Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия

Ваххабиты пытаются расширить свою религиозно-политическую деятельность в регионе. Они вовлекают в свои структуры безработную молодежь, обучают ее военному делу, провозглашают джихад против российских войск, дислоцируемых в Дагестане, обращаются через СМИ ко всем мусульманам, призывая их к изгнанию российских войск со всей территории Кавказа.

Представителей официального духовенства Северного Кавказа, придерживающихся умеренных религиозных и политических взглядов, приверженцев традиционной суфийской идеологии, ваххабиты и сочувствующие им известные политические фигуры в Дагестане и Чечне обвиняют в сотрудничестве с российскими властьями, в нежелании отстаивать национальные и религиозные интересы мусульман региона.

Радикализм ваххабитов вызывает тревогу и протест как у официального духовенства Чечни, Дагестана и Ингушетии. Оно пытается ограничить идейное и политическое влияние ваххабитов на мусульман региона.

Взаимоотношения между ваххабитами и последователями тариката кадирийа приобрели в Чечне конфликтный характер еще в ходе войны в 1995 г. Так, ваххабиты предприняли попытку ликвидировать святыню зикристов - зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи, зачинателя тариката кадирийа на Северном Кавказе. В ответ на это зикристы (последователи Кунта-Хаджи) демонстрировали готовность отстоять этот зиярат с оружием в руках. Решительность зикристов, самого многочисленного суфийского братства в Чечне, охладила намерения ваххабитов.

На митингах, организованных оппозицией в Грозном в 1997-98 годах, А. Масхадова обвинили в том, что он окружил себя ваххабитами, а в принимаемых резолюциях выдвигалось требования избавиться от министров-ваххабитов.

Отдельные ваххабиты, на словах заявлявшие о необходимости установления исламских порядков в Чечне, были уличены в похищении людей. Так, в начале февраля с.г. в г. Урус-Мартане были арестованы трое молодых сторонников “джамаата”, которые принимали участие в похищении людей. Как выяснило следствие, им была выдана фетва (разрешение) на похищение людей, но имя человека, выдавшего такое разрешение, не было названо.

Президент Чечни А. Масхадов в одном из своих телевизионных выступлений констатировал, что некто Абдурахман (араб из Саудовской Аравии) - эмир ваххабитов в Чечне - одобряет похищение людей и получаемый за них выкуп. Подобные благословения, спускаемые сверху духовным лицом из арабского мира - явление совершенно новое, более того, чуждое для чеченского общества, жизнь которого основана на многовековых духовно-нравственных установках, противоположных отмеченному выше принципу.

Население Чечни враждебно относится к ваххабизму, критическая масса недовольства им неуклонно растет, что иногда приводит к столкновениям между представителями ваххабитов и их противниками. 14 июля 1987 года в г. Гудермесе на бытовой почве произошла ссора между ваххабитами и гвардейцами полевого командира Сулимы Ямадаева. Этот конфликт перерос затем в настоящее военное сражение. Гудермесских ваххабитов поддержали полевые командиры Арби Бараев, Абдул-Малик Межидов, возглавлявшие военные шариатские структуры, укомплектованные ваххабитами. Гвардейцы же получали постоянную поддержку от жителей близлежащих к Гудермесу сел, придерживающихся тарикатов накшбандийа и кадирийа.

Окруженные и избиваемые ваххабиты, несли большие потери. Официально признается 50 убитых, в том числе более 30-ти ваххабитов, 10 мирных жителей, остальные гвардейцы. По признанию Исы Умарова, одного из активных лидеров ваххабизма, число убитых в Гудермесе было 100 человек. Погибло много чеченских юношей.

Причины этого конфликта, по мнению А. Масхадова, состоят в том, что ваххабиты создали параллельные военные и политические структуры, не подчиняются органам власти, принимают участие в похищении людей, за распитие спиртного и других антишариатских проступков избивают людей.

Указом президента были лишены званий бригадных генералов А. Бараев и А. М. Межидов, расформированы возглавляемые ими шариатские структуры, признаны персоной нон-грата иностранцы, работавшие в структурах шариатских судов Чечни. Однако полного изгнания ваххабитов не произошло, поскольку в конфликт вмешались вице-президент Чечни Ваха Арсанов и Ш. Басаев. Благодаря им, ваххабиты избежали полного разгрома.

Ш. Басаев заявил, что полевой командир Хаттаб не причастен к гудермесским событиям. Он и несколько других арабов, которые воевали с чеченцами против российских войск, ныне со своими семьями мирно проживают среди чеченцев, не вмешиваясь в их внутренние дела. Хаттаб также отметил, что он никогда не вмешивался во внутричеченские взаимоотношения. Он по заданию руководства Чечни обучает военному делу молодых бойцов. После Гудермесского разгрома ваххабиты обосновались вблизи села Старые Атаги, где проживает З. Яндарбиев, и они обратились к нему с просьбой возглавить их борьбу против власти. Прокуратура Чечни предостерегала З. Яндарбиева о недопустимости действий, противоречащих Конституции ЧРИ. Кроме того, односельчане З. Яндарбиева строго предупредили его о выдворении из села, в случае поддержки им ваххабитов.

В произошедшем в Гудермесе конфликте З. Яндарбиев обвинил лично А. Масхадова. Кроме того, в интервью, данной им газете “Кавказская конфедерация”, З. Яндарбиев высказал ряд других критических замечаний в адрес Масхадова. В частности, он отметил, что президент боится усиления влияния религии в обществе и не имеет действенной программы укрепления независимого исламского государства. З. Яндарбиев подчеркнул также то, что высокие должностные лица в стране своими действиями способствуют разделению общества по религиозному признаку.

Муфтий мусульман Чечни А.-Х. Кадыров опроверг эти обвинения и отметил, что роль ваххабизма в Чечне возросла благодаря усилиям главного ваххабита Дагестана Багауддина Магомедова, приглашенного З. Яндарбиевым в Чечню в августе 1996 года для утверждения шариата. С появлением Багауддина в Чечне, заметил муфтий, произошел раскол среди чеченских мусульман, а кровопролитие в Гудермесе - это результат проваххабитской деятельности З. Яндарбиева.

В целях консолидации антиваххабитских сил в Грозном созывается конгресс мусульман Дагестана, Чечни, Ингушетии. Представители северокавказского духовенства на конгрессе сообщили, что ваххабиты способствуют появлению раскола среди мусульман, допускают экстремизм, бесцеремонно вмешиваются в политическую жизнь общества, вооружают своих приверженцев, бросают вызов официальным властям. Участниками конгресса принимается общее заявление, осуждающее деятельность ваххабитов и призывающее органы власти Северного Кавказа объявить ваххабизм вне закона, немедленно расформировать вооруженные группировки проваххабитского характера.

А. Масхадову предлагалось избавиться от “представителей администрации президента и правительства, морально и материально поддерживающих это экстремистское течение”.

После этих событий в Москве 22 июля 1998 г. на Старой площади, в здании администрации президента России, проходит заседание обновленной комиссии при президенте России по противодействию политическому экстремизму. В его работе приняли участие министр юстиции Крашенников, директор ФСБ Ковалев, министр внутренних дел Степашин, министр национальностей Сапиро и др. На этом заседании комиссия пришла к выводу, что течение ваххабизм не является экстремистским.

Тот факт, что ваххабизм, официально запрещенный в Чечне, Ингушетии и оцениваемый как исламский фундаментализм в Дагестане, признан российскими силовыми министрами как течение мирное, неэкстремистское, говорит о том, что это течение имеет поддержку в определенных политических кругах в Москве нередко преследующих корыстные цели.

23 июля 1998 года на А.Масхадова было совершено покушение и тогда погиб один из его охранников, несколько других получили ранения, а сам президент отделался легким ушибом.

Некоторые эксперты связывают эту бандитскую акцию с ваххабитами, якобы ставшими на путь мести за гудермесский разгром. Другие утверждают, что через попытку ликвидации А.Масхадова готовился государственный переворот в Чечне.

После этого покушения Верховный шариатский суд Чечни потребовал от Яндарбиева, Бараева, Межидова клятвы на Коране с заверениями, что они не причастны к этому преступлению. Бараев и Межидов клятву на Коране принесли, а Яндарбиев от нее был освобожден.

21 августа в г.Махачкале совершается покушение на муфтия Дагестана С.М.Абубакарова. В момент, когда он прибыл на обеденную пятничную молитву в центральную мечеть, его автомобиль был взорван. Погибли муфтий, его родной брат и шофер. Взрыв оказался настолько мощным, что автомобиль был разорван на две части, а тела погибших муфтия и брата расчленены на мелкие куски.

В убийстве известного на Северном Кавказе муфтия вице-президент Ваха Арсанов обвинил американские и израильские спецслужбы. По его мнению, эти службы пытаются организовать на Кавказе религиозный конфликт между разными течениями ислама с тем, чтобы ввести войска ООН в этот регион.

Убийству муфтия Абубакарова предшествовал ряд событий в Дагестане. Жители селений Карамахи, Чабанмахи, Кадар объявили на своих территориях “исламскую республику”. Власти Дагестана эти действия охарактеризовали как экстремистские и антиконституционные, “представляющие угрозу безопасности Дагестана, его единству и целостности”. На совместном заседании Госсовета, правительства и парламента Дагестана принимается решение о необходимости восстановить конституционный порядок на этих территориях. Оно было поддержано муфтием Абубакаровым, выступившим на заседании с резким осуждением деятельности ваххабитов.

На антиваххабитское решение дагестанских властей отреагировал Ш.Басаев, являющийся председателем так называемого Конгресса народов Ичкерии и Дагестана. Он заявил, что в случае применения оружия против братьев мусульман, последним будет оказана соответствующая помощь. Первый вице-премьер Т.-А.Атгериев и муфтий Чечни заметили, что заявление Басаева противоричит официальной политике чеченского руководства, а деятельность ваххабитов, составляющих значительное меньшинство мусульман Дагестана, направлена против его многочисленных народов, невоспринимающих их идеологию. По их мнению, вмешательство во внутренние дела Дагестана - не только ошибка, но и провокация, цель которой не допустить укрепления чеченского государства.

В конфликт между ваххабитами и властью в Дагестане вмешивается министр внутренних дел России С.Степашин, который после встречи с карамахинцами признал законными их требования, призвал дагестанские власти и средства информации не оскорблять их религиозные чувства. Проваххабитская позиция Степашина временно разрядила конфликтную ситуацию в Дагестане.

В некоторых российских средствах информации, в частности, в газете “Северный Кавказ”, анализируя причины убийства муфтия Дагестана, делается ясный намек на причастность к этому убийству чеченских политических и религиозных радикалов, в том числе и Хаттаба4. На наш взгляд, это ошибочное мнение. Мы уже упомянули в связи с гудермесскими событиями о непричастности Хаттаба и его сторонников к внутричеченским конфликтам.

Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама - последовательно и смело выступал против ваххабизма. Так, в своем интервью “Литературной газете” он подчеркивал, что ваххабизм-псевдоислам, идеологическое и политическое течение с экстремистским уклоном”5.

Муфтий Дагестана открыто подвергал критике руководство Дагестана, которое, не применяло решительных мер, против действий ваххабитов, “разжигающих межнациональную и межконфессиональную рознь”. В связях с ваххабитами и Хаттабом он обвинил бывшего секретаря Совета Безопасности Дагестана М. Толбоева.

Существующие спекулятивные рассуждения по поводу убийства муфти преследуют одну цель: увести общественное внимание от подлинных причин этого события. А между тем данное убийство связывают с миллионами долларов, полученных от арабских стран на развитие ислама в Дагестане. Но сам муфтий, по всей видимости, к ним никакого отношения не имел.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты