РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ

РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ

                                

МГТУ  имени  Н.Э.Баумана







 



РЕФЕРАТ

ПО  ПОЛИТОЛОГИИ  

НА  ТЕМУ  :



                        

“  РОЛЬ  СИЛЫ  В  НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ  БОРЬБЕ   “



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            


                                                             Cтудент :

                                                               Группа :

                                                 Преподаватель : Волкова  И.В.










 МОСКВА  1996 год.









                                      

 - 2 -


 Теория  ненасилия

   Термин   ненасилие  в  последнее  время  становится  всё  более  и  более  популярным.  Он  прочно  вошел  в  обиход  политической  лексики ; без  него  редко  обходятся  в  политологических  дискуссиях  оно  всё  чаще  встречается  в  прессе , в  статьях , вышедших  по  поводу  текущих  социальных  и  политических  событий . Причин  этому  достаточно . Помимо  ужаса  перед  творящимся  на  наших  глазах  и  всё  возрастающим  насилием , помимо  осознания  гибельности  насилия  во  имя  любых  целей , помимо  авторитета  мыслителей , общественных  деятелей , с которыми  связываются  идеи  и  практика  ненасилия , да  и  просто  человеческой  привлекательности  философии  ненасилия , в  быстром  принятии  слова ’’ненасилие’’   и  связанных  с  ним  ассоциаций  кроется  усталость  от  привычных  слов , с помощью  которых  принято  выражать  возвышенные  этические  идеи .

    Насилие  и  ненасилие  присутствуют  во  всех  культурах , у  всех  народов . Насилие  на  протяжении  многих  веков  было , можно  сказать , формой  общественного  развития , а  наряду  с  этим  существовали  упования  на  ненасилие , различным  образом  выражаемые , вылившиеся  на  уровне  индивидуального  самоопределения  в  непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как  известно , евангельский  образ  ненасилия  и  состоит  в этом : ‘’Не  противься  злому . Но  кто  ударит   тебя  в  правую  щёку , обрати  левую ’’. Многие  из  современных  приверженцев  теории  и  практики  ненасилия  стремятся  привлечь  такой  новозаветный  материал  для  обосновании  идеи  ненасилия . Но  ведь  и  по  Евангелию , и  по  Деяниям  Апостолов  известно , что  раннехристианская  социально-этическая  доктрина , имея  в  качестве  одного  из  краеугольных  камней  заповедь  ненасилия , вполне  допускала  из  прагматических  соображений  насилие  в  отношении  ярых  противников  истинной  веры  или  вероотступников . Только  благодаря  реформаторству  Л.В. Толстого  заповедь  ‘’ не  противься  злому’’   приобрела  тот  смысл , который  мы  стараемся  вычитать  в  ней  сегодня :’’ Не  противься  злу  насилием  ‘’,и  это - одна  из  ряда  возможных  интерпретаций  евангельской  заповеди . 

          В  каждой  культуре  существуют  две  альтернативы : одна - ориентация  на  насилие , другая - на  ненасилие . При  этом  в  разных  культурах  указанная  альтернатива  проявляется  по-разному . Чтобы  полнее  понять  идею  ненасилия , рассмотрим  проявление  этой  идеи  в  культурах Востока , Запада  и  России.

   Традиционным  культурам , определяющим  лицо  Востока , присуще  гармонизирующие  видение  человека  и  космоса , их  нерасчленённость , полное  единение . ‘’Мир  и  я  рождаемся  вместе , и  вся  тьма  вещей  составляет  единое  со  мной ‘’ - говорится  в  даосском  тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О  той  же  гармонии  говорят  и  конфуцианцы . По  словам  Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой  отец , земля - мать  моя  , и  даже  такое  мельчайшее  существо , как  ‘’ я’’ , находит  себе  место  среди  них . Все  люди - мои  братья  и  сёстры  , все  существа - мои друзья ’’ . Апофеозом   ненасильственного  отношения  ко  всему  живому  является  индийский  джайнизм . ‘’ Книга  о  хорошем  поведении ‘’  из  джайнского  канона  наставляет : ‘’ Причинение  вреда  земле  подобно  избиению , ранению  и  убийству  слепого ... Зная  это , человек  не  должен  грешить  против  земли  или  позволять  другим  делать  это ... Человек , который  воздерживается  от  причинения  вреда  даже  ветру , знает  о  страданиях  всех  живых  существ ... Тот , кто  знает , что  плохо  для  него  самого , знает , что  плохо  для  других , и  наоборот ... ‘’

- 3-


Но  вот , что  парадоксально : ненасильственное  отношение  к  природе  имело            негативные      последствия   для   судеб   народов   Востока   .   Потому   что 

невыделенность  человека  из  природы  проектировалась  на  общество . Отсюда  -отсутствие понятия индивид , личность .Человек  рассматривается  как ‘’ песчинка’’  в  природе  и  обществе . Его  самоценность  не  признаётся . Поэтому  в  традиционном  обществе  по  отношению  к  человеку  допускается  насилие  со  стороны  государства . Об  этом  ярко  свидетельствует  кастовая  система , функционирующая  до  сих  пор  в  индийской  культуре . В  традиционной  культуре  Китая  человек  рассматривается  в  качестве  “ песчинки”  , слагающей  окружности  социальной  иерархии , расположенные  вокруг  единого  центра - императорской  власти ,  обладающей  правом  на  любые  формы  насилия  во  имя  сохранения  общественной  системы ,” освящённой  Небом “ . Короче  говоря , в  восточном  традиционном  обществе  наблюдается , с  одной  стороны , ориентация  на  ненасилие  в  отношении  к  природе , а  с  другой  стороны , - насильственная  ориентация  государства  по  отношению  к  человеку .

         На  Западе  мы  видим  совсем  другую  альтернативу . Начиная  с  античности , возрастает  отпадение  человека  от  космоса  и  человек  по  отношению  к  природе  выступает  как  “ царь “ , который  вправе  управлять  ею . Но  с  другой  стороны , выделение  человека  из  природы , придание  ему  “ царственного ”  статуса  позволило   Западу , получив  первые  импульсы  в  итальянском  Возрождении  , двигаться  от  идеи  индивида  к  индивидуальности  и , наконец , личности . К  новому   времени  происходит  фактически  окончательный  разрыв  Европы  с  традиционным  обществом  , тогда  же  возникают  политологические  понятия  ”  Запад ”   и

” Восток” . Новая  экономическая  и  политическая  реальность  европейской  истории  коренным  образом  меняет  отношение  к  человеку , ведёт  к  утверждению  его 

” естественных ”прав , к  числу  которых  прежде  всего  относится  право  на  жизнь , на  безопасность .

    Сравнительный  анализ  культурных  традиций  Востока  и Запада   помогает  трезво  оценить  отечественную  ситуацию . Не  только  в  силу  нашего  географического  срединного  положения , но  и  вследствие  ряда  исторических  причин  , в  России , по  крайней  мере  в  20  в. , сложилась  ситуация  безальтернативности - ориентация  на  насилие  и  по  отношению  к  природе , и 

к  человеку  в  обществе .

      Где  же  выход ? Наверное , единственная  надежда  для  нашего  мира  это“ узкий  и  прямой  путь  ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это  отказ  от  насилия , от  стремления  подавить , эксплуатировать , манипулировать  или  подчинить  противостоящую  сторону , признание  её  равноценности  и  достоинства  как  партнёра  диалога . Именно  здесь  кроется  исток  поиска  компромиссов , нахождения  баланса  сил  и  обретения  солидарности , мирного  разрешения  конфликтов , трудных  путей  со-беседования  и  со-труднечества , со-гласия  и  со-ревнования , со-страдания  и  со-чувствия , со-единения  и  со-средоточения . Жизнь  оказывается  важнейшей  этической  ценностью . Отказ  от  идеологии  господства  и  подчинения  отнюдь  не  означает  отказ  от  власти , а  лишь  от  определённых  форм  осуществления  власти - от  авторитарно - деспотических  и  репрессивно - насильственных  механизмов  её  реализации , вообще  недопускающих  ни  самоорганизации , ни  самоуправления , ни  свободы  личности .

    Какие  же  методы  можно  применять  в  борьбе  за  ненасилие ? Казалось  бы ,

о  применении  силы  не  может  идти  и  речи  ( ведь  борьба  ненасильственная ) ,

- 4 -


однако  сила  в  ненасильственной  борьбе  не  только  применительна  , но и занимает

в  ней  очень  важное  место .

   Рассмотрим    этот  интересный  вопрос  более  подробно . Он  нашёл  своё  отражение  в  работе  Дж.Шарпа  “ Роль  силы  в  ненасильственной  борьбе “.

В  этой  работе  много  интересных  мыслей  ,  большинство  из  них , достойных нашего   приводится   ниже .

Понятие  силы

   В  основе  ненасильственной  борьбы  лежит  определённое  понимание  природы  силы  в  обществе  и  политике . Эту  борьбу  невозможно  понять , если  не  принимать  во  внимание  такого  важного  элемента , как  сила .

   Данное  утверждение  находится  в  прямом  противоречии  с  широко  распространенными  представлениями  о  то , что  ненасильственное  действие  теоретически  и  практически  игнорирует  реальность  силы  в  политике , и  что  сторонники  ненасильственных  действий  очень  наивны , ибо  не видят  в  насилии  источник  политического  могущества . Эти  представления  связаны  с  отрицанием  или  игнорированием  силы  в  политике  и  той  роли , какую  она  играет  в  процессе  ненасильственной  борьбы.

   Ненасильственная  борьба  представляет  собой  политическую  технику , которую  необходимо  понять  исходя  из  её  собственной  природы , а  не  объяснять  или  оценивать  её  по  ассоциации  или  сходству  с  другими  явлениями . Эта  техника  скорее  использует  социальные , психологические , экономические  и  политические  методы  воздействия  на  оппонента ( согласно  учению  ненасилия , субъекта , против  действий  или  политики которого  ведется  борьба , следует  не  называть  врагом , противником , а  оппонентом .Тем  самым  выражается  принципиальная  готовность  к  взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она  включает  около  200  методов  символического  протеста , социального  несотрудничества , экономических  бойкотов , трудовых  забастовок , политического  несотрудничества  и  мирного  вмешательства   ( которое  может  варьироваться  от  сидячего  протеста  до  создания  параллельного  правительства) . Эти  разнообразные  методы  также  именуются  “ оружием “  ненасильственных  действий.

     Данную  технику  не  следует  путать  с  отличными  от  неё , но  не  менее  важными  проявлениями  религиозных  и  нравственных  убеждений , которые  предполагают  уклонение  от  насилия . Однако  гораздо  чаще  люди  и  движения , осуществлявшие  практику  ненасильственной  борьбы , не  принимали  в  принципе  обязательства  использовать  только  мирные  средства . Они  использовали  насилие  прежде  или  готовы  прибегнуть  к  нему  при  определённых  обстоятельствах  в  будущем . Иными  словами , при  наличных  условиях  эти  люди  были  готовы  следовать  благородной  стратегии  ненасильственной  борьбы  для  достижения  конкретных  целей , хотя  и  не  были  связаны  обязательством  использовать  именно  эти  средства  в  любых  возможных  ситуациях . Основной  причиной  выбора  этой  стратегии  была  надежда  увеличить  свои  шансы  на  успех  в  данном  конфликте .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты