Современные ориентиры внешней и внутренней валютной политики Украины

Современные ориентиры внешней и внутренней валютной политики Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ











Реферат на тему:

«Современные ориентиры внешней и внутренней валютной политики Украины.»














Донецк 2009

1. Современные тенденции развития внешнего мирового сообщества


Общая направленность, содержание и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений определяются рядом факторов, разных по природе и степени влияния.[1]

Они составляют, более-менее условно, три основных взаимосвязанных между собой блока. Это:

- главные современные тенденции развития мирового сообщества;

- геополитические факторы;

- внутриэкономические и внешнеэкономические факторы.

Формирование современной структуры международных отношений проходит под влиянием двух противоположных тенденций, проявляющихся как на глобальном, так и на региональном уровнях. Первой из них является дезинтеграция и децентрализация тоталитарной системы, существовавшей в условиях «холодной войны» в Восточной Европе и Азии. Ее проявлением стал быстрый распад ряда многонациональных государств бывшего социалистического лагеря и создание вместо каждого из них нескольких новых, преимущественно мононациональных. Эта тенденция привела к быстрому изменению политической карты евразийского континента, окончательные черты которой, как это демонстрируют события на Кавказе и в бывшей СФРЮ, еще не сформировались.[4]

Появление на политической карте Европы суверенной Украины, вопреки многолетнему сдерживанию и даже удушению ростков ее государственности, является одним из результатов развития дезинтеграционных процессов. Как и каждое молодое государство, Украина с первых дней своего существования столкнулась с целым рядом проблем экономического, внутри- и внешнеполитического порядка.

Во внешнеэкономической сфере Украине пришлось практически с «нуля» налаживать и строить отношения с другими государствами, в том числе с ближайшими соседями, создавать договорно-правовую базу для развития дву- и многосторонних отношений, закладывать основы нового экономического сотрудничества с разными странами мира на новых рыночных началах, открывать дипломатические представительства, готовить дипломатические кадры и т.д. Дезинтеграция многонациональных государств конечно же не означает разрыва всех ранее существовавших связей, их полную потерю новыми государствами. Многие из таких связей, а также связанных с ними проблем, наследуются и сохраняются. Они сильно влияют на контакты новых государств с внешним миром.

В полной мере сказанное касается и Украины. Украина как государство, которое возникло в результате распада СССР, унаследовала, в частности, три четверти линии государственной границы, которая раньше была сугубо административной; установленные со времен СССР торговые отношения, централизованные и далеко не всегда рациональные; третий в мире по мощности ядерный потенциал; Чернобыльскую АЭС; проблему раздела активов и пассивов бывшего Союза; задание обустройства депортированных народов, которые возвращаются на свою историческую родину, и т.д.

Работа над решением указанных проблем уже принесла определенные конкретные результаты. Так, Украина добровольно и в одностороннем порядке вызвалась ликвидировать и уже ликвидирует значительный арсенал ядерного оружия, стремясь в будущем приобрести статус безъядерной державы. Она присоединилась к ДНЯО и получила гарантии национальной безопасности от всех государств - постоянных членов Совета Безопасности в связи с ядерным разоружением. Украина приняла политическое решение о закрытии Чернобыльской АЭС, надеясь, конечно, на понимание Западом необходимости такой материальной поддержки этого процесса, которая была бы адекватной издержкам, связанным с выведением из эксплуатации значительных энергетических мощностей.[5]

Среди перечисленных проблем, ставших перед Украиной , едва ли не самым острым является вопрос границ. Украине приходится теперь решать проблемы делимитации и демаркации, соответствующего обустройства своих границ с бывшими советскими республиками, а ныне новыми независимыми государствами - Белорусью, Молдовой, Российской Федерацией. Кроме того, некоторые из соседних держав, и не только среди новосозданных, фактически выдвигают к ней территориальные претензии. Причем ряд политических сил внутри этих стран призывает даже к пересмотру послевоенного территориального устройства в Европе и Хельсинкских договоренностей, то есть самых основ системы сегодняшней европейской стабильности и безопасности.

В частности, такая проблема существует в отношениях с Румынией. Как страна гитлеровской коалиции (до августа 1944 года), которая воевала против СССР (в том числе и на территории Украины), после поражения она понесла, как и Германия, и другие ее союзницы, определенные территориальные потери. В соответствии с соглашениями, которые зафиксировали послевоенный территориальный раздел Европы, в состав Советского Союза вошли Северная Буковина (нынешняя Черновицкая область Украины) и часть Бессарабии (Одесская область). Парадоксально, но через 50 лет после окончания второй мировой войны радикальные политические силы подталкивают Румынию не признавать послевоенные соглашения, что тормозит подписание между нею и Украиной полномасштабного политического договора. Однако, поскольку современная граница с Румынией, которую Украина унаследовала от СССР, была закреплена в двусторонних договорах Румынии и Советского Союза, то для Украины этот вопрос исчерпан.

В непрямой форме определенные территориальные (и имущественные) претензии к Украине выдвигают и отдельные политические силы и государственные органы России. Российский парламент не раз затрагивал вопрос статуса Крыма и г.Севастополя, что не могло не вызвать негативную реакцию не только в Украине, но и у мирового сообщества. Государственная Дума Российской Федерации недавно подала соответствующий запрос в Конституционный суд Российской Федерации, а 6 октября нижняя палата парламента России приняла закон «О моратории в отношении одностороннего сокращения Черноморского флота» и заявление в связи со слушанием ходатайства прокурора города Севастополь о роспуске общественной организации «Российская община Севастополя». Эти действия парламента Российской Федерации не могут не расцениваться в Украине иначе как откровенная попытка вмешиваться во внутренние дела нашего государства.

Таким образом, на сегодня Украина продолжает сталкиваться с попытками дестабилизировать извне ситуацию в тех или иных ее регионах (Крым, Буковина и т.д.), что фактически создает для нее угрозу территориальной целостности.

Другой глобальной тенденцией мирового развития является интеграция. Наибольшего размаха она достигла в Западной Европе, Северной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ее следствием является формирование новой системы международных отношений, причем это происходит под подавляющим влиянием экономических факторов.[2]

Вне мировых глобальных и региональных интеграционных процессов становление политически стабильной, демократической, экономически процветающей Украины - просто невозможно. Постепенное полное включение в европейские и мировые международные политические, экономические, гуманитарные и другие процессы, развитие Украины как надежного звена в строительстве новой, мирной, стабильной и процветающей всемирной системы международных отношений, новой европейской архитектуры безопасности является важной задачей внешней политики нашего молодого государства. Поэтому естественны активизация деятельности Украины в рамках ООН и ОБСЕ, усилия, направленные на вхождение в Совет Европы и углубление сотрудничества с ЕС, НАТО и ЗЕС, участие в подписании Пакта стабильности в Европе, подключение к механизмам регионального и субрегионального сотрудничества и т.д. Украина первой из стран СНГ подписала программу «Партнерство ради мира» с НАТО, а 16 сентября этого года в Брюсселе Североатлантический совет официально одобрил Индивидуальную программу партнерства НАТО - Украина. Украина также еще в 1994 году подписала широкомасштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, а в начале лета этого года подписала с Евросоюзом временное соглашение о торговле. В сентябре-октябре текущего года Парламентская Ассамблея Совета Европы в Страсбурге приняла принципиальное решение о присоединении Украины к Совету Европы, которое должно приобрести формальный статус в начале ноября.

На субрегиональном уровне Украина последовательно наращивает связи и сотрудничество в рамках Центрально-Восточноевропейского региона. Здесь она активно сотрудничает в ассоциации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), стремится ускорить присоединение к Ассоциации свободной торговли стран Центральной Европы (CEFTA) и вступление в Центрально-Европейскую инициативу (ЦЕИ). Новый импульс в решении вопроса о присоединении Украины к ЦЕИ придало участие премьер-министра Украины Е.Марчука в заседании Ассоциированного Совета ЦЕИ на уровне глав правительств в Варшаве, в ходе которого принято решение расширить членство в ЦЕИ весной следующего года. Украина начала активное сотрудничество с Северным и Балтийским Советами и выступает за усиление взаимосвязей с ними.

Несмотря на большие успехи, которых достигла украинская внешняя политика в этом направлении, мы пока что не можем ответственно заявить, что стали полноценными и равноправными участниками мировых интеграционных процессов. Для полномасштабного включения Украины в современный европейский процесс во всех его измерениях нужно определенное время, значительные усилия и открытое желание всех заинтересованных сторон. Для этого необходимо не только начать, а и завершить реформирование политической и экономической сфер внутренней жизни нашей державы.


2. Геополитические факторы


Место Украины в современной исключительно сложной развивающейся европейской архитектуре определяется достаточно простыми реалиями. А именно тем, что Украина:

- вторая по территории и пятая по количеству населения страна Европы (поэтому, кстати, появление на политической карте мира Украины как нового независимого государства является одним из важнейших геополитических изменений в послевоенной Европе). Затем развитие ситуации как в самой стране, так и вокруг нее способно ощутимо отразиться на политическом климате всего европейского континента;

- частично находится в полосе нестабильности, которая тянется от Балкан через Приднестровье и юг Украины (Крым) до Закавказья;

- наибольший сосед России в Европе, который, кроме того, отделяет Россию от Центральной Европы, сдвигая ее, так сказать, в азиатском направлении. Именно Россия, учитывая ее могучий ресурсный и экономический потенциал, в первую очередь формирует политический микроклимат региона, в котором размещена Украина;

- оказалась на линии нового возможного геостратегического раскола Европы в связи с запланированным расширением НАТО на восток.

Обозначенные общие особенности геополитического положения в значительной степени определяют направления и задачи внешней политики Украины.

Как европейское государство, она не может не сотрудничать с европейскими структурами, не интегрироваться в них, о чем уже говорилось.

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на содержание и направления внешней политики Украины, является Россия. Строительство сбалансированных и действительно партнерских отношений с ней, при одновременном эффективном противодействии любым притязаниям на свою независимость - для Украины задача особого значения. Не только сама Украина, а и вообще регион, в котором она находится, является сферой стратегических интересов России. Через территорию Украины проходят жизненно важные для России транспортные транзитные пути (газо- и нефтепроводы, автомагистрали и железные дороги), соединяющие ее с Центральной и Западной Европой. Через территорию Украины Россия получает самый близкий выход к Балканам, Средиземноморью и Приднестровью - регионам, где она стремится сберечь свое присутствие.[4]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты