Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений

Итак, спектр используемых методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности достаточно широк. И в зависимости от того, каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных связей, т.е. какому типу внешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств.

Каковы же основные типы внешнеэкономической политики государств: В самом общем виде можно говорить о двух типах: «протекционизм» и «свободная торговля», хотя в реальной жизни ни тот, ни другой тип в чистом виде не выступает. Остановимся на каждом из указанных типов подробнее.

Свободная торговля представляет собой систему рычагов, направленных на отмену или снижение барьеров на пути международных товаропотоков. В основе концепции «свободной торговли» лежит принцип сравнительных преимуществ, который был сформулирован еще Адамом Смитом. Этот принцип состоит в том, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки.[26]

Отмечают следующие доводы в пользу «свободной торговли». Так как структура и уровень технологических знаний каждой страны различны, то каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на другие товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир – и каждая свободно торгующая страна – может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Если же страны не могут свободно торговать они должны перебросить ресурсы с  эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Учеными отмечается также и возможность достижения побочной выгоды от свободной торговли, заключающейся в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества, повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля, к тому же, предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.[27]

Несмотря на признание на международном уровне внешнеэкономической политики, основанной на принципах свободной торговли, как наиболее приемлемой, ряд стран в регулировании внешнеэкономических связей придерживаются политики протекционизма.

Протекционизм представляет собой внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов, способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.

Итак, протекционистская торговая политика проводится с помощью следующих основных инструментов:

- тариф или таможенные пошлины;

- импортная квота;

- нетарифные барьеры;

- добровольные экспортные ограничения;

          - экспортные субсидии и компенсационные пошлины;

           - демпинг.

В целях противодействия демпингу вводится антидемпинговая пошлина - временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем  рынках, вводимый импортирующей страной.[28]

В пользу политики протекционизма выдается ряд доводов. Среди них необходимость обеспечения обороны, увеличения внутренней занятости, защита молодых отраслей и диверсификация ради стабильности.

Аргумент необходимости обеспечения обороны состоит в следующем. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Но достижение самообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме более высоких внутренних цен на продукцию защищенных отраслей.

Еще более уязвим такой довод в пользу протекционизма, как увеличение внутренней занятости. Считается, что в результате увеличения чистого экспорта за счет сокращения импорта произойдет резкий рост доходов и занятости.[29]

Действительно, увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но ведь в то же время создаются и другие рабочие места в более эффективных отраслях, а также появляются новые рабочие места, связанные с реализацией импортной продукции, ее сервисным и другим обслуживанием.

И, наконец, поднятие пошлин и установление квот одной страной подтолкнет к ответным действиям ее партнеров, в результате чего ухудшаются в целом условия международной торговли, сократится ее объем и снизится уровень доходов и занятости во всех странах.

Внимания заслуживает и такой аргумент для оправдания пошлин, как необходимость диверсификации ради стабильности. Предполагается, что защита пошлинами и квотами необходима странам с высокоспециализированной экономикой для стимулирования промышленной диверсификации и, как следствие, уменьшение зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Очевидно, что такой аргумент может быть использован только слаборазвитыми странами и при определенных обстоятельствах.

И, наконец, несколько слов о таком доводе в пользу протекционизма, как защита молодых отраслей. Этот аргумент можно назвать справедливым исключением, имеющим экономическое оправдание. Действительно, временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм дает возможность нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Но в этой связи необходимо помнить о следующем. Во-первых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является тем новорожденным, который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. Во-вторых, в высокоразвитых странах, когда в условиях жесткой иностранной конкуренции национальные производители обращаются к правительству с просьбой защитить их, дав возможность провести модернизацию и повысить конкурентоспособность, возможен обратный эффект. Протекционизм, увеличивая прибыли и предоставляя средства для модернизации, в то же время снимает остроту вопроса о необходимости изменений.

Следует также отметить, что аргументы в пользу протекционизма, как правило, подчеркивают немедленный эффект, который возможен в результате введения торговых барьеров, и игнорируют долгосрочные последствия.[30]

Что касается последствий политики протекционизма, то, прежде всего, следует отметить повышение цен и снижение объема товаров, на которые распространяются защитные пошлины. От этого, конечно же, в первую очередь страдают национальные потребители. Существуют также косвенные последствия протекционизма. Последние заключаются в том, что пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной менее эффективного использования мировых ресурсов и приводят к сокращению реального объема мирового производства.

Учитывая все вышесказанное, нельзя не согласиться с целым рядом авторитетных исследователей, которые считают, что выгоды, которые приносит политика протекционизма, достигаются ценой гораздо больших потерь для экономики в целом.[31]

Итак, в международной практике получили развитие два типа внешнеэкономической политики: свободная торговля и протекционизм. Причем опыт показывает, что, как правило, тенденции к свободной торговле и тенденции к протекционизму перемежают друг друга. Развитые страны рассматривают свободу торговли, как единственный режим, к которому могут стремиться правительства. Ограничения же торговли рассматриваются, как нежелательный, но неизбежный компромисс, вызванный необходимостью решать актуальные на данный момент проблемы национальной экономики.

Современную внешнеэкономическую политику государств с рыночной экономикой можно назвать неопротекционизмом, опирающимся на целую систему скрытых средств защиты внутреннего рынка. Но необходимо отметить, что сегодня гораздо больший акцент делается не на ограничении импорта и установлении изощренных барьеров (хотя и это имеет место), а на стимулировании экспорта и повышении конкурентоспособности экономики.

Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней эконо­мической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено те­ми задачами расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства. В самой общей форме можно ска­зать, что главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизвод­ства внутри страны.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет.

Объясняется это прежде всего тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты оптимизации ее участия в меж­дународной специализации, ограждения национальной экономики от негативного влияния внешних факторов (циклических спадов, чрезмерных колебаний ва­лютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке. Меры по регулиро­ванию внешней торговли делятся на следующие 8 категорий:

1.  Таможенный тариф. Импортный таможенный тариф – включает в себя систематизирован­ный перечень (номенклатуру) ввозимых товаров, методы определения их та­моженной стоимости и взимания пошлин, механизм введения, изменения или отмены пошлин, правила определения страны происхождения товара. Активная часть импортного таможенного тарифа – ставки таможенных пошлин, являющиеся по своему экономическому значению налогом на ввоз иностранных товаров.

2.  К паратарифным мерам относятся прочие платежи, взимаемые при ввозе ино­странных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. Эти меры порой оказывают существенное влия­ние на внешнюю торговлю.

3. Меры контроля за ценами призваны обеспечить защиту национальных интересов производителей. К ним относятся антидемпинговые и компенсационные меры, направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защи­ты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) мо­гут применяться скользящие импортные сборы, цель которых – довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

4.   Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться особые пра­вила совершения валютных операций.

 5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограниче­ния (квоты).

 6. Автоматическое лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установ­ленный документ. Таким образом, осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами. Такое наблюдение не является ограничительной мерой, но облегчает введение подобных мер в случае необходимости.

 7.  Монополия государства. Государство устанавливает свою монополию на торговлю опреде­ленными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты