Действия Нацсовета, как и отказ правительства Крыма от рассылки официальной информации на русском языке − это прямой пример дискриминации тех, кто считает русский своим родным языком и противоречит европейской Хартии о европейских языках. Хартия высказывается в пользу того, что в местах компактного проживания, например, русскоязычного населения, наряду с государственным языком может использовать и русский язык[14]. Поэтому это прямое нарушение. Жители Крыма имеют все основания обратиться в европейские институты в защиту своих прав.
В августе 2005 года представители карликовых националистических организаций Крыма выступили с жестким требованием к властям Украины о немедленном переводе всего образования на полуострове на украинский язык. В противном случае, они угрожают обратиться в Международный суд по правам человека с жалобой на дискриминацию украинцев. Украинские националисты Крыма считают дискриминацией «титульной нации» совместное обучение в одной школе детей из украинских и русских классов. Кроме того, по мнению главы полуостровного отделения общества националистического толка «Просвита» Сергея Савченко, родители не должны писать заявления для того, чтобы их дети обучались в школе на государственном языке. Напротив, это должны делать «представители языковых меньшинств», к которым он отнес в Крыму русских и татар. И это при том, что во время последней переписи населения Украины только 10% крымчан признали украинский язык своим родным[15].
Кроме того, националисты требуют реорганизовать Министерство образования автономии в Главное управление образования Минобраза Украины, чтобы полностью и напрямую подчинить его Киеву[16].
Руководитель фракции «Родина» в Госдуме России и председатель одноименной партии Дмитрий Рогозин, известный своими патриотическими взглядами, часто бывает в Крыму и внимательно отслеживает происходящие там события. Он считает, что на полуострове для русских школ создаются условия хуже, чем в Латвии: «если в Латвии на русском языке в школах остается 40% предметов для преподавания по обычной программе, то в крымской ситуации остается 30% такого рода предметов»[17].
По данным социологического мониторинга, проведенного в Крыму, в течение последних десяти лет около 100% родителей русской, около 95% украинской и более 60% крымско-татарской национальностей ежегодно предпочитали отдавать своих детей в школы с русским языком обучения. При этом против изучения в школе украинского языка, собственно, подавляющее количество респондентов не возражали[18], хотя, за исключением Крыма, выпускники русских школ на Украине не имеют права сдавать вступительные экзамены в высшие учебные заведения на родном языке.[19] Показательно при этом, что исключительно русскоязычных школ на полуострове нет – во всех изучается украинский язык и литература[20].
Невежественные и безответственные деятели на Украине и в Крыму осуществляют гонения на русский язык и культуру, отказываясь признать русский язык вторым государственным языком и принимая меры к насильственной украинизации населения. При этом никто не обращает внимания на то, что в Крыму, где свыше миллиона русских (58%), 27% украинцев и 11% крымских татар, где все общаются на русском языке, русский язык, русская культура являются родными для граждан Украины[21].
А это, в свою очередь, означает (с учетом тотальной украинизации государственного образования и настойчивых разговоров о «необходимости» дискриминационного налогообложения рускоязычной прессы и книготорговли), что уже на протяжении ближайшего поколения (5 лет) право пользования русским языком обретет на Украине имущественный ценз. Это будут семьи, способные покупать пакеты спутниковых программ, русские книги и журналы, создавать и обучать своих детей в частных школах с русским языком преподавания и отправлять их учиться в вузы за пределами страны. К сожалению, дети небогатых и ненастырных соязычников будут этого лишены
Причины упорного нежелания руководящей политической элиты Украины обеспечить равноправие русского и украинского языков коренятся в примитивно понимаемых задачах вытеснения русского языка и культуры как условия консолидации украинской нации и строительства независимой Украины.
Резюмируя можно утверждать, что Украина нарушает права человека. Русский язык – родной для населения Крыма - безжалостно уничтожается с помощью административных методов. Населению Автономной республики Крым необходимо бороться за свои права, используя все возможные методы и способы защиты, включая международно-правововые механизмы.
4 Севастопольская Военно-Морская база Краснознамённого Черноморского флота
Накануне развала Советского Союза Черноморский флот в 2,5 раза превышал силы флотов государств НАТО в Черном и восточной части Средиземного морей. Вопреки Беловежским соглашениям и другим договоренностям власти новой Украины попытались присвоить флот. Но военный совет Черноморского флота и подавляющая часть экипажей кораблей отказались переприсягать. Тогда Президент Украины Леонид Кравчук в начале апреля 1992 года объявил о формировании на базе Черноморского флота военно-морских сил Украины. В ответ на это Ельцин взял Черноморский флот по юрисдикцию России и приказал поднять на кораблях андреевские флаги. До мая 97 года между Россией и Украиной велись переговоры по статусу флота и его раздела.[22] Однако не удалось России отстоять самостоятельного базирования в Севастополе. Наряду с Черноморским флотом в его бухтах располагается ВМС Украины.
Как известно, согласно двустороннему договору о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 28 мая 1997 года, ЧФ РФ будет находиться в Севастополе 20 лет - до 2017 года. Базовые соглашения по Черноморскому флоту предусматривают, что Россия платит Украине 97 млн дол. в год.[23] Россия на 20 лет взяла в аренду у Украины около 5% территорий Севастополя под базу Черноморского флота России, который по сравнению с советским периодом уменьшился в 4 раза по численности личного состава и количеству кораблей.[24]
Нынешнее украинское государство строит себя на идее полного отрицания какой-либо общности с Россией, поэтому говорить о политическом и, тем более, военном союзе с Украиной в обозримом будущем несерьезно.
На данный момент Черноморский флот России является единственным препятствием для вступления Украины в НАТО (согласно Уставу НАТО страна не может быть членом Альянса, если на её территории находятся войска государств, не входящих в эту организацию), хотя существует предположение политологов, что НАТО может сделать исключение Украине ради продолжения политического курса, направленного на противостояние с Россией[25].
Проблема пребывания Черноморского флота в Крыму поднимается в Украине с завидной регулярностью: речь идет, главным образом, о сумме арендной платы за его пребывание, которую Киев считает недостаточной.
Так, в мае 2005-го Ющенко пишет письмо Президенту России, в котором говорит, что, да, мы поддерживаем соглашения по флоту, но есть проблема - мол, маловато вы платите. Платите вы по соглашению $97 миллионов ежегодно - за то, что арендуете причалы в Севастополе (на самом деле мы платим $120 миллионов, потому что мы дополнительно еще взяли на себя обязательства развивать инфраструктуру города Севастополя), а надо бы $ 200 миллионов платить.[26]
Почему? А вот экология в Севастополе очень страдает от присутствия Черноморского флота, - считает украинская власть. А от присутствия кораблей НАТО, которые теперь там как в проходном дворе в Севастопольской бухте, она, конечно, не страдает. А страдает только от тех кораблей, которые всегда там стояли.
Есть и другие идеи, которые активно начинают обсуждаться. Ну, например, почему это у Черноморского флота контрольно-пропускные пункты, вообще заборы стоят? Зачем это? Надо, чтобы он был прозрачный, надо срыть все заборы, надо убрать все КПП, чтобы был свободный доступ. Завтра приедут гости из Соединенных Штатов, Германии - почему они не могут попасть на корабли Черноморского флота?
Или - зачем Черноморскому флоту вообще такой боезапас? Он что, воевать собирается? Не дай Бог, все это взорвется, нанесет такой ущерб Севастополю, - надо же его вывезти! И при этом министр иностранных дел Украины говорит вообще о том, что Черноморский флот, по его мнению, России не нужен.
Что касается арендной платы, то, как «Газпром» в свое время потребовал от Украины платить за газ в четырехкратном размере, так и Минобороны Украины считает адекватным именно четырехкратное увеличение цены на аренду — с 97 до 400 млн. долларов в год. Аргументация та же — переход на мировые цены.[27]
Украина, взявшая курс на вступление в НАТО и имеющая хорошие перспективы быть туда принятой, попытается выдавить Черноморский флот из Крыма с помощью резкого повышения арендной платы и провокаций, которые становятся систематическими (типа недавнего захвата маяка).
Глава МИД Украины Борис Тарасюк конкретизировал претензии: «Сегодня российская сторона не платит за аренду. Российская сторона сегодня пользуется бесплатно в обход украинского законодательства объектами недвижимости и земельными участками в Севастополе. Это однозначно. Именно поэтому мы поставили вопрос о том, чтобы навести порядок».
Временный поверенный в делах Украины в РФ Леонид Осаволюк уточнил, что российский Черноморский флот должен вернуть Украине объекты, которые «незаконно эксплуатирует до сегодняшнего времени», а именно «вернуть Министерству транспорта Украины более 10 маяков»[28]. Однако президенты двух стран в ходе недавней встречи в Астане договорились, что условия соглашения о пребывании российского флота в Крыму пересмотрены не будут.
Украина намерена повысить арендную плату за базирование в Крыму Черноморского флота России в 18 раз. Об этом накануне в Киеве заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Анатолий Кинах, пишет газета «Взгляд»[29]. О новых ценах российской стороне намереваются сообщить 14 февраля во время встречи в Киеве президентов Владимира Путина и Виктора Ющенко. «На этот раз Украина будет вести переговоры в прагматическом, а не обычном, соседско-дружеском тоне», – сказал Кинах в эфире украинского телеканала НТН.
По его словам, на заседании 8 февраля СНБО он поручил соответствующим ведомствам просчитать ставку аренды земли и недвижимости для Черноморского флота РФ, исходя из современных нормативов.
При этом, как передает РИА «Новости», он привел расчеты Госкомитета по земельным ресурсам, согласно которым, если применить современные стандарты арендной платы за землю, ее сегодняшний размер за пользование земельными участками Черноморского флота РФ в Крыму составит минимум 1,8 млрд. долларов в год. Это почти в 18 раз больше, чем Россия платит Украине сейчас – 97 млн. долларов.
По мнению Анатолия Кинаха, Украина при нынешней стоимости аренды ежегодно теряет около 2 млрд. долларов.[30] Однако при этом объекты, переданные Украине в соответствии с соглашениями о разделе флота, постепенно приватизируются. В Балаклаве, где в советские годы размещалась дивизия подводных лодок, теперь расцветает коммерция. А уникальные выбитые в скале цеха и доки для субмарин разграблены и опустошены. Всё это говорит о том, что не флот украинским властям нужен, а лишь земля, на которой можно разместить доходные предприятия или деньги, выплачиваемые Российской Федерацией (и чем больше, тем лучше).
Украина постоянно, а в последнее время всё чаще, недвусмысленно предупреждает, что может подвергнуть ревизии договор по Черноморскому флоту РФ, который планируется вывести из Севастополя лишь в 2017 году.
На это в свою очередь отреагировал министр обороны РФ Сергей Иванов, чье заявление было воспринято в Киеве, как намерение Москвы возвратить себе Крым. Иванов заявил, что если украинцы затеют ревизию соглашений по Черноморскому флоту, то им впору вспомнить о том, что этот документ напрямую увязан с другим – о признании нерушимости границ. А это значит, что Москва в качестве ответных действий может попытаться установить контроль над Крымом.
За несколько дней до заявления Иванова о том же, но более конкретно сказал спикер Верховной рады Украины Владимир Литвин. Он заметил, что пересмотр Украиной соглашения по Черноморскому флоту РФ почти наверняка выльется в драку за Севастополь.
Причем расклады могут быть самые непредсказуемые. Дело в том, что есть еще один договор от 1992 года, где Россия, США и другие страны выступают в качестве гарантов территориальной целостности Украины в обмен на ее отказ от ядерного оружия.
Кроме того, Украина вполне может заключить договор с НАТО, согласно которому в Крыму рядом с базой Черноморского флота РФ могут появиться военные базы других арендаторов. И они будут рады заплатить Киеву за свое присутствие и тем самым помочь Украине с оплатой подорожавшего российского газа.
Такое развитие событий весьма вероятно и это наверняка поможет Киеву избавиться от российской энергетической зависимости. К тому же Украина может увязать разницу между старой и новой ценой на газ соответственно разнице между новой и старой ценой аренды земли российского флота.[31]
Итак, на примере отсутствия чёткой позиции в отношении арендной платы за базирование Черноморского флота России в Севастополе можно утверждать, что налицо политический кризис на Украине, нет единого политического курса – президент говорит об одном, правительство о другом, а парламент о третьем. В условиях затяжного политического, экономического и гумманитарно-социального кризиса военно-политическое руководство Украины стремиться из спорных, не решённых вопросов в отношениях с Россией извлечь максимальную выгоду, как материальную – российские деньги за размещение Черноморского флота России, так и политическую – прогнувшись перед западом вступить в НАТО.
Однако, совершенно очевидно, что не в интересах обездоленного, измученного непоследовательностью и безответственностью своих правителей украинского народа вступление Украины в НАТО, пересмотр соглашений по Черноморскому флоту и ориентация её на запад.
Заключение
Начиная с времен Екатерины Второй и до развала СССР в 1991 году в экономику, науку, инфраструктуру, оборону Крыма Россией были вложены огромные средства. Все, что сегодня есть в Крыму, было построено на русские деньги и русскими руками (даже не российскими, а русскими – всеми народами великой империи). При этом Крым - это символ государственной полноценности России. И если вы подарили свой национальный символ, как при Хрущеве, будьте уверены, что у вас не все сложится внутри России в вашей государственности. Вы постоянно будете наталкиваться на одни и те же вопросы. От вас потребуют еще больших уступок, и так до бесконечности. Поэтому сегодня, в момент исторического кризиса русской цивилизации, тем более важно еще раз доказать, что никаких оснований для того, чтобы утверждать о принадлежности Крыма Украине, не существует, если не считать таковым нежелание российского руководства отстаивать интересы России и русского народа перед лицом западных политических кругов.
Итак, мы определились что, во взаимоотношениях России и Украины существуют территориальные проблемы, мы увидели, что русскоязычному и русскокультурному большинству, находясь на исторически русской территории, теперь пришлось свыкаться с ощущением гостей, что Украина нарушает права человека. В условиях затяжного политического, экономического и гуманитарного и социального кризиса все эти проблемы могут проявить всю свою агрессивную сущность, которая может повлечь за собой дальнейшее нарастание сепаратизма и экстремизма.
Отношения наши в настоящий момент неимоверно идеологизированы, заполитизированы. Какой бы вопрос мы не взяли, непременно начинаем вспоминать: а вот вы нам что-то когда-то не так сделали. И все это упирается в наши взаимные обиды.
Резюмируя можно сказать, что мы жили пятьсот лет в единой Киевской Руси. Да и всю последующую, новейшую историю мы были вместе. Наши народы являются сотворцами великой культуры – и русской, и украинской. И это все для нас родное. Мне кажется, у народов Украины и России есть основа, на которой можно строить отношения на перспективу - славянские корни, история, мораль, традиции и культура.
Что бы не было, мы не имеем права идти на поводу у ситуации и предавать интересы России. Возвращение Крыма под российскую юрисдикцию - задача будущего.
Используемая литература
1. Бабурин С.Н. Территория государства. – М.: Издательство МГУ, 1997, 480 с.
2. Константин ЗАТУЛИН Литературная газета №37, 12.09.2001
3. Крымская правда, ноябрь 2002 г.Павел ХРИЕНКО, профессор, Татьяна ХРИЕНКО, доцент.
4. Русская правда, № 26 от 12 августа 2005
5. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Бабурин С.Н. Территория государства. – М.: Издательство МГУ, 1997, с. 126
[2] Там же, с.204
[3] Константин ЗАТУЛИН Литературная газета №37, 12.09.2001
[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8]Константин ЗАТУЛИН Литературная газета №37, 12.09.2001
[9] Крымская правда, ноябрь 2002 г.Павел ХРИЕНКО, профессор, Татьяна ХРИЕНКО, доцент.
[10] Константин ЗАТУЛИН Литературная газета №37, 12.09.2001
[11] #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Крымская правда, ноябрь 2002 г.Павел ХРИЕНКО, профессор, Татьяна ХРИЕНКО, доцент.
[19] Константин ЗАТУЛИН Литературная газета № 37, 12.09.2001
[20] #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Из стенограммы телепередачи «Материк» на канале ТВЦ 13.10.2004 г. #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Интервью Командующего Черноморским флотом РФ адмирала В.В. Масорина на телепередаче «Материк» на канале ТВЦ 13.10.2004 г. #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Русская правда, № 26 от 12 августа 2005
[27] #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2006/01/02/40702.shtml Сайт чеченских сепаратистов