w Черный рынок
w Монетарная политика плохие для России
w Иностранные инвестиции (4 балла)
w Банковское дело и финансы
w Защита прав собственности
w Другие
Тема №5. «Евросоюз: особенности развития интеграционных процессов
на современном этапе».
Вопрос 1. Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе.
Вопрос 2. Разработка пропускных критериев участия в зоне «евро» и их выполнении.
Вопрос 3. Создание зоны «евро» и основные последствия.
Вопрос 4. Последнее расширение ЕС (май 2004 г.) и последствия для отдельных стран.
Вопрос 1. Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе.
[Вспомнить таблицу: отметить, чем каждая последняя форма отличалась от предыдущей; отметить, на каком этапе находится сейчас интеграционное сотрудничество в рамках ЕС]
Можно констатировать, что европейская интеграция находится в основном на 4-ой стадии экономического развития (создание экономического и валютного союза), но при этом есть некоторые элементы 5-ой стадии (полная интеграция). Так, к этим сегментам относится создание Центрального Европейского Банка, также сам факт разработки единой Европейской Конституции и ее пока еще не завершившаяся ратификация странами Европы – участницами [уточнить этапы расширения ЕС, годы и страны, входящие, и когда это было].
Вопрос 2. Разработка пропускных критериев участия в зоне «евро» и их выполнении.
Пропускные критерии в зону «евро» были утверждены и обозначены пактом стабильности и роста в июле 1997 г. Данный пакт устанавливает следующие критерии:
○ Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
○ Государственный долг не должен превышать 60% от ВВП;
○ Уровень инфляции не должен быть выше, чем 1,5% над среднем уровнем инфляции по третьим странам с самым низким уровнем инфляции;
○ Уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не должен превышать 2% над средним уровнем ставок в третьих странах с самым низким уровнем ставок.
Дефицит государственного бюджета и государственный долг представляют большую сложность для соблюдения и конфликтную ситуацию в ЕС. С самого начала ряд стран, а в частности Бельгия и Италия, не соответствовали требованиям пакта по государственному долгу. На время введения «евро» в безналичный расчет (1999 г.) государственный долг в этих странах превышал 120% от ВВП, вместе с тем уже и до этого и после есть тенденции улучшения ситуации.
Сейчас в Италии государственный долг составляет 106% от ВВП. Совсем другая ситуация с критерием №1: дефицит государственного бюджета, который не должен быть выше 3% и почти все страны (кроме Греции) в самом начале соответствовали. Вместе с тем в последние 2-3 года выявились стойкие нарушители – Франция и Германия. Вот уже несколько лет подряд дефицит там превышает 3%. Если в 1999 г. дефицит в Германии был 1,5% от ВВП, то в 2000 г. он составил 3,7%, в 2003 г. – 2,8% в 2004 г. – 3,75%. Более того, на 2005-2006 гг. это превышение планируется в объеме 3,4-3,5% от ВВП: Франция – 1999 г. – 3,2%; 2002 г. – 3,2%; 2003 г. – 4,2%; 2004 г. – 3,7%; на 2005-2006 гг. – 3,1%.
Такая ситуация приводит к конфликтности в рамках ЕС и к тому, что ряд стран, укладываясь в общие требования, стали говорить о двойных стандартах. По правилам, страны-нарушители должны штрафоваться, причем сумма может доходить до 0,5% от ВВП. На самом деле, пока ни разу страна-нарушитель не была оштрафована. Для того, чтобы скорректировать ситуацию, решили несколько изменить пакт стабильности и роста (март 2005 г.).
Вопрос 3. Создание зоны «евро» и основные последствия.
Введение евро в безналичный расчет – с 01.01.1999, в наличный расчет – с 01.01.2002. Параллельное функционирование национальных валют и евро в большинстве стран осуществлялось до 28.02.2002 (только в Ирландии этот срок был сокращен до 09.02.2002 и во Франции до 17.02.2002).
Срок обмена старых денег на новые в большинстве случаев для банкнот был не ограничен; для Греции – 10 лет; для Франции – 10 лет; для Португалии – 20 лет; для Нидерландов – до 2032 г. Для монет были установлены жесткие рамки: Португалия – до 31.12.2002; Греция – 31.12.2003; Люксембург – до 31.12.2004; Италия – 10 лет.
В 1999 г. евро было дороже доллара (курс 1,17), потом началось снижение, но максимальное падение было 0,83. С 2002 г. евро начало свой рост (максимум – 1,37). Сейчас – 1,19-1,20. Причины повышения курса евро в последние годы см. в 5ом вопросе. В зону евро не входят Великобритания, Дания и Швеция.
Последствия введения евро:
Ø Первоначальное усиление макроэкономической дисциплины в ЕС, но последние несколько лет многие страны стали не подчиняться пропускным критериям;
Ø Введение евро повлияло на инфляцию:
- Национальные статистические данные говорят об незначительном увеличении инфляции;
- Параллельные исследования показывают, что инфляция гораздо сильнее (особенно в Италии).
Вопрос 4. Последнее расширение ЕС (май 2004 г.) и последствия для отдельных стран.
Расширение ЕС на Восток.
Решение о вступлении 10 новых стран в ЕС было зафиксировано в договоре, подписанном в Ницце в декабре 2000 г. Этот договор создал фундаментальную основу для присоединения восточных стран к ЕС. Чтобы договор вступил в силу, нужна была ратификация его всеми 15 странами-членами ЕС. Только в Ирландии был проведен референдум. На первом референдуме в июне 2001 г. вопрос был решен отрицательно (54% против). Только на 2ом референдуме в октябре 2001 г. вопрос решили положительно (63% за).
В большинстве случаев обыватели в странах-сторонниках были против, т.к.:
§ Опасение наплыва более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы с Востока;
§ Опасение увеличения налогового бремени, т.к. вступление новых стран – дорогостоящий процесс.
Сравнение ЕС:
Состав |
15 стран |
21 страна |
Население |
370 млн. чел. |
454 млн. чел. |
ВВП на душу населения |
24 тыс. $ |
21 тыс. $ |
Чехия = 15 тыс. $ по ППС Словения = 17 тыс. $ по ППС
Польша » 38,8 млн. чел.
Венгрия » 10,2 млн. чел.
Чехия » 10,3 млн. чел.
Словакия » 5,4 млн. чел.
Литва » 3,5 млн. чел.
Латвия » 2,4 млн. чел.
Словения » 2,0 млн. чел.
Эстония » 1,4 млн. чел.
Кипр » 0,6 млн. чел.
Мальта » 0,3 млн. чел.
Страны, которые вступили в мае 2004 г., достаточно много получат из бюджета ЕС, но, однако, эти выплаты будут гораздо более скромными, чем Испании, Греции и Португалии, вступившим в 80-ые гг.:
Сельскохозяйственные дотации – их полный объем страны-новички получат не раньше, чем через 10 лет (пока что это 25% того, что должно быть);
Другие дотации – ограничатся уровнем 4% ВВП страны-кандидата против 8% для новичков в прошлом;
Свободная эмиграция рабочей силы на Запад – начнется не ранее 2007 г.;
Вступление в зону «евро» будет осуществляться по мере готовности отдельных стран.
Вступление в ЕС 10 стран сулит плюсы и минусы новы и старым странам-участникам ЕС. Преимущества:
w Расширение единого рынка;
w Укрепление демократической стабильности;
w Рост инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы;
w Завершение реформ в Центрально-Восточной Европе;
w Стимулирование структурных реформ в Западной Европе.
Недостатки:
§ Убытки или банкротство ряда компаний из-за обострившейся конкуренции;
§ Замедление принятия решения о ЕС;
§ Обострение разногласий по бюджетной политике;
§ Усиление правого популизма в Европе (страх перед притоком дешевой рабочей силы усиливает антиэмиграционные настроения).
Тема №6. «Отдельные аспекты развития экономики Европы и мирового хозяйства в целом».
Вопрос 1. Рост курса евро к доллару США и ряду других валют в последние годы. Основные причины.
Вопрос 2. Миграция в Европе.
Вопрос 3. Теневая экономика в Европе и в мире.
Вопрос 1. Рост курса евро к доллару США и ряду других валют в последние годы. Основные причины.
Сразу после введения евро в безналичный оборот в 1999 г. он стал дешеветь, а доллар – дорожать. Однако в последние несколько лет ситуация противоположная. С конца 2001 г. можно говорить об изменении тренда (доллар стал дешеветь). Основные причины скрываются в основном в экономике США и в основном это касается «двойного дефицита», т.е. дефицита федерального бюджета и дефицита платежного баланса.
Дефицит федерального бюджета – основные причины:
Ö Довольно ощутимое снижение налогообложения при Буше с целью стимулировать экономическую активность;
Ö Расходование большого количества денег на военные действия, на борьбу с терроризмом.
Данные по дефициту и профициту федерального бюджета США с 1997 г.:
1997 г. – дефицит, -1,1% от ВВП;
1998 г. – профицит, +0,1% от ВВП;
1999 г. – профицит, +0,6% от ВВП;
2000 г. – профицит, +1,3% о ВВП;
2001 г. – дефицит, -0,7% от ВВП;
2002 г. – дефицит, -4% от ВВП;
2003 г. – дефицит, -4,6% от ВВП;
2004 г. – дефицит, -4,3% от ВВП;
2005 г. (прогноз) – дефицит, -4,4% от ВВП;
2006 г. (прогноз) – дефицит, -4,2% от ВВП.
Дефицит платежного баланса – несмотря на низкий курс доллара в последние годы импорт США рос гораздо быстрее экспорта. Особенно после вступления Китая в ВТО в 2001 г. Тот факт, что значительная часть товарооборота США приходится на Китай и на некоторые другие страны Юго-Восточной Азии («долларовой зоны»), мешает экспортерам США воспользоваться выгодами от низкого курса доллара.