«По мнению населения, соблюдение прав человека зависит практически в равной степени от всех ветвей и видов власти – ответственность лежит на власти в целом, нет никакой иерархии, кроме лидерства Президента»[61].
Доктор политических наук А.Н. Аринин для активизации гражданской активности предложил реализовать «создание 3-х общественных институтов – института общественных слушаний по социально значимым правовым проблемам, института общественной законодательной инициативы и института всенародного обсуждения законопроектов»[62]. Другими словами, инициатива заключается в реализации элементов демократии участия, призванных исправить неизбежные прорехи представительной демократии, предполагающей практически полную отстраненность граждан от принятия политических решений.
С другой стороны «слабость институтов гражданского общества обусловлена слабостью и непоследовательностью демократических преобразований в экономической, политической и духовной жизни, отсутствием ответственности власти за нарушение прав и свобод человека…»[63]. Политический курс начала 90-х годов, направленный на скорейшие либеральные преобразования в течение десятилетия меняется в противоположную сторону – к консерватизации общества. Прочно выстроенная властная вертикаль и фактическая однопартийность исключают диалог общества и власти на равных условиях. Свобода слова, как главный инструмент выражения общественного мнения, повсюду ущемляется жесткой цензурой.
Исторический опыт показывает, что государство, обосабливающееся от неугодных ему граждан, предрекает себе неизбежную гибель. Для предотвращения революционных событий необходимо возвращение на путь укрепления правового государства. «Установив определенные правовые нормы и обеспечивая их соблюдение всеми своими учреждениями и гражданами, [государство] обязано очерчивать пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению»[64].
Мощной проблемой, стоящей на пути становления гражданского общества является неэффективная экономическая система, подконтрольная государству. «В стране еще не устоялась система распределения собственности, слабо развиты механизмы ее перераспределения в интересах эффективного пользования. Присутствие государства в экономической сфере остается выше общественно полезного уровня»[65].
«Гражданское общество необходимо строить, издавая законы, стимулирующие производство, повышая покупательную способность граждан, постепенно создавая и усиливая средний класс»[66]. Именно малая доля средней экономической прослойки населения являлась препятствием для развития гражданского общества в царской России. Та же самая проблема присутствует и в настоящее время.
Становление и укрепление гражданского общества – процесс невероятно трудный и носит затяжной характер. Однако, именно он «означает историческое движение индивидуума из состояния рабства перед социумом и государством к состоянию свободы и гражданской зрелости как личности»[67].
«В России всегда существует и продолжает существовать свое гражданское общество, хотя чаще всего оно выступает как меньшинство. Но именно оно и есть душа России, ее духовное ядро. Все остальное – либо государство, либо послушно-агрессивное большинство»[68].
Заключение
Исходя из различных, но схожих между собой вариантов определений термина можно истолковать гражданское общество как совокупность различного рода объединений граждан, независимых от государства, влияющих на принятие политических решений, отстаивающих собственные интересы, взаимодействующих на социальном, экономическом и политическом уровнях.
Предназначение гражданского общества заключается в том, чтобы активизировать инициативу граждан, донести до них ключевую значимость личности. Так же общественные организации борются за создание честных рыночных отношений, верховенство правовых норм и равенство перед ними всех граждан.
Структура гражданского общества представлена группами интересов, профсоюзами, правозащитными, благотворительными организациями, предпринимательскими объединениями.
Развитие институтов гражданского общества в России носит запоздалый характер, отличается доминированием государственной инициативы в их формировании. Либеральные реформы «перестройки» привели к активизации гражданской инициативы. Были созданы свободные объединения различного рода, однако, в них были задействованы лишь немногие наиболее активные граждане.
Нынешнее положение гражданского общества России вызывает сильные опасения. На смену активизации гражданской инициативы и интереса к либеральным преобразованиям конца 1980-х – нач. 90-х наступает практически полная пассивность членов общества в решении тех или иных общих проблем.
Но даже та малая часть неравнодушных граждан, которая готова к активным действиям, раздроблена. Одни всецело полагаются на правящую элиту, выступая стройными рядами в поддержку «партийной линии», другие же демонстрируют явно противоположную точку зрения, свидетельствуя о вопиющих бедах современной России: коррупции, подрыве основ правового государства, формирующемся политическом авторитаризме, за что подвергаются унижениям и расправе карающих органов.
Политическая власть стремится стимулировать развитие диалога между обществом и государством, но только по собственным правилам и на единственном условии – условии лояльности.
Возможны три сценария развития взаимоотношений общества и государства, именно в них и заключается перспектива дальнейшего развития или уничтожения гражданского общества. В первом варианте государство продолжает навязывать свои правила игры, подавляя свободную гражданскую инициативу. В другом варианте государство может пойти по пути защиты своих корпоративных интересов, обосабливаясь от граждан. Третий вариант предполагает развитие активного диалога с представителями различных по своим взглядам гражданских объединений.
Для становления и развития гражданского общества необходимо развитие демократии участия на смену представительной, предполагающей практически полную отстраненность граждан от процесса принятия решений. Другой не менее важной мерой является процесс укрепления основ правового государства, т.е. обеспечение соблюдения правовых норм всеми гражданами. Следующий основной инструмент – стимуляция становления среднего класса путем защиты института частной собственности, повышения покупательской способности граждан, создание возможностей для честной конкуренции в предпринимательской сфере и на рынке труда.
Список источников и литературы
Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009.
Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002.
Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А.. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009.
Литература
Аринин А.Н.. Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.
Городецкая И.Е. Становление 'третьего сектора' и добровольчества // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
Коваль Б.И.. Вступительное слово // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.
Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
Песчанский В.В. Становление гражданского общества: роль профсоюзов // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
Игрунов В.В. гражданское общество и политические партии // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.
[1] [1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Путин В.В. Интервью агентству «Франс Пресс». [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Коваль Б.И.. Вступительное слово // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.
[5] Аринин А.Н.. Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.
[6] Игрунов В.В. гражданское общество и политические партии // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.
[7] Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002.
[8] Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
[9] Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
[10] Песчанский В.В. Становление гражданского общества: роль профсоюзов // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
[11] Городецкая И.Е. Становление 'третьего сектора' и добровольчества // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998.
[12] Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009.
[13] Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009.
[14] Коваль Б.И.. Вступительное слово // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.-с. 11.
[15] Аринин А.Н.. Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. – с. 43.
[16] Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 36.
[17] Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002. – с. 56.
[18] Там же. – с. 56.
[19] Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002. – с. 57.
[20] Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009. – с. 8.
[21] Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 39.
[22] Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009. – с. 54.
[23] Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 41.
[24] Семененко И.С. Группы интересов и гражданское общество: фактор становления или торможения // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 46.
[25] Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009. – с. 12.
[26] Там же. – с. 12.
[27] Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов., 2009. – с. 21.
[28] Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 57.
[29] Там же. – с. 60.
[30] Песчанский В.В. Становление гражданского общества: роль профсоюзов // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 81.
[31] Там же. – с.82.
[32] Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 60.
[33] Песчанский В.В. Становление гражданского общества: роль профсоюзов // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 86.
[34] Там же. – с. 86.
[35] Там же. – с. 87.
[36] Там же. – с. 89.
[37] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Городецкая И.Е. Становление 'третьего сектора' и добровольчества // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 135.
[39] Там же. – с. 137.
[40] Там же. – с. 138.
[41] Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов., 2009. – с. 13.
[42] Городецкая И.Е. Становление 'третьего сектора' и добровольчества // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 140.
[43] Городецкая И.Е. Становление 'третьего сектора' и добровольчества // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 144.
[44] Кучерена А.Г.,. Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009. – с. 52.
[45] Там же. – с. 58.
[46] Там же. – с. 60.
[47] Там же. – с. 63.
[48] Перегудов С.П. Корпоративные интересы и российское государство // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. – с. 61
[49]Путин В.В. Интервью агентству «Франс Пресс». [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50] Пабст Адриан. «Третий путь» Дмитрия Медведева. [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] Андронов О.В. Некоммерческие организации как субъект политического взаимодействия государства и гражданского общества в России. Саратов, 2009. – с. 23.
[52] Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] Там же.
[54] Там же.
[55] Общественная палата РФ. О палате. [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref56" name="_ftn56" title="">[56] Филипов В.М. Инструктивное письмо от 24 апреля 2003 г. № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах РФ». [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref57" name="_ftn57" title="">[57] Литой Александр. «Наши» – коммандос молодости нашей. [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref58" name="_ftn58" title="">[58] Игрунов В.В. гражданское общество и политические партии // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. – с. 41.
[59] Путин В.В. Интервью агентству «Франс Пресс». [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref60" name="_ftn60" title="">[60] Общественная палата Российской Федерации. Эмпирические исследования гражданского общества. [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref61" name="_ftn61" title="">[61] Общественная палата Российской Федерации. Эмпирические исследования гражданского общества. [Электронный ресурс]: URL: #"#_ftnref62" name="_ftn62" title="">[62] Аринин А.Н.. Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. – с. 45.
[63] Аринин А.Н.. Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. – с. 48.
[64] Там же. – с. 48.
[65] Казаков О., Фомин Э.. Идентификация гражданского общества в России // Гражданское общество: взгляд изнутри. М., 2002. – с. 58.
[66] Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А.. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009. – с. 69.
[67] Коваль Б.И.. Вступительное слово // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. – с.14.
[68] Там же. – с. 14.