Советская национальная политика в Сибири (до 1940годов)

Президиум ВЦИК 30 мая 1923 года декретировал создание единой Бурят-Монгольской АССР, в которой преобладало население русской национальности. Центром республики стал Верхнеудинск. В ее органах власти были представлены буряты, русские, а также другие этнические группы, населявшие Бурятию. Наиболее массовое представительство было у крестьян, что обусловливалось социальной структурой республики. В декабре 1923 года I республиканский съезд Советов в Верхнеудинске избрал и образовал правительство (Совнарком) республики. Совершился переход от областной формы автономии к республиканской, и это был определенный прогресс в развитии бурятской государственности.

Можно ли считать, что в первые годы Советской власти, а затем и в последующий период такой механизм был свойствен только бурятам? Отнюдь нет, и это станет очевидным из дальнейшего рассмотрения процессов становления и развития государственности у народов Сибирского суперрегиона.


4.3. Якутия.

 По-своему, но в чем-то очень похоже на процессы в Бурятии разворачивались политические события в Якутии. Это огромная провинция, на территории которой без труда разместился бы десяток западно-европейских стран. Якутию в самодержавной России называли «тюрьмой без решеток». Сюда на протяжении десятилетий высылали революционеров, борцов за свободу. Среди них были люди разных поколений, придерживавшиеся разных взглядов на социальное и политическое устройство России: декабристы, дворяне-революционеры, разночинцы и социал-демократы (большевики и меньшевики), анархисты и эсеры.

В XX веке Якутия включилась в противоречивый процесс созидания новых форм социальной жизни, политического устройства, индустриальной цивилизации. Были в Якутии и сторонники, и противники социальных перемен, и конфронтация между ними разворачивалась часто в острых формах, противостояние обретало жесткий и жестокий характер.

Власть в Якутске 15 декабря 1919 года перешла в руки военно-революционного штаба Красной Армии. Решением Сибревкома административные органы Якутии 20 апреля 1920 года были временно подчинены Иркутскому губревкому. Это создавало для коренного населения благоприятные условия для осознания своих национальных интересов. Было сформировано Якутское бюро РКП(б). Якутская область восстанавливалась как самостоятельная административная единица. Готовились местные кадры для органов государственной власти и структур самоуправления. Это способствовало привлечению бедноты на сторону государства, изоляции тойонов.

Автономия - сложное социальное явление. Она может быть и шагом вперед по, пути прогресса, и попятным движением, иметь разный социальный смысл и содержание. Учитывая сложную обстановку, коммунисты Якутии не форсировали решение вопроса о предоставлении ей автономии, потому что лозунг о самостоятельности как средстве разрыва с Россией в это время широко использовали якутские националисты, феодально-тойонские круги. Требовалась большая разъяснительная работа с неискушенными в политике людьми по поводу того, что такое автономия, каковы ее возможности и пределы.

Наркомнац России принял к сведению, какая большая просветительская работа была проведена в Якутии для развития политического сознания населения. Итогом этой работы стало повышение политической культуры социально-политически активного населения огромного региона. Учитывая это обстоятельство, Наркомнац дал принципиальное согласие на предоставление Якутии автономии. На губернском совещании, состоявшемся 19-22 июня 1922 года, было принято решение начать подготовительную работу по созданию и развитию национальной государственности Якутии, связывая ее с дифференциацией населения края, политической активизацией бедноты, и изоляцией тойонов. В этих целях широко использовались печать, работа школ, устная агитационная и пропагандистская деятельность по разъяснению сущности и конкретного содержания национальной политики государства.

С 3 по 8 октября 1921 года проходил съезд уездных и волостных ревкомов Якутии. Участники его постановили: провозгласить автономию Якутии в рамках Российской Федерации. Борьба за автономию в это время обострялась в связи со вспыхнувшим вооруженным выступлением тойонов и остатков белогвардейцев. При его подавлении были допущены серьезные ошибки, жестокость и преступления.  Недооценивались сложность национальных отношений в Якутии, устойчивость традиций, наличие духовной близости разных слоев одного, якутского, народа, авторитет тойонов у широких слоев коренного населения.

В борьбе за новую, неведомую жизнь значительная часть коренного населения края связывала свои надежды на лучшее будущее с российской властью, в которой видела или хотела видеть надежную защитницу своих интересов. Президиум ВЦИК 16 февраля 1922 года принял постановление об образовании Якутской АССР. Ее население составляло в то время 300 тысяч человек. Более 80 процентов из этого количества приходилось на долю якутов. Территория же Якутии охватывала около 4 миллионов квадратных километров.

Молодая Якутская Республика в это время решала две сложные задачи. Одна из них состояла в окончательной ликвидации мятежа и установлении спокойной жизни как предварительного условия социальных преобразований. Мятежники захватили значительную часть республики и пытались запугать население кровавым белым террором. Красная армия и местные власти повели решительную борьбу с мятежниками, проявляя вместе с тем возможный в те времена гуманизм по отношению к лицам, колеблющимся, оказавшимся втянутыми в повстанческие отряды из-за своей политической незрелости, к тем, кто добровольно сложил оружие.

С помощью частей Красной Армии, направленных Сиббюро помощь Якутской Республике, мятежники в июне 1922 года были разгромлены и стали откатываться на север и восток края. Местное население адаптировалось к новым социальным условиям, постепенно осознавало, в чем суть преодоления давнишнего экономического и культурного отставания. Оно оказывало помощь Красной Армии в восстановлении власти Советов и установлении режима стабильности.

Всеякутский учредительный съезд Советов состоялся 27 Декабря 1922 года. Более половины его делегатов (58 из 102) были якутами Съезд поблагодарил ВЦИК за предоставление Якутии автономии и внес свои предложения по выработке широкой программы предстоящей политической, экономической и культурной деятельности в республике. Были избраны ЦИК и правительство.

Вторая задача заключалась в развитии экономики Якутии, во вступлении республики на путь национально-государственного самоопределения. Впереди было еще много трудностей и нерешенных задач. Это и разгром отрядов генерала В.Н. Пепеляева, и борьба с националистически настроенной частью интеллигенции. Следует иметь в виду, что не вся интеллигенция была настроена националистически, но даже среди так называемых националистов не все были «врагами своего народа», многие из них стояли за сохранение национальных культурных традиций. Надо было сотрудничать с этими людьми, но у новых властей порой не хватало для этого ни желания, ни умения. Всякое инакомыслие возводилось в ранг политического преступления, всякая оппозиция, сколь бы конструктивным потенциалом она ни обладала, была нежелательна и гонима.

Однако республика все-таки развивалась и решала многие социальные задачи, которые необходимо было решать. Постепенно преодолевалось экономическое и культурное отставание, отбрасывались суеверия и все отжившее, предпринимались реальные шаги к достижению фактического равенства с другими народами страны, сотрудничеству с ними. Якутия обретала признание в мировом сообществе. Ее золото, алмазы - предмет зависти.


4.4. Алтай.

 Исторический процесс созидания и развития национальной государственности разворачивался и на юге Сибири, на Алтае. После изгнания колчаковцев с территории Горного Алтая там началось восстановление Советской власти, создавались новые политические структуры, усиливалось их влияние на население. Разъяснялась суть государственной национальной политики, развивались конструктивнее и взаимовыгодные отношения между русским и алтайским населением края.

В 1920 году по инициативе Алтайского губкома РКП(б) образовался Горно-Алтайский уезд. При Горно-Алтайском ревкоме создали отдел национальностей. Этот отдел много сделал для вовлечения алтайцев в активную социально-политическую, хозяйственную и культурную деятельность. Алтайцы-кочевники стали понимать, что советские органы власти в основном отстаивают их интересы, помогают продовольствием, обеспечивают защиту от преступных банд, действовавших в то время в крае.

Период перехода от продразверстки к продналогу обострил противостояние крестьян и байских элементов, потребовал повышенной бдительности и активности. На борьбу с противниками преобразований, перехода к новой экономической политике, пытавшимися использовать средства криминального мира, поднималось местное алтайское население. В селах создавались отряды самообороны. Население убеждалось в необходимости солидарных действий трудящихся всего уезда независимо от их национальной принадлежности.

Проводя определенный курс национальной политики, власти на Алтае, коренные жители этих мест проявляли инициативу относительно образования здесь автономии. ВЦИК в июне 1922 года принял постановление о создании Ойротской автономной области за счет населения и территории Горно-Алтайского и Бийского уездов Алтайской губернии с центром в селе Улала (ныне это Горно-Алтайск). Власть передавалась ревкому, который должен был осуществить ряд переходных мероприятий. В августе 1922 года здесь были созданы органы партийной и местной государственной власти.

Образование алтайской автономии создавало предпосылки для ускоренного развития народа, находившегося в ту пору на перепутье между феодализмом и капитализмом. Путь к новой социальной организации алтайцам открывала государственная национальная политика, а более широко - весь политический курс того времени. Решение созидательных задач происходило на основе взаимопомощи народов, алтайского и русского населения этой южной территории Сибири.

В апреле 1923 года прошли выборы в Советы, состав которых на Алтае был преимущественно крестьянским. Среди избранников преобладали сельская беднота и середняки. Советы Алтая представляли собой специфическую форму политического союза местного населения с рабочим классом России. Они решительно становились на путь созидания новых форм социальной жизни. 1 мая 1923 года открылся Первый областной съезд Советов, участники которого заявили о признательности крестьянства Ойротии советским властям за предоставление права на самоопределение.


4.5. Средние и малые народы.

 Вслед за бурятами, якутами, алтайцами обрели те или иные формы национального самоопределения и другие сибирские народы. В ноябре 1923 года решением ВЦИК был создан Хакасский уезд, преобразованный в 1925 году в округ, а в 1930 - в Хакасскую автономную область. В Сибири выделялись также национальные районы и национальные сельские Советы. Это способствовало привлечению к участию в управлении, к активной политической деятельности большого числа лиц из местного населения.

Идея Советов и на Севере, в том числе на севере Сибири, нашла своих приверженцев и проводников. Советская власть рождалась там в суровой и сложной борьбе, которая шла не на жизнь, а на смерть. После окончания первой мировой войны, во время гражданской войны ряд малочисленных народов оказался на грани гибели. Обострилась нищета, голод стал обычным явлением, эпидемии уносили сотни жизней. Необходимо было предпринимать решительные действия для спасения малых этнических групп.

К лету 1918 года на севере Сибири были созданы уездные и волостные Советы. В ходе гражданской воины большинство тружеников Севера и Востока вставало на сторону Советов: коренные жители выполняли обязанности проводников партизанских отрядов, вступали в ряды Красной Армии, как могли участвовали в бурных исторических событиях своего времени. Окончилась гражданская война, надо было думать о будущем, работать ради него. Но будущее для народов Севера и Востока не могло наступить само собой, ибо еще совсем недавно они были исключены из политики. Надо было развивать культуру аборигенов, их политическое сознание, искать и предлагать доступные для них формы социальной активности.

Предполагалось советизировать народы Севера и Востока, ввести в состав Советов представителей коренного населения, сделать Советы понятными для малограмотных людей институтами управления и самоуправления. Там, где не сформировались даже зачатки капиталистических отношений, не сложился национальный рабочий класс, не было своей интеллигенции, переход от родоплеменного самоуправления к национальной государственности был длительным и сложным процессом, при этом активную помощь и руководящее влияние оказывали российский рабочий класс и интеллигенция.

По указанию X съезда РКП(б) в районах Севера и Дальнего Востока с начала 20-х годов распространяется первоначально потребительская, а затем и производственная кооперация. В 1924 году ВЦИК РСФСР организовал при своем Президиуме Комитет Севера. Этот орган многое сделал для изучения положения в районах, населенных малочисленными народами, разрабатывал программу и систему мероприятий по оказанию им помощи в обеспечении продовольствием, организации просвещения и здравоохранения, подготовке кадров из числа коренных жителей, развитии национальной государственности.

В 1928-1929 годах у малочисленных народов Сибири существовало более 120 школ, из них треть представляли собой школы-интернаты, их учащихся государство взяло на полное обеспечение. Для обучения взрослых открывались пункты ликбеза. Ханты и ненцы в 1925 году посещали занятия по программе школ политграмоты. Политическое просвещение кочевников осуществлялось также и в заезжих домах, домах туземцев. Представители коренного населения знакомились с докладами Ленина о Советской власти, им разъясняли официально принятую программу построения социализма в СССР и регионах.

Большое значение придавалось созданию и расширению партийных организаций в национальных районах. Они вели работу с беднотой и середняками, активистами советского и кооперативного движения, со всем оседлым и кочевым населением. В 1922 - 1925 годах здесь появились и первые ячейки ВЛКСМ. В 1929 году, например, на Дальнем Востоке у малочисленных народов насчитывалось 26 ячеек ВЛКСМ, в которые входило 240 комсомольцев, в том числе 28 девушек.

Общественные организации проводили большую работу по развитию у населения политического сознания. Это способствовало процессу национально-государственного строительства в северных и восточных районах страны. Формировались национальные округа, в которых, как и в других национально-государственных образованиях, органы власти и управления, суды, школы работали, как правило, на родных языках малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.

У отставших в развитии народов создавались более простые и доступные сознанию формы организации. В частности, формировались родовые туземные Советы. В 30-е годы в Красноярском крае были созданы Таймырский и Эвенкийский автономные округа, в Камчатской области - Корякский, в Магаданской - Чукотский, в Тюменской - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, в Читинской - Агинский Бурятский, в Иркутской - Усть-Ордынский Бурятский. Население каждого составляло около 10 тысяч человек с преобладанием в его составе малочисленных народов.

5. Заключение.

Становление и развитие национальной государственности в Сибири происходило в бескомпромиссной борьбе с национализмом во всех его проявлениях, а также со всякими попытками, какой бы фразеологией они ни прикрывались, насаждения тех или иных форм великодержавного шовинизма. При этом создавались новые мифологические штампы, наносившие немалый вред механизмам государственного устройства.

Если говорить о причинах и следствиях столь быстрого, хотя и нелегкого решения проблем национально-государственного строительства в Сибири, то следует отметить, что оно было связано с реализацией идеи государственности, выдвинутой еще в XIX столетии, сохранением традиций соборности, общинности, коллективизма. Использовались идеи реформаторов прошлого в частности, бывшего генерал-губернатора М.М. Сперанского, мысли которого о формах организации малочисленных этносов нашли некоторое воплощение в практике в советское время. Решение этих проблем сопряжено и с функционированием партии, хотя в нем проявился и  постепенно  все более обострялся открытый  Р. Михельсом и М. Острогорским железный закон олигархических тенденций. В соответствии с этим законом массовая партия, созданная для завоевания демократии народу и рядовым партийцам, отчуждает их от власти, сосредоточивая всю ее полноту в руках политических лидеров, партийной элиты. С одной стороны, партийное руководство способствовало организационному воплощению идей государственного строительства, с другой - вставляло спицы в его колеса, допуская ошибки, основанные на волюнтаризме и непросчитанности части решений.

Сибирские большевики использовали различные организационные меры для развития самодеятельности народных масс в борьбе за реализацию государственного национального политического курса. Важное значение в объединении патриотических сил Сибири, решении общих задач имело, например, общесибирское совещание представителей народов этого края, проходившее в Омске в феврале 1921 года. 24 февраля «Советская Сибирь» писала: «В первый раз... ''сибирские инородцы" получают возможность собраться вместе, обсудить свои нужды и разрешить наболевшие вопросы, применительно к своим бытовым, климатическим и культурным особенностям».

Форма Советов оказалась действительно эффективной для решения задач государственного строительства на местах. Но так было только при одном непременном условии: если не нарушалась законность, соблюдался строгий правопорядок. Правоохранительные органы на словах действовали исключительно в интересах национальной идеи, но слова зачастую расходились с делами. От нарушений законности страдала и великая нация - русский народ, и средние и малочисленные народности. Люди поддерживали идею социализма, но эта идея порою дискредитировалась самым грубым образом. Было предано забвению, что благородная цель достижима только благородными средствами. Идея Советов была конструктивной, но средства их создания и функционирования во многих случаях далеко не соответствовали высоким идеалам. В дальнейшем это привело к некоему отчуждению людей от власти и утрате интереса к ней.

Российская Федерация стала основой консолидации народов различных национальностей. Право на самоопределение в известной мере сопрягалось с учётом специфических традиций разных народов страны. Хотя в государственном строительстве происходило и немало существенных трудностей, первоначально происходило освобождение народов. Формировались и развивались разные виды автономии, и при всей их ограниченности и формальности они порождали предпосылки для раскрытия и развития государственных начал у многих народов Сибири, что открыло необходимые условия для вступления народов Сибири в качественно преобразованное Российское государство.



6. Список используемой литературы

1.  Олех Л.Г. История Сибири. Феникс. Ростов-на-Дону, 2005

2.  Буровский А.М. Крах империи. Аст. М., 2004

3. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. Эксмо.  М., 2005      



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты