К тому же первоначальные теоретики сионизма ещё не усматривали в
Палестине "землю библейских предков", и речь шла не об "освобождении"
территории, а о её приобретении.[75]
С момента своего образования Израиль стремился к контакту со своими
арабскими соседями, которые отказали ему в праве на существование.
Соглашение в Кемп-Девиде в 1978 года, мирный договор с Египтом в 1979 года,
конференция по Ближнему Востоку 1991 года и израильско-палестинское
соглашение 1993 года представляют собой важные вехи на пути к мирному
решению арабо-израильского конфликта. Прогресс в ходе начавшихся в Мадриде
прямых двухсторонних переговоров между Израилем и Арабскими странами
вселяет надежду на то, что мирная перспектива превращается в реальность.
Израильское стремление к миру уходит корнями в историю Еврейского народа,
от библейских пророках до отцов современного сионизма и от переселенческого
движения до сегодняшних граждан Израиля, мир был неотъемлемой частью
еврейского национального самосознания.
"Шалом" (мир) – это слово приветствия в Израиле. Мир – это цель к которой стремится Израиль. С наступлением мира, огромные ресурсы, затрачиваемые на войну, смогут быть направлены на развитие экономики региона; социальной инфраструктуры в образовании, науке, здравоохранении и других областях; современные проекты с участием Израиля и его арабских соседей, которые страдают от продолжительной вражды.[76]
Попытки диалога с арабским миром предпринимались ещё на заре
сионистского движения, которое задалось целью возродить еврейский
национальный очаг. Контакты 1918 – 1919 годов между Хаимом Вейцманом
(который тридцать лет спустя стал первым израильским президентом) и видным
лидером арабского мира эмиром Фейсалом вселяли надежду, что национальные
притязания евреев могут быть удовлетворены в духе сотрудничества[77]
§II Влияние идеологии сионизма на внешнюю политику государства Израиль.
2.1 Образование государства Израиль и основные этапы его развития
"Мы протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения
всем соседским государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству с
еврейским народом, обретшим независимость в своей стране. Государство
Израиль готово внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего
Востока". Израиль начал свое существование с этих слов призыва к миру,
прозвучавших в Декларации о независимости Государства Израиль,
обнародованной 14 мая 1948 года.[78]
Государство Израиль расположено на юго-восточном побережье
Средиземного моря. Оно было образовано 14 мая 1948 года в соответствии с
решение Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года об отмене
английского мандата на Палестину и создании на её территории двух
независимых государств – еврейского и арабского.[79]
Образование на территории Палестины государства Израиль внесло совершенно новый элемент во всю политическую обстановку в международные отношения на Ближнем Востоке, что было связано главным образом с особенностями создания израильского государства и его положением среди других ближневосточных стран.
Во-первых, израильское государство появилось на политической карте
Ближнего Востока не в связи с процессом деколонизации и антиколониальной
революции, как это имело место в случае с большинством арабских стран, а в
результате сионистской колонизации Палестины при поддержке Англии,
Соединенных Штатов Америки и других западных держав путём вытеснения
коренного населения – палестинских арабов. Оно возникло как колониально-
поселенческое государственное образование, почти всё население которого к
моменту провозглашения независимости состояло из евреев-переселенцев,
иммигрировавших в Палестину преимущественно из стран Европы и Америки и
совершенно чуждых по своей социокультуре местному арабскому населению.
Во-вторых, социально-экономическая, социально–политическая
структура ишува возникла, в отличие от арабского общества в Палестине и
соседних странах, не на базе докапиталистической экономики, а была
"трансплантирована" еврейскими переселенцами из развитых капиталистических
стран Европы на местную почву. Экономика еврейского ишува развивалась в
органической связи с западноевропейским, а затем американским капитализмом
при постоянной и всё возрастающей финансовой помощи еврейской и нееврейской
монополистической буржуазии стран Запада.[80]
В результате к моменту появления Израиля как государственного образования еврейского ишува в Палестине возникла своеобразная экономическая модель развитого капиталистического общества "западного образца", по уровню социально-экономического развития значительно превосходившего соседние страны и экономически абсолютно изолированного от них.
В-третьих, Израиль, в соответствии с "Декларацией независимости
Израиля", был провозглашён не только еврейским, но и сионистским
государством, то есть государством евреев всего мира.
Сионистская концепция "возвращения избранного народа" на "землю обетованную" предполагало непрерывную иммиграцию, которая одновременно исключала возможность возвращения в родные места палестинских арабов, изгнанных оттуда сионистами.
Эти особенности Израиля в сочетании с идейно-политической концепцией сионизма, положены в основу всей политической структуры и государственной власти в израильском обществе, с самого начала существования Израиля наметили основное направление его развития и место в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке.[81]
Одним из факторов, оказывающих чрезвычайно большое воздействие на политическую ситуацию в зоне Персидского залива, является арабо-израильский конфликт в целом и неурегулированность палестинской проблемы в особенности.
С учётом географического местоположения бассейна Персидского
залива, данный фактор для него можно отнести к разряду внешних.
Государство, расположенное в этом регионе, - Саудовская Аравия, Кувейт,
Вахрейн, Катар, Аман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Ирак и Иран не
являются прямыми участниками арабо-израильской конфронтации и в отличие от
Египта, Иордании, Сирии и Ливана не граничат непосредственно с Израилем.
Но арабо-израильский конфликт вышел далеко за рамки "обычной" конфронтации непосредственно участвующих в нём противоборствующих сторон, и его негативное воздействие распространяется и на прилегающие к зоне конфликта районы, в первую очередь на бассейн Персидского залива.[82]
Практически ни одно государство этого региона не может сохранять
внутреннюю стабильность в условиях осложнения конфликта и продолжения
агрессивной политики Израиля. Свидетельство этому – бомбардировка иранского
атомного реактора, проведённая ВВС Израиля, неоднократные нарушения Тель-
Авивом воздушного пространства Саудовской Аравии и его угрозы в адрес
государств Персидского залива.
Взаимосвязь между арабо-израильским конфликтом и положением в данном районе состоит и в том, что нефть и финансовое могущество расположенных здесь государств теоретически рассматриваются как политическое оружие, которое может быть пущено в ход при обострении конфликта.
Важной причиной, определяющей отношение всех стран залива, как и других государств с мусульманским населением, к этому конфликту, служит глубокое недовольство оккупацией Израилем Восточного Иерусалима, где находится одна из главных святынь мусульманского мира – мечеть Аль-Акса.
Все эти обстоятельства наряду со значительным палестинским присутствием в регионе создают комплекс военно-политических и морально- психологических факторов, определяющих воздействие ближневосточного (арабо- израильского) конфликта на зону Персидского залива.[83]
Таким образом, вполне понятны мотивы, побудившие правителей Залива уделять столь много внимания проблеме урегулирования арабо-израильского конфликта и решению палестинской проблемы.
Как известно, в начале арабо-израильского конфликта в 1948 году возникла одна из сложнейших и острейших проблем Ближнего Востока – палестинская.[84]
Израиль не прекращал попыток встретиться с арабами за столом
переговоров. В 1947 году ООН приняло резолюцию №181 о разделе Палестины.
Еврейское население приняло план ООН, однако арабы его отвергли. С
провозглашением государства Израиль в мае 1948 года регулярные армии пяти
арабских стран, к которым присоединилось арабское население Палестины, и
военные подразделения Саудовской Аравии, вторглись в Израиль. После
пятнадцати месяцев боёв на острове Родосе было подписано соглашение о
прекращении огня (1949), которое подписали четыре из пяти воевавших
арабских стран: Египет, Ливан, Иордания и Сирия (Ирак отказался).
Соглашение предусматривало продолжение мирных переговоров с целью
подписания мирного договора, однако переговоры в Лазание (1949) – были
сорваны.
Израиль не оставлял попытки придти к мирному соглашению с арабами,
продолжать организовывать тайные встречи с королём Трансиордании Абдаллой.
Эти встречи могли привести к мирному договору между двумя странами, но все
усилия были сведены на нет из-за давления со стороны других арабских стран.
В последующие годы непринятия факта арабами самого существования еврейского
государства нашло свое отражение в терроризме, экономическом бойкоте,
враждебной дипломатической деятельности. В ходе борьбы против этих актов
Израиль не прекращал попыток найти путь к сотрудничеству с арабскими
странами.[85]
В октябре 1956 года акции диверсионных отрядов, проникавших в
Израиль из Египта, блокада Суэцкого канала и Тиранского пролива привели к
началу Синайской кампании. За восемь дней до военных действий израильская
армия заняла сектор Газы и весь Синайский полуостров. Израильские войска
были выведены с Синая после того, как Египет согласился с требованием
свободы судоходства в Тиранском проливе и Эйлатском заливе, такие
размещения сил ООН на израильско-египетской границе.
Однако, в последние годы, террористические действия, огонь снайперов и пограничные инциденты на иорданской и сирийской границах держали израильские вооружённые силы в постоянном напряжении и боевой готовности.[86]
Весной 1967 года над Израилем вновь возникла угроза уничтожения.
Египтяне перебросили крупные военные силы в Синай, выдворили оттуда
подразделения ООН, возобновили блокаду Тиранского пролива и заключили
военный пакт с Сирией и Иорданией. Арабские лидеры открыто заявляли, что из
цель – уничтожение Израиля, и концентрировали свои армии на границах
Израиля. Последовавшая за тем шестидневная война завершилась установлением
израильского контроля на Синае, западном берегу Иордана (Иудея и Самария),
в секторе Газы и на плато Голан. Тем не менее, Израиль продолжал призывать
арабские страны к началу переговоров. Принятие резолюции Совета
Безопасности №242, и назначение Гуинара Ярринна чрезвычайным посланником
генерального секретаря ООН в конце 1967 года вселило новые надежды на
возможность мирных переговоров. Эти надежды израильтян рухнули с началом
военных инцидентов в зоне Суэцкого канала, которые переросли в войну на
истощение, начатую Египтом.[87]
Американская мирная инициатива государственного секретаря
Соединенных Штатов Америки Уильяма Роджерса, прекращение огня, достигнутая
в августе 1970 года и возобновление переговоров при посредничестве Гуинара
Ярринна фактически были сведены на нет, советской военной и политической
поддержкой арабских стран и усилением палестинского террора (1970 – 1975),
направленного против израильтян и евреев во всём мире.[88]
В Судный день, в октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли
массированное наступление на Израиль одновременно на двух фронтах. После
трёх недель ожесточённых боёв Израиль отразил арабское нападение, пересёк
Суэцкий канал на египетском фронте и продвинулся в глубь Сирии,
остановившись в тридцати двух километрах от Дамаска. В результате
"челночной" дипломатии госсекретаря Соединенных Штатов Америки Генри
Киссинджера было достигнуто соглашение о прекращении огня (ноябрь 1973
года), которое подписали представители египетского и израильского
командования на сто первом километре шоссе Каир – Суэц. В декабре 1973 года
на основании резолюции Совета Безопасности (Генеральной Ассамблее) ООН
№338, Соединенные Штаты Америки и СССР созвали мирную конференцию под
эгидой ООН в Женеве, в которой приняли участие Египет, Иордания и Израиль.
После торжественного открытия, конференция практически прервала свою
работу, однако формально не была распущена.[89]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10