Трансформация рынка политического консалтинга в Пермском крае

2007 г - выборы в ЗС Санкт-Петербурга, выборы мэра Добрянки, глава района в Чернушке[118]; выборы в Государственную Думу Российской Федерации (консультирование "Единой России")

2008 г - выборы мэра г. Кунгура в 1 туре (кандидат - А. Махмудов) [119].

Как видно из представленных выше данных, география "Кучера" достаточно обширна - Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Пермь, Уфа, Челябинск, Тюменская область, Коми, Хакасия и т.д. При этом выборы в Перми не являются для агентства главными. Как отмечает Петрова О., в последние годы "Кучер" стал значительно меньше работать в Пермском регионе, поскольку у агентства сменились приоритеты. На сегодняшний день объем работы агентства на местных и региональных выборах в пермском регионе, по оценкам экспертов, не превышает 20%[120]. При этом сосредотачивается "Кучер" прежде всего на "крупных" заказах региональной администрации (работа с партиями, выборы в Законодательное Собрание ПК, выборы в органы власти крупных городов - Пермь, Краснокамск, Соликамск и т.д.) [121].

Продолжает работать на пермском рынке и консалтинговый центр "Площадь круга" (В. Пегушина, М. Гнусина) (хотя заказов у этого агентства стало значительно меньше). На его счету участие в следующих выборах:

2003 год - выборы Главы местного самоуправления Суксунского р-на Пермской области; выборы депутатов Земского Собрания Суксунского района (5 округов).

2004 год - выборы главы местного самоуправления Еловского района, выборы главы г. Губаха Пермской области, выборы главы Березовского района Пермской области (консалтинг), выборы депутатов Городской Думы г. Березники (6 округов), выборы главы местного самоуправления Нытвенского района Пермской области, выборы Главы местного самоуправления г. Кунгур Пермской области, выборы депутатов Городской Думы г. Губаха Пермской области (4 округа), выборы депутатов Городской Думы г. Перми (довыборы), выборы депутатов Земского Собрания Пермского района (2 округа), выборы Президента РФ (консалтинг территориальных штабов г. Пермь), выборы главы г. Краснокамска (Н. Никитин) [122].

2005 год - выборы депутатов Земского Собрания Добрянского муниципального района, выборы главы и депутатов Думы Полазненского городского поселения, выборы главы местного самоуправления Уинского района, выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва.

2006 год - выборы главы города Перми и депутатов Пермской городской Думы.

2007 год - довыборы депутатов Думы Полазненского городского поселения, выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации ("Единая Россия")

2009 г - выборы в Соликамском районе, 2 тур (Шведов).

Анализ избирательных кампаний, проведенных "Площадью круга", показывает, что география этого консалтингового центра ограничивается преимущественно территорией Пермского края. При этом "Площадь круга" больше других специализируется на выборах в муниципальных образованиях региона (особенно на Севере края) [123].

Позиции других пермских агентств, работающих в сфере политконсалтинга, сильно пошатнулись. "Центр избирательных технологий", занимающий до недавнего времени значительное место на пермском рынке политконсалтинга, сейчас как таковой фактически не существует. Его руководитель Юрий Исаев уже с начала 2000-х гг работает на выборах в Средней Азии, сам же центр раскололся (команды Борисенко О., Ильина С, Соколова В). Участие рекламного агентства "ОРВИНИТ" (Олег Андрияшкин) в выборах сводится, прежде всего, к ответственности за блок наружной рекламы (2004 г - работа в пермском штабе кандидата в Президенты РФ В.В. Путина: рекламная и информационная составляющие, организация форумов; блок рекламы (полиграфия, наружная реклама, дизайн и выпуск) на выборах главы города Перми 2006 г. (Шубин И. Н); выборы в Законодательное Собрание Пермского края 2006 г (Девяткин Н.А., отвечали за Осу, Елово, Барду, Чайковский район) [124], 2007 г - выборы в Государственную Думу (консультировал "Единую Россию" в Прикамье) [125], главных должностей в избирательных штабах это агентство не занимает.

Фактически не работает на выборах и агентство "Паритет" во главе с Борисом Галкиным (последняя кампания - 2006 г - выборы в Законодательное Собрание пермского края ("Единая Россия") [126]. Выпали из "обоймы" и такие агентства, как "Социнком", "Политком", ""Майский жук", "Стиль-МГ", не участвующие в выборах с 2003 г. Как уже отмечалось ранее, большинство пермских агентств не специализировались исключительно на сфере политического консалтинга[127], политический консалтинг являлся для них смежным бизнесом наряду с рекламой, имиджевым консультированием и т.д. И переход на другие направления деятельности явился для этих агентств безболезненным.

Таким образом, кризис пермского рынка политтехнологий коснулся и политконсалтинговых агентств. На рынке края остались фактически работать всего несколько агентств - "Кучер", "Площадь круга", "ОРВИНИТ" (участвует в выборах лишь периодически).

Как отмечает Керн А., основными преимуществами пермских консалтинговых агентств (по сравнению с иногородними) является знакомство с местной спецификой и наличие административного ресурса. Среди недостатков работы пермских команд называются "склонность работать по старым схемам", повторяемость и шаблонность идей, используемых в ходе избирательных компаний; широкое применение "веерных технологий", когда производство интеллектуального продукта ставится на поток и теряет черты индивидуальности[128].

По словам самих политтехнологов (В. Пегушина, В. Севрук и др.), выбор того или иного политконсалтингового агентства осуществляется исходя из его опыта, содержания портфолио и репутации; кроме того важными критериями являются наличие в агентстве профессионалов по основным направлениям деятельности (политтехнологи, креаторы, юристы, рекламщики, журналисты, психологи и пр), а также полный спектр услуг, от идеологической разработки кампании до работы с конкретными избирателями[129].

Как уже отмечалось, сужение политического рынка политического политконсалтинга происходит, в первую очередь, за счет политтехнологов-одиночек, многие из которых пришли в выборный бизнес в период сильного расширения пермского рынка политтехнологий. Некоторые из них стали применять свои технологии в бизнесе, работая в отделах по связям с общественностью при крупных корпорациях (например, Максим Спиридонов - отдел по связям с общественностью ОАО "Пермский завод силикатных панелей", Иванов Николай - заместитель директора Пермского филиала Института корпоративного развития группы компаний "Ренова"). Некоторые политконсультанты "обратили свои взоры" на другие регионы (так, например, политтехнолог Александр Пахолков с 2003 г участвует в проведении избирательных кампаний в других регионах - в Ивановской, Московской, Воронежской, Псковской, Саратовской областях).

Однако некоторые политтехнологи-фрилансеры продолжают работать на пермском рынке политконсалтинга, и даже удачно. Среди них Борисенко О. (2004 г - выборы главы г. Краснокамска (Владислав Жуков), руководитель кампании[130], 2005 г - выборы главы Уинского района (Игорь Быкариз) [131], 2007 г - глава предвыборного штаба на выборах главы администрации (Н. Симаков) [132], 2007 г - выборы в Земское Собрание Чусовского района (А. Жвакин) [133]), Ильин С. (работа на ЛДПР, довыборы в ЗС по 11 округу (А. Титов), 2006 г - выборы главы г. Перми), Соколов (кампании на юге края (Чернушка, Лысьва, Чусовой). Выборы главы г. Краснокамска (Владислав Жуков), начальник штаба[134]. Помощник депутата Вязникова), Москвин Анатолий (участвовал в избирательных кампаниях по выборам главы г. Пермь в 2006 гг.) [135], Пахолков Александр (участвовал в муниципальных выборах в г. Кунгуре, работал на депутата Кунгурской городской думы К. Иванова), Колущинская Ирина (2005 г - выборы глав Александровского и Яйвинского городского поселений[136], 2006 г - выборы в ЗС Пермского края (кампания АПР[137], Горчаковской Л), 2008 г - выборы главы г. Кунгура (Махмудов А., 2 тур) [138], выборы главы города Чусового (кандидат - Бурьянов В) [139], сейчас - главный пиар-технолог пермского отделения "Единой России"), Мальцева Марина (2006 г - выборы главы г. Перми, руководитель штаба Ф.Л. Утробина) [140], Минкович Александр (работал в штабах В. Вахрина, В. Плотникова на выборах в ЗС 2006 г, 2007 г - выборы в Государственную думу ("Гражданская сила")) [141], Новоселов Виталий (в период с 1999 по 2004 г участвовал в избирательных кампаниях разного уровня в качестве начальника штаба, руководителя кампаний и отдельных проектов) [142], Бобров Юрий (в 2003 г принимал участие в предвыборной кампании партии "Яблоко" и М.Б. Касимова на выборах депутатов Государственной Думы. В 2004 г. принимал участие в избирательной кампании по выборам депутатов Пермской городской Думы по округу №21 (довыборы, кандидат - Н.В. Андреев), в 2005 г. - в кампании во выборам главы Верещагинского муниципального округа) [143], Бритвин Сергей (работа на пермское отделение "Единой России"), Кимерлинг Анна (в качестве политического эксперта, автора агитационных материалов, аналитика СМИ участвовала в избирательных кампаниях на выборах в Законодательное Собрание Пермской области в 1997 и 2001 г., в Пермскую городскую Думу в 2001 и 2006, на выборах мэра в г. Перми в 2000г. В 2006 г была начальником штаба кандидата в городскую Думу) [144], Андреева Елена (генеральный директор "Ветта", бывшая сотрудница РП-агентства "Кучер"), Ознобишина Л. (выборы в Законодательное Собрание Пермского края, Яшин Н), Богомолова (выборы в марте 2009 г в Александровске), Спиридонов М. (выборы депутата пермской городской думы, 2008 г., Демкин А.) и др.

Важное место на пермском рынке политконсалтинга занимают команды политтехнологов из других регионов (Екатеринбурга, Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы и т.д.). Эксперты оценивают соотношение местных и иногородних игроков на современном этапе как 80 к 20, при этом отмечается, что в других регионах доля "варягов" значительно выше и зачастую превышает 50% местного рынка услуг политического консультирования[145].

Существует несколько причин подобной "пассивности" [по сравнению с другими регионами] иногородних политических консультантов на пермском рынке. Некоторые эксперты указывают на закрытость пермского региона для иногороднего бизнеса: "в 1990-е гг, когда пермский рынок политконсалтинга только начинал формироваться, Пермская область была закрытым для иногороднего бизнеса регионом, в результате чего серьёзные московские (и не только) политконсультанты редко появлялись в Прикамье[146]. Слабое присутствие на рынке пермского политконсалтинга "варягов" объясняется и "фактором "Кучера". Как отмечает Владимиров В., крупнейшее политическое агентство в пермском регионе, используя административный ресурс, связи с областной администрацией, активно защищало местный рынок от "вторжения чужаков"[147].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты