РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ

      Структурная  основа  общества  существенным  образом  предопределяет  возможность  граждан  контролировать  своих  правителей . Эта  структура 

выражается  в  существовании  разнообразных  общественных  институтов , в  которых  и  сконцентрирована  политическая  сила .

     Формы  и  сущность  этих  органов  политической  силы  меняются  от  общества  к  обществу , и  от  ситуации  к  ситуации .  Одни  способны  включать  такие  социальные  группы  и  институты , как  семья , социальные  классы , религиозные  и  национальные  группы , профессиональные  и  экономические  группы , небольшие  поселения  и  деревни , города , провинции и  регионы , органы  местной  администрации , организации  добровольцев  и  политические  партии . Но  чаще  всего 

эти  органы  силы  являются  традиционными , укоренившимися ,официально  признанными  социальными  группами  и  институтами . Иногда  они  могут  быть  организованы  не  столь  формально ,могут  создаваться  или  даже  восстанавливаться  по  мере  осуществления  каких-либо  целей  или  в  противостоянии  правителям.

    Cтатус  этих  образований  в  качестве  органов  силы  будет  определяться  их  способностью  действовать  независимо  и  контролировать  действенную  силу  других , т.е.  правителей  или  других  органов  власти  и  силы . И  поэтому  чрезвычайно  важно  их  количество , степень  их  централизации  или  децентрализации , принятые  в  них  процедуры  выработки  решений , степень  их  внутренней  прочности  и  жизнеобеспеченности .

   Структура  сил  общества , а  также  их взаимосвязь , значительно  определяют  сферу  и  степень  максимальной  эффективности  сил  правителя . Когда  сила  как бы  разлита  в  обществе  между  различными  общественными  институтами , власть  правителей  с  большей  вероятностью  будет  подчиняться  контролю  и  ограничениям , так  как  подобные  структуры  дают  возможность  противостоять  правительственному  влиянию . Подобная  ситуация  ассоциируется  с  политической  “свободой ”.Когда же , с другой  стороны , органы  силы существенно ослаблены , подорваны , или  путём  различных  ограничений  нарушено  их  независимое  существование  и  автономия  действий , тогда  сила  правителей  с  большой  вероятностью  станет  неконтролируемой . Это  ослабит  или  даже  разрушит  способность к общему противостоянию . Такая  ситуация  ассоциируется  с    “тиранией”.

      Потенциальная  способность  общества  контролировать  правителей  во  многом  зависит  от  условий , в  которых  действуют  органы  силы . У  общества , в  котором  существуют  группы  и  институты , обладающие  значительной  социальной  силой  и  способные  к  независимому  действию , больше  возможностей  контролировать  власть  правителей  и  тем  самым  противостоять  тирании , чем  у  общества , в  котором  все подданные  одинаково  бессильны , так  как  в  нём  не  существует  структур , с  помощью  которых  народ  может  действовать  сообща  для  достижения  своих  целей .

    Источникам  власти  правителей   угрожает  опасность , как  правило , только  тогда , когда  одновременно  большое  количество  подданных ( или  социальные  группы  или  институты )  уклоняются  от  содействия , сотрудничества  и  повиновения  . Поэтому  способность  этих  структур  отказывать  в  поддержке  источникам  власти  приобретает  первостепенное  значение .

 

- 9 -

                    

    Таким  образом  возможность  контроля  за  действиями  правителей  со  стороны  негосударственных  институтов  общества  будет  определяться  следующими  факторами : 1) желанием  народа  контролировать  эти  силы ; 2) количеством  независимых  организаций  и  институтов ; 3) степенью  их  независимости ; 4) характером  источников  силы , контролируемых  этими  институтами ; 5) степенью

влияния  на  социальную  силу  и  контроля  за  ней  и  6) способностью  людей  выражать  своё  неодобрение  и  отказываться  от  сотрудничества . Если  все  эти 

факторы  наличествует  в  достаточной  степени , то общество  может  выбирать , предоставить  ли  силу  правителям  или  ограничить , а  может  и  совсем  перекрыть  их  доступ  к  силе .

    Cледовательно , изменение  силы  правителей  непосредственно  или  косвенным  образом  связано  с  готовностью  подданных  одобрять  правителей , подчиняться  им , сотрудничать  с  ними  и  выполнять  их  намерения .

 Ослабление  силы  правителей

Когда люди  отказываются  от  сотрудничества , уклоняются  от  помощи , проявляют  стойкость  в  своём  неповиновении  и  открытом  неподчинении , они  лишают  своего  оппонента  элементарной  поддержки  и  сотрудничества , в  которых  нуждается  любое  правительство  и  иерархическая  система . Граждане  могут  неподчиняться  законам , которые  они  отвергают . Рабочие  могут  прекратить  работу , чем  парализуют  экономику . Служащие  могут  отказаться  исполнять  инструкции . Солдаты  и  полиция  могут  действовать  пассивно  при  проведении  репрессий ; они  могут  даже  взбунтоваться . Если  люди  и  институты  делают  это  достаточно  долго  и  интенсивно , правительство  или  иерархическая  система  теряют  силу . Люди , которые  были “ правителями “ , становятся  обычными  людьми . Всё  меняется   из-за  того , что  человеческое  содействие , создающие  и  поддерживающее  политическую  силу  режима , исчезло . И  поэтому  сила  режима  уничтожается .

    Однако ,чтобы  обладать  эффективной  силой  против  властвующих  правителей , недостаточно  одного  упрямства  и  коллективной  стойкости . Всеобщее  противостояние  должно  быть  переведено  в  стратегию  действия . Людям  необходимо  знание  техники , основанной  на  этом  понимании  существа  силы , включая  специфические  методы  этой  техники , динамику  развития , необходимые  составляющие  успеха  и  принципов  стратегии  и  тактики . Реализация  этой  техники  должна  быть  умелой . К  этому  относится  и  умение  настаивать  на  своём , несмотря  на  репрессии . Нам  необходимо  более  полное  знание  техники  ненасильственных  действий - той  техники , которая  основана  на  нашем  понимании  природы  силы .

Система  ненасильственных  средств  борьбы

     Ненасильственное  действие  представляет  собой  совокупность  средств  борьбы. Оно  включает  в  себя  демонстрацию  сил  и  проведение  “ битв”, нуждается  в  мудрой  стратегии  и  тактике , в  мужестве  своих  ” солдат ”, дисциплине  и  способности  к  жертвам . Чтобы  победить , люди ,  стремящиеся  к  этому  ненасильственным  путём  , должны  умело  применять  избранную  ими  тактику  действия , осуществлять  необходимые  условия  настолько  эффективно , как  только  они  могут . Хотя  бытует  мнение , что  достижение  успеха  ненасильственным  путём  требует  гораздо  больше  времени , чем  насилием , это  не  всегда  верно . Временами  ненасильственные  действия  приводят  к  успеху  в  течении  довольно  быстрого  срока .

- 10 -


Большинство  методов  ненасильственных  действий  можно  рассматривать  как  реализацию  теории  силы , о  которой  говорилось  выше . Чётко  различаются  три  определённых  класса  ненасильственного  оружия  в  ненасильственной  борьбе : ненасильственный  протест  и  убеждение , несотрудничество  и  ненасильственная  интервенция . Эти  виды  оружия  ненасильственной  борьбы  могут  изменить 

существующие  социальные , экономические  или  политические  отношения  и  одновременно  основательно  изменить  баланс  сил .

   Ненасильственный  протест  и  убеждение  являются  главным  образом  символическими  действиями  в  мирном  противостоянии  или  при  попытке  убеждения , осуществляемого  не  при  помощи  слов , а  посредством  кратковременных  актов  несотрудничества  или  ненасильственной  интервенции . К  этим  действиям  относятся : демонстрации , пикетирование , расклеивание  плакатов , обучение , траурные  митинги  и  митинги  протеста .

     Самая  незначительная  группа  ненасильственных  методов  включает  несотрудничество  c  оппонентом . Несотрудничество  заключается  в  намеренном 

неодобрении , уклонении  или  открытом  неповиновении  в  определённых  существующих  отношениях - экономических , социальных  или  политических . Действия  могут  быть  спонтанными  или  запланированными , законными  или               незаконными .

    Методы  несотрудничества  разделяются  на  три  категории : 1) методы  социального  несотрудничества ( включая  социальные  бойкоты ); 2) методы  экономического   несотрудничества  ( подразделяющиеся  на  экономические  бойкоты  и  забастовки ) ; 3) методы  политического  несотрудничества (   также   известные  как  политические  бойкоты ) . Умение  групп  ненасильственного  действия  владеть  оружием  несотрудничества - социальным , экономическим  или  политическим  является  чрезвычайно  важным  в  динамике  ненасильственной  борьбы .

    Методы  ненасильственной  интервенции , применяемые  в  определённых  ситуациях , коренным  образом  изменяют  её . К  ним  относятся  посты , сидячие  забастовки , протесты , ненасильственные  заграждения , утверждение  новых  социальных  установок , альтернативные  экономические  структуры , розыск  тюремных  заключённых , продолжение  работы  без  сотрудничества , создание  параллельного  правительства .

Овладение  силой

    Ненасильственные  действия  прибегают  к  силе  как  для  противодействия  оппоненту , так  и  для  достижения  своих  целей . Поскольку  с  помощью  ненасилия  оказывается  воздействие  на  источники  силы  оппонента  , ненасилие  может  быть  рассмотрено  как  более  прямое  действие , чем  политическое  насилие . Если  ключевые  спорные  вопросы  носят  в  основном  экономический  характер , то  и  сопротивление  должно  носить  экономический  характер . Если  эти  вопросы  являются  в  основном  политическими  и  оппоненты  требуют  политического  сотрудничества  от  населения , то  сопротивление  может  быть  политическим . Вместо  нанесения  непосредственного  удара  по  военным  формированиям  оппонентов , которые  являются  видимым  выражением  их  силы , ненасильственные  санкции  наносят  удар  непосредственно  по  источнику  этой  силы : сотрудничеству  и  повиновению . Например , массовые  забастовки  могут  парализовать  экономику , а  то  и  дело  вспыхивающие  мятежи  разложить  армию .

     Технику  ненасильственных  действий   можно  также  рассматривать  как  более  опосредованное , не  прямое  воздействие  на  силу  оппонента , чем  это

- 11 -


осуществляет  насилие .  Это  осуществляется  с  целью  подрыва  позиций  оппонентов  и  одновременно  помогает  сопротивляющимся  мобилизовать  свою  возрастающую  силу  и  поддержку , которая  им  оказывается . Например , провоцируя  репрессии  своими  ненасильственными  действиями , ненасильственно  сопротивляющиеся  могут  продемонстрировать , что  репрессии  оппонента  не  в  состоянии  запугать  население . Продолжительное  сопротивление  наряду  с 

поддержанием  ненасильственной  дисциплины  может  вызвать  у  постоянных  сторонников  правителей  отчуждение  от  них  и , таким  образом , ослабить  их .

Число  сопротивляющихся  может  расти , и  поддержка  их  также  может   очень значительно  увеличиться . Всё  это  происходит  вследствие  того , что  насилию  оппонента  противостоят  опосредованно .

     На  весь  ход  конфликта  будет  влиять  стратегия  и  тактика , применяемая  группами  ненасильственного  действия . Они  нуждаются  во  внимательном  и  тщательном  планировании  своей  стратегии , используя  лучшее  из  имеющихся  в  распоряжении  стратегических  принципов  и  знание  ненасильственной  борьбы  в  конфликтной  ситуации .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты