Участие политических партий в формировании органов государственной власти

Таким образом, избирательные законы в Российской Федерации можно разделить на три уровня: федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ); региональные (выборы депутатов законодательных собраний и глав исполнительной власти субъектов Федерации); местные (выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований). Законы о выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.


1.3 Пути формирования партийной системы


Эффективная, сбалансированная партийная система, наряду с механизмом сдержек и противовесов, с развитой оппозицией - гарант и одновременно стимулятор стабильного развития общества. Партии, составляющие подобную систему должны быть устойчивыми общественными объединениями, базирующимися на четкой системе ценностей, иметь понятные для граждан программы действий. Не следует забывать, что подлинно демократическая политическая система с крепким многопартийным ядром является и средством, и результатом демократических процессов, формирования структур гражданского общества, правового и социального государства, мощного среднего класса.

Долгое время господствовавшая в нашей стране однопартийная система ограничивала и подавляла инициативу граждан и поэтому была обречена с точки зрения исторической перспективы. За короткий период перейти от нее к полноценной многопартийной системе чрезвычайно сложно. Современную российскую партийную систему ученые характеризуют как «прото» - или, точнее, «квазимногопартийную». По сути, она является лишь эмбрионом, который, однако, имеет шансы на саморазвитие и превращение в подлинно демократическую партийную систему.

В нашей стране, по мнению политологов, уже сложились условия для становления реальной многопартийности: значительно повысился уровень развития социума, преодолена искусственная «однородность» социалистического общества, различные социальные группы и слои начали, открыто выражать и отстаивать свои интересы. Но прежде чем многообразные интересы сгруппируются на идеологической основе, а люди объединятся в политические партии, должно пройти немало времени.

Процесс стратификации российского общества (как и процесс формулирования интересов его новых слоев и групп) еще не завершен, но он динамично развивается. А значит, в России есть предпосылки для образования массовых партий и формирования демократической многопартийной системы. Но на этом пути существует серьезная преграда — феномен партии власти. Партия власти, выступавшая в разное время под разными названиями, способна монополизировать политическое поле, вернув нас к тому состоянию, от которого мы не так давно ушли. Вместе с тем, по мнению ученых, тот факт, что в России уже сформировались силы, способные этому феномену противостоять, внушает оптимизм.

Вопрос о роли партий в политической системе невозможно отделить от вопроса об их легитимности. До сих пор легитимность политических партий на Западе базировалась на их массовости: партии отражали общественную волю, обеспечивали связь между гражданами и государством. Между тем во всех постсоветских государствах связь партий с гражданами очень слаба. После прихода к власти новые партии выступали главным образом как индивидуальные или групповые лоббисты, продвигавшие свои интересы. Партии в сегодняшней России мало зависят от общества и служат инструментами борьбы между различными частями элиты (главным образом экономической), они манипулируют массовым сознанием во время выборов, чтобы получить легитимацию через демократические процедуры. В итоге уровень доверия к этим институтам крайне низок.

Как правило, партии в постсоветском пространстве организуются вокруг лидеров и больше всего напоминают персональные клиентелы - роль лидеров в них является определяющей. Такая структура может быть полезна во время выборов, но после прихода к власти от ее влияния пытаются избавиться, активно используя «новые политические технологии» (политический маркетинг). В отношениях между партиями и гражданами электоральная тактика доминирует над программами, превращая представительное правление в правление репрезентаций. В итоге «молодые» партии постсоветских стран мало похожи на «старые» западные партии, и еще меньше - на их исторические прототипы.

Политики и политологи по инерции твердят, что в перспективе электорат станет активнее и «гражданственнее», а партии укоренятся в обществе, обретут идейное своеобразие, стабильную организационную структуру и будут агрегировать и представлять в парламенте интересы широких социальных слоев. На практике же все участники «последней волны демократизации» движутся в ином направлении и от более или менее усердного подражания партийных систем. Многопартийность представляет собой ключевую составляющую демократии, но российское общество делает в этом направлении лишь первые шаги. В России сегодня (как и десять лет назад) действует лишь набор партий, что принципиально отличает ее от стран с многопартийной системой.

Во-первых, не будучи элементами системы, партии, не осознают, что они могут сделать для общества, ставят завышенные задачи, прибегают к безответственной риторике, популизму.

Во-вторых, борьба за власть обостряется и все больше отходит от цивилизованных форм; конкуренция программ (характерная для большинства демократических государств) подменяется конкуренцией пиар-групп, специализирующихся на проведении выборов.

В- третьих, ареной такой борьбы становится законодательный орган, и межфракционные противоречия достигают такого накала, что мешают нормальному законотворческому процессу.

Как показывает мировой опыт, наличие в государстве полноценной многопартийной системы позволяет существенно ограничить влияние указанных негативных явлений на политическую жизнь страны.

Системный характер многопартийности предполагает контакты между партиями, между партиями и избирателями, между партиями и государством. Если эти связи нарушены, нет и самой системы. Многопартийность-самоорганизующийся феномен, но стихийно она не сложится. Чтобы получить систему, которая нужна конкретному государству (России), этот процесс необходимо направлять, используя демократические методы.

Оптимальной для России представляется многопартийная система, включающая в себя две-три общенациональные партии (ядро) и несколько партий- сателлитов, выражающих интересы различных социальных и профессиональных слоев общества, где партии ядра были бы нацелены на завоевание ключевых позиций в законодательной и исполнительной власти, а партии- сателлиты (элементы- системы)- на вхождение во власть(главным образом через победу в одномандатных округах). Такая партийная система могла бы оказать стабилизирующее воздействие на политику, экономику и общественную жизнь в целом.

Партийную систему в современной России следует рассматривать во взаимосвязи с утвердившимся в стране политическим режимом, который можно назвать, олигархическим (выражающим интересы олигархических групп, которые и определяют приоритеты развития страны). Этот «сговор» между носителями власти и олигархами относительно целей политического управления не имеет ничего общего с согласованием многообразных интересов, существующих в обществе. Напротив, возникает особая разновидность «политического корпоративизма», основанного на «политическом торге», что идет вразрез с интересами российского государства и нарождающегося гражданского общества. Корпоративный характер политической власти в России проявляется в деятельности партии власти, в системе подбора и расстановки кадров, в способах принятия политических и экономических решений, в каналах формирования и взаимодействия политической и экономической элит, в использовании государственных ресурсов в групповых интересах чиновников и финансово- промышленных групп.

Цивилизованная борьба партий за демократизацию политического режима и утверждение состязательной партийной системы в России отсутствует. Сложившийся политический режим стремится взять под свой контроль избирательный процесс и партийную систему, что не способствует развитию механизмов политического участия населения и влияния гражданского общества на принятие властных решений в стране. Партия власти защищает политический режим и отстаивает свою монополию на власть. Таким образом, в России возник авторитарный тип партийной системы с так называемым инклюзивной правящей партией, которая способна реагировать на потребности населения и агрегировать интересы различных групп общества, сохраняя при этом свое политическое господство. Функционирование такой партийной системы не ведет к демократизации общества. Но накапливающийся в обществе конфликтный потенциал в конечном итоге выйдет наружу, и народ утвердит себя в качестве суверенного источника власти. Именно тогда, на основе развития гражданского общества и будет сформирована состязательная партийная система.

Отечественные «центристы», есть порождение высших эшелонов исполнительной власти, что исключает их политическую самодеятельность и одновременно вынуждает к установлению контактов с населением путем имитации оппозиционности. Все официальные «центристские партии» нацелены на то, чтобы обеспечить самосохранение бюрократии и корпоративную консолидацию этого слоя, приватизировавшего государственную власть. Это уже не традиционные партии власти, приводные ремни правящего слоя - это сама власть, точнее, ее административный сегмент, адаптированный к работе в условиях гражданского представительства. Поэтому правильнее называть их не партиями, а корпоративно- административными «квазипартийными» образованиями, которые являются неотъемлемой частью властвующего режима, его органическим институциональным элементом, выстраивающим собственные механизмы регулирования поведения граждан и институтов власти.

Термин «партии» может применяться к таким образованиям сугубо формально, для обозначения пространства их легальной деятельности. По сути же это особые объединения государственной бюрократии, представляющей структуры исполнительной власти, которые пытаются добиться корпоративного преимущества в отношениях с крупным бизнесом и другими элитарными группировками (правда, нынешняя власть не стремится превратить «Единую Россию» в «ядро» политической системы наподобие КПСС). Сцепка существующих сегодня «центристских» партий есть не что иное, как форма выражения интересов бюрократии.

По своей природе, задачам и характеру «партии власти» выражают интересы не государства, а той группировки, которая в данный момент находится у власти. Именно с этим и связана их недолговечность. Ее причины не в том, что соответствующие партии создавало нелюбимое народом «начальство», а в том, что «начальство» периодически менялось. При этом его клиентела в лице партийных функционеров плавно перетекала из ДВР в НДР, из НДР в «Единство» и т. д.

Закон о политических партиях ввел серьезные ограничения на политическом рынке, пожалуй, наиболее существенное из них - требование подтвердить членство в партии не менее 10 тысяч человек (в конце 2004 года «партминимум» увеличили в пять раз). С самого начала эти меры преподносились властям как необходимые для культивирования массовых общефедеральных партий. По этому поводу Михаил Афанасьев в своей статье совершенно справедливо заметил, что «массовые партии - вчерашний день мирового политического процесса» и « в развитых странах происходит как раз «размораживание» прежде устойчивых партийных систем, размывание идеологических идентификаций, сокращение числа членов партий, увеличение флуктации голосов на выборах, маркетизация публичной политики.»1 Афанасьев считает, что наши «просвещенные» бюрократы маршируют под флагом прогресса, но в обратном направлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты