Сравнительный анализ деятельности КПРФ

С этой точки зрения справедли­во говорить о том, что у КПРФ уже сейчас есть (и в дальнейшем может быть в еще большей степени) воз­можность достаточно активно уча­ствовать в процессе восстановле­ния российской государственнос­ти и создания действительно силь­ного и эффективного государства. Работа пойдет и через Государст­венную Думу, и через Совет Феде­рации, и даже через Госсовет, не говоря о законодательной власти на региональном уровне.1

При этом нет и речи о безогово­рочной поддержке со стороны Компартии всех действий власти. Речь о том,  что власть сегодня мо­жет опереться на Компартию при принятии важнейших тактических и стратегических решений, касаю­щихся политического и государст­венного устройства страны.

Власть хорошо понимает, что можно, конечно, принимать неко­торые решения в Государственной Думе и вне ее рамок без учета мне­ния КПРФ, как это в значитель­ной степени случилось с проектом  бюджета на 2001 год, но в целом без Компартии не сможет работать ни один механизм реформирова­ния страны, особенно в случае, ес­ли этот механизм реформирова­ния будет чреват весьма серьезны­ми социальными последствиями.







4.3. КПРФ и правительство.


Взаимоотношения КПРФ и ны­нешнего правительства трудно определить, одним словом. Во мно­гом это связано с тем, что действу­ющее правительство, возможно, действительно самое техническое за все последние голы. Это прави­тельство минимально вовлечено в политические игры и в гораздо большей степени, чем при Ельцине,  оглядывается на президента и  его администрацию.

И руководство КПРФ хорошо  понимает, кто хозяин в доме, с кем нужно говорить по тем или иным проблемам. Во многом в силу этого диалог между КПРФ и правительством носит вялотекущий характер и ограничивается узким кругом вопросов, прежде всего связанных с прохождением проектов бюджета на будущий год и принятием отдельных законода­тельных актов.

Деятельность правительства се­годня обтекаема и аморфна на­столько, что даже Компартии  его очень трудно критиковать. Крити­ковать можно, когда есть активная  работа, когда есть пробы и ошибки или когда есть достаточно жесткий курс, проводимый без оглядки на Государственную Думу и полити­ческие партии.

Правительство, которое исполь­зует благоприятную экономичес­кую конъюнктуру, потихоньку ре­шает отдельные социальные во­просы и не спешит с серьезными реформаторскими шагами. С этой точки зрения критика Компартией программы Германа Грефа - во многом критика фантома. Ника­кой программы Грефа де-факто правительство не проводит и вряд ли начнет проводить.

Если вдруг в рамках этого пра­вительства (что очень маловероят­но) и будет решено перейти к серь­езным экономическим преобразо­ваниям в духе рекомендаций Гре­фа или же если будет сформирова­но новое правительство для вы­полнения указанной программы, тогда конфликт Компартии и пра­вительства окажется неизбежным.

Дело не только в том, что мно­гие в Компартии воспринимают программу Грефа как «новое изда­ние программы Гайдара», а в том, что программа Грефа де-факто вы­водит страну на уровень оконча­тельного закрепления капитализ­ма, причем закрепления через ликвидацию большого числа эле­ментов социальной политики, ко­торая занимает важное место в программе КПРФ в целом.

Сложность заключается в том что, понимая необходимость эко­номических преобразований в стране. КПРФ не может и не смо­жет поддержать правительство, идущее по пути жесткого рефор­мирования. Тем более что ситуа­ция меняется и вполне возможно, что предполагаемое весной следу­ющего года снижение мировых цен на нефть создаст новую соци­ально-экономическую ситуацию в стране, которая заставит прави­тельство действовать совсем по-другому  чем это видится сегодня.

В любом случае совершенно очевидно, что для Компартии в правительстве, которое исповедо­вало бы однозначно программу Грефа, места нет.

Но для Компартии есть место в  правительстве, которое взяло бы на вооружение программу, пред­ложенную на последнем заседании  Госсовета от имени руководителей субъектов Федерации, особенно в части влияния государства на экономическую политику.

Поэтому, в конечном счете, взаи­моотношения партии и правитель­ства зависят от того, какая де-фак­то программа будет избрана в ка­честве главной. А вот любая по­пытка, на мой взгляд, скрестить эти две программы закончится из­вестной формулой «уж с ежом».

Многие коммунисты говорят сегодня, что Путин вполне мог бы быть кандидатом КПРФ на выбо­рах. Путин не вызывает отторже­ния у основной массы коммунистического электората. Прежде всего, потому, что Путин не только на словах, а во многом и на деле ведет борьбу с олигархами, пытается восстановить вертикаль власти, реформировать армию и стремится определиться в вопросах государственной символики в направлении близком КПРФ.

Совершенно очевидно, что Путина и Компартии, как уже говорилось, есть достаточно много точек сближения, есть точки совпадения. И в этой ситуации для Компартии было бы очевидно политической глупостью становиться в политическую оппозицию к Путину.

Совсем наоборот. Компартия вполне способна на определенную корректировку политического курса Путина, и эта корректировка, на мой взгляд, возможна и может принести дивиденды как Компартии, так и самому Путину.

Компартия пока не может и не хочет сказать, что «Путин - наш президент». Это объясняется тем, что Компартией ответ на вопрос «Кто такой Путин?» до конца еще  не найден. И он не может бы найден, поскольку ответ этот прояснится только в случае, если Путин повернется лицом к российской экономике, социальным проблемам, станет основным двигателем разумных преобразований стране.

Повторю, что вне экономической сферы особых разногласий между Путиным и Компартией, видимо, не будет. Экономическая сфера — это именно та сфера, которой Компартия сегодня можно действовать достаточно жестко отстаивая свои взгляды, и не бояться идти на конфронтацию президентом, потому что здесь выигрыш для коммунистов очевиден.

При всем радикализме некоторых своих взглядов Путин вряд ли пойдет на мощный рывок в капиталистическое завтра.

Компартию политика президента может сегодня не устраивает только по одному направлению, президент не вмешивается в экономические процессы там, где это задевает напрямую социальную сферу.

Пример очень простой. Жесткая критика Компартией действий Чубайса во главе РАО ЕЭС России — это своего рода звоночек для президента. Дескать, если Путин  не вмешается, следующим этап может быть уже критика его самого.

Это хорошо понимают как в Кремле, так и  руководители КПРФ. Президент - не объект критики в полном смысле слова, президент - объект влияния через критику других политиков из высшего эшелона власти.

В конечном счете схема такова Компартия может находиться в социально-экономической оппозиции Путину и его правительству, но к самому Путину в политической позиции Компартия не будет.

С этой точки зрения диалог на более-менее постоянной основе между Компартией и Путиным возможен и, более того, необходим обеим сторонам.

Думается, что определенное совпадение точек зрения КПРФ и  президента может быть продемонстрировано и по ряду внешнеполитических вопросов.

4.4. КПРФ И НПСР.

КПРФ была главным инициато­ром создания Народно-патриоти­ческого союза России. Эго во мно­гом объяснялось тем, что НПСР должен был стать основой для ши­рокого антиельцинского фронта.

НПСР в годы борьбы с Ельци­ным сыграл определенную роль, хотя и не полностью. В частности, это было связано с тем, что многие затруднились найти реальную гра­ницу между КПРФ и НПСР.

Сегодня ситуация другая, и, ду­мается отношение   КПРФ   к НПСР также должно быть другим. НПСР не нужен как антиправительственный антипрезидентский фронт. НПСР нужен, прежде всего, КПРФ как широкий и достаточно эффективный механизм влияния на левые силы.

Н и для кого не секрет, что после ухода Ельцина левые силы, особенно стоящие левее КПРФ, пере­живают серьезный кризис. Практически не слышен голос «Трудовой России», уходит в тираж ДПА, и в целом на этом фланге снижает­ся по вполне объективным причи­нам радикализм действий. Но сто­ронники этих сил все равно оста­ются важной частью левого элек­тората, который в отличие от тех, кто поддерживает правых, будет и дальше организованно ходить на выборы и активно участвовать в политических кампаниях.

Сейчас многие из них хотели бы проявить свои левые взгляды, и НПСР способен предоставить та­кую возможность. НПСР при пра­вильной его раскрутке дает КПРФ возможность расширения влияния в массах, которые устали от либе­рализма.1

Помимо этого надо иметь в ви­ду, что грядущие изменения в пар­тийном законодательстве приведут к тому, что практически все левые организации, кроме КПРФ, будут выключены из избирательного процесса на уровне Государствен­ной Думы, на уровне федеральной власти.

А НПСР мог бы стать для них каналом самовыражения и доведе­ния до власти своей точки зрения. НПСР не может стать партией, но НПСР может, например, делеги­ровать на определенных условиях часть некоммунистов в списки Компартии на выборах в Государ­ственную Думу и обеспечить под­держку этому списку.

Это вполне возможно в обстоя­тельствах, когда левоориентиро­ванный избиратель, не видя нико­го, кроме КПРФ, будет во многом смотреть на действия НПСР как организации широких левых сил. Здесь есть серьезные перспективы для политического маневра, и этот маневр может быть использован в полной мере.

НПСР нужен прежде всего по­тому, что решение многих вопросов, в том числе социальной поли­тики, нужно проводить на более широкой базе, нежели собственно КПРФ.

КПРФ в новых условиях может через НПСР весьма активно бо­роться за массы. Союз будет давать возможность доносить до масс и те идеи, которыми руководствуется КПРФ.

Это особенно важно в условиях резкого ослабления профсоюзов. В такие периоды многие элементы социальной политики во все боль­шей степени берут на себя полити­ческие левые, прежде всего Ком­партия.


4.5. Характеристика КПРФ.

Когда говорят, что КПРФ — за­стывшая партия, не учитывающая веления времени, — это большая ошибка. КПРФ — не вневремен­ная партия, КПРФ - партия вре­мени. Она, конечно, по многим обстоятельствам и причинам от­стает от информационных требо­ваний нового времени. Но все же КПРФ является политической партией, учитывающей современ­ные тенденции технологического прогресса.

Компартия понимает, что изме­нение демографической, социаль­ной структуры российского обще­ства настоятельно диктует необхо­димость модернизации, особенно в информационной сфере.

Прежде всего, речь идет о новых методах работы (особенно в ин­формационно-пропагандистском плане), которые должны позво­лить КПРФ эффективно действо­вать в рамках общенационального информационного пространства (в том числе и с использованием Интернета) на постоянной основе, а не только в период выборов.

Уже явно недостаточно конста­тировать факты. Сегодня принци­пиален вопрос о том, чтобы твой взгляд на те или иные вещи был известным, оперативным и до­ступным. С этой точки зрения ста­рая (и во многих местах весьма эф­фективная) тактика работы от две­ри к двери, от предприятия к пред­приятию, от дома к дому должна дополняться новой тактикой рабо­ты — от одного информационного источника к другому и т.д.

Партии, как никогда, нужна своя мощная информационная сеть, способная адекватно рабо­тать как на федеральном, так и на региональном уровнях. Тогда можно будет преодолеть проблему того, что многие знают КПРФ «по одежке», но не знают «по уму».

Для коммунистов доведение до населения взглядов, а не демонст­рация хорошо знакомых лиц — по­жалуй, самая сложная задача.

Компартии нужен новый имидж. Имидж партии, которая органически сочетает в себе поли­тические ценности XX века и в хо­рошем смысле «переваренный» опыт строительства социализма, с технологическими возможностя­ми XXI века.

КПРФ, как мне видится, должна на предстоящем съезде сказать  «до свидания» значительной части  прошлого в своей деятельности, предстать перед своими членами и перед населением именно как пар­тия будущего, как партия, имею­щая шансы на будущее. Шансы ес­ли и не на реальную власть, то по крайней мере на определение воз­можностей действий этой власти. Без создания устойчивого образа «партии с шансом на успех» серь­езного будущего у КПРФ не будет.

У Компартии есть сегодня бе­зусловный лидер — Геннадий Зю­ганов. Естественно, он не без не­достатков, сильных и слабых сто­рон. Но, как бы там ни было, он сумел обеспечить во многом имен­но своими действиями влиятель­ное место партии в российской по­литической жизни и дал возмож­ность многим коммунистам пове­рить, что они живут и действуют не зря.

Он сумел провести партию через многие сложные события и сего­дня больше, может быть, чем кто-либо понимает неоднозначность ситуации, в которой находится КПРФ.

Сегодня задача — не в смене Зю­ганова. Но правомерно ставится многими во фракции КПРФ в Ду­ме и за ее пределами вопрос о том, чтобы разделить посты руководи­теля партии и лидера думской фракции КПРФ. Полагаю, сейчас это актуальная тема.

В политической жизни при Ель­цине совмещение этих двух постов было оправдано. Сегодня есть воз­можность разделить эти два поста именно в силу тех задач, которые стоят перед партией.

Лидер КПРФ вполне может и должен получить гораздо большую свободу политических действий, прежде всего вне рамок Государст­венной Думы.

Государственная Дума была и остается одним из важнейших на­правлений работы Компартии, но для председателя КПРФ все же главным полем работы в ближай­шее время должна стать сама пар­тия.

Модернизация, активизация партии, вывод ее на новый поли­тический уровень в федеральной и региональной политике — это, как мне кажется, то самое дело, на ко­тором должен сконцентрироваться после съезда Геннадий Зюганов.

Естественно, внутри КПРФ есть усталость от Зюганова, так же как в свое время у многих сторонников Ельцина к концу 90-х годов. Политика Компартии в Думе ясна, и руководителем фракции вполне может сейчас стать кто-ли­бо другой. В конечном счете, надо думать о том, что будет после из­менения законодательства о поли­тических партиях.

Цель при определенных услови­ях мы можем оказаться перед про­блемой досрочных выборов в соот­ветствии с новым законодательст­вом, выборов, которые Компартия не имеет права проиграть.

К тому же ближайшие год-полтора могут оказаться весьма не­простыми с экономическое точки зрения. Было бы ошибкой жить иллюзорной верой в постоянный подъем российской экономики.

В условиях сохраняющейся за­висимости от внешнего фактора нужно быть готовым к тому, что любые колебания на международ­ных рынках вновь поставят Рос­сию перед лицом кризиса, спосо­бы разрешения которого придется искать отнюдь не в рамках заседа­ний Государственной Думы.









Заключение.


Потребность в новой левой  силе в современной России,  очевидно, назрела. Дело в том,  что КП РФ, которая сейчас занимает эту нишу, принадлежит совершенно иной, стремительно уходящей в прошлое, политической ситуации. Функциональная роль КП РФ состоит в выпускании пара и распылении ностальгического, лево-патриотического настроя. Иными словами, КП РФ нужна только для политического обеспечения непопулярных либеральных и, по сути, антинациональных реформ.

Вся структура КП РФ указывает, что это — псевдоидеологическое образование, политическая сила, не имеющая  своего никакого внятного проекта и лишь эксплуатирующая воспоминания о былом величии и стихийное недовольство происходящим.  Часто  говорят, что электорат КП РФ — «протестный». Это верно, она аккумулирует нигилизм масс в отношении происходящего. То есть против чего понятно, но за что? Что впереди?  

Иными словами, КП РФ не  выполняет функций полно ценной левой партии, не предлагает левого проекта и левого решения основных проблем, не делает ничего, несмотря на огромные возможности, чтобы государство стало более социальным, а общество — более солидарным, общинным, левым. Заинтересована ли власть в появлении такой новой левой силы?

Та часть, которая стремится  модернизировать Россию, выстроить в ней устойчивую и гармоничную   политическую систему, возродить ее величие, безусловно,   заинтересована, потому что тупиковость КП РФ это постоянный живописный укор политикам, и интеллигенции, и народу. В новой левой партии, которой самое время появиться по объективным обстоятельствам, заинтересован Владимир Владимирович Путин.   Сам  Путин  появился своевременно, и он не может не осознавать, что появление еще одного своевременного российского   политического феномена назрело.

Но Путин и другие державники от власти еще не олицетворяют всю власть. Огромный политический класс,  армии чиновников, услужливые политтехнологи на дотации, экономические магнаты придерживаются другой точки зрения. Их вполне устраивает статус-кво, ностальгическая пустышка КП РФ, с которой так удобно справляться, имитация политики и борьбы.  Следовательно, она будет заинтересована в том,  чтобы стать настоящей, а не

«ручной» силой.  Сейчас явно решается быть  или не быть новой левой партии.   Скорректируем   тезис: быть или не быть на этих парламентских выборах; ее появление можно отложить, но  нельзя отменить. И тут мы переходим к более конкретной  теме; если такая партия появится, то откуда? Кто ее будет представлять?

Нормальная левая партия могла бы принести России колоссальные политические дивиденды и во внутренней, и во внешней политике. Такая сила могла бы стать настоящим действенным мотором экономической и политической интеграции всего постсоветского пространства.

Скорее всего, новая левая  партия не сможет сложиться  из искусственных, фиктивных, подконтрольных власти образований; давая ей зеленый  свет, власть должна идти на  определенный риск, без этого  не будет ни жизни, ни серьезного эффекта.  Новая левая партия должна  огромное значение уделять национальной идее, консерватизму, геополитическому мышлению; по сути это заложено и в КП РФ, но в безжизненных, мертвых формах, как отписка, а не как мобилизующий активный пассионарный фактор.

Поэтому речь идет не о КП РФ-2, но о живой, активной, страстной, мобилизующей, идеологической партии, создающейся по новым современным критериям и ориентированной на среднесрочные и долгосрочные политические проекты.



Список литературы.


1.     Дугин А. Левый проект // Российская газета.- 2003.- 26 марта.

2.     Венедиктов А. Есть и такая партия // Российская газета.- 2002.- 28 декабря.

3.     Федоров А. КПРФ в постельцинскую эпоху // Российская газета.- 2002.- 30 ноября.

4.     Соловей В. Коммунистическое движение в постсоветской России // Свободная мысль.- 1997.- март.

5.     Ермаков Я.Г. Коммунистическое движение в России в период запрета: от КПСС к КПРФ // Кентавр.- 1993.- № 3.

6.     Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

7.     Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ.  Учебно-методическое пособие. - М., 1999.

8.     Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.



1 Дугин А. Левый проект // Российская газета 2003 26 марта.

1 Дугин А. Левый проект // Российская газета 2003 26 марта.

1 Венедиктов А. Есть и такая партия // Российская газета 2002 28 декабря.

1 Венедиктов А. Есть и такая партия // Российская газета 2002 28 декабря.

1 Федоров А. КПРФ в постельцинскую эпоху // Российская газета 2002 30 ноября.

1 Федоров А. КПРФ в постельцинскую эпоху // Российская газета 2002 30 ноября.

1 Соловей В. Коммунистическое движение в постсоветской России // Свободная мысль 1997 март.

1 Соловей В. Коммунистическое движение в постсоветской России // Свободная мысль 1997 март.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты