Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений

В плане конкретного взаимодействия России и Украины в развитии производства конкурентоспособных товаров и увеличения экспорта как между собой, так и в другие страны мира, наиболее перспективным и реальным считается дальнейшее развитие межгосударственной производственной кооперации на основе целесообразного возобновления старых и налаживание новых связей на рыночных условиях. Такая кооперация тем более полезна, если учесть, что многие, как российские, так и украинские товары неконкурентоспособны на мировых рынках, но крайне необходимы для нормального функционирования национальных экономик.

Российско-украинскую кооперацию надлежит ориентировать на производство, прежде всего, экспортной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, и отказываться от развития производства импортозамещающей продукции, оставив только ту, отсутствие которой угрожает военной или экономической безопасности государства.

Перед более конкурентоспособными экономиками развитых стран мира России и Украине необходимо не столько конкурировать между собой, сколько взаимодействовать на мировых рынках  с целью выигрыша максимальных преимуществ перед третьими странами. Поэтому целесообразно разработать совместную программу повышения конкурентоспособности экспорта наших товаров и услуг, в которой предусмотреть устранение дублирования, закрепление за каждой страной специализации по наиболее развитым направлениям с дальнейшим взаимообменом разработанными технологиями и разделом рынков сбыта.

В механизмах реализации российско-украинских экономических отношений, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть:

- создание надежной информационной базы о состоянии экономических отношений;

- прогнозирование развития сотрудничества с целью разработки взвешенной стратегии и принятия оперативных решений по их нормализации, а также предупреждению угроз экономической безопасности;

- обязательную научную экспертизу законодательных и управленческих решений, касающихся межгосударственных экономических взаимоотношений;

- постоянный мониторинг и сопоставление экономических параметров развития обеих стран, анализ всего спектра российско-украинских экономических отношений и соответствующую корректировку стратегии и тактики этих взаимоотношений;

- ревизию и актуализацию всей нормативно-правовой базы экономических отношений с учетом их современного состояния, перспектив развития и наиболее важных факторов внешнего влияния;

- проведение регулярных консультаций (двухсторонних и в рамках институциональных учреждений СНГ) для согласования финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической таможенной политики;

- взаимодействие в области ограничения «теневой» политики;

- взаимодействие в международных экономических и политических организациях;

- максимальное расширение присутствия России на украинском рынке капиталов, товаров и услуг путем развития прямых торгово-экономических отношений на всех уровнях через специализацию и кооперацию технологически связанных предприятий по разработке и производстве современной наукоемкой продукции, в том числе и продукции ВПК;

- рациональное взаимодействие  в инновационной сфере на основе прямых связей и межгосударственных программ взаимного использования инновационного потенциала при условии надежной защиты интеллектуальной собственности России на мировом рынке научно-технической продукции.

Необходимо отрабатывать специальную систему господдержки, обеспечивающую деятельность отечественных компаний на украинском рынке. Так, для нормальной реализации кооперационных проектов в промышленности (прежде всего в алюминиевой, нефтеперерабатывающей, химической и комбайностроительной отраслях) важно добиваться подписания с Украиной межправительственных соглашений (подобных «автомобильному») на довольно длительные сроки, предусматривающих невозможность принятия национальных законов, ухудшающих условия международной кооперации.

Для стимулирования межотраслевой и внутриотраслевой кооперации на базе создания российско-украинских финансово-промышленных групп следовало бы, далее, поставить перед украинской стороной вопрос о скорейшем принятии ею закона о финансово-промышленных группах, сопряженного с соответствующим российским актом. На это неоднократно  указывали и украинские эксперты. Важно иметь в виду: возможности создания российско-украинских ФПГ существуют в авиационной, автомобильной, судостроительной, пищевой, алюминиевой, шинной и некоторых других отраслях промышленности, в военно-технических производствах.[74]

Важнейшим аспектом поддержки российско-украинских проектов могло бы стать улучшение политического и дипломатического обеспечения экономического сотрудничества на уровне президентских и правительственных структур.

Для расширения российского экономического присутствия в Украине целесообразно было бы создать специализированное внешнеторговое объединение (АО) с государственным участием – Торговый дом «Украина», представляющее интересы всех российских фирм, работающих на украинском рынке. Это позволило бы подкрепить наше торговое сотрудничество маркетинговой деятельностью.

Так или иначе, но для решения многих экономических и политических проблем российско-украинских отношений необходим тесный диалог государственной власти, бизнеса и Русской Православной Церкви, являющейся духовным фундаментом восточнославянского единства. При этом в настоящее время именно российский бизнес, активно работающий на Украине, представляет собой силу, максимально заинтересованную в подлинном партнерстве, способную «переплавить» экономические инвестиции в политические, а значит, содействовать укреплению союза двух государств.[75] Это в полной мере отвечает интересам России, которой даже с ее могучим экономическим, культурным и научным потенциалом без украинской составляющей будет труднее оставаться субъектом глобальных мировых процессов. Поэтому для России важно, чтобы Украина была стабильным, успешным и экономически мощным государством.

Главным приоритетом в рамках российско-украинского стратегического партнерства следует считать экономическое сотрудничество в рамках Единого экономического пространства, создание Зоны свободной торговли, проведение совместной налоговой, финансовой и таможенной политики, а также содействие организации межгосударственных финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других хозяйственных структур, позволяющих привлекать внебюджетные средства, быстро реагировать на изменение конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков.












3. Оценка эффективности межрегионального экономического сотрудничества российских регионов с Украиной

3.1. Проблемы и направления активизации региональных российско-украинских торгово-экономических отношений


Одним из существенных направлений повышения эффективности экономического сотрудничества России и Украины, важной предпосылкой подключения их хозяйственных комплексов к современной модели мировых хозяйственных отношений является установление прямых торгово-экономических связей между территориальными структурами обеих стран и поддержка этих региональных взаимоотношений на государственном уровне.

Ныне уже существует ряд нормативно-правовых документов, которые создают номинальную возможность для полноценного развития межрегионального сотрудничества. Начало положено в 1994 г. с выходом Указа Президента Украины "О мероприятиях по развитию экономического сотрудничества отраслей Украины со смежными приграничными областями Российской Федерации". В процессе реализации данного Указа заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве приграничных областей  Украины  с  соответствующими  территориями  России  (от 27.01.95 г.).[76] В 1999 г. вышел Федеральный Закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Основой приграничных и межрегиональных связей, в первую очередь в торгово-экономической области, является Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2001-2007 гг. Ее приоритетными направлениями являются:

·          проведение структурных преобразований экономики регионов;

·          создание совместных предприятий;

·          координация деятельности научных и учебных заведений;


·                   организация региональных российско-украинских информационных систем.[77]

Суть нормативной базы, на основе которой строятся внешние экономические связи наших регионов, сводится к тесному взаимодействию между правительством и регионом при подготовке соглашений украинских регионов с регионами иностранных государств.

Согласно с украинским законодательством субъекты иностранных государств, имеющих федеративное устройство, имеют право открывать в Украине свои торговые представительства. Необходимые для регистрации такого торгового представительства документы должны направляться посольством России в МИД Украины с нотой, которая рассматривается как согласие федеральных органов власти России на регистрацию конкретного представительства субъекта Федерации. В настоящее время в Украине функционируют торговые представительства Татарстана, Ямало-Ненецкого автономного округа, Дагестана, Бурятии и Республики Саха (Якутия).[78]

Относительно представительств российских фирм и организаций со статусом ниже торгового представительства субъекта РФ, то их на начало 2000 г. было зарегистрировано 148. Они также более или менее презентуют различные регионы России, включая Москву.
На начало 2000 г. административно-территориальными единицами Украины было заключено около 280 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с субъектами Российской Федерации.[79]

Результативность межрегионального сотрудничества разных регионов различна и зависит от их активности в этой сфере. Но в отдельных случаях, например с Татарстаном, товарооборот достигает многих десятков миллионов долларов.

Широко распространенной особенностью украинских регионов является то, что большинство из них ориентируется на поставки в Россию главным образом по бартеру агропродукции и сырья, и мало внимания уделяют продвижению на российский рынок промышленной продукции. На этом фоне исключением может стать опыт экономического и научно-технического сотрудничества Черниговской области со своими российскими и белорусскими партнерами. Анализ развития экономических контактов Черниговщины с Брянской и Гомельской областями свидетельствует, что только за последние 3 года ее экспортный потенциал увеличился почти в 2 раза. Промышленность Черниговщины обеспечивает приблизительно 83% общегосударственного выпуска шерстяных тканей, 31% химических нитей, 96% обоев. Кроме того, в области налажен выпуск уникальной для Украины широко экспортируемой  – белковой оболочки, анидной кордной ткани и т.п. В частности следует отметить большие экспортные возможности сельского хозяйства области: по отношению к внутренней потребности обеспеченность хлебопродуктами составляет 490%, картофелем – 440%, молокопродуктами  – 189%, сахаром – 178%, а мясом – 162%.[80]

Тенденция формирования экспортоориентированной специализации Черниговщины дополняется широкой сетью кооперативных и производственных отношений с предприятиями смежных регионов России и Белоруссии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты