Таким образом, учитывая особенности политической дестабилизации как в глобальном, так и локальном масштабе, диссертант предлагает совокупность специальных показателей (социально-стратификационные, ценностно-нормативные, состояние «человеческого потенциала»), позволяющих объективно оценить состояние политической системы и степень ее стабильности.
Во втором параграфе первой главы «Терроризм как фактор политической дестабилизации общества» автором систематизируются и обобщаются основные теоретические подходы, сложившиеся в зарубежном и отечественном обществознании к осмыслению террористической деятельности, обосновывается собственная научная позиция к определению феномена терроризма как фактора дестабилизации с выделением его атрибутивных признаков в политической науке.
Основополагающие теоретические представления о терроризме позволили прийти к выводу о существовании различных подходов к пониманию терроризма как политическому явлению. Методологический фундамент исследования данного феномена составляют воззрения Г.Деникера, Р.Соле, И.Беккера, А. Бернгарда, У. Лакера.
В рамках современной политической науки по своему определению терроризм подрывает систему государственной власти и управления, пытаясь влиять на эффективность управления обществом, регулирование социально-политических процессов. Ослабляя государственные и общественные структуры, терроризм является питательной средой для образования и поддержки оппозиционных образований. То есть терроризм всегда нацелен на принятие политического решения или отказ от него в интересах террористов посредством дестабилизации социально-политической обстановки в обществе путем устрашения, давления и насильственных действий. Насилие — важнейший и неотъемлемый атрибут терроризма, а идеологема политического насилия занимает одно из ведущих мест в интерпретации терроризма. Объяснение данного феномена основано на выявлении таких источников агрессии, как отсталость и бедность, а также невозможность легального политического разрешения проблемы.
В рамках диссертационного исследования терроризм рассматривается как публично совершаемые обще-опасные действия или угрозы, направленные на устрашение населения или социальных групп в целях прямого либо косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов, с целью дестабилизации социально-политического строя и нарушения существующего социального порядка. Терроризму как политическому явлению современности присущи следующие сущностные характеристики, среди которых можно обозначить – общественная опасность, нелегитимность, публичный характер исполнения действий, преднамеренное создание на социальном уровне обстановки напряженности, страха, подавленности.
В связи с этим автор приходит к выводу, что терроризм, выступая фактором дестабилизации общества способен порождать недоверие к представителям некоторых социальных групп (этническим, религиозным), способствовать появлению интолерантности и ответной агрессии, снижению уровня легитимности государственных институтов (правительство, органы прокуратуры, спецслужбы), а также деструктивно сказывается на эффективности государственной власти в принятии управленческих решений различного политического масштаба.
В третьем параграфе первой главы «Источники и причины террористической деятельности в современном мире» выявляются причины, обуславливающие существование терроризма и определяется степень его влияния на ход общественной жизни.
С точки зрения соискателя в современных условиях трансформационных процессов общественной системы наиболее актуальным является вопрос о функционировании терроризма как дестабилизирующего фактора, проявляющийся на трех уровнях организации общества: на уровне общества в целом, на уровне социальных институтов и на уровне групп и индивидов.
Социальная несправедливость, препятствование равному участию в политической системе, националистические, религиозные и территориальные противоречия благоприятствуют появлению терроризма и инициируют идею использования насилия в политической жизни. Изменение политики правительства влияет на терроризм непосредственным образом. Первоначально реформы могут привести к увеличению числа насильственных действий, так как, сталкиваясь с постепенными уступками правительства, особенно в период проведения террористических кампаний, террористы могут активизировать свою деятельность, считая, что они видят слабость государственной власти, однако со временем социально ориентированная политика может элиминировать проблему.
Автор приходит к выводу, что в условиях глобализации наиболее значимыми основаниями в возникновении и распространении терроризма как деструктивного фактора, ориентирующегося на нелегальные насильственные формы изменения государственного и общественного строя, являются:
Во-первых: Кризис ценностно-нормативной системы, а также особенности господствующей политической культуры (Ф. Джонсон, Ф. Ферраротти, Д.Шварц). То есть, значительное влияние на способы политического поведения, средства, используемые субъектами политики для достижения своих целей, оказывает политическая культура общества, во многом обуславливающая стабильность социальной и политической системы. Политическая культура общества становится основополагающей при формировании так называемой «культуры насилия». Её содержание обусловливается особенностями исторического развития страны, традициями и ценностями общей культуры, спецификой этнической психологии. «Культура насилия», в свою очередь, уже оказывает конкретное влияние на социальную деятельность субъектов, которая осуществляется в соответствии с определенными программами, конструирующими, интегрирующими и организующими социум.
Во-вторых: Социальные сдвиги, нарушающие равновесие стратификационной системы, вызывающие недовольство и сопротивление определенных групп (П.Кларк, Э.Гидденс, Т.Ванханен). Достигнув «точки перенапряжения» стратификационной системы, статусные перемещения внутри нее могут вызвать явную дезинтеграцию социальной структуры общества, которая всегда сопровождается вспышками насилия. Следовательно, нарушения равновесия стратификационной системы вызванные террористическими проявлениями, вносят серьезные изменения в социальную структуру общества. Однако процессы в социальной структуре общества не ведут к возникновению социального насилия. Статусные перемещения могут вызвать противоречивую реакцию – апатию, самоубийство, политическую активность как мирного, так и политического характера. Форма реакции индивидов и групп на структурные процессы в таких случаях зависит от системы властных отношений в обществе.
В-третьих: Психологические особенности личности, стимулирующие определённый стиль поведения в культивировании насилия (З. Фрейд, К. Лоренц, Р. Уильямс). Другими словами, индивидуальный выбор в направлении радикальных движений и организаций, восприятия радикальных идеологий, использования насилия в политике во многом определяется особенностями личности.
В-четвертых: Влияние политических режимов на террористическую деятельность (У. Лакер). Террористы нуждаются в свободном демократичном обществе, для активной деятельности, то есть чем более репрессивна государственная политика, тем менее правительство страдает от терроризма.
Во второй главе «Особенности функционирования терроризма в политическом пространстве России» теоретически обосновывается активизация террористической деятельности в современном российском обществе и выявляется степень влияния терроризма как дестабилизирующего фактора на политический процесс в России.
Первый параграф второй главы «Место и роль терроризма в системе дестабилизирующих факторов российского общества» посвящен выявлению тенденций распространения терроризма как политического явления в российских условиях, в контексте основных противоречий его социально-политического развития.
Автор акцентирует внимание, что современное российское общество переживая трансформацию национальных форм существования (национальная самоидентификация, осмысление национальных интересов) подвержено влиянию террористической идеологии на уровне интересов личности, общества и государства Терроризм представляя реальную угрозу национальной безопасности РФ имеет своей целью нарушение стабильного политического развития и территориальной целостности российского государства.
Диссертант полагает, что наличие в СССР иммунитета по отношению к террористической идеологии и практике объясняется, с одной стороны, господствовавшей концепцией «морально-политического единства советского народа», и, с другой стороны, действенным функционированием административно-разрешительных режимов.
Однако с начала 1990-х годов ХХ столетия, с точки зрения исследователя, можно говорить о «взрыве» терроризма в России. В этой связи на территории субъектов Российской Федерации наблюдается рост терроризма и представляется обоснованным вывод о том, что терроризм стал долговременным фактором современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности РФ.
В то же время, в России широко распространено представление о терроризме как о триаде террористической идеологии, террористических структур и террористической деятельности, однако отнесение или не отнесение к разряду террористических идеологий, организаций и их деятельности в значительной степени зависит от политических пристрастий, а это вновь приводит к расхождениям в представлениях о терроризме.
В этой связи в рамках диссертационного исследования автор считает наиболее важным изучение уровня дестабилизации социально-политического процесса, что позволит определить источники и характер угроз национальной безопасности и выявить место и роль терроризма в системе дестабилизирующих факторов российского общества.
Опираясь на результаты статистических данных в диссертации выявляется динамика увеличения совершения преступлений террористического характера в Российской Федерации в 1990-2003 гг., что свидетельствует об эскалации проявления действий вооруженного насилия на территории России в постсоветский период становления новой государственности.
Диссертант приходит к выводу, что сложные и противоречивые процессы трансформации российского общества не снимают с повестки дня угрозы дальнейшего роста числа террористических проявлений, особенно в условиях обострения социальной напряженности и вероятности расширения интолератного отношения к террористическим группировкам.
Во втором параграфе второй главы «Влияние терроризма на социально-политическое ситуацию в российских регионах (на примере г. Волгограда и Волгоградской области) соискатель подчеркивает, что в современных реалиях терроризм превратился для России в структурообразующий фактор внутренней политики. Террористическая деятельность оказывает существенное влияние на политическою стабильность российского социума как на общегосударственном, так и на региональном уровне, выражающаяся в рассогласованности интересов различных институтов и групп общества, государства и всех его граждан.
Выявляя особенность влияния террористической деятельности на социально-политическую обстановку в различных регионах России, автор подчеркивает неоднородность регионального пространства России и неравномерность политического развития. Существование и эскалация терроризма в региональном пространстве тесно связана институционализацией региональной власти, которая в условиях постоянной террористической опасности становится «декором», а сами субъекты Федерации могут рассматриваться как экстерриториальные образования единого пространства российской государственной власти.
В рамках диссертационного исследования, на основе теоретических положений автор предпринимает попытку научного анализа оценки степени угрозы террористической деятельности на политическую ситуацию Волгоградской области как структурной единицы российского государства и возможности влияния на политическую стабильность региона. При выявлении причин существования терроризма в Волгоградском регионе автор акцентирует внимание на его геополитических характеристиках (пограничные зоны, близость с Чеченской Республикой и др.), наличии на территории области крупных объектов стратегического назначения (Волжская ГЭС, ОАО «Химпром» и др.); проживании в регионе выходцев различных этнических групп.