Уже сегодня ясно, что триумфальные парламентские выборы не избавляют Власть от политических конфликтов. Более того, именно этот триумф делает вполне вероятным политический конфликт между «партией власти» и самой Властью (точнее, личностью, ее персонифицирующей).
Победа «партии власти» обнаруживает и подтверждает «кратократическую» природу российского социума. Даже партии, которые, вроде бы, представляют собой независимые политические образования и должны артикулировать и агрегировать разнообразные политические интересы, в российской политической системе «приватизируются» Властью.
Через свою «партию» Власть пытается реализовать идею нового «общественного договора», достичь базового социального консенсуса, но не по западному сценарию, а со своих собственных позиций.
Но на «партию власти» надо посмотреть и с другой стороны иначе анализ получится не полный. И здесь ярким примером в донесении идеологических тезисов, является заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков. Он в 2003 году выступил перед партийцами «Единой России», где изложил идеологию партии власти, которую в дальнейшем назвали «Кремлевской доктриной». Сурков считает, что как раз то у «Единой России» есть своя идеология, а у других партий обвиняющих ее, с идеологией проблема - ее и нет.
Было ясно сказано, что одновременно с обеспечением конституционного принципа единства исполнительной власти процедура наделения полномочиями губернаторов предусматривает согласование их кандидатур с законодательным органом. Таким образом, роль парламентской части демократического механизма, роль политических партий радикально возрастает. Сурков уверен, что инициативы партий в формировании местной исполнительной власти будут нарастать, разных партий, естественно, тех, кто будет побеждать на выборах, поскольку по новому закону эта привилегия партиям дана.
Есть также переход на смешанную систему выборов в регионах, на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу, что тоже радикально повышает роль партий в политической системе.
В политическом спектре Сурков выделил два основных течения, которые оппонируют «партии власти» с которыми будет бороться «Единая Россия». Это политическая сила, которая предлагает сделать шаг назад, так называемая, партия олигархического реванша. Это те, кто в 90-е годы при всем том беспорядке, который существовал - та масса политиков, которых мы наблюдаем и сейчас в активной политической жизни, жили на самом деле очень хорошо. Те, кто называл себя либералами, что-то бесконечно там делили. А те, кто называли себя державниками, сидели в парламенте, имея большинство, и тоже себя неплохо чувствовали.
Был такой удивительный симбиоз. Между ними вроде было много противоречий, но при этом все они были как бы в доле, потому, потому что оппозиция получала свою статусную ренту со всего происходящего, а правящей, но почему-то находившейся в меньшинстве отряд революционеров имел что-то своё. Естественно, у этих людей дикая ностальгия по тем временам. Поэтому «партия власти» не может допустить реставрации олигархического режима. Считает этот путь в никуда, ведущий к мгновенной утрате суверенитета и демократии.
Второе направление реставрации Сурков называет - партия двух шагов назад. И называет их изоляционистами. Это те люди, которые массируют дешевый тезис, что и Запад- это страшно, он угрожает, и китайцы наступают, и мусульманский мир нас подпирает, Россия для русских. Татария, видимо, для татар, Якутия для якутов и т.д. Идеологи «Единой России» считают, что если придут к власти национал - изоляционисты то возникнет ухудшенная копия советского недостроенного, бюрократического государства, причем даже без советского величия.
Вот два основных направления противостоящих «партии власти» политические силы. Они могут оформляться в разные партии, коалиции и т.д. Все знают о Веймарских ротозеях, которые допустили к власти Гитлера, демократическим способом. Поэтому идеолог Кремля предлагает рот не разевать и не зевать. Задача перед «партией власти» ставится серьезная. Не просто победить в 2007 году, а думать о том и делать все, чтобы обеспечить доминирование партии в течение минимум 10-15 предстоящих лет. Именно для того, чтобы те силы, о которых сказано выше, не сбили Россию с того пути, по которому ей предначертано идти сегодня.
Глава 3 Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты)
3.1 Общая характеристика парламентских выборов 2003 года
Выборы 1999г. Дали предельно четкую картину представительства традиционных партийных сегментов. Число партий- соискателей по сравнению с предыдущими выборами снизилось в полтора раза (с 43 до 26); четко выделились шесть победителей, из которых четыре были «старыми знакомыми» (две реальные партии - КПРФ и «Яблоко», «партия бюрократов»-ОВР и «вождистская» ЛДПР), а две - эффективными пиаровскими проектами («Единство» и СПС). В итоге «эффективное голосование» за партии-победительницы оказалось весьма высоким (81,4% от всех голосовавших), малые партии далеко отстали, и система обрела логическую завершенность.
С избранием в 2000 г. нового Президента РФ позиция федеральных властей по отношению к закону о политических партиях существенным образом изменилась. Реализация принятой В.В. Путиным линии на укрепление исполнительской вертикали, реформирование системы органов государственной власти, включая и законодательные, с необходимостью поставила вопрос о пересмотре места и роли политических партий в структуре государственных и общественных институтов.
На этот раз инициативной стороной выступил сам Президент. По его поручению Центральная избирательная комиссия подготовила новый вариант закона о партиях, который и по содержанию, и по общей направленности значительно отличается от своего аналога образца 1995 г. В нем, в частности, предполагалось законодательно закрепить:
- исключительное право политических партий на участие в выборах органов законодательной (представительной) власти всех уровней;
- обязательное участие партий в избирательных кампаниях как условие признания их правового статуса;
- ограничение круга политических партий только федеральным уровнем;
- порядок образования политических партий на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации;
- государственное финансирование политических партий.
Выборы 2003г. В Государственную Думу РФ, безусловно, носили свободный характер, раскрыв реальную картину политических предпочтений россиян. Предвыборная кампания, по мнению многих экспертов, была смертельно скучна, а вот результаты скучными не назовешь (за исключением, пожалуй, результата «Единой России», который подтверждает бердяевскую мысль о России как о самой государственной и бюрократической стране в мире, где все превращается в орудие политики). Что отражает эта картина, ошеломившая не только западный мир, но и саму Россию (по крайней мере, отчасти), о чем говорят успех ЛДПР и блока «Родина» и провал СПС и «Яблока»? Выяснилось, что для российского избирателя важны не столько ход избирательной кампании и даже не столько лидеры-личности, сколько ценностные системы, представленные партиями.
Думается, что Запад уже осознал тщетность своих усилий по превращению России в демократию, а итоги выборов 2003г., в очередной раз показали, что экономический рост и модернизация далеко не обязательно ведут к повышению демократических качеств политической системы.
На парламентских выборах 2003 г. беспрецедентное использование административного и медийного ресурсов (отмеченное как отечественными, так и зарубежными наблюдателями). Это позволило партии "Единая Россия", сформировавшейся на базе "Единства" и ОВР, существенно превысить достижение прошлых выборов и получить по федеральному избирательному округу в три раза больше голосов по сравнению с КП РФ, занявшей второе место в этой гонке (120 мандатов у партии "Единая Россия" против 40 мандатов у КПРФ). В этих условиях бывшие партнеры по договору оказались не нужны, и сейчас им срочно подыскивается более управляемая замена (говорят, объявлен тендер на новую парламентскую оппозицию).
Однако победители хорошо понимают, что им нельзя почивать на лаврах. Их задача на ближайшие пять лет - пока срабатывает фактор общественной поддержки президента - обеспечить так называемую "преемственность власти", т.е. передачу президентской власти своему выдвиженцу. Их явно не устраивает даже нынешняя, очень благоприятная для них, ситуация, поскольку еще сохраняется возможность политической конкуренции. Возможность слабая, но рисковать они не хотят, поэтому и проявили такую заинтересованность в обеспечении конституционного большинства для фракции "Единая Россия" в Государственной Думе, максимально использовав недостатки Регламента Государственной Думы и беззастенчиво меняя этот Регламент под свои интересы. Затем дело дойдет и до избирательного законодательства. Им мала даже 7%-ная планка при выборах по партийным спискам в Государственную Думу, и уже обсуждаются варианты с 10 и даже 12% (хотя в нашей ситуации, когда процесс реального политического структурирования еле теплится, и 5% -это очень много), высказываются предложения о запрете на создание избирательных блоков и т.д. Далее они будут формировать контролируемую квазиоппозицию, чтобы создать видимость двухпартийной системы американского образца вопреки всем особенностям и реалиям нынешней российской социально-политической жизни. И особое внимание уделят тому, чтобы "партизировать" госаппарат, подчинить его влиянию партии власти и обеспечить, таким образом, нерушимую смычку исполнительной и законодательной власти.
«После парламентских выборов 2003 г. можно с уверенностью сказать, что в стране на сегодняшний день нет политических сил, способных противостоять монопольной поступи "партии власти". Левая оппозиция, которая при всех своих недостатках до недавнего времени создавала противовес проправительственным партиям, не позволяя политическому процессу выходить слишком уж далеко за рамки правового пространства, утратила (полагаю, временно) рычаги влияния на ситуацию. Что же касается представителей правого фланга политического спектра, то они сейчас группируются на уровне комитетов и клубов (очень напоминающих клубные "партии знати", распространенные в Англии в XVIII в.), из которых в лучшем случае вырастет несколько небольших партий, конкурирующих друг с другом за общий электорат»1. Однако ситуация не безнадежна. Да, мы переживаем сейчас кризис многопартийности, который чреват уничтожением реального парламентаризма и утратой самостоятельности законодательной власти. Но за последние десять лет в основание пирамиды формирующейся правовой государственности России удалось заложить судебную ветвь власти, включив ее "в систему сдержек и противовесов, препятствующих узурпации всей государственной власти одной из ее ветвей". И это позволяет рассчитывать на то, что правовая конструкция власти (при всех ее перекосах) сможет удержать равновесие.
Наблюдателей последних выборов в Государственную Думу очень интересовал* вопрос о том, сможет ли "Единая Россия" получить конституционное большинство в нижней палате парламента. По результатам выборов эта планка партией не была достигнута. Более того, "Единая Россия" немного не дотянула и до простого большинства. В федеральном избирательном округе партия провела 120 депутатов по списку, и еще 105 кандидатов, выдвинутых и поддержанных "Единой Россией", победили в одномандатных округах. Таким образом, в общей сложности партия получила 223 мандата, т.е. менее половины от общей численности депутатского корпуса. Однако после выборов к фракции "Единая Россия" присоединилось большинство депутатов, избранных в одномандатных округах без поддержки какого-либо избирательного объединения либо выдвинутых и поддержанных другими избирательными объединениями. В числе последних оказались 24 депутата, выдвинутые другими политическими партиями, а также один депутат, выходить слишком уж далеко за рамки правового пространства, утратила (полагаю, временно) рычаги влияния на ситуацию. Что же касается представителей правого фланга политического спектра, то они сейчас группируются на уровне комитетов и клубов (очень напоминающих клубные "партии знати", распространенные в Англии в XVIII в.), из которых в лучшем случае вырастет несколько небольших партий, конкурирующих друг с другом за общий электорат»1. Однако ситуация не безнадежна. Да, мы переживаем сейчас кризис многопартийности, который чреват уничтожением реального парламентаризма и утратой самостоятельности законодательной власти. Но за последние десять лет в основание пирамиды формирующейся правовой государственности России удалось заложить судебную ветвь власти, включив ее "в систему сдержек и противовесов, препятствующих узурпации всей государственной власти одной из ее ветвей". И это позволяет рассчитывать на то, что правовая конструкция власти (при всех ее перекосах) сможет удержать равновесие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14