В это время возник и решался в жарких спорах вопрос о создании Сибирской советской республики, как суверенного государства. Но внутренняя и международная обстановка оказалась для этого неблагополучной. Охвативший огромную территорию мятеж белочехов в мае 1918 года, вся сложная военно-политическая ситуация, ставившая вопрос о выживании новых ростков государственности в России и Сибири, ослабляли сепаратистские тенденции в Зауралье, способствовали интеграции с Центром, превращению страны в единый военно-политический лагерь. Конечно, страна переживала раскол, были сторонники сохранения старого режима, и были его непримиримые противники. Но и в этих условиях было положено начало централизации государственного управления.
3.2. Сибревком.
В августе 1919 года был создан Сибревком, председателем которого стал И.Н. Смирнов. Он был профессиональным революционером и с 18 лет находился в РСДРП. Он прошёл тюрьмы и ссылки, учавствовал в вооружённом восстании, а в декабре 1918 года возглавил Сибирское бюро ЦК РКП(б).
Сибревком становится высшей исполнительной властью в Сибири. Он действует в теснейшем политическом контакте с Москвой, воплощая в жизнь политику Центра на огромной территории с многонациональным населением. Сфера компетенции Сибревкома распространяется на Алтайскую, Енисейскую, Иркутскую, Омскую, Семипалатинскую, Томскую губернии и Якутскую область. Столицей объединившейся Сибири становится с ноября 1919 года Омск, а в 1921 году переводится в Новониколаевск. Функционально Сибревком был советским сибирским правительством, вникавшем во все вопросы мирной и военной деятельности, внутренней и международной политики.
4. Шаги новой власти.
4.1. Тува.
Специфически разворачивались события в бывшем российском протекторате – Урянхайском крае. В январе 1918 года в городе Белоцарск избирается Совет народных депутатов, но вскоре он будет арестован приверженцами старого строя. В марте 1918 года съезд представителей русского населения, проживашего в Туве, избрал Урянхайский краевой Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На съезде было принято решение об оказании помощи тувинскому народу в установлении самоуправления. Совет считал недопустимым вмешательство во внутренние дела тувинского населения. Месяцем позже по инициативе Совета была проведена национализация собственности российских и местных крупных землевладельцев.
В июне 1918 года параллельно проходили заседания съездов представителей тувинского и трудящегося русского населения, часть из них проводилась совместно. Тувинский съезд высказывался за образование самостоятельной народной республики.ю находящейся в дружбе с Советской Россией и развивающей конструктивные взаимовыгодные отношения с трудовым русским населением Урянхая.
Но первые Советы просуществовали в Туве недолго, менее четырёх месяцев. Против революционных преобразований выступили армия Колчака, китайские империалисты, местные феодалы и зажиточные землевладельцы. Гражданская война продолжалась более трёх лет. По её окончанию победителем вышли местные крестьяне-скотоводы. Их успех обеспечивался союзом со значительной частью русского народа.
В августе 1921 года собрался Всетувинский учредительный хурал, объявивший Туву самостоятельной народной республикой и принявший её конституцию. Присутствовавшая на хурале делегация России поддержала предложение о самоопределении Тувы.
Национально-государственное самоопределение Тувы не было лёгким делом. Этот край ещё не вышел из рамок традиционной аграрной цивилизации. Политический авангард революции – Народно-революционная партия образовалась только в 1922 году.
Конституция Тувинской Народной Республики (ТНР) признавала покровительство Советской России в сфере международных отношений. В Туве была создана русская самоуправляющаяся трудовая коммуна. Советское правительство приветствовало образование ТНР и оказывало содействие коммуне.
Республика прошла в своём развитии до воссоединения с СССР два этапа. На первом этапе были проведены антиимпериалистические и антифеодальные преобразования. Проведены конфискация имуществ феодальных хозяйств и передача его госхозам и трудовым хозяйствам. На втором этапе Тува объявила курс на некапиталистическое движение к социализму. Этот этап для республики был сложным. Народ Тувы также почувствовал репрессии, прокатившиеся по стране. Столкнулся с объективными хозяйственными трудностями. Но успехи были достигнуты. В Туве создавались государственные промышленные предприятия, формировался национальный рабочий класс, а также интеллигенция. На всём протяжении существования молодого независимого государства Тувы, СССР оказывал ему многостороннюю помощь. Советский Союз поставлял тувинцам машины, тракторы, оборудование – не от изобилия, а такова была политика, которую страна проводила по отношению к дружественным государствам, отставшим в социально-экономическом развитии и нуждавшимся в поддержке. Это был действительно интернационализм на практике, поддержка в международных отношениях, зримые черты становления более высокого уровня цивилизации, чем индустриальная.
В Туву отправлялись продовольствие, хлеб, посылались кадры профессионалов высокого уровня для формирования структур индустриальной цивилизации и работы на промышленных предприятиях, в сфере науки и образования. Для республики готовились собственные кадры специалистов, учителя, врачи и так далее. Но, всё таки, потребность в такого рода кадрах была выше, чем реальный объём их подготовки. Но это был явный прогресс в развитии отраслей, которые нуждались в работниках умственного труда. До 1930 года тувинцы не имели своей собственной национальной письменности. В её создании помощь оказали советские учёные по заданию правительства СССР.
4.2. Бурятия.
Сложный путь был пройден после революции бурятской государственностью. Сказывались экономическое отставание и хозяйственная разруха, опасная деструктивная деятельность националистов в Прибайкалье и Забайкалье, усугубившиеся непростой международной и внутриполитической обстановкой. В марте 1920 года в Забайкалье установилась Советская власть. Но сложные международные отношения побудили в это время создать политическую структуру переходного типа -Дальневосточную Республику (ДВР). В политическую карту Сибирского суперрегиона наряду с другими образованиями оказалось включенным и буферное государство ДВР. Оно стало фактором политического определения у ряда народов.
Создание ДВР привело к тому, что бурятское население оказалось разобщенным. Часть его находилась на территории к западу от Байкала и имела подданство Российской Федерации. Буряты, жившие на территория к востоку от Байкала, стали подданными ДВР. У тех и других была своя специфика развития политического процесса.
На западе буряты с января 1920 года начали создавать аймачные, хошунные (волостные) и булучные (сельские) органы власти, ревкомы, подчинявшиеся Иркутскому губревкому. Была образована Бурсекция РКП(б), призывавшая бурят к интернациональной деятельности в союзе с русским рабочим классом и крестьянством, к укреплению Советской власти в бурятских районах на бурятской земле.
Иначе обстояли дела на востоке. В ДВР продолжалась гражданская война, шли бои с войсками иностранных интервентов. Неоднозначной была позиция эсеров и меньшевиков, местных бурятских националистов, имевших прочное положение в Бурнардуме. Велико было влияние на бурятское население ламаистского духовенства. Националисты предпринимали немало усилий для обособления бурят от русского населения, стремились изолировать аймаки от селений соседей-небурят, создать автономию, абсолютизирующую этнические интересы. И эти усилия давали плоды. Но существовала и другая тенденция, в развитии которой принимали активное участие местные большевики. У них были установки на интернациональное единство, солидарные действия. Постепенно круг приверженцев этих установок расширялся.
В октябре 1920 года центральные российские власти предпринимают ряд шагов, направленных на образование бурятской автономии в Предбайкалье. В это время был подготовлен проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами, в котором акцентировалось внимание на необходимости проведения в жизнь принципа автономии с учетом конкретных условий. Речь шла в первую очередь о калмыках и бурят-монголах. В этом национальном пространстве следовало проводить национальную политику государства через местные органы власти, в которых были представители коренного населения.
На расширенном заседании Сиббюро ЦК РКП(б), состоявшемся 24 октября 1920 года, было признано преждевременным образование бурятской республики в ДВР и предложено создать орган, проводящий политическую и культурно-просветительскую работу среди бурят Предбайкалья и Забайкалья. Ряд причин побудили Сиббюро не форсировать решение вопроса о забайкальской бурятской автономии, но вместе с тем явились стимулом подготовки таких условий, которые сделали бы возможным его практическое Рассмотрение в ближайшее время. Был создан особый центр - ЦК бурят-монголов (Бур. ЦК) Восточной Сибири.
Сиббюро 28 февраля 1921 года приняло решение о своевременности создания в РСФСР автономной области из четырех бурятских аймаков. С 28 октября по 5 ноября 1921 года в Иркутске проходил Учредительный съезд бурят Иркутской области и Прибайкалья, принявший решение об образовании Бурятского областного ревкома. Формировался советский и партийный аппарат Бурятской автономной области. ВЦИК 9 января 1922 года своим декретом закрепил образование Бурятской автономной области в составе РСФСР. Руководящим органом бурятской автономии временно стал Бур-ревком. В аймачных ревкомах на принципах интернациональной солидарности власть осуществляли так называемые тройки: двое бурят и один русский. Складывались предпосылки для преодоления национальной разобщенности, нахождения оптимального механизма развития межнациональных отношений.
А как обстояло дело с развитием бурятского этноса в Забайкалье? Какие национально-государственные формы там использовались? Бурятская автономная область была создана и в ДВР, но на основе иных принципов, чем в Российской Федерации. Это были принципы национально-территориального обособления административно-территориальных единиц.
В литературе высказываются разные оценки возможных форм федерации. В работах советских исследователей автономия на основе административного деления оценивалась исключительно как форма «буржуазная», ориентированная на разъединение и противопоставление наций. В качестве «классического» и «оптимального» рассматривался вариант национальной автономии. Но на практике в СССР и России национальный вариант оборачивался националистическим. Проблема использования административной структуры в федерации для россиян, и сибиряков в том числе, представляет не только теоретический, но и острый практический интерес.
В ДВР было сильным влияние нойонской верхушки и ламаистского духовенства. На востоке образовался иной тип автономии, которую возглавляла местная национальная элита. Это был компромиссный вариант политического развития. Но затем от этого варианта началось развитие в направлении общей для 20-х годов модели автономии в РФ.
После разгрома японских интервентов и освобождения Владивостока в конце 1922 года ДВР воссоединилась с РСФСР. Было признано нецелесообразным сохранение двух бурятских автономий. Президиум Бурят-Монгольского областного комитета РКП(б) поставил перед центральной властью вопрос о слиянии двух областей и образовании автономной Бурятской Республики которая называлась «Советская» и «Социалистическая». Но эти два последних названия отражали не столько наличный статус республики, сколько ожидаемые перспективы, в соответствии с государственной идеологией того времени - предположительные результаты.