Для противостояния все распространяющемуся ваххабизму на Северном Кавказе в столице Ингушетии г. Назране создается координационный центр мусульман Северного Кавказа при участии муфтиев Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По замыслу организаторов он призван решать задачи миротворческого характера, способствовать сохранению стабильности в регионе и сдерживанию влияния ваххабизма. Председателем координационного центра сроком на один год избран авторитетный алим Ингушетии, муфтий Магомед Албогачиев.
Объединение мусульман Северного Кавказа - это реакция традиционного ислама на угрозу религиозного радикализма. Гибель авторитетного религиозного деятеля ускорила его создание.
Сразу же после избрания А.Масхадова президентом Чечни в январе 1997 года лишившиеся власти З.Яндарбиев и его “вице-президент”, один из идеологов чеченской революции С.Х.Абумуслимов, организовали в Грозном митинг, где они заявили, что А.Масхадов избран президентом при финансовой поддержке Москвы. Словом, З.Яндарбиев и его сторонники, сокрушительно проиграв на выборах, составили политическую оппозицию всенародно избранному чеченскому президенту. На открытую политическую борьбу против президента Чечни становятся также С.Радуев и его ближайщее окружение.
С точки зрения оппозиции, Масхадов отошел от пути, предначертанного Джохаром Дудаевым, и склонен к уступкам России. Для такого вывода у оппозиции существовал формальный повод: в своей предвыборной речи А.Масхадов как-то заявил, что Дудаеву следовало бы быть во взаимоотношениях с Россией более дипломатичным и гибким. Кроме того, он высказывался за единое экономическое, военное, образовательное поле с Россией. Это его политическое видение оппозицией было воспринято негативно.
Убийство А.Саидова - российского представителя в Чечне, дерзкое похищение четырех английских граждан, занимавщихся устовлением спутниковой связи в Чечне, а затем их казнь - все это было направлено на дискредитацию чеченской власти в глазах мирового сообщества.
Участие в этом идейных, политических противников А.Масхадова, думается, не исключено. Президент А.Масхадов от имени всего чеченского народа объявил вендетту преступникам, совершающим похищения и убийства людей, призвал весь народ бороться с этим злом. Мобилизация народа, осуществляемая чеченскими силовыми структурами, борьба против преступных групп, производимые аресты - признак стремления власти покончить с преступностью в Чечне. Но в число незаконных вооруженных формирований попадают группировки С.Радуева, Х-П.Исрапилова, Ш.Басаева, Хаттаба и вооруженные ваххабиты. Президентский указ о расформировании всех незаконных группировок до сих пор не выполняется. А тем временем эти силы и составляют главную оппозицию официальной чеченской власти, поэтому не исключена возможность возникновения столкновений между ними и силовыми структурами власти. Но гражданской войны в Чечне, подобной афганской, не произойдет, ибо в целом чеченцы понимают, что “новые” оппозиционеры “восстали” против законной власти не ради народных интересов, а ради достижения своих корыстных, меркантильных целей.
Как столкновение между властью и оппозицией следует рассматривать покушение, совершенное 25 октября 1998г. на руководителя Управления по борьбе с похищением людей в Чечне Ш.Баргишева. В ходе покушения он погиб. Оно было осуществлено в день, когда властями было намечено проведение масштабной операции против преступников, похищающих людей. 26 октября 1998 г. совершается покушение на муфтия А. Х.Кадырова и полевого командира С.Ямадаева, но оно обошлось без жертв. Муфтий Чечни заявил тогда, что у него нет врагов, кроме ваххабитов.
В начале этого года противоречия между властью и оппозицией приобрели острый характер. Вновь возобновились нападки на А.Масхадова с теми же обвинениями, что высказывались прежде (отход от пути Джохара Дудаева, нарушение Конституции Чечни, несоблюдение шариата, незаинтересованность в создании исламского государства, уступки России и т.д.). В целях проверки обвинений была организована комиссия, в состав которой вошли члены оппозиции, парламента, президентской администрации. Обвинения в адрес А.Масхадова комиссия не подтвердила, его деятельность была признана конституционной.
Верховный шариатский суд рассмотрел встречный иск президента по обвинению Радуева в захвате государственного телевидения, попытке совершения государственного переворота и приговорил его к четырем годам лишения свободы. Но С.Радуев не был взят под арест.
Решение шариатского суда Радуев и Басаев признали не объективным. После этого их стали воспринимать в обществе как мусульман, игнорирующих решение шариатского суда.
Конфликтные ситуации регулярно возникают между парламентом Чечни и новым Верховным шариатским судом, сформированным по указу президента Чечни. Этот орган стал претендовать на верховную законодательную власть. В свою очередь, парламент отстаивал ту позицию, что утверждение ВШС -вопрос его компентенции. Этот спор был разрешен весьма специфичным образом. ВШС приостановил законодательную деятельность парламента, мотивируя это тем, что принимаемые законы должны быть строго основаны на шариате, что не под силу парламенту.
В свою очередь, парламент объявил ВШС неконституционным органом, поскольку он не был избран путем всенародного голосования. Возникшие противоречия между властью и оппозицией, с одной стороны, между Парламентом и ВШС, с другой, предполагалось разрешить путем образования Шуры-Государственного Совета из числа алимов и авторитетных полевых командиров. Власть сначала отвергла эту идею, поэтому оппозиционные средства информации стали вновь обвинять президета Чечни в нежелании построить полноценную шариатскую республику. Оппозиция, в состав которой входят и ваххабиты, стали оказывать политическое давление на А.Масхадова. В письменной форме они ему предъявили ряд требований, главное из которых - перевести Чечню на шариатское государственное управление. Оппозиция намечает проведение 4 февраля съезда военно-патриотических сил Чечни с целью обсуждения общественно-политической ситуации в республике, оценки политического и экономического курса Масхадова. Оказавшись под жестким прессингом радикального духовенства, особенно ваххабитского толка и оппозиционных полевых командиров, А.Масхадов 3 февраля по чеченскому телевидению зачитывает указ о введении полного шариатского правления в Чечне. С 4 февраля приостанавливается законотворческая деятельность парламента, назначается комиссия по разработке Конституции, основанной на шариате. Президент призывает все органы власти и духовенство оказать содействие исполнению этого указа.
Шамиля Басаев, оценивая произошежшее, сказал, что наконец-то президент принял настоящий ислам, а поскольку введено шариатское правление, то А.Масхадов автоматически перестает быть президентом Чечни. Дальнейшая наша задача, заключил Ш.Басаев, в создании высшего государственного органа - Шуры.
Действительно, своим указом Масхадов упразднил ту законадательную базу, на которой формировалась вся исполнительная и представительная власть в Чечне.
Однако введение шариатского правления не привело к разрешению конфликта между властью и оппозицией. В Чечне возникают две Шуры, одна, возглавляемая Басаевым, другая -Масхадовым. Разрешит конфликт мог бы шариатский суд. Но в Чечне функционируют два Высших шариатских суда: промасхадовский и пробасаевский. Поэтому отмеченный конфликт практически в этих услових не разрешим.
Народ в целом неоднозначно относится к принятому указу. В основном высказываются такие мнения: указ принят поспешно, общество не готово жить строго по канонам шариата. Часто высказывается точка зрения, что прежде следовало бы искоренить преступность, обеспечить работой мужчин, тем самым освободив женщин от торговли на улицах и базарах.
Поскольку сложно создать такие условия в современной Чечне, чеченская женщина сохраняет за собой роль главного добытчика хлеба для своей семьи, хотя по шариату ей положено быть при своих детях. А это нарушение норм шариата. Кроме того, в обществе, где царит шариат, ведется самая беспощадная борьба с преступлениями, а Чечня от них не искоренена.
К тому же, традиционный образ жизни чеченцев, их обычаи, социальные отношения большей частью основаны на адатах (обычном праве), чем на канонах шариата. Противоречий между чеченской реальностью и установлениями шариата, в рамках которых чеченцам предстоит жить, немало.
Обращение к историческому прошлому также позволяет увидеть нелегкий путь “прописки” шариата в Чечне. Еще в период Кавказской войны Шамиль пытался навязать кавказским горцам, в том числе и чеченцам, шариат, искоренив древние адаты, но эта его попытка фактически провалилась. Адаты оказались настолько укорененными в жизни горцев, что шариат,утверждаемый Шамилем, вынужден был приспособиться к их традиционным этнокультурным особенностям.
Некоторые функции, связанные с регулированием части семейно-бытовых конфликтов, религиозно-погребальных обрядов и др. принадлежали шариату. А чеченский этикет, подчеркнутое гостеприимство, взаимопомощь, военная доблесть, кровная месть и пр. все большей степени базировались на нормах адата.
Понимая, что шариат в его ваххабитском варианте в Чечне не может закрепиться в силу доминирующей роли традиционной чеченской политической и духовной культуры, юрист и общественный деятель Хож-Ахмед Нухаев в газете “Грозненский рабочий”, а затем в “Независимой газете” высказал свое видение политико-государственного устройства Чеченской Республики Ичкерия.
В проекте программной декларации “Об основах организации государственной власти ЧРИ” он пишет, что "чеченцам чужды модели Запада и Востока”, так как они не европейцы и не азиаты, а кавказцы. Поэтому государственную власть в Чечне он предлагает организовать “на базе национальных институтов и тысячелетнего опыта общественной структуры чеченского народа для того, чтобы сохранить национальные ценности, обеспечить государственный суверенитет чеченского народа, гражданский мир и национальное согласие в республике”.
С его точки зрения, эту задачу призван выполнять “коллективный орган глав тайпов” - Мехк Кхел (Совет Страны) - избираемый через всенародный референдум и признаваемый Высшим представительным органом власти ЧРИ. Совет Страны формирует три ветви власти - законодательную, судебную и исполнительную, выступая гарантом их легитимности.
Проект Х.А. Нухаева предусматривает наличие в ЧРИ Конституции, основывающейся на правовых, моральных предписаниях священного Корана. Вместе с тем, проект предполагает принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви власти признаются независимыми. Естественно, данный принцип противоречит шариату, предполагающему соединение в одном лице(главе государства) светской и духовной власти.
Органы государственной власти Х.А. Нухаев предполагает формировать через “многоуровневую систему отбора, выдвижения кандидатур от родов, тайпов и тукхумов”. От всех девяти чеченских тукхумов избирается Мехк Да - глава государства. Равное представительство тукхумов предполагается в Лор Ис - Высшем законодательном органе и Юст Ис - Высшем судебном органе. Национальные меньшинства, по его мнению, должны участвовать в политической жизни государства, делегируя лидеров своих общин в Мехк Кхел. Такова в самых общих чертах альтернативная шариатскому правлению концепция государственного устройства ЧРИ, предложенная Х.-А. Нухаевым.
Конечно, эта концепция максимально приближена к социальному устройству чеченского общества. Она отвечает ментальным особенностям народа, в отличие от системы шариатского правления, объявленной в Чечне. Противоречащая чисто шариатскому правлению, концепция Нухаева получила определенную общественную поддержку. В местных средствах информации о ней отзываются с одобрением, признавая ее более приемлемой моделью политико-государственного устройства Чечни.
Несмотря на перечисленные преимущества, она не лишена недостатков. Приобретенный народом за годы советской власти правовой и политический опыт все еще остается устойчивым в чеченском обществе, а потому реконструкция архаичных форм социального устройства чеченского общества, по всей видимости, не будет процессом легким.
Литература
Основы политологии: Науч. пособие /под ред. Н.И. Сазонова.- Х., 1993
Гаджиева К.С. Введение в политологию. - М. Просвещение, 1994
Фельдман Д.М. Хрестоматия по конфликтологии: Конфликты в мире политики. – М., 1997
Степанов Е.И. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. - М.: УРСС, 2000.
Глухова А.В. Типология политических конфликтов. - Воронеж. 1996