Религия и национальная безопасность Казахстана

По-прежнему доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане. Данные за 2005 год распределения верующего населения Казахстана по религиозным конфессиям - мусульмане-сунниты – 40-46%, православные христиане - 44%, протестанты - 2%, представители других религий - 7%. Религиозным объединениям принадлежат 2369 культовых сооружений, из которых 1643 - мусульманские мечети, 229 – православные церкви, 74 - католические костелы, 10 – синагоги, и более пятисот протестантских и других церквей.

В настоящее время религиозными объединениями республики выпускаются 38 наименований периодических печатных изданий, тогда как раньше они не располагали ни одной газетой или журналом.

На сегодня в Казахстане зарегистрированы 334 иностранных миссионера из более чем 22 стран мира, в т.ч.:

-         из Кореи – 63;

-         Польши – 55;

-         Турции – 17;

-         США – 17;

-         Германии – 14;

-         Филиппин – 4;

-         России – 16;

-         Кыргызстана – 5;

-         Азербайджана – 4;

-         по 1-2 из Италии, Испании, Швейцарии, Конго и др.

Наибольшее их количество сосредоточено в католических, протестантских и православных общинах, деятельность которых находится под постоянным контролем Советов по связям с религиозными объединениями при акимах областей, городов и районов.

Современные государственно-конфессиональные отношения характеризуются дальнейшим развитием сотрудничества в различных областях социального служения и в деле обеспечения прав человека на свободу вероисповедания, постоянно совершенствуется законодательство в указанной сфере. Внесены изменения в Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", определяющие компетенцию уполномоченного государственного органа и местных исполнительных органов в сфере регулирования отношений с религиозными объединениями, проведения религиоведческой экспертизы, учетной регистрации малочисленных групп и зарубежных миссионеров.[7]

Рассмотрим более подробно динамику развития малочисленных нетрадиционных религиозных объединений.

Начиная с середины XIX в. в мире появилось множество новых религиозных течений, часть из которых не вписываются в рамки традиционных конфессий, и в ряде случаев вообще не соответствуют наиболее распространённому пониманию сущности религии как веры в Бога (Богов). Значительная часть этих новых религиозных культов, особенно возникших в XX в., получила в богословской, научной и научно-популярной литературе, как и во многих СМИ, определения: "тоталитарные культы", "тоталитарные секты", "деструктивные секты", "нетрадиционные культы", "новые религиозные движения".[6, c. 145]

В XX в. и в начале XXI в. предпринимались неоднократные попытки дать определения этим понятиям. Этим занимались как богословы и учёные, так и государственные органы некоторых стран. Проблема заключается в выработке критериев отличия обычного религиозного культа от "деструктивного". И до сих пор нет точного определения "тоталитарного культа". Нетрадиционными религиями на наш взгляд можно назвать религиозные конфессии возникшие в XIX-XX вв., не относящиеся к четырём самым древним и распространённым религиям – буддизм, иудаизм, ислам, христианство (православие, католицизм, протестантизм).

Свидетели Иеговы в настоящее время является одной из быстро растущих по численности верующих конфессий. Действует свыше 100 общин. Только в г. Алматы и области и численность верующих превышает 4000 человек. Общины многонациональны.

К нетрадиционным протестантским конфессиям относятся так называемые харизматические. К ним в нашей республике относятся следующие религиозные объединения: "Грейс", "Живая лоза". "Агапе", "Новое небо", "Благая весть" и др. Наиболее значительным, по числу верующих и общин, является религиозное объединение "Новая жизнь", возникшее в Казахстане в последние годы, многонациональное по составу. Им организован Библейский колледж "Новая жизнь". В настоящее время в республике действует около 40 общин, охватывающих примерно 3500 верующих. При Карагандинской миссии "Грейс" действуют более 50 филиалов, в том числе в Акмоле, Петропавловске, Абае, Сарани и других городах. В целом по республике число верующих приближается к 7 тысячам. Самые крупные общины расположены в Алматы и Караганде.[6, c.150]

В целях лучшего управления общиной и оказания на нее большего влияния Карагандинская церковь Грейс разделена на "семьи". Каждая "семья" включает в себя 6-10 семей верующих, во главе "семьи" стоит лидер. "Семья" регулярно собирается на квартирах верующих, где проводятся богослужения, разбор библейских текстов, неформальные беседы на различные темы.

Община буддистов, зарегистрированная в начале 90-х гг., была в 1996 г. снята с регистрации, как не проявившая себя в реальной деятельности. В 1999 г. верующие вновь зарегистрированной общины буддистов в Алматы впервые публично отпраздновали Новый год в соответствии с буддийским календарем. Община объединяет представителей разных народов, в том числе и традиционно исповедующих буддизм бурятов, монголов и калмыков.

Ведущим течением иудаизма в республике является хасидизм ХаБаДа. На начало 2002 г. иудейские общины действуют во всех областных центрах (до 1998 г. было лишь четыре общины-2 в г. Алматы, и по одной в Шымкенте и Кызылорде).

В декабре 1999 г. был образован Еврейский конгресс Казахстана, который стремится содействовать сохранению и популяризации национальных обычаев и традиций, культурного и религиозного наследия евреев республики. Им разработана программа строительства синагог в Казахстане -в Астане, Павлодаре, Актюбинске, Кустанае Петропавловске, Усть-Каменогорске. Программа уже начала выполняться. Еврейским конгрессом издаются ежемесячная газета "Шалом" тиражом 5000 экземпляров и журнал "Еврейский дом" тиражом 1200 экземпляров, совместно с республиканским еврейским центром "ХАБАД-Любавич" печатается иудейский календарь.

Кроме этого, в Уральске уже с XVIII в. действует этноконфессиональная община караимов.[7]

В иудаизме в настоящее время прозелитизм отсутствует. В последнее время протестантским христианством активизирована евангелизационная работа среди евреев. Так, в Алматы и Караганды действует движение "Евреи за Иисуса" (мессианские евреи). Шведский пастор харизматической протестантской общины У.Экман уже несколько лет проводит программу ''Операция Жаботинский". Он купил специальный корабль для бесплатной отправки евреев из Европы и стран СНГ в Израиль.

Движение Трансцендентальная медитация зарегистрировано Министерством юстиции республики под названием "'Благотворительная ведическая организация Махариши" в качестве общественного, а не религиозного объединения. На этой основе ТМ получило в республике доступ к пропаганде своего вероучения в системе среднего и высшего образования, что недопустимо, так как нарушает принцип светского характера государственного образования.[6, c.193]

В Казахстане уже с 1994 г. действуют общества "Дианетика", которые зарегистрированы в Алматинской, АстанайскоЙ, Карагандинской, Павлодарской и Семипалатинской областях как общественные организации по пропаганде идей Хаббарда. Всего в республике насчитывается около 3000 саентологов. Общины многонациональны. В 1996 г. Алматинское общество, а в 2000 г. Карагандинское - зарегистрировались как "Церковь саентологии".[6, c.211]

В Алматы уже длительное время существует община "Семья бога", действует чрезвычайно замкнуто.

В Казахстане деятельность Церкви Сатаны зафиксирована в г.Алматы и в г. Сарань Карагандинской области и ряде других областей. По неофициальным данным, в республике около пяти сатанистских общин, количество членов которых исчисляется несколькими сотнями. При этом лишь Церковь Саганы г. Сарани пыталась получить статус юридического лица и с этой целью подавала в органы власти заявление на регистрацию общины; пыталась она в Караганде зарегистрировать свой печатный орган. В регистрации ей было отказано. Общая численность общины - около 100 человек, две трети из которых женщины.[6,c.216]

В обществе сатанисты занимаются гаданиями, составлением гороскопов, черной и белой магией (сатанисты не проводят между ними различий).

На территории республики имеются также немногочисленные приверженцы Богороднического центра, Белого братства, движения ОШО, тантрического культа, Церкви Всеобщей и торжествующей, Христадельфиан и др. В связи с этим эмиссары этих культов регулярно приезжают в Казахстан.[7]

Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана в направление новых горизонтов развития. Аспекты религиозной безопасности мы рассмотрим в следующей главе.

Действующие в Казахстане новые религиозные объединения различаются по месту их зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами Казахстана и "импортируются" на казахстанскую землю из других культурных ареалов. Нередко в прессе, когда речь вдет о прибывших из-за границы проповедниках, встречаешь определения типа: нашествие, духовная агрессия, интервенция, экспансия и т.п. Разумеется, не все транснационапьные силы благотворны, точно так же, как не всякий национализм вреден. Совершенно справедливо пишет в своей статье ''Религия в реалиях казахстанского общества, или К вопросу о духовном согласии и свободе совести" известный ученый, профессор А.И Артемьев: "страну наводнили различного рода миссии и ранее никому не известные в Казахстане, но имеющие свою историю за рубежом, нетрадиционные конфессии, прежде всего методизма и протестантизма, индуизма и ислама, а также такие движения и культы, как Бахаи, Церковь Наукологии (Саентоло-гия), Церковь Объединения (Муна), АУМ Синрике (АС), Белое братство, Церковь Последнего Завета, Движение Новый Век, Храм Исиды, Семья Бога, Церковь Сатаны и т.д. "Пора навести порядок!" - взывают религиозные лидеры традиционных конфессий. Всем этим "пришельцам" не должно быть места з нашей стране". И здесь как бы на второй план уходит такое понятие, как "свобода совести" - главное завоевание любого демократкческого общества".[8,c.61]

Есть силы, и внутри страны, и вне ее, которые очень заинтересованы в том, чтобы в Казахстане отношения между конфессиями обострялись. Они мечтают о том, чтобы по всем линиям соприкос-новения ислама и христиансгва возникали войны. Агрессивные силы в целях распространения среди населения нашей республики религиозной идеологии, фальсификации политики молодого государства формируют различные "религиоведческие" центры и подрывные организацик под религиозными вывесками. Немало подобных организаций и центров, тесно действующих с разведслужбами, создано в США, в западноевропейских и мусульманских государствах.

Новые "нетрадиционные культы" представляют специфический тип религиозной организации. Как пишут некоторые авторы "В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, дет них характерна оппозиционность к официальным ценностям, идеалам и к отстаивающим их церковным организаций, в них сильно развито "мы-чувство". Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательства перед общинами. В то же время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют институциональные структуры, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религаозво-философских трактатов".[8, c.74]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты