Сущность сионизма
p> Сионизм не имеет ничего общего с национально-освободительным движением ещё и потому, что самого "всемирного еврейства" вообще не существует.

К тому же первоначальные теоретики сионизма ещё не усматривали в
Палестине "землю библейских предков", и речь шла не об "освобождении" территории, а о её приобретении.[75]

С момента своего образования Израиль стремился к контакту со своими арабскими соседями, которые отказали ему в праве на существование.
Соглашение в Кемп-Девиде в 1978 года, мирный договор с Египтом в 1979 года, конференция по Ближнему Востоку 1991 года и израильско-палестинское соглашение 1993 года представляют собой важные вехи на пути к мирному решению арабо-израильского конфликта. Прогресс в ходе начавшихся в Мадриде прямых двухсторонних переговоров между Израилем и Арабскими странами вселяет надежду на то, что мирная перспектива превращается в реальность.
Израильское стремление к миру уходит корнями в историю Еврейского народа, от библейских пророках до отцов современного сионизма и от переселенческого движения до сегодняшних граждан Израиля, мир был неотъемлемой частью еврейского национального самосознания.

"Шалом" (мир) – это слово приветствия в Израиле. Мир – это цель к которой стремится Израиль. С наступлением мира, огромные ресурсы, затрачиваемые на войну, смогут быть направлены на развитие экономики региона; социальной инфраструктуры в образовании, науке, здравоохранении и других областях; современные проекты с участием Израиля и его арабских соседей, которые страдают от продолжительной вражды.[76]

Попытки диалога с арабским миром предпринимались ещё на заре сионистского движения, которое задалось целью возродить еврейский национальный очаг. Контакты 1918 – 1919 годов между Хаимом Вейцманом
(который тридцать лет спустя стал первым израильским президентом) и видным лидером арабского мира эмиром Фейсалом вселяли надежду, что национальные притязания евреев могут быть удовлетворены в духе сотрудничества[77]

§II Влияние идеологии сионизма на внешнюю политику государства Израиль.

2.1 Образование государства Израиль и основные этапы его развития

"Мы протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения всем соседским государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству с еврейским народом, обретшим независимость в своей стране. Государство
Израиль готово внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего
Востока". Израиль начал свое существование с этих слов призыва к миру, прозвучавших в Декларации о независимости Государства Израиль, обнародованной 14 мая 1948 года.[78]

Государство Израиль расположено на юго-восточном побережье
Средиземного моря. Оно было образовано 14 мая 1948 года в соответствии с решение Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года об отмене английского мандата на Палестину и создании на её территории двух независимых государств – еврейского и арабского.[79]

Образование на территории Палестины государства Израиль внесло совершенно новый элемент во всю политическую обстановку в международные отношения на Ближнем Востоке, что было связано главным образом с особенностями создания израильского государства и его положением среди других ближневосточных стран.

Во-первых, израильское государство появилось на политической карте
Ближнего Востока не в связи с процессом деколонизации и антиколониальной революции, как это имело место в случае с большинством арабских стран, а в результате сионистской колонизации Палестины при поддержке Англии,
Соединенных Штатов Америки и других западных держав путём вытеснения коренного населения – палестинских арабов. Оно возникло как колониально- поселенческое государственное образование, почти всё население которого к моменту провозглашения независимости состояло из евреев-переселенцев, иммигрировавших в Палестину преимущественно из стран Европы и Америки и совершенно чуждых по своей социокультуре местному арабскому населению.

Во-вторых, социально-экономическая, социально–политическая структура ишува возникла, в отличие от арабского общества в Палестине и соседних странах, не на базе докапиталистической экономики, а была
"трансплантирована" еврейскими переселенцами из развитых капиталистических стран Европы на местную почву. Экономика еврейского ишува развивалась в органической связи с западноевропейским, а затем американским капитализмом при постоянной и всё возрастающей финансовой помощи еврейской и нееврейской монополистической буржуазии стран Запада.[80]

В результате к моменту появления Израиля как государственного образования еврейского ишува в Палестине возникла своеобразная экономическая модель развитого капиталистического общества "западного образца", по уровню социально-экономического развития значительно превосходившего соседние страны и экономически абсолютно изолированного от них.

В-третьих, Израиль, в соответствии с "Декларацией независимости
Израиля", был провозглашён не только еврейским, но и сионистским государством, то есть государством евреев всего мира.

Сионистская концепция "возвращения избранного народа" на "землю обетованную" предполагало непрерывную иммиграцию, которая одновременно исключала возможность возвращения в родные места палестинских арабов, изгнанных оттуда сионистами.

Эти особенности Израиля в сочетании с идейно-политической концепцией сионизма, положены в основу всей политической структуры и государственной власти в израильском обществе, с самого начала существования Израиля наметили основное направление его развития и место в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке.[81]

Одним из факторов, оказывающих чрезвычайно большое воздействие на политическую ситуацию в зоне Персидского залива, является арабо-израильский конфликт в целом и неурегулированность палестинской проблемы в особенности.

С учётом географического местоположения бассейна Персидского залива, данный фактор для него можно отнести к разряду внешних.
Государство, расположенное в этом регионе, - Саудовская Аравия, Кувейт,
Вахрейн, Катар, Аман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Ирак и Иран не являются прямыми участниками арабо-израильской конфронтации и в отличие от
Египта, Иордании, Сирии и Ливана не граничат непосредственно с Израилем.

Но арабо-израильский конфликт вышел далеко за рамки "обычной" конфронтации непосредственно участвующих в нём противоборствующих сторон, и его негативное воздействие распространяется и на прилегающие к зоне конфликта районы, в первую очередь на бассейн Персидского залива.[82]

Практически ни одно государство этого региона не может сохранять внутреннюю стабильность в условиях осложнения конфликта и продолжения агрессивной политики Израиля. Свидетельство этому – бомбардировка иранского атомного реактора, проведённая ВВС Израиля, неоднократные нарушения Тель-
Авивом воздушного пространства Саудовской Аравии и его угрозы в адрес государств Персидского залива.

Взаимосвязь между арабо-израильским конфликтом и положением в данном районе состоит и в том, что нефть и финансовое могущество расположенных здесь государств теоретически рассматриваются как политическое оружие, которое может быть пущено в ход при обострении конфликта.

Важной причиной, определяющей отношение всех стран залива, как и других государств с мусульманским населением, к этому конфликту, служит глубокое недовольство оккупацией Израилем Восточного Иерусалима, где находится одна из главных святынь мусульманского мира – мечеть Аль-Акса.

Все эти обстоятельства наряду со значительным палестинским присутствием в регионе создают комплекс военно-политических и морально- психологических факторов, определяющих воздействие ближневосточного (арабо- израильского) конфликта на зону Персидского залива.[83]

Таким образом, вполне понятны мотивы, побудившие правителей Залива уделять столь много внимания проблеме урегулирования арабо-израильского конфликта и решению палестинской проблемы.

Как известно, в начале арабо-израильского конфликта в 1948 году возникла одна из сложнейших и острейших проблем Ближнего Востока – палестинская.[84]

Израиль не прекращал попыток встретиться с арабами за столом переговоров. В 1947 году ООН приняло резолюцию №181 о разделе Палестины.
Еврейское население приняло план ООН, однако арабы его отвергли. С провозглашением государства Израиль в мае 1948 года регулярные армии пяти арабских стран, к которым присоединилось арабское население Палестины, и военные подразделения Саудовской Аравии, вторглись в Израиль. После пятнадцати месяцев боёв на острове Родосе было подписано соглашение о прекращении огня (1949), которое подписали четыре из пяти воевавших арабских стран: Египет, Ливан, Иордания и Сирия (Ирак отказался).
Соглашение предусматривало продолжение мирных переговоров с целью подписания мирного договора, однако переговоры в Лазание (1949) – были сорваны.

Израиль не оставлял попытки придти к мирному соглашению с арабами, продолжать организовывать тайные встречи с королём Трансиордании Абдаллой.
Эти встречи могли привести к мирному договору между двумя странами, но все усилия были сведены на нет из-за давления со стороны других арабских стран.
В последующие годы непринятия факта арабами самого существования еврейского государства нашло свое отражение в терроризме, экономическом бойкоте, враждебной дипломатической деятельности. В ходе борьбы против этих актов
Израиль не прекращал попыток найти путь к сотрудничеству с арабскими странами.[85]

В октябре 1956 года акции диверсионных отрядов, проникавших в
Израиль из Египта, блокада Суэцкого канала и Тиранского пролива привели к началу Синайской кампании. За восемь дней до военных действий израильская армия заняла сектор Газы и весь Синайский полуостров. Израильские войска были выведены с Синая после того, как Египет согласился с требованием свободы судоходства в Тиранском проливе и Эйлатском заливе, такие размещения сил ООН на израильско-египетской границе.

Однако, в последние годы, террористические действия, огонь снайперов и пограничные инциденты на иорданской и сирийской границах держали израильские вооружённые силы в постоянном напряжении и боевой готовности.[86]

Весной 1967 года над Израилем вновь возникла угроза уничтожения.
Египтяне перебросили крупные военные силы в Синай, выдворили оттуда подразделения ООН, возобновили блокаду Тиранского пролива и заключили военный пакт с Сирией и Иорданией. Арабские лидеры открыто заявляли, что из цель – уничтожение Израиля, и концентрировали свои армии на границах
Израиля. Последовавшая за тем шестидневная война завершилась установлением израильского контроля на Синае, западном берегу Иордана (Иудея и Самария), в секторе Газы и на плато Голан. Тем не менее, Израиль продолжал призывать арабские страны к началу переговоров. Принятие резолюции Совета
Безопасности №242, и назначение Гуинара Ярринна чрезвычайным посланником генерального секретаря ООН в конце 1967 года вселило новые надежды на возможность мирных переговоров. Эти надежды израильтян рухнули с началом военных инцидентов в зоне Суэцкого канала, которые переросли в войну на истощение, начатую Египтом.[87]

Американская мирная инициатива государственного секретаря
Соединенных Штатов Америки Уильяма Роджерса, прекращение огня, достигнутая в августе 1970 года и возобновление переговоров при посредничестве Гуинара
Ярринна фактически были сведены на нет, советской военной и политической поддержкой арабских стран и усилением палестинского террора (1970 – 1975), направленного против израильтян и евреев во всём мире.[88]

В Судный день, в октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли массированное наступление на Израиль одновременно на двух фронтах. После трёх недель ожесточённых боёв Израиль отразил арабское нападение, пересёк
Суэцкий канал на египетском фронте и продвинулся в глубь Сирии, остановившись в тридцати двух километрах от Дамаска. В результате
"челночной" дипломатии госсекретаря Соединенных Штатов Америки Генри
Киссинджера было достигнуто соглашение о прекращении огня (ноябрь 1973 года), которое подписали представители египетского и израильского командования на сто первом километре шоссе Каир – Суэц. В декабре 1973 года на основании резолюции Совета Безопасности (Генеральной Ассамблее) ООН
№338, Соединенные Штаты Америки и СССР созвали мирную конференцию под эгидой ООН в Женеве, в которой приняли участие Египет, Иордания и Израиль.
После торжественного открытия, конференция практически прервала свою работу, однако формально не была распущена.[89]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты