Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно обладает значительной административной , экономической , политической и военной мощью .
Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными структурами.
- 5 -
Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие политического курса и действий группы , которая рассматривается в качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта группа может
заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов , вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .
Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить себя , реализующих их политический
курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию , людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты на определённое действие .Такого рода сила может быть использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других людей вести себя так , как того желают обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .
Политическая сила может находиться в руках правительств , государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она может быть использована непосредственно , но может быть и резервной способностью ,
оказывая влияние лишь фактором своего существования .
Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов , так и в группе ненасильственного действия .
Зависимость правителей
Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы для краткости называем
” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу они получают извне , из общества , которым они управляют .
Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от сотрудничества населения и общественных институтов .
Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников , таких как :
1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её легитимность в глазах подданных.
2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих или оказывающих особое содействие , их число относительно всего населения , а также формы и устойчивость их организаций .
3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их способность удовлетворять потребности правителей .
- 6 -
4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы , такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.
5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые ресурсы,
экономическая система , система связи и транспорта .
6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые имеются в распоряжении правителей для применения их как против подданных , так и в международных конфликтах .
Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко ( если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны полностью или полностью
отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от сочетания этих источников .
Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить , подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение , которое только и делает существование правительства возможным . Эта потеря власти ведёт к
дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней степени , это угрожает самому существованию такого правительства .
Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они нуждаются в подобно содействии.
Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п. , но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации , отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания содействия , достаточного
для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой политический курс .
Границы принуждения
Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет её политический курс .
Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних воздействий . К тому же сама способность правителей применять санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а
- 7 -
явное проявление исполнительности людей и большое число помощников . Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .
Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей - особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций зависит от
реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в случае применения санкций , всегда существует возможность выбора , проявления своей
воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не сделать этого .
В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это представляет серьёзную угрозу силе правителей .
Объединённое сопротивление
Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности , повиновения и содействия , которых правители должны добиться от своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти источники силы путём
уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и повиновения .
Если силу правителей можно регулировать путём отказа от помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет политически значимой . Свобода действия правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов . Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества .
Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что власть утверждается только насилием и что победа неизбежно достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию , является ошибочным . На самом деле главным является решимость не повиноваться и способность к сопротивлению .
Такое понимание сущности политической власти может быть реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического правительства должно быть активно выражено в отказе от сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому большинству не хватает независимой организации , тогда подданные обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы , нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.
- 8 -
Структурные основы общества