Религия и национальная безопасность Казахстана

В этих условиях большинство возникающих в Казахстане ре-лигиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истинной вере, но и способствоватъ материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многае обращакхгся к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабилъность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемое в ряде неорелигий гуманное отношение друг к другк человечеству, природе. Появленшо и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.

Пропагандистские комитеты стреятся распространять свои идеи, облаченные в религиозные "одежды", в зависимости от той аудитории, на которую направлена пропаганда, в том числе и на неверующих. Члены заставляют верующих отказываться от борьбы за важные интересы своего народа, навязывают единоверцам мифы "о безбожном государстве", доставляют по нелегальным каналам подрывную литературу, директивы и инструкции, сколачивают легальные и нелегальные организации в различных странах мира.

"Секта, - как утверждает К.Н. Костюк, - по своей религиозной и социальной природе является по преимуществу фундаментализмом (точно так же можно назвать фундаментализм сектанством). Очерчивая свой догматический базис и отделяясь, как правило, от некой религии - матери, секта создает прекрасные условия для отождествления религиозной и социальной идентификации. Откалывает современные секты от базовой традиции, однако, не дух традиционализма, а дух модернизма. Идея радикального обновления здесь приоритетна. Хотя в базисе секты также лежит родовая мораль (не отрицающая религиозный зов), груз традиции она находит обременителъным и неэффективным для своей моральной про-поведи. Секта, как правило, предлагает такой тип религиозности (рациональная проповедь, современный язык, эффективное эмоциональное воздействие), который соответствует именно "современному человеку" и легко накладывается на культурно-психологическую структуру его личности... Секта в жизни "среднего" сектанта занимает более значимое место, чем Церковь в жизни "среднего" христианства. Церкви в целом сегодня больше теряют последователей, чем приобретают, секты - напротив". В последнее время понятие "секта" из почти абстрактного, отвлеченного пре-вратилось в один из зловещих символов нашей живой, но уж больно взбаламученной действительности. Сектанты в одном ряду с ведьмами и упырями, фашистами и чертями. Фактор психологического состояния общества находится между собакой и волком: не разберешь, что за зверь, но страшно. [9, c.133]

Усиление религиозного экстремизма во многих частях света и, особенно, в азиатской части Евразии заставляет нас более внимательно отнестись к этому явлению, как с точки зрения всевозможных причин его возникновения и возможных последствий, так и с точки зрения методов превентивной политики и вариантов действий для его предотвращения.

Религиозный экстремизм в Казахстане - явление, которое у нас масштабно не проявилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может проявиться и у нас. Если, конечно, вовремя не осознать и не предотвратить эту потенциальную угрозу.

Возможность проявления религиозного экстремизма на нашей территории давно уже вышла из разряда мифических угроз нашей национальной и государственной безопасности как светского государства, идущего по пути демократии и гражданского общества.

Последние события, если и не являются прямым подтверждением пресловутого "столкновения цивилизаций", то, во всяком случае, явно указывают на весьма тревожные тенденции к обострению конфликтов на религиозной почве во всем мире.

Поэтому к самой возможности конфессионального экстремизма в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе просто нельзя и крайне опасно относиться поверхностно.[10, c.81]

Не хотелось бы нагнетать и обострять ситуацию вокруг возможности религиозного экстремизма в нашем Центральноазиатском регионе и особенно в Казахстане. Но, к сожалению, в последнее время ситуация в регионе складывается далеко не лучшим образом с точки зрения возрождения таких крайних проявлений религиозных движений, как экстремизм. Корни опасности не обязательно искать в рамках исторической перспективы. Но все же необходимо отметить, что десятилетия подавления Веры и религии в советский период явно не прошли бесследно и сегодня негативные последствия антирелигиозной политики в прошлом столетии все же дают о себе знать.

Культурное Возрождение духовных традиций и восстановление того духовного наследия, которое оставили нам наши предки, - это, безусловно, отрадный и позитивный процесс. Но когда мы говорим о благотворном процессе возрождения религии, мы все же вынуждены говорить одновременно и о некоторых неблагоприятных тенденциях, связанных с активизацией крайних религиозных течений, которые дают пищу экстремизму. Одним из таких течений можно назвать религиозная партия "Хизб-ут-Тахрир".

Религиозная партия "Хизб-ут-Тахрир" (полное наименование "Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами", дословный перевод с арабского - "Партия исламского освобождения") основана шейхом Такиитдином Набхоний в 1953 году в г.Байтул-Макдис (Сирия) (по другим данным в г.Иерусалиме, Израиль) на базе палестинского отделения организации "Братья мусульмане".[5]

Идеи партии впоследствии получили широкое распространение в большинстве мусульманских стран, в частности Египте, Иране, Ираке, Алжире, Судане, Йемене, Пакистане и Афганистане. Руководящие офисы партии имеются и в ряде стран Европы. Центр стратегического планирования "Хизб-ут-Тахрир" находится в г.Лондоне. Руководителем партии является разыскиваемый "Интерполом" гражданин Палестинской автономии Абу Ясин. [3]

Деятельность сторонников религиозной партии "Хизб-ут-Тахрир" на территории Казахстана зафиксирована с 1998 года. При этом, если до последнего времени незаконные проявления этой организации отмечались, в основном, только в южных регионах страны, то в настоящее время ее сторонники пытаются распространить свои идеи в Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Акмолинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях и г.Астане. [12]

На территории республики в 2004 году зафиксировано более 180 фактов распространения листовок и другой печатной продукции "Хизб-ут-Тахрир", которые содержали антиконституционные призывы.

По данным фактам правоохранительными органами возбуждено 111 уголовных дел. [13]

Деятельность "Хизб-ут-Тахрир" в республике направлена на изменение конституционного строя, нарушение суверенитета, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, а также на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной розни и религиозной вражды.

На сегодняшний день партия "Хизб-ут-Тахрир" запрещена в Германии, Канаде, Иордании, Пакистане, Сирии, Узбекистане, Российской Федерации и Кыргызстане.

Ранее Верховным Судом Республики Казахстан были удовлетворены заявления Генерального Прокурора страны и 11 международных организаций признаны террористическими и деятельность их на территории Республики Казахстан запрещена. С некоторыми из них (движение "Талибан", Аль-Каеда и другие) "Хизб-ут-Тахрир" поддерживает постоянные контакты. [15]

Первые эмиссары "Хизб-ут-Тахрира" появились в Южно-Казахстанской области в 1998 году. На начальном этапе, действуя в глубоком подполье, в ночное время, они на тайных сборах, так называемых "халках", вербовали и обучали новых членов, которые впоследствии по поручению все тех же эмиссаров сами обязаны были создавать на территории области аналогичные структуры. Позднее "Хизб-ут-Тахрир" заявил о себе в Кызылординской, Жамбылской и Алматинской областях, а после 2002 года на севере Казахстана - в Павлодарской и Акмолинской.[24]

Изначально листовки и книги распространялись на узбекском и арабском. И только чуть позднее южане смогли познакомиться с программным заявлением "Хизб-ут-Тахрира" на казахском языке. Первые листовки были написаны от руки. С тех пор жители области с завидной регулярностью обнаруживают листовки, изготовленные типографским способом, в своих почтовых ящиках.

Официальных данных о том, сколько сейчас южан состоит в рядах "Хизб-ут-Тахрира", нет. Известно лишь, что основную опору хизбутовцы делают на молодежь, не имеющую достаточного жизненного опыта. Кроме этого, на идеи "Хизб-ут-Тахрира" "покупаются" те граждане, которые находятся на самой низкой ступеньке социальной лестницы. В основном это люди, не имеющие работы, жилья, не располагающие средствами к существованию. В большинстве своем членами организации являются мужчины, которые потом начинают втягивать в деятельность организации своих близких - матерей, сестер, жен. Возраст активных участников движения колеблется от пятнадцати до 35 лет.

По мнению начальника департамента КНБ по ЮКО Владимира Накисбаева, одним из факторов вовлечения молодых людей в деятельность "Хизб-ут-Тахрира" является не только недостаточный общеобразовательный уровень, но и слабый уровень религиозных знаний.

Следует отметить, что если на начальном этапе функционирования "Хизб-ут-Тахрира" на территории Казахстана эмиссарами в ряды партии привлекались лица с низким достатком, то в последнее время внимание акцентируется на подборе кандидатов из числа государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, состоятельных бизнесменов, представителей интеллигенции и студентов. "Хизб-ут-Тахрир" стремится внедрить своих людей практически во все сферы общества и в первую очередь - во властные структуры. Об этом свидетельствуют и оперативные данные, да и сами тахрировцы не скрывают такой информации. Например, об этом заявляли задержанные минувшей осенью члены партии, работавшие в подпольной типографии и печатавшие в Шымкенте листовки, брошюры, книги. Целый арсенал такой литературы, содержащей призывы к изменению конституционного строя в Казахстане, то есть фактической ликвидации республики как суверенного, демократического и светского государства, изъяли спецслужбы. [24]

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что общество в массе своей не приемлет и отвергает идеи "Хизб-ут-Тахрира". Тому подтверждением служат участившиеся факты, когда граждане приносят в правоохранительные органы листовки и брошюры, отказываются брать в руки такую литературу у распространителей. Случается, рвут ее на глазах у самих хизбутовцев во время раздачи на улицах городов, да и сами члены партии, что тоже не редкость, разочаровавшись в бредовых постулатах партии, добровольно сдают литературу в полицию и спецслужбам.[24]

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. На современном этапе в Казахстане общее число религиозных объединений увеличилось более чем в четыре раза. В Казахстане действуют свыше трех тысяч религиозных объединений, представляющих более сорока конфессий.

2. Кроме традиционных конфессий в нашей стране появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных казахстанскому населению вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, т.к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно Закону Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена в Казахстане.

3. Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства. Помимо этого, хотелось бы подчеркнуть, что все государства, в одинаковой степени осознавая степень угрозы всему цивилизованному миру, исходящей от религиозного экстремизма и терроризма, едины в своем стремлении совместными усилиями нейтрализовать эту опасность. Это должно стать решающим фактором в ликвидации общемировой угрозы, в укреплении стабильности и согласия в нашем обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты