Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений

Вполне очевидна необходимость осуществления радикальных мер по развитию микроинтеграционных процессов на базе формирования многосторонних форм экономического сотрудничества приграничных регионов России и Украины. Работа в этом направлении должна начинаться с оценки экспортно-импортных потенциалов приграничных регионов и выявления спектра взаимных интересов субъектов хозяйствования. При этом целесообразно обращение к европейскому опыту систематизации взаимных интересов субъектов хозяйствования путем создания проблемных каталогов регионов.

Внимание к развитию приграничных регионов объясняется их инфраструктурной нагрузкой в системе международных экономических связей, охватывающей реализацию ими контрольных, барьерных, контактных и распределительных функций. В связи с этими обстоятельствами тенденции мирового хозяйственного развития в той или иной степени отражаются на специфике хозяйствования приграничных территорий, а именно:

- такие регионы обеспечивают трансграничное движение товаров в условиях либерализации торговли;

- приграничные регионы выполняют контактные и барьерные функции под нажимом динамично возрастающего трансграничного движения населения в формах международной миграции трудовых ресурсов, туризма, деловых и образовательных поездок, которые являются проявлением глобализации мировых хозяйственных отношений;

- образование региональных интеграционных группировок необходимо в связи с отставанием, а иногда и депрессивным состоянием приграничных территорий, которое является следствием их периферийного положения;

-  общемировой тенденцией является усиление прав и полномочий местных органов власти, в частности в области сотрудничества с органами власти смежных территорий зарубежных стран.

Практическое решение проблем развития приграничных регионов многие страны мира, и в том числе – с развитой экономикой, довольно эффективно решали с помощью формирования специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ). За границей наибольшее распространение имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря внедрению беспошлинного режима, а также с помощью других экономических и организационных рычагов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций.[81] Официально признанной является дефиниция свободной зоны (или зоны "порто-франко"), которая приведена в VIII дополнении к Киотской конференции, принятой в 1973 г. В ней под зоной "порто-франко" определялась часть территории, на которой товары рассматривались как объекты, которые находятся за границей национальной таможенной системы и потому не подлежат обязательному таможенному контролю и налогообложению.[82]

Свободная таможенная зона (СТЗ) в международных торгово-экономических отношениях используется уже несколько столетий, а первые "порто-франко" возникли на побережье Средиземного моря еще в ХVІ веке. Уже более 200 лет существует портовый город Одесса, который в дореволюционной России имел льготный режим "порто-франко", а сегодня активно добивается возобновление этих прав в независимой Украине. Ныне таких городов в мире насчитывается более 400. Только в Европе существует около 130 СТЗ, а в США на основе специального закона 1934 г. функционирует более 180 СТЗ, которые там называются "внешнеторговые зоны".[83] 

В России из нескольких десятков свободных экономических зон (СЭЗ) реально функционируют только две – Калининградская и "Находка", которые действуют в приграничных регионах на двух противоположных  – западной и восточной границах огромной страны.

Создание свободных экономических зон является одним из мероприятий перенесения акцентов в управлении процессами с макроэкономического на региональный уровень и также одной из форм обеспечения эффективности территориально-хозяйственной организации общества, которая полностью совпадает с общегосударственным подходом России в  расширении самостоятельности ее регионов.

Украина имеет исключительно выгодное географическое положение в центре Европейского континента (среди развитых стран Западной Европы), на пересечении торговых путей из Европы в Азию. Принципиальным является и то, что около 70% основного объема товарообмена Украины приходится на страны ближнего зарубежья и только 30% – на страны дальнего зарубежья: в объемах ее внешнего товарообмена основное место принадлежит партнерским связям с Россией. Поэтому сегодня специальные экономические зоны рассматриваются Украиной как один из действенных инструментов достижения открытости национальной экономики мира и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, принадлежат: решение проблем занятости и формирование новых рабочих мест; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового инновационного качества экономики; расширение экспортной базы или развитие импортозамещения; увеличение объемов внешних поступлений и улучшения платежного баланса; эффективное использование местных ресурсов и т. п.[84] Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Украине как способ решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития.

Общеизвестно, что в начале рыночных и структурных преобразований в народном хозяйстве Украины инициатива по созданию СЭЗ принадлежала Закарпатской, Одесской, Черновицкой, Харьковской, Днепропетровской областям и Автономной Республике Крым. Но на первом этапе создание таких зон откладывалось из-за отсутствия соответствующей законодательной базы, утвержденной концепции государственной региональной политики и программы развития в Украине специальных (свободных) экономических зон. Следовательно, к сожалению, инициатива регионов оставалась не востребованной.

Этапными в деле формирования СЭЗ в Украине стали 1992 г., когда был принят Закон "О взаимных основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон", и 1994 г. – год утверждения Кабинетом министров Украины Концепции создания СЭЗ.[85]

Несмотря на наличие довольно качественной нормативно-правовой базы, которая регламентирует создание специальных (свободных) экономических зон в Украине, процесс их формирования (прежде всего в приграничных и приморских регионах) происходит очень медленными темпами. Только в 1996 г. согласно постановлению Верховного Совета Украины создана первая в стране специальная (свободная) экономическая зона "Сиваш". Основу механизма СЭЗ составляет экономический режим деятельности ее субъектов. По определению он состоит из льготных таможенного, налогового, валютно-финансового и организационно-правового режимов. Их нормы установлены Законом Украины "О некоторых вопросах валютного регулирования и налогообложения субъектов  экспериментальной экономической зоны "Сиваш" (февраль 1996 г.).[86]

Льготы Северокрымской экспериментальной экономической зоны (СЭЭЗ) "Сиваш" состоят в освобождении от обложения ввозной таможенной пошлиной и НДС сырья, материалов, оборудования и оснастки (кроме подакцизных товаров), которые ввозятся на таможенную территорию Украины для потребностей собственного производства субъектов этой зоны. Отличием налогового режима СЭЭЗ "Сиваш" от общегосударственного является возможность уменьшения субъектам, которые реализуют инвестиционные проекты на ее территории, суммы налога на реинвестированный доход на 50%.[87]

Кроме того, при заключении инвестиционных контрактов предусматривается использование таких максимальных сроков аренды: для жилищного строительства и предприятий АПК – до 30 лет, для промышленного сектора – до 50, для строительства объектов социально-культурного назначения – до 40 лет. Данные льготы применяются только к субъектам предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы на территории СЭЭЗ "Сиваш" согласно с действующим законодательством Украины и осуществляют в ней инвестиционные проекты, утвержденные Кабинетом министров Украины. Регистрацию субъектов этой зоны проводит ее администрация.[88]

Указом Президента Украины (июнь 1995 г.), постановлением Кабинета министров Украины (апрель 1996 г.) и другими документами предусматривается, что создание СЭЭЗ "Сиваш" будет сопровождаться соответствующим государственным финансированием, поскольку в Государственный бюджет Украины, начиная с 1998 г., должны были включаться (и частично включались) необходимые суммы целевых налогов.[89]

На третьем году существования СЭЭЗ "Сиваш" (то есть в 1998 г.) исполнительной властью Украины было принято решение об учреждении еще нескольких СЭЗ. В частности, 18 июня 1998 г. Президент Украины подписал два указа о создании 3 специальных экономических зон "Донецк", "Азов" и "Славутич". В первых двух зонах сроком на 60 и 30 лет соответственно внедряется специальный режим инвестиционной деятельности для таких территорий Донецкой области: Донецк, Макеевка, Горловка, Енакиево, Дзержинск, Снежное, Торез, Шахтерск, Кировское, Ждановка, Угледар, Красноармейск, Димитров, Селидово, Новогродовка, Доброполье, Мариуполь, Волноваский и Марииновский районы.[90]

Специальный режим инвестиционной деятельности будет действовать только в областях, которые определяет Кабинет министров Украины. Инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на этих территориях, будут приоритетными для предоставления кредитов, привлеченных под государственные гарантии.

Зону "Азов" предусматривается создать на основе Мариупольского торгового порта и близлежащих к нему территорий. На период освоения земельного надела, предоставленного для осуществления этого инвестиционного проекта, плата за землю не взимается.

Специальные режимы ввоза (вывоза) товаров на территориях "Донецка" и "Азова" не будут распространяться на бартерные операции. Кабинет Министров может устанавливать специальный режим ввоза и вывоза товаров.

Для зон в Донецкой области предусматривается установить специальный льготный режим налогообложения – 20%-й налог на прибыль. Доходы, полученные нерезидентами, на территории свободных экономических зон облагаются 2/3 ставок налогообложения. Льгота не распространяется на доходы от осуществления инвестиций в ценные бумаги, которые выпускаются по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, и доходы, полученные от страхования (ст.13 пункт 6 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий").

В соответствии с Законом предусматривается освободить от налогообложения прибыль предприятий, инвестиции в которые эквивалентны не меньше 1 млн. долл. США – на 3 года, а от 4 до 6 лет – налогообложение будет осуществляться за половинной ставкой. Импорт товаров для потребностей собственного производства и экспорт товаров производства специальной экономической зоны в Донецке не подлежит лицензированию и квотированию. Применение специального режима инвестиционной деятельности также предусматривает:

• освобождение на период реализации инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет, от обложения ввозной таможенной пошлиной сырья, материалов и оборудования (кроме подакцизных товаров);

• освобождение до 2009 г. от налога в Государственный инновационный фонд Украины и уменьшение на 50% сбора в Фонд Чернобыля из новообразованных предприятий;

• в составе валового дохода предприятия, расположенного в СЭЗ и на территории приоритетного развития, налогообложению не подлежит полученная соответственно инвестиционному проекту сумма инвестиций в виде денег, материальных ценностей и нематериальных активов.[91]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты