Российские избирательные технологии
ВВЕДЕНИЕ
Политический мир конца XX века немыслим без демократии. Во всем мире
наиболее цивилизованной формой правления считают республику, ее
особенностью является – формирование органов власти путем выборов.
Современная Россия переживает трудное время становления демократии, идет
ломка стереотипов оставшихся от тоталитарного прошлого. При переходе от
тоталитаризма к демократии, по всей видимости, неизбежным является этап
авторитарного государства, уже в настоящее время на местном уровне
обозначились эти тенденции. В связи с этим особое значение приобретают
существующие в нашей стране институты гражданского общества, как связующие
звено, которое может вывести Россию к демократии, эволюционным путем, без
крови и революционных потрясений. Один из таких институтов – выборы.
Свободные выборы являются одним из важнейших и неотемлемых условий демократии. В гражданском обществе выборы выполняют следующие функции: репрезентация мнений и интересов различных слоёв общества; способ разрешения конфликтов; рекрутирование новой политической элиты; средство мобилизации населения в поддержку общественно значимых ценностей и партийных программ.
В декларации принятой Межпарламентским Союзом 26 марта 1994 года в
Париже, говорится, "… демократия - подлинное, широкое и мирное соревнование
между индивидуумами и организованными группами за важнейшие позиции
государственной власти посредством регулярных, свободных и справедливых
выборов" [1]. Подлинно демократические выборы невозможны без выработки и
соответствующего развития и использования избирательных технологий. В
западной политической науке чаще используют термин, «политический
маркетинг» (от английского слова market - рынок), который обозначает
разнообразную организационно-техническую и управленческую деятельность по
регулированию экономических, социальных и политических отношений. Задача
политического маркетинга заключается в том, чтобы наиболее выгодно
преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить
максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили»
именно данный рекламируемый «товар»[2]. Избирательные технологии являются
своеобразным индикатором по которому можно судить об уровне развития
избирательной системы. Поэтому изучение и развитие избирательных технологий
является актуальнейшей задачей в современной России, не зря при каждой
администрации, начиная с президентской и кончая районной существует
информационно – аналитический отдел, одной из приоритетных задач которого
является изучение данной проблематики.
При всей важности и многочисленности выборов проходивших в нашей стране, на
теоретическом уровне проблема избирательных технологий, до последнего
времени практически не разрабатывалась. Материал общего характера мы можем
найти в обобщающих работах по политологии[3]. Существует единственная
работа, посвященная проблематике нашего исследования – А. И. Ковлера
«Избирательные технологии. Российский и зарубежный опыт» М., 1995., в ней
поднимается широкий круг вопросов относящихся к избирательным технологиям,
она широко снабжена фактическим материалом. Так же в этой книге дается
общий анализ зарубежных избирательных технологий и анализируется первый
российский опыт. Всю литературу так или иначе относящуюся к избирательным
технологиям, можно разделить на несколько групп. К первой группе мы относим
литературу посвященную избирательным кампаниям. В ней необходимо выделить
несколько работ. В первую очередь это книга А. Максимова - «Как эффективно
провести избирательную кампанию»[4]. Неоспоримое преимущество этой работу в
том, что она написана на собственном опыте участия в избирательных
кампаниях, в ней имеются сравнения с американскими технологиями (правда на
поверхностном уровне). однако вопросы стратегического планирования,
разработки формализованных целей кампании и борьбы с возможными
фальсификациями со стороны власти освещены не достаточно полно, или не
освещены вовсе. Следующая работа, заслуживающая внимания, это книга И.
Осокиной «Выборы – 95: опыт побед и поражений. Практические вопросы
организации избирательной кампании.»[5] Объем книги очень маленький – 46
страниц, однако она содержит большое количество практических рекомендаций,
образцов заполнения различных документов.
Ко второй группе относятся работы посвященную в основном выборам,
избирательные технологии здесь рассматриваются как один из компонентов
выборов, поэтому им уделяется не достаточно внимания. Здесь выделяется
книга «Россия: партии, выборы, власть» под общей редакцией В. Н.
Красного[6], труд содержит большое количество статистического материала
касающегося выборов. Кроме этого здесь есть глава посвященная политическому
маркетингу, где анализируются российские предвыборные кампании в сравнении
с мировым опытом в этой области. Анализируя литературу посвященную выборам
следует назвать книгу К. Г. Холодковского «Как выбирают парламент в странах
Европы, Америки, Азии …»[7], в которой обобщается мировой опыт проведения
выборных кампаний, анализируются достоинства и недостатки различных
избирательных систем, так же автор приводит наиболее распространенные формы
агитации.
К третьей группе относятся работы посвященные одному из аспектов избирательной кампании. Здесь следует отметить работы Г. Почепцова «Имидж & выборы»[8] и «Имидж: от фараонов до президентов»[9], в них автор уделяет особое внимание такому аспекту избирательных технологий, как разработка, формирование и актуализация имиджа политика.
В описанной литературе под избирательной технологией обычно понимают
совокупность методов подготовки, организации и проведения избирательных
кампаний. Технология избирательной кампании как междисциплинарная область
знаний, находящаяся на стыке политологии, политики, истории политических
учений, электорального права и социальной психологии, социологии, обязана
своим появлением на свет демократии и только начинает формировать
терминологический аппарат, и определять предмет своего исследования. Слабо
разработаны теоретические основы проблемы, большая часть литературы
затрагивает только тот или иной узкий аспект избирательных технологий. В
литературе освещаются не столько избирательные технологии, сколько механизм
и результаты выборов. В большинстве работ отсутствует теоретическая база.
Вне внимания исследователей остались такие вопросы как, вопросы
стратегического планирования, разработки формализованных целей кампании и
борьбы с возможными фальсификациями со стороны власти, особенности
российских технологий избирательных кампаний, тенденции развития. Указанные
недостатки вполне объяснимы, к изучению западного опыта выборов и
избирательных технологий вообще российская наука только приступила.
Целью данной работы является: анализ избирательных технологий как политического явления.
В связи с этим перед ней стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть мировую практику избирательных кампаний;
2. Выявить особенности и тенденции развития российских избирательных технологий применяемых в 1993 – 1998 годах.
В качестве источников использовались: газетные публикации посвященные
данной теме, реклама политических партий, блоков, объединений, движений,
размещенная на страницах периодических изданий, статистические данные
опубликованные по результатам выборов, статистические данные приведенные в
книгах – «Итоги выборов в Государственную думу и перспективы политического
развития России: общефедеральные процессы и региональная практика.»[10],
«Россия: партии, выборы, власть»[11]. В связи со слабой изученностью этой
темы и закрытом характере информации по многим вопросам, использовались так
же личный архив автора, личные наблюдения в время участия в избирательных
кампаниях и информация полученная из бесед с людьми профессионально
занимающимися выборами.
Глава 1. Мировая практика избирательных кампаний
С момента проведения первых выборов, непрерывно совершенствовались технологии избирательных кампаний. По мере того как росло значение выборов в политической жизни, также росло значение избирательных технологий, накапливался опыт борьбы – побед и поражений, совершенствовалась технологии. В настоящее время в странах Запада накоплен значительный опыт организации и проведения предвыборных кампаний. Обобщив его, можно представить следующую модель избирательной кампании.
Подготовительный этап занимает важное место в избирательной кампании,
если тактические ошибки в большинстве случаев можно устранить, то ошибки
допущенные в ходе подготовки к выборам, при разработке стратегии фатальны.
Его начало зависит от уровня выборов – национальные, региональные, местные.
Подготовка к президентским выборам начинается не менее чем за 3 года до
них[12]. Парламентские партии агитационную деятельность не прекращают ни на
минуту, все свои действия рассматривают с точки зрения влияния на
электорат. Подготовка к региональным и местным выборам начинается за 6 – 8
месяцев до них[13].
Независимо от уровня выборов участник предвыборного марафона первым делом формирует костяк команды (предвыборного штаба) и начинает работу по исследованию электоральных предпочтений, настроений избирателей, общей ситуации в стране (регионе), отслеживает и собирает информацию о вероятных соперниках. Предвыборный штаб – основной аналитический и исполнительный орган избирательной кампании, призван реализовывать все основные функции предвыборной деятельности. Основные функции штаба следующие:
- менеджерские: планирование, организация, распределение работ, мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и информационными потоками, представительство и лоббирование;
- информационно – аналитическая;
- рекламная, в том числе агитационно-пропагандистская;
- связи с общественностью;
- материально – техническое обеспечение;
- юридическая;
- сбор средств на кампанию;
- финансово – бухгалтерская;
- обеспечение работы оперативных групп
- обеспечение безопасности.
Структура штаба выстраивается в соответствии с основными необходимыми
функциями, для большей наглядности её удобней представить графически, в
виде схемы (см. схему №1).
Распределение функций и ответственности в штабе обычно строится на двух
принципах: первых из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей
которое у них лучше всего получаются и к выполнению которых они лучше всего
подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип - необходимость
распределения между членами штаба всех основных функций и направлений
деятельности. Из сотрудников структурных подразделений штаба могут
организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных
конечных по времени функций. Например, обычно создается комитет
стратегического планирования, который и отвечает за весь процесс принятия
ключевых решений, разработки стратегии и тактики и разработки конкретных
программ кампании. В состав комитета входят руководители подразделений.
Возглавляет комитет стратегического планирования обычно лидер партии, так
как именно он должен определять и утверждать
Схема №1. Структура предвыборного штаба[14].
ключевые решения по кампании. Подразделения штаба имеют четко разделенные функции.[15]
Теневой кабинет. Как правило, каждый партийный лидер, решивший идти на выборы, приходит к этому решению не по наитию и капризу, а в результате каких – то консультаций с представителями предпринимательских структур, институтов власти, руководителями СМИ. Именно эти люди, которые напрямую не участвуют в избирательной кампании и часто даже предпочитают не «светится» рядом с кандидатом, образуют его теневой кабинет. От них зависит финансирование избирательной кампании, программные установки партии, многие её действия в случае избрания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11