Тенденции развития гражданского общества в России

Борьба за демократические преобразования, создание правового государства. Его существование позволяет наладить диалог власти и общества посредством политического представительства, выражающего интересы всех социальных групп.

Основными элементами Г.О. являются различные группы интересов, «они агрегируют лежащие 'под спудом' экономические, политические, социальные интересы и устанавливают взаимодействие с политической элитой, выступая связующим звеном между обществом и государством»[21].

С точки зрения структуры Г.О., оно является некой совокупностью объединений по различным признакам – это семьи, профессиональные группы, кооперации, общественные организации, религиозные или этнические объединения и т.д.

Если рассматривать Г.О. как систему, то его можно разделить на несколько подсистем.

На экономическом уровне происходит производство, распределение, обмен и потребление продуктов. Данные процессы в Г.О. регулируются при помощи рыночных механизмов, прямое участие государства не требуется. На этом уровне выстраиваются отношения между производителем и распространителем продукции, между собственником предприятия и наемными работниками, между предпринимателем и потребителем.

На политическом уровне взаимодействие между Г.О. и государством достигает наибольших масштабов. Для данного уровня характерно «образование общественных объединений, которые зачастую переформируются в политические партии»[22]. К этому уровню также относятся «политизированные лоббисты, в первую очередь группировки бизнеса и их политические представители, которые вовлечены в политическую борьбу напрямую и характеризуются высокой степенью самоорганизации»[23]. Лоббисты являются политическими представителями влиятельных групп интересов. Их функция выражается в создании выгодных для деятельности своих протеже условий (скажем, льготное налогообложение, тренд на застройку или разработку заведомо перспективных для развития деятельности участков и т.д.).

Социальный уровень является, безусловно, основополагающим, поскольку именно на нем происходит формирование человеческих ценностей и их восприятие отдельными индивидами через систему образования. Для соцуровня характерны три группы отношений: внутрисемейные, внутригрупповые (между членами, скажем, одного творческого объединения), межгрупповые (например, межклассовые). Объединения индивидов на социальном уровне – это добровольческие движения, представляющие разнообразные социальные интересы (профсоюзы, экологи, ветераны, правозащитники и т.д.). Они « являются наиболее уязвимым компонентом гражданского общества», особенно в переходные периоды. «Становление чувства социальной общности и выдвижение общих требований происходит крайне медленно в условиях, когда формирование новой социальной структуры идет параллельно политической и экономической трансформации»[24].


Глава 2. Становление гражданского общества в России


Процесс становления гражданское общество в России, по сравнению с западноевропейскими государствами начался гораздо позднее. Инициатива исходила сверху, из-за подневольного положения абсолютного большинства населения и практически полного отсутствия средней экономической прослойки общества не могло быть и речи о какой-либо гражданской инициативе. Ставшее традиционным для российской истории отсутствие последовательности в экономических и политических преобразованиях проявлялось и в позиции государства по отношению к гражданскому обществу. Существует несколько этапов его становления.

На первом этапе (сер. XVIII в. – 1860г.) возникают некоторые предпосылки для формирования негосударственных институтов «по частной инициативе отдельных представителей высшего сословия или самих монархов»[25] (Вольное российское собрание, Вольное экономическое общество, Дружеское ученое общество). Создавались первые некоммерческие организации для проведения благотворительной деятельности.

Второй этап (1860 – 70-е гг.) становится очень важным в процессе развития некоммерческого сектора. Как известно, именно в этот период проводятся важные государственные реформы, при помощи которых «открылись возможности для развития общественной активности населения: неправительственные институты, такие, как земства, стали играть активную общественную роль, разрушая монополию на общественную деятельность, ранее принадлежащую бюрократии и дворянскому слою»[26].

Третий этап (1917 – сер.1980-х гг.), по сути, окончательно 'похоронил' все предыдущие положительные начинания. «Идеология была неотъемлемой чертой советских общественных организаций, что, конечно, делало их зависимыми, ограниченными… а в отсутствии частной собственности и бизнеса такие структуры оставались беспомощными в финансово-экономическом отношении»[27].

Отношения групп интересов и государства в СССР представляли собой, так называемую систему бюрократического корпоративизма, т.е. «взаимодействия Г.И. и государства, при котором обе стороны вырабатывают согласованную линию поведения и те или иные конкретные решения, которыми руководствуются в практической деятельности»[28].

На сегодняшний день ситуация мало изменилась, если брать во внимание взаимодействие крупного бизнеса и государства. С самого момента завершения приватизации в РФ создаются крупные предпринимательские союзы (Российский союз промышленников и предпринимателей и торгово-промышленная палата), которые имели малую степень автономии.

Это явление объясняется несколькими причинами. Во-первых, в течение переходного периода система приватизации явно работала в пользу бывших функционеров КПСС, которые становились в одночасье крупными собственниками, в то время, как абсолютное большинство населения было экономически безграмотным. Во-вторых, до сих пор на лицо зависимость многих предприятий от государственного субсидирования. И, в-третьих, так называемая «погоня за политической рентой»[29], т.е. желание нынешних крупных предпринимателей участвовать в распределении властных полномочий.

Образование структуры гражданского общества началось в ходе перестройки, когда граждане получили возможность создавать независимые организации: объединения потребителей, защитников окружающей среды, национальные или культурные общества, благотворительные фонды, правозащитные или иные организации.

В становлении гражданского общества определенную роль играли и профсоюзы.

По определению В.В. Песчанского «профсоюз – добровольное, независимое от нанимателя и государства объединение наемных работников для защиты их экономических интересов, прежде всего в отношениях с нанимателем путем коллективных переговоров»[30].

О советских профсоюзах можно однозначно сказать следующее: они «не были добровольными, так как политико-психологическое и административное давление делало невозможным отказ от вступления в союз», а также «не были независимыми – на каждой ступени они функционировали под руководством соответствующего партийного комитета и его чиновников»[31]. По этим причинам профсоюзы практически не играли никакой социальной роли. Таким образом, данная форма организации граждан, по сути, не соответствовала своему названию.

С наступлением эпохи демократических преобразований профсоюзы получили самостоятельность, была организована Федерация независимых профсоюзов. Однако, многие из них «сохранили прежнюю иерархически организованную структуру, неспособную обеспечить их функционирование в качестве представителей наемных работников»[32].

Рассматривая мировую практику деятельности профсоюзных организаций можно выделить следующие функции профсоюзов, как компонентов гражданского общества.

Экономическая борьба, выражающаяся в защите экономических интересов работника через переговоры с руководством предприятия или путем оказания давления (например, забастовки). Однако, в российских условиях данная функция слабо реализуется, поскольку «…при широко практикуемом патернализме директоров и других руководителей не приходится говорить о социальном партнерстве, предполагающем автономию профсоюзов, относительное равенство сил сторон»[33].

Политическая роль профсоюзов западной Европы выражается в сотрудничестве с определенными политическими силами, выражающими интересы трудящихся, а также участие в массовых акциях протеста, обращенных напрямую к властям. Что касается России, то здесь «созданы и функционируют так называемые трехсторонние комиссии по регулированию социальных и трудовых отношений. Однако, как правило, эти организации характеризуются высокой степенью бюрократизации и неравноправным сотрудничеством сторон»[34]. Также слабость политического влияния данных организаций объясняется полным отсутствием интереса большей части рабочих к политической деятельности. Немалую роль играет и отсутствие четко выраженных целей и задач, согласованности в действии организаций.

Существенной функцией современных профсоюзов развитых демократических стран является общественная активность, они «действуют … в качестве многофункциональных общественных организаций, выражающих те или иные общегражданские интересы»[35]. Сегодня никого не удивит массовая акция протеста профсоюзов Франции против загрязнения окружающей среды. В России дело обстоит иначе: из-за постоянных экономических проблем общественные блага мало беспокоят трудящихся. Также на лицо «отсутствие широкого представления о своей роли в обществе»[36].

Из рассмотренного выше приходится сделать следующий вывод: роль профсоюзов, как в выполнении своих прямых задач, так и в общественно-политической жизни страны крайне слаба.

На волне 'перестройки' начали возникать разнородные и разнонаправленные свободные некоммерческие объединения граждан. «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками»[37].

Многие люди в период массового дефицита объединялись для защиты своих потребительских прав. Другие же были лично обеспокоены какой-либо проблемой и, не имея возможности решить ее самостоятельно или не найдя поддержки от государства, пытались объединить усилия (инвалиды, ветераны, многодетные семьи).

Постепенно подобного рода организации расширяются, формируют собственную структуру, находят источники финансирования (Центр содействия гражданской инициативы, 'Добрая воля', 'Культурное пространство' и др.).

Кроме стремления к выполнению конкретных целей, некоммерческие организации осуществляют «содействие процессу создания и укрепления правового государства»[38].

Наибольшую известность изначально приобрели организации по отстаиванию прав потребителей. «Они вправе проводить независимую экспертизу качества товаров, вносить в органы государственного управления, на предприятия предложения по повышению качества товаров или о снятии с производства, изъятии … опасных для потребителя и окружающей среды товаров»[39]. В 1989 г. Была создана Федерация общественных потребителей СССР. Сразу после создания организация отстраняется от государственных структур, подчеркивая, таким образом, свою независимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты