления сил сдавшая свои позиции сторона сможет вновь пытаться вернуть утраченные позиции.

В-третьих, метод примирения сторон через посредника, в роли которого могут выступать отдельные политические деятели или согласительные комиссии и даже страны в межгосударственных конфликтах.

В-четвёртых, третейское разбирательство или арбитраж. Осознав необходимость преодолеть конфликт, стороны передают свой спор для разбирательства третьей стороне, всецело полагаясь на её решение, обязательное для противоборствующих сторон. Однако и этот метод имеет недостатки: арбитр навязывает решение сверху, которое может не устраивать одну или обе конфликтующие стороны.

В-пятых, непосредственные переговоры. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Результатом переговоров является узаконение того нового порядка, который они установили. Переговоры позволяют прийти к согласию, консенсусу; они открывают путь к сотрудничеству ранее противоборствующих сторон.

Р. Даль считает, что в любом политическом конфликте могут возникнуть 3 альтернативы: тупик, принуждение, мирное урегулирование. Тупик возникает, когда каждый участник политического конфликта блокирует действия другого, не в силах изменить его поведение. Результат тупика в политике - статус-кво. Принуждение означает использование силовых структур, подавление другой стороны. Мирное урегулирование связано с консультациями, переговорами, поиском взаимоприемлемых решений. Этот, последний вариант, оптимальный, наиболее предпочтительный.


Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия


Сложная религиозно-политическая ситуация, сложившаяся в современной Чечне, во многом детерминирована тяжелой послевоенной экономической, социально-политической и духовной обстановкой.

За годы войны значительная часть экономики была разрушена и многие чеченцы оказались перед непреодолимыми материальными трудностями, они лишены возможности работать и получать соответствующую оплату за свой труд, восстанавливать разрушенное, пройти психологическую и медицинскую реабилитацию.

С сожалением приходится констатировать, что на территории Чечни и других Северокавказских республик частыми стали такие явления, как насилие, жестокость, а также иные трудно объяснимые поступки.

Эти тяжелые реалии жизни непосредственно влияют на общественное сознание, традиционные духовно-нравственные и поведенческие нормы, подвергая их заметной коррекции.

Часто совершаемые в этом регионе преступления: киднэпинг, зверское убийство заложников – страшный послевоенный синдром. Часто он искусственно поддерживается в целях создания негативного образа чеченца, чеченского народа. К тому же, политическая дестабилизация на Северном Кавказе выгодна многим силам, как в самой России, так и за ее пределами.

Одной из значительных сил, негативно влияющих на общественно-политическую ситуацию в Чечне и на Северном Кавказе, является так называемое движение ваххабитов, поддерживаемое не только некоторыми арабскими и западными странами, но и, как ни странно, Москвой.

В связи с процессом возрождения ислама на Северном Кавказе в духовно-религиозной жизни, как чеченцев, так и соседних им дагестанцев, особенно даргинцев, произошли некоторые изменения. В регионе возникло новое религиозно-политическое течение, получившее название ваххабизм. Каковы же особенности северокавказского ваххабизма?

Северокавказские ваххабиты сами себя называют “единобожцами” или “салафами” (последователями чистого ислама, того ислама, который существовал во времена пророка Мухаммада и четырех праведных халифов), свои организации они именуют “джамаатом”. Ваххабизм противоречит традиционному для Северо-восточного Кавказа суфийскому исламу.

Суфийский ислам, существующий в Дагестане, Чечне и Ингушетии в виде двух тарикатов: накшбандийа и кадирийа, - ваххабиты считают заблуждением, отклонением от норм чистого ислама, носителями которого только они и являются. Однако ни один сторонник суфийского ислама на Северном Кавказе с обвинениями, выдвигаемыми ваххабитами в их адрес, не соглашается. Более того, тарикатисты обвиняют ваххабитов в сектантстве.

Движение ваххабитов приобретает некоторый рост за счет вовлечения в их ряды неработающей и часто духовно индифферентной молодежи.

Приняв участие в военных действиях против российских войск в Чечне, ваххабиты приобрели ореол защитников родины, воинов ислама, в силу чего их позиции значительно укрепляются в послевоенной Чечне.

В 1996 году и.о. президента З. Яндарбиев издает указ, отменяющий действие на территории Чечни советских и российских законов; ликвидирует светские суды, создает Верховный Шариатский суд и соответствующие районные шариатские структуры. Законодательной базой шариатских судов становится Уголовный Кодекс-Шариат, переписанный с Суданского Уголовного Кодекса. Роль судей выполняют ваххабиты или же их сторонники. Они занимают ряд ключевых позиций в государственных, военных и религиозных структурах, а также в средствах массовой информации. Такие сторонники ваххабизма как И. Халимов, М. Удугов, А.-В. Хусаинов вошли в состав чеченского правительства. Хорошо организованные, прошедшие военные испытание ваххабитские боевые группы формально входят в состав Вооруженных сил Чечни.

Укрепившись политически, ваххабиты стали навязывать чеченскому обществу собственную идеологию и практику. Значительную часть верующих возмущают несправедливые наказания, часто выносимые в шариатских судах, попытки ваххабитов надеть паранджу на чеченских женщин, развернутая ими борьба против продажи и употребления алкоголя, хищения нефтепродуктов, сопровождавшаяся избиением людей, уничтожением спиртного, сожжением бензовозов, минизаводов по перегонке нефти.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты