РПС Казахстана

4. Демографические условия и население.

 

В течение 20 столетия население Казахстана увеличилось почти в 3 раза и подошло к 15 миллионному рубежу. Коренное население (казахи) не составляет большинства – всего 32%, русские – 42%, украинцы – 7%. Проживают также татары, узбеки, белорусы, корейцы. Рост населения происходил за счет естественного прироста и большого притока из других республик в связи с бурным развитием промышленности и освоением целинных и залежных земель.

Размещение населения крайне неравномерно. Средняя плотность 6 человек на кв. км. Наиболее густо заселена южная предгорная полоса, где в оазисах поливного земледелия плотность достигает местами более 100 человек на кв. км. Сравнительно высока плотность и на севере, в черноземной лесостепной и степной земледельческой полосе – до 20 и более человек. Повышенная плотность населения наблюдается в ряде промышленных узлов и районов. Наряду с этим огромные пространства пустынь и полупустынь еще очень слабо заселены. В западной, центральной и южной частях средняя плотность составляет 1,4 - 1,8 человек на кв. км.

Активная индустриализация экономики Казахстана в 50 - 70-е годы привела к развитию городов и увеличению доли городского населения (до52%). Уже к 1970 году имелось 16 городов с населением свыше 100 тыс. чел., в том числе два города – Алма-Ата и Караганда свыше 500 тыс. жителей (776 и 541 тыс. жителей). Крупные центры индустрии возникли в районах Центрального Казахстана – Караганда, Темиртау (179 тыс. жит.), Балхаш (78 тыс.), Джезказган (68 тыс.), на Мангышлаке – Шевченко (75 тыс.), в Северном Казахстане – Рудный (101 тыс.), Ермак, Аркалык, Экибастуз; в Южном Казахстане – Каратау, Кентау, Текели. Увеличилось численность населения и в старых городах: Алма-Ате, Чимкенте (265 тыс. жит.), Семипалатинске (251 тыс.), Усть-Каменогорске (241 тыс.), Павлодаре (208 тыс.), Джамбуле (205 тыс.), Актюбинске (159 тыс. жит.).

Наиболее высока доля городского населения в промышленно-развитых областях: Восточно-Казахстанской, Джезказганской, Карагандинской, Мангышлакской. В то же время в Тургайской, Кокчетавской областях, где природные условия благоприятны для сельского хозяйства, в городах живет только около 1/3 населения.

Города современного Казахстана являются прежде всего крупными промышленными, транспортными и культурными центрами со сравнительно высоким удельным весом среди их населения казахов.

В 1985-1990 годах, которые характеризуются максимальными объемами производства в народном хозяйстве было занято 37% населения, в том числе в промышленности 1,1 млн. чел., строительстве – 0,6 млн. чел., в сельском хозяйстве – 1 млн. чел., на транспорте и связи – 0,6. Удельный вес женщины среди занятых составлял до 47%.

Обретение Казахстаном политической независимости и государственности в 1991-1996 годах, кризис переходного процесса привели к новым сложным демографическим процессам: рост безработицы, активный выезд русских семей в Россию, снижение общего уровня жизни населения. Это снизило производственный потенциал трудовых ресурсов Казахстана.   


5. Транспортная инфраструктура.


Основу железнодорожной сети республики составляют четыре меридиональные магистрали: Турксиб, Трансказахстанская (Петропавловск – Караганда – Чу), Оренбург – Ташкент и Кунград – Бейнеу – Макат – Астрахань, а также три широтные: Транссибирская, Среднесибирская и Южно-Сибирская – с ответвлениями. Эксплуатационная длина железных дорог, проходящих по территории республики, составляет 14,24 тыс. км, а их грузооборот – 87% грузооборота всех видов транспорта.

Протяженность автомобильных дорог республики – 97,3 тыс. км (в том числе 71 тыс. км с твердым покрытием). Сегодня все областные города Казахстана имеют автомобильную связь со всеми районными центрами, центральными усадьбами с/х предприятий. Столицу республики – Алма-Ату почти со всеми областными центрами соединяют благоустроенные магистрали. На север от Алма-Аты уходят две важнейшие автомагистрали: в сторону Чиганака, которая связывает ее с центральными районами республики; и на Семипалатинск, с ответвлениями на Талды-Курган, Панфилов и Текели, а также на Жангиз-Тобе – Усть-Каменогорск. На юг от Алма-Аты идет автомагистраль Джамбул-Чимкент – Ташкент, от которой ответвляется асфальтированная дорога до Кзыл-Орды и Джусалы.

Третье место в общем грузообороте Казахстана занимает трубопроводный транспорт. Первый нефтепровод от промысла Доссор до порта Ракуши был введен в эксплуатацию в 1915 году для перекачки Эмбинской нефти к Каспийскому морю. В 30-х гг. с ростом нефтедобычи был построен магистральный нефтепровод Гурьев – Орск протяженностью около 900 км.

Разработка нефтяных месторождений Мангышлака способствовала строительству нефтепроводов Узень – Макат – Куйбышев с ответвлением на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, а также Узень – Жетыбай – Шевченко, по которому нефть подается в порт Актау.

В 60-х гг. с пуском Павлодарского нефтеперерабатывающего завода проложен нефтепровод Омск – Павлодар.

Казахстан пересекают мощные газовые магистрали Средняя Азия – Центр и Бухара – Урал, от которых идут ответвления в промышленные центры западного и северного Казахстана. Юг республики получает газ по газопроводу Мубарек – Ташкент – Чимкент – Джамбул – Алма-Ата протяженностью 1317 км.

Водный транспорт не имеет большого значения в общем объеме грузооборота. Судоходными являются реки Иртыш и Урал, а также некоторые участки на Или и Ишиме. Общая длина водных путей республики – около 6 тыс. км. Самая мощная водная артерия – Иртыш: на его долю приходится 75 - 80 % грузооборота речного транспорта.

Главный груз, перевозимый по рекам,– минерально-строительные материалы. Водным путем транспортируются также зерно, руда, уголь, лес, нефтепродукты. С освоением богатств Мангышлака значительно вырос грузооборот Каспийского моря: порты – Ералиев, Актау, Баутино.


6. Промышленность.

Казахстан имеет многоотраслевую промышленность. В 1985-1988 гг. на душу населения добывалось и производилось железной руды и угля больше, чем в США и Англии; электроэнергии больше, чем в Италии и Франции; серной кислоты больше, чем в ФРГ и Японии. Продукция экспортировалась в 80 стран мира; в другие районы СССР вывозились железная, хромитовая и марганцевая руды, цветные металлы, чугун, прокат, ферросплавы, уголь, нефть, фосфоритная мука, хлопок-волокно, мытая натуральная шерсть, зерно, мясо и другое.

Индустриальный облик Казахстана в конце 80-х гг. определялся мощной энергетикой, цветной и черной металлургией, машиностроением, угольной, нефтяной, химической,  легкой и пищевой промышленностью.

На территории Казахстана сформировались и развиваются: Карагандинско-Темиртауский, Каратау-Джамбулский, Мангышлакский, Павлодарско-Экибастузский территориально-производственные комплексы.

В табл. 4 представлены объемы производства основных видов промышленной продукции, свидетельствующие о широком спектре производств, сложившемся в советское время на территории Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Производство основных видов промышленной продукции.

 

1913

1950

1970

1991

Железная руда, млн. т

18,8

 

Чугун, млн. т

2,5

 

Сталь, млн. т

0,13

3,3

 

Прокат черных металлов, млн. Т

0,11

2,7

4,7

Уголь, млн. т

0,1

17,4

67,3

130

Нефть(включая газовый конденсат), млн. т

0,12

1,1

16,0

26,6

Газ природный, млн. куб. м

7,4

2747

7900

Электроэнергия, млн. квт/ч

1,3

2617,2

37789

79100

Минеральные удобрения(в условных единицах), тыс. т

22,3

2822

 

Серная кислота(в моногидрате), тыс. т

58,2

1254

 

Металлорежущие станки, шт.

5

2436

 

Цемент, тыс. т

15,7

5991

 

Ткани хл.-бум., млн. пог. м

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты