К выше перечисленным политтехнологам добавились и новые имена: Ашихмина Яна (В 2000-2001 гг. принимала участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов Пермской городской Думы и Законодательного Собрания) [62], Батуева Мария (в качестве начальника избирательного штаба, консультанта принимала участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов Законодательного Собрания и главы города Перми) [63], Бойко Сергей (2000 - кампания кандидата в депутаты Пермской городской Думы, в 2003 - кампания в Государственную Думу партии "Единая Россия" и "Партии пенсионеров") [64], Кайсаров Андрей (2000 г - возглавлял предвыборный штаб кандидата на пост главы Перми Аркадия Каменева[65], 2001 г - выборы в ЗС Пермской области (А. Кац), 2003 г - Государственный Совет Республики Коми (В.В. Муляк) [66], Мальцева Марина (в 2000 г принимала участие в выборах главы г. Перми: в качестве члена предвыборного штаба Каменева) [67], Минкович Александр (участвовал в избирательных кампаниях по выборам Пермской городской думы в 1997 (довыборы) и 2000гг (кандидат Г.М. Слаутина), по выборам главы Чернушинского района в 2001 (кандидат О.А. Хараськин), выборам депутатов Законодательного Собрания в 2001 г (кандидат В.Б. Плюснин)) [68], Новоселов Виталий (в период с 1999 по 2004 г участвовал в избирательных кампаниях разного уровня в качестве начальника штаба, руководителя кампаний и отдельных проектов) [69], Филиппов Александр (С 1999 г принимал активное участие в избирательных кампаниях на выборах органов власти различного уровня) [70] и др.
Среди политконсалтинговых агентств на лидирующие позиции на данном этапе выходят РПА "Кучер", "Центр избирательных технологий", "Социнком" и "Площадь круга". При этом безоговорочным лидером пермского рынка избирательных технологий на данном этапе становится рекламно-политическое агентство "Кучер", которое, как отмечают эксперты, перерастает свои прикладные рамки и начинает оказывать заметное влияние и на политическую ситуацию в Прикамье[71], "Кучер" становится незаменимой частью пермского политического ландшафта, теневой и очень влиятельной силой. Особенностями данной PR-структуры является, во-первых, её близость к областной исполнительной власти, а во-вторых, то, что выборы для этой структуры - главное профессиональное направление деятельности[72]. В течении рассматриваемого периода "Кучер" отметился рядом громких побед на выборах как в Пермской области, так и за ее пределами, в числе которых победа Ю.П. Трутнева на выборах губернатора Пермской области 2000 г, А.Л. Каменева на выборах мэра г. Перми, А.П. Кузнецова, Н.К. Агеева, С.А. Рихтера на выборах глав Пермского, Ординского районов, главы г. Лысьва 2000 г. "Кучеру" удалось провести в Пермскую городскую думу 5 кандидатов из 6, 18 депутатов из 18 в Законодательное Собрание Пермской области (Никита Белых, Николай Демкин, Геннадий Тушнолобов, Юрий Белоусов, Игорь Шубин, Юрий Борисовец, Борис Светлаков, Алексей Шиляев, Виктор Кобелев, Александр Флегинский, Владимир Ганьжин и Александр Бойченко и др.) [73]. Как уже отмечалось, "Кучер" участвовал в избирательных кампаниях и в других регионах, в частности в Пензенской области (2002 г, выборы губернатора, кандидат - В.К. Бочкарев - победил; выборы в Законодательное Собрание 2002 г - 3 депутата), Санкт-Петербурге (2002 г - выборы в Законодательное Собрание - 9 депутатов (6 "велись" агентстовм постоянно, 3 - в консультационном режиме)) [74].
Конкуренцию "Кучеру" составляют "Центр избирательных технологий", консалтинговый центр "Площадь круга" и "Социнком". На счету "Центра избирательных технологий" - участие в выборах в Законодательное Собрание Пермской области 2001 г (кандидаты - К. Окунев, Н. Девяткин., И. Пастухов) [75], консультирование кандидата в депутаты Государственной Думы РФ по Кунгурскому избирательному округу Шестакова В., выборы в органы МСУ[76]. Хорошие результаты показал и консалтинговый центр "Площадь круга" (под его руководством в Законодательное собрание области прошли 3 кандидата от Верхнекамья из 4 консультируемых (А. Темкин, С. Дьяков, Л. Тингаева и др.) [77]. В период с 2000 г по 2003 г центр участвовал в следующих выборах: 2000 год - выборы губернатора Пермской области (организация и ведение избирательной кампании в гг. Добрянка, Березники, Соликамск, Красновишерск, Чердынь, Александровск); выборы главы г. Перми (психологический консалтинг); выборы депутатов Городской Думы г. Березники Пермской области (2 округа); 2001 год - выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области (гг. Березники, Соликамск, Красновишерск, Чердынь, Пермь - 4 округа), выборы Главы местного самоуправления г. Соликамска Пермской области. выборы Главы местного самоуправления г. Березники).
А вот центр "Социнком" теряет свои позиции на пермском рынке политконсалтинга. Практически все кандидаты, которых вела фирма "Социнком", проиграли. Самое громкое и во многом неожиданное поражение - проигрыш Любови Наумовой на выборах в Законодательное Собрание области 2001 г[78]. Помимо этого центр отметился и поражением Геннадия Тушнолобова на выборах мэра города Перми в 2000 г[79].
В ряде избирательных кампаний отметились и другие агентства: "ОРВИНИТ" (сентябрь - Декабрь 2000 года - предвыборный штаб кандидата в депутаты городской Думы г. Перми Саулина В. А), "Майский жук" (2003 г - выборы в Государственную Думу по Кунгурскому избирательному округу (кандидат - Медведев Ю)) [80], "Паритет" (2003 г - выборы в Государственную Думу (кандидат - Медведев Ю) [81], "Стиль-МГ" (2003 г - выборы в Государственную Думу по Свердловскому избирательному округу (кандидат - Похмелкин В)) [82]
Создаются и новые агентства, занимающиеся политконсалтингом, в частности, в 2000 г был основан фонд "Политком" (возглавил его Вохринцев Д).
В сфере избирательных технологий на данном этапе развития пермского рынка политтехнологий наблюдается расцвет "чёрного пиара". Выборы, прошедшие в Прикамье за этот период, были отмечены широким использованием "грязных" технологий, большинство политических консультантов делали ставку не на "подъем" качеств кандидата, а на "опускание" качеств соперников[83]. В результате на данном этапе развития политконсалтинга понятия "чёрный PR" и политический консультант постепенно становились тождественными, при этом обвинения в применении черного пиара, как отмечает Константин Киселёв, приносили консультантам даже определённые, в том числе финансовые, дивиденды[84]. В данное время было модно и выгодно считаться "чёрным технологом", и считалось, что технология не может оцениваться с позиций морали, а лишь с точки зрения её эффективности[85]. Прошедшие предвыборные кампании, в целом, отличались не только большим количеством "черного пиара", но и повышенным вниманием к социологическим опросам, которые использовались как одно из средств манипулирования мнением избирателей. Распространенной технологией на прошедших за этот период выборах был также электоральный сетевой маркетинг.
Начиная с 2003 г пермский политический консалтинг медленно вступает в период кризиса, который, по мнению Константина Киселева, является следствием завершения этапа "первоначального накопления демократии", и выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе, введении законодательных ограничений на применение целого спектра избирательных технологий, попытках правового регулирования деятельности консультантов[86].
По мнению Владимирова В., на состояние рынка политконсалтинга в Прикамье на данном этапе оказали влияние такие факторы, как рост влияния административного ресурса в регионе, жёсткая централизация власти, сужение поля политической конкуренции и т.д. Характерной особенностью выборов в регионе, прошедших за данный период (а именно выборы в Законодательное Собрание 2006 г, выборы главы города Перми и депутатов Пермской городской Думы 2006 г, выборы в Государственную Думу 2003 и 2007 г, выборы в органы МСУ) является их безальтернативность, в отличие более ранних избирательных кампаний, которые всегда отличались накалом острой политической борьбы[87]. Как замечает Киселёв К., "схлопывание" публичности сузило спектр профессиональных возможностей и упрочило унию технологии и административного ресурса. Всё это негативно сказывается на деятельности политтехнологов, политический консалтинг начинает терять некоторые свои позиции[88]. Одним из последствий роста влияния административного ресурса на выборах в Пермском крае является то, что для кандидата важным становится и юридическое сопровождение кампании.
Кроме того, большое влияние на пермский рынок политконсалтинга оказали политические реформы 2003 - 2004 гг (избирательная и партийная) Путина В.В., в результате которых были отменены выборы губернаторов, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу, была введена смешанная избирательная система на выборах в региональные легислатуры. Последствия президентской инициативы не остались незамеченными и для пермских политтехнологов. По словам Владимирова В., выборы губернаторов и кандидатов-одномандатников были одними из самых финансовоемких мероприятий[89]. Введение полностью пропорциональной системы на выборах в Государственную Думу и смешанной на выборах в Законодательное Собрание привело к тому, что кандидатов-одномандатников становится меньше (а на выборах в Госдуму их не будет и вовсе), в результате чего пермский политконсалтинг лишился одного из самых прибыльных сегментов рынка: вместо широкого круга кандидатов в депутаты, баллотировавшихся по одномандатным округам, количество потенциальных клиентов политтехнологов, по словам Боталова А., сократится до 5-6 партий[90]. Таким образом, изменение избирательного законодательства может лишить работы большое количество пермских пиарщиков. По подсчётам креативного директора "Площади круга" Валерии Пегушиной, пермский рынок политконсалтинга сократится на 30%. Директор РПА "Кучер" Григорий Куранов считает, что рынок политтехнологий в регионе сократился в 5 раз[91]. Однако при этом пермские политконсультанты не склонны драматизировать ситуацию. В целом они сходятся во мнении, что значительное сокращение рынка PR-услуг неминуемо, однако потери крупных игроков этого рынка будут минимальны, поскольку изменения в избирательном законодательстве приведут к концентрации заказов в руках наиболее опытных и положительно зарекомендовавших себя агентств.
Многие пермские политтехнологи (в основном, сотрудники крупных агентств) считают, что происходит "не столько сокращение пермского политического рынка, сколько его качественное изменение"[92]. Дело в том, что профессия политтехнолога включает в себя как минимум три направления: электоральный (избирательный) менеджмент, партийный менеджмент и лоббизм[93]. Кроме того, существуют различные уровни, на которых может работать политтехнолог - федеральный, региональный и местный (органы МСУ). Избирательные реформы 2003-2004 гг привели к тому, что увеличился рынок услуг политтехнологов, которые связаны с обслуживанием политических партий. Политические реформы привели к тому, что партии становятся важным актором на региональном уровне, они играют все большую роль, поэтому политтехнологи стремятся работать не только с отдельными кандидатами, но и с партиями (как на выборах, так и в качестве постоянных "пиарщиков" партий). Переструктурирование пермского рынка политических технологий связано с тем, что помимо электорального менеджмента в Прикамье стал развиваться и менеджмент партийный. Кроме того, как отмечает Боталов А., наблюдается "уход политических консультантов в территории края"[94]. Поскольку выборы на местном уровне в Прикамье проходят часто, то не задействованные на региональном уровне выборов политтехнологи уходят на более низкий уровень политических баталий[95]. Таким образом, в результате реформ увеличивается объём политического рынка, связанного с выборами в муниципальные органы власти. Директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН Олег Подвинцев отмечает: "вместе с изменениями на федеральном уровне политконсалтинг сильно прибавил на уровне местного самоуправления. Если, к примеру, взять выборы глав городов Пермского края, Чайковского, Добрянки, Чусового, то можно заметить, что вложения на этом уровне выборов значительно выросли за последние 10 лет"[96].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10