Современные ориентиры внешней и внутренней валютной политики Украины

Отношения Украины и России строились не просто, и они достаточно сложны. Это касается, однако, отношений не только России с Украиной, но и с другими новыми независимыми государствами. До сих пор значительная часть представителей московской политической элиты не смогла избавиться от великодержавного мышления и демонстрирует неготовность воспринимать новые независимые государства, в том числе и Украину, как равноправных партнеров. В соответствии с ее «рецептами», время от времени провозглашается готовность вмешиваться во внутренние дела других постсоветских республик, силой защищать на их территории так называемое «русскоязычное население», то есть укреплять свой международный вес силовым давлением на соседей. Это обычно часто приводит к противоположному эффекту, однако распаляет сторонников использования силовых методов в российской внешней политике. Положение в регионе усложняется еще и тем, что внутренняя ситуация России не является политически стабильной, о чем свидетельствуют случаи вооруженного противостояния исполнительной и законодательной власти в Москве, события в Чечне, нарастание настроений шовинизма, изоляционизма и т.д. Высказываются опасения, что Россия может отойти от демократических ориентиров и даже погрузиться в политический хаос. Подобное развитие событий чрезвычайно нежелательно и опасно для Украины и всего мирового сообщества.

Вопреки всем этим трудностям Украине за последний год удалось добиться заметного прогресса в отношениях экономический диалог с ней разблокирован и выведен на нормальный деловой уровень. Достигнуты важные договоренности по ряду тяжелых проблем, в том числе о реструктуризации государственного долга Украины России.

Встреча президентов двух стран в этом году в Сочи позволила найти политическое решение одного из наиболее болезненных вопросов украинско-российской повестки дня - проблемы раздела Черноморского флота. На переговорах по этому вопросу, состоявшихся в последнее время, достигнут значительный прогресс в разработке соответствующих двусторонних соглашений, хотя осталось еще несколько вопросов принципиального характера, по которым стороны еще не договорились.

К первоочередным среди них относится согласование принципов взаиморасчетов и мест базирования российского Черноморского флота в Севастополе. Украина не может согласиться с претензиями России относительно передачи ей всех объектов Севастополя, используемых ныне флотом, и почти бесплатного их использования. В этом случае весь город автоматически превратится в военную базу российского Черноморского флота, а Украина понесет значительный материальный и финансовый ущерб, тем более, что размещенные в Севастополе объекты составляют 89% всей инфраструктуры Черноморского флота. Очевидно, что все эти объекты не нужны для нормального функционирования флота России, о чем свидетельствуют не только теоретические расчеты на основании мирового опыта, но и практика сдавания тех или иных объектов в аренду, к которой прибегает командование Черноморского флота.

К сожалению, российская сторона в процессе переговоров стремится игнорировать очевидный и принципиальный для Украины факт, что сегодня речь идет о размещении на территории нашего государства зарубежных войск. Это входит в противоречие с ее внеблоковым статусом, а также ведет к резкому увеличению антропогенной нагрузки на регион, переэксплуатации его природных ресурсов, что также должно компенсироваться.

Решение проблемы Черноморского флота открывает путь к подписанию уже парафированного широкомасштабного политического договора, которое должно состояться в ходе государственного визита в Украину президента Российской Федерации. Вслед за этим тема украинско-российских отношений перестанет быть центром напряженного международного внимания, что будет соответственно влиять и на социальные настроения в обоих государствах, создаст предпосылки для спокойного строительства многоплановых взаимовыгодных украинско-российских отношений. Вообще ключевым обстоятельством, которое будет определять характер отношений между двумя державами, является внутреннее положение в России, характер сил, которые будут определять политический курс этого государства.


3. Внешняя валютная политика Украины


Важной задачей внешней политики Украины является сбалансированность и диверсификация своих внешнеполитических связей, которые позволили бы ей избежать односторонней зависимости от более сильных соседей или положения державы, пребывающей в изоляции между Европой и Евразией либо служит этой изоляции. Украина своей историей и географическим положением призвана быть своеобразным соединительным звеном между Европой и Россией. Соответственно Украина интенсивно развивает максимально тесные и широкие политические и экономические отношения с остальными своими ближайшими соседями, а также постсоветскими республиками Центральной Азии и Закавказья.

Известно, что свой первый двусторонний официальный визит в качестве Министра иностранных дел Г.Удовенко совершил в Молдову. Произошел значительный прорыв в отношениях Украины со США, свидетельством чего были государственные визиты Президента Л.Кучмы в США и Президента Б.Клинтона в Украину, достигнутые в ходе их договоренности.

До недавнего времени США по сути не «замечали» Украину в тени приоритетности отношений с Россией и «коллективным» подходом к странам СНГ. Однако, по мере нарастания количественного уровня двусторонних встреч с новой администрацией Президента Б.Клинтона, с одной стороны, и усилением тенденций нестабильности во внутренней и внешней политике России, с другой, - отношения с Украиной приобрели самостоятельное весомое значение. На смену точке зрения, что цивилизованная поступь остальных республик бывшего Советского Союза автоматически обеспечивается утверждением демократии в России, которой соответственно и следует помогать, пришло понимание недостаточности этого условия. Подобная трансформация внешнеполитического подхода США, безусловно, способствует развитию процессов на территории бывшего Советского Союза в позитивном направлении. Среди прочего, такая трансформация несколько сдерживает рост шовинистических настроений в определенных кругах российских политиков, для которых прежнее отношение США к странам СНГ было признанием абсолютного значения России для развития политических процессов во всех остальных странах на территории бывшего СССР.[7]

Очень важное значение для нас имеют экономические отношения со странами Европы как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Украина стремится развивать и углублять всестороннее сотрудничество с Европейским Союзом и постепенно интегрироваться в общеевропейское экономическое пространство. Достигнута значительная интенсификация связей со странами Балтии и Северной Европы. Украине, кроме этого, удалось значительно расширить географию внешнеполитических связей (Япония, Бразилия, ЮАР), оживились межгосударственные контакты в различных сферах общественной жизни. Украина заложила основы дальнейшего строительства связей со странами Ближнего и Среднего Востока. Она стремится обеспечить создание диверсифицированной системы закупок энергоносителей в этом регионе, которая минимально зависела бы от политической ситуации в конкретной стране, была бы способной быстро переориентироваться с одного источника на другой в соответствии с экономической и политической конъюнктурой и ликвидировала бы зависимость Украины от одного- единственного нефте-газового поставщика. Достигнутые успехи на пути сближения с Западом, углубление политического, экономического и военного сотрудничества, предоставление Украине гарантий безопасности постоянными членами Совета Безопасности не в последнюю очередь позволили Украине увереннее регулировать свои отношения с Россией, достигнуть позитивных сдвигов в строительстве двусторонних отношений.

Следует отметить, что и Европейское сообщество также заинтересовано в таком сближении. С одной стороны, интеграция в него Украины является исторически обусловленным объективным процессом. З другой, независимая, демократическая, политически и экономически стабильная Украина - наибольший западный сосед России, не может не быть важным средством влияния на последнюю, на течение в ней политических процессов.[1]

Кроме того, развитие отношений с Западом при одновременном строительстве равноправных партнерских отношений с Россией сделает невозможной изоляцию последней, которая могла бы привести к нежелательным результатам. И наоборот, рост политической и экономической зависимости Украины от России способен кардинально углубить неоимперские и антидемократические тенденции в развитии последней, привести к новым резким размежеваниям в Европе. Наличие фактора нестабильности (нерешенность вопросов в пограничных державах) в Европе, угроза приближения так называемого «горячего мира» делает необходимым для Украины активное участие в строительстве европейских структур безопасности. Украина рассматривает участие в будущей системе европейской безопасности как одну из основных внешних гарантий обеспечения национальной безопасности и считает сотрудничество с европейскими структурами - ОБСЕ, НАТО, ЕС, ЗЕС - одним из приоритетов своего внешнеполитического курса.

При этом Украина выступает за единство Европы и считает создание новых военно-политических группировок возвратом к блоковой политике, несовместимой с требованиями времени.

Украина отстаивала и будет отстаивать укрепление партнерства и сотрудничества в общеевропейском масштабе, а не поиски новых геометрических фигур на европейском ландшафте, которые фактически снова закрепляли бы раздел и так небольшого по глобальным масштабам европейского континента. Отношения Украины с НАТО развиваются прежде всего в рамках многостороннего форума для консультаций и сотрудничества в политических вопросах и вопросах безопасности, которыми является Совет Североатлантического сотрудничества, и более «индивидуализированного» партнерства в области обороны, военного сотрудничества и операций по поддержанию мира (ОПМ) - программы « Партнерство ради мира».

Украина расценивает программу ПРМ как перспективную инициативу НАТО, направленную на дальнейшее развитие и практическое углубление отношений НАТО со странами, входящими в РПАС, а также другими заинтересованными странами ОБСЕ, в области обороны, военного сотрудничества и миротворческих операций. Программа ПРМ - это своевременный шаг в правильном направлении, который не приведет к новым «линиям раздела» в Европе, способствует укреплению стабильности и безопасности в Евро-Атлантике и регионе ОБСЕ в целом, а также является важным механизмом сотрудничества в области операций по поддержанию мира. Программа ПРМ предоставляет равные возможности для всех ее участников и одновременно позволяет каждому из партнеров развивать отношения с НАТО в зависимости от своих интересов и возможностей.[3]

Полностью поддерживая цели Партнерства и в соответствии со своим Презентационным документом, Украина будет принимать активное участие в программе ПРМ, имея целью возможность, прежде всего, использования опыта стран-членов НАТО для реформирования и создания современных национальных вооруженных сил. Это позволит полной мерой воспользоваться возможностями самой программы и в дальней перспективе подготовить такие национальные силы, которые способны лучше взаимодействовать с вооруженными силами НАТО, в т.ч. при проведении миротворческих и гуманитарных операций под эгидой ООН и ОБСЕ. При этом Украина будет исходить, безусловно, из собственных финансовых возможностей, а также возможностей относительно финансовой поддержки ее участия в программе ПРМ со стороны отдельных стран-членов НАТО и, в первую очередь, Соединенных Штатов. Позитивно оценивая программу «Партнерство ради мира», следует однако признать, что ни она, ни другие сделанные шаги со всеми их позитивными чертами пока что все-таки не обеспечивают надежных гарантий безопасности странам, которые к этому стремятся. Поэтому Украина поддерживает новую практику политических консультаций с НАТО по формуле «16 + 1», которые впервые состоялись во время визита министра иностранных дел Г.Удовенко в НАТО в сентябре этого года. В

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты