РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ

     Ненасильственная  борьба  является  техникой  противостояния  силы  противнику - оппоненту . Группа , выступающая  в  качестве  оппонента , обычно  обладает  значительной  административной , экономической , политической  и военной  мощью .

Эта  группа  обычно  представляет  собой  контролируемый  элитой  государственный  аппарат , который  враждебен  благополучию  и  интересам  широкого  населения . Однако  часто  в  качестве  оппонента  выступает  внегосударственное  образование ,поддерживаемое  государственными  структурами.

- 5 -


Широкие  круги  населения , которые  испытывают  отрицательное  воздействие  политического  курса  и  действий  группы , которая  рассматривается  в  качестве  оппонента , могут  быть  названы “  притесняемой “  группой .Эта  группа  может 

заниматься  отдельными  проблемами  или  выступать  против  политики  в  целом , или  даже  может  не  признавать  режима . Но  группа , которая  фактически  участвует  в  ненасильственной  борьбе , меньше  “ притесняемой ” группы , хотя  количество  людей  и  различных  социальных  институтов , вовлечённых  в  эту  борьбу , может  широко  варьироваться .

    Эта  борьба  не  может  быть  понята  или  разумно  организованна  без  внимания  к  возможности  силы . Термин  “ сила ”  используется  здесь  для  обозначения  всей  совокупности  различных  видов  воздействия  и  давления ( включая  санкции ), помогающих  группе  или  обществу  сохранить  себя , реализующих  их  политический

 курс  и  способствующий  ведению  внутренней  и  внешней  борьбы . Сила  может  измеряться  соответствующей  возможностью  контролировать  ситуацию , людей  и  институты , или  возможностью  мобилизовывать  людей  и  институты  на  определённое  действие .Такого  рода  сила  может  быть  использована , чтобы  дать  возможность  группе  достичь  определённой  цели ; осуществить  или  изменить политический  курс ; побудить  других  людей  вести  себя  так , как  того  желают  обладатели  силы ; сопротивляться  или  поддерживать  существующую  систему , политику  и  отношения ; изменить  или  разрушить  существующую  расстановку  сил  или  институтов ; или  совершенствовать  комбинацию  всех  этих  факторов .

      Политическая  сила  может  находиться  в  руках  правительств , государства , институтов , оппозиционных  движений  и  других  групп .Она  может  быть  использована  непосредственно , но может  быть  и  резервной  способностью ,

оказывая  влияние  лишь  фактором  своего  существования .

     Чтобы  понять  роль  силы  в  ненасильственных  действиях , необходимо  взглянуть  на  её  природу  и  динамику ,  - как  в  группе  оппонентов , так  и  в  группе  ненасильственного  действия .

Зависимость  правителей

     Часто  упускается  из  виду  тот  факт , что  сила , которой  обладают  отдельные  индивиды  и  группы  на  высших  уровнях  политического  руководства  и  управления  в  любом  правительстве (т.е.  те , кого  мы  для  краткости  называем

” правителями” ), не  является  чем - то  изначально  присущим . Эту  силу  они  получают  извне , из  общества , которым  они  управляют .

     Главы  правительств  и  политических  систем  не  являются  ни  всемогущими , ни  обладающими  самовоспроизводящейся  силой . Господство  правителей  и  политической  элиты  зависит  в  конечном  счёте  от  сотрудничества  населения  и  общественных  институтов .

   Политическая  сила  возникает  из  взаимодействия  всех  или  хотя  бы  нескольких  источников , таких  как  :

1) . Власть. Устойчивость  и  действенность  власти  правителей   и  её  легитимность  в  глазах  подданных.

2) . Человеческие  ресурсы . Число  людей , поддерживающих , сотрудничающих  или   оказывающих  особое  содействие  , их  число  относительно  всего  населения , а  также  формы  и  устойчивость  их  организаций .

3) . Знания  и  навыки .Умения , знания  и  возможности  этих  людей , их  способность  удовлетворять  потребности  правителей .

- 6 -


  4) . Скрытые  факторы . Психологические  и  идеологические  факторы , такие  как  привычки , отношение  к  повиновению  и  подчинению , наличие  или  отсутствие  общественного  доверия , идеология , чувство  долга.

5) . Материальные  ресурсы . Собственность , естественные  и  финансовые  ресурсы,

экономическая  система , система  связи  и  транспорта .

6) . Санкции . Характер  и  сила  принуждения  и  наказания , которые  имеются  в  распоряжении  правителей  для  применения  их  как  против  подданных , так  и  в  международных  конфликтах .

   Почти  всегда  существует  проблема , в  какой  степени  некоторые  или  все  эти  источники  силы  имеются  в  наличии ; исключительно  редко ( если  не  сказать  никогда)  складывается  ситуация , когда  все  они  даны  полностью   или  полностью 

отсутствуют . Увеличение  или  уменьшение  силы  правителей  зависит  от  сочетания  этих  источников .

     Правители  в  большей  мере  зависят  от  повиновения  и  сотрудничества  тех , кем  управляют . Отвергая  их  право  руководить , подданные  тем  самым  берут  назад  всеобщее  или  групповое  соглашение , которое  только  и  делает  существование  правительства  возможным . Эта  потеря  власти  ведёт  к 

дезинтеграции  силы  правителей . Когда  потеря  власти  достигает  крайней  степени , это  угрожает  самому  существованию  такого  правительства .

    Ситуация  ограничения  или  отказа  подданных  от  сотрудничества  опасна  для  любого  режима , потому  что  именно  своим  сотрудничеством  подданные  способствуют  функционированию  и  увековечиванию  существующей  системы . Как  экономическая , так  и  политическая  системы  функционируют  благодаря  содействию  многих  людей , организаций  и  малых  групп , а  правители  зависят  от  их  сотрудничества  и  содействия . Чем  более  обширен  и  более  детализирован  контроль  правителей , тем  более  они  нуждаются  в  подобно  содействии.

    Сила  правителей  зависит  от  постоянства  подобного  содействия , не  только  отдельных  членов  общества , должностных  лиц , служащих  и  т.п. , но  и  организаций  и  институтов  ( даже  второстепенных )  , которые  образуют  систему  в  целом . Это  могут  быть  министерства , организации , отделения , комитеты  и  т.п. Однако  эти  индивиды , группы  и институты  могут  отказаться  от  сотрудничества  и  могут  уклонится  от  оказания  содействия , достаточного

для  того , чтобы  сохранить  позиции  правителей  и  дать  им  возможность  реализовывать  свой  политический  курс .

Границы  принуждения            

      Если  перед  лицом  широко  распространяющегося  несотрудничества  и  неповиновения  правители  не  идут  на  значительные  уступки , то  они  должны  всё  больше  прибегать  к  принуждению . Пытаясь  обеспечить  себе  необходимое  содействие  и  сотрудничество , правители  могут  применять  санкции  ( или наказания ). Очень  часто  подобные  санкции  возможны  благодаря  тому , что  в  то  время  как  одна  часть  населения  отвергает  существующую  власть , другая  часть  остаётся  преданной  и  осуществляет  её  политический  курс .

    Но  это , однако , ещё  не  всё . Правящая  группа  также  в  свою  очередь , должна  быть  объединена  чем-то  иным , нежели  только  санкциями  и , следовательно , также  является  уязвимой  для  внешних  воздействий . К  тому  же  сама  способность  правителей  применять  санкции  как  у  себя , так  и  за  рубежом  в значительной  мере  зависит  от  помощи  самих  подданных , которая  может  быть  ограничена  или  прекращена .  Но  правителям  нужна  не  пассивная  поддержка , а 

- 7 -


явное  проявление  исполнительности  людей  и  большое  число  помощников . Однако  все  усилия  добиться  этого  содействия  путём  принуждения  будут  недостаточными , если  власть  правителей  не  будет  ограничена .

    Санкции  необходимы  для  поддержания  политической  власти  правителей - особенно  в  моменты  кризисов . Однако  эффективность  этих  санкций  зависит  от 

реакции  подданных , которым  они  угрожают  лил  против  которых  они  применяются . Во  многих  ситуациях  люди  должны , как  порой  поступают  на  войне  солдаты , не  отступить  перед  лицом  опасности . Даже  в  случае  применения  санкций , всегда  существует  возможность  выбора , проявления  своей 

воли .Чтобы  быть  эффективной  санкция  должна  внушать  страх ; тогда  люди  снова  согласятся  сотрудничать  и  подчиняться . Они  могут  и  не  сделать  этого .

В  такой  ситуации  отношения  власти  существенно  видоизменяются , и  это  представляет   серьёзную  угрозу  силе  правителей .

Объединённое  сопротивление

       Наличие  каждого  из  источников  силы , кроме  того  связано  или  непосредственно  зависит  от  степени  сотрудничества , покорности , повиновения  и  содействия , которых  правители  должны  добиться  от  своих  подданных  и  институтов  общества . Эта  зависимость  при  определённых  обстоятельствах  позволяет  подданным  ограничивать  или  изолировать  эти  источники   силы  путём 

уменьшения  или  даже  отказа  от  необходимого  сотрудничества  и  повиновения .

         Если  силу  правителей  можно  регулировать  путём  отказа  от  помощи  и  повиновения , тогда  несотрудничество  и  неповиновение  должно  быть  широко  распространены . К  тому  же , необходимо  поддерживать  эти  действия  и  перед  лицом  репрессий , направленных  на  то , чтобы  вынудить  к  покорности . Крупномасштабное  неповиновение  и  несотрудничество  возможны  лишь  в  том  случае , если  только  пропадёт  или  уменьшится  страх  у  подданных  и  если  только  они  будут  готовы  переносить  любые  санкции  во  имя  перемен . Такая акция  станет  политически  значимой . Свобода  действия  правителей  обратно  пропорциональна  количеству  неповинующихся  подданных ,  несотрудничающих  институтов , а  также  степени  зависимости  правителей  от  этих  факторов . Следовательно , проблема  контроля  над  силой  может  быть  решена  путём  изучения  того , как  можно  реализовывать  и  сохранять  уклонение  от  сотрудничества .

      Если  отказ  от  одобрения , сотрудничества  и  повиновения  сохраняется  и  при  угрозе  нападения  со  стороны  правителей , тогда  конец  режима  неизбежен. Так  что  все  правители  находятся  в  зависимости  от  сотрудничества  подданных ; а  мнение  о  том , что  власть  утверждается  только  насилием  и  что  победа  неизбежно  достаётся  стороне , обладающей большей  способностью  к  насилию , является  ошибочным . На  самом  деле  главным  является  решимость  не  повиноваться  и  способность  к  сопротивлению .

      Такое  понимание  сущности  политической  власти  может  быть  реализовано двояко : во-первых , непризнание  гражданами  тиранического  правительства  должно  быть  активно  выражено  в  отказе  от  сотрудничества . Во-вторых , должна  быть  проведена  групповая  или массовая  акция . Когда  правящее  меньшинство  сплочено , а  управляемому  большинству  не  хватает  независимой  организации , тогда  подданные  обычно  не  способны  на  общую  оппозицию .Они  будут  бороться  один  на  один . Эффективное  действие , основанное  на  таком  понимании  силы , нуждается  в  общем  сопротивлении  и  открытом  неповиновении.

- 8 -


Структурные  основы  общества   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты