Внешняя политика М.Тэтчер

Победа в войне настолько связывалась с Тэтчер, как, пожалуй, никогда до этого не связывалась победа полковод­цев в тех или других сражениях с их именами. Тори пред­ставляли дело так, что без Тэтчер страна не могла бы одер­жать победу. Овладение Мальвинами изображалось как ве­личайшая военная победа, которая ознаменовала собой воз­рождение величия и мощи Британии, достигнутая благода­ря блестящему руководству Тэтчер. Сама она поддерживала эти настроения.

Нельзя не отметить, что в победе Англии и успехах Тэт­чер сыграло свою роль и "везение". Обстоятельства явно складывались благоприятно для Тэтчер и облегчили ее по­беду. Сама аргентинская хунта Галтиери, начав военные действия, дала в руки английского премьера возможность представить Англию как обороняющуюся сторону. Арген­тина вела переговоры с Хейгом явно неумело, создавая в общественном мнении впечатление неуступчивости. Внеш­неполитические амбиции хунты совершенно не соответ­ствовали военной готовности страны к такой акции. Аргентина избавилась от хунты и приобрела цивилизованное правительство.

Много значила для победы и поддержка, которую Анг­лии оказали Соединенные Штаты, прежде всего, разрешив ей использовать свою военную базу на острове Вознесения, заправку там английского флота горючим и предоставив не­обходимые разведывательные сведения. Уайтлоу говорил даже, что без использования американской базы на острове Вознесения Британия не смогла бы послать свою военную армаду на Фолклендские острова.

Содействие США способствовало значительному ук­реплению американо-британских отношений и делало Тэт­чер "должником" Америки.

Победа в войне и возврат Мальвин позволили консерва­тивной партии, и прежде всего Тэтчер, не только восстано­вить пошатнувшиеся позиции, но и в значительной степени расширить свое влияние. 1982 год прошел в Англии под знаком "фолклендской победы". Торжественно возвращались войска, награжда­лись участники войны, восхвалялись британские военные и руководство страны, прежде всего премьер-министр Тэтчер. Ее популярность возросла.

Впоследствии, в середине 80-х годов, в Англии стали все больше задумываться, кому нужна была эта война, и все бо­лее приходили к пониманию, что выиграли от нее только консервативные силы. В пятую годовщину конфликта вновь стали анализировать итоги войны, и гордость за победу ус­тупила место смущению и раскаянию.

Фолклендский кризис существенно укрепил англо-американ­ские союзнические отношения. Когда в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывавший обе стороны немед­ленно прекратить огонь и приступить к мирным переговорам, Ве­ликобритания и США блокировали принятие ее двойным вето. Сближение Великобритании и США в этот период было во многом обусловлено и личными взаимоотношениями Тэтчер с президентом Р. Рейганом. Сближало Тэтчер и Рейгана и их отношение к ядерному оружию и сотрудничеству двух стран в этой области. Тэтчер была всегда сторонницей сохранения ядерного оружия, рассматривая его как гарантию мира, безопасности Англии и как орудие восстановления внешнеполитических позиций Британии. Она понимала, что ядерное оружие Англии в зна­чительной степени зависело от США, а средства его достав­ки были целиком американскими. Не последнюю роль в ее отношениях с американской администрацией играло и стремление Тэтчер с помощью последней укрепить позиции Англии в Европе. Она хотела, чтобы Англия была связую­щим звеном между США и Западной Европой.

Наиболее трудным для Тэтчер в ее отноше­ниях с президентом был вопрос о СОИ. Англия была первой страной, официально присоеди­нившейся к СОИ. Принимая это решение, Тэтчер надеялась, что оно еще более укрепит особые отношения с США и что Англия получит значительную долю американских заказов, связанных с СОИ.

С приходом к власти Буша ситуация немного изменилась. В отношении Советского Союза Буш предостерегал За­пад, как это делала и Тэтчер, что надо быть начеку и не со­кращать сил НАТО, пока СССР не сократит свои силы до уровня, необходимого для обороны. Здесь взгляды Буша и Тэтчер также совпадали. Но неясным было, насколько при решении внешнеполитических проблем он будет прислу­шиваться к мнению Британии и других европейских стран. Существовали некоторые сомнения на этот счет. Перед Тэтчер встала нелегкая задача — сохранить и при Буше особый характер связей Британии и США. Прези­дент Буш призвал к ускорению интеграции Европы, что противоречило намерениям Тэтчер, которая хотела бы ее затормозить. Тэтчер, опасаясь ослабления военных позиций США в Европе, выступала против сокращения американского во­енного бюджета. Подходы Буша были более реалистически­ми. В течение нескольких лет конфронтации Тэтчер в ряде случаев пыталась играть роль посредника между Востоком и Западом, СССР и США. Это было возможно, так как по­зиции ее и Рейгана были близки или тождественны.

Уверенность,  с  которой  Маргарет  Тэтчер  подошла  к  третьим  выборам,  во  многом  объяснялась установившимися у нее прочными отношениями с такими влиятельными политическими лидерами, как Рональд Рэйган и Михаил Горбачев. Укрепление связей с Горбачевым и Рэйгаиом подняло мировой престиж Тэтчер и озарило Британию; отблеском славы. Тэтчер смогла обеспечить Британии возможность и впредь цепляться за столь важную политику независимого ядерного сдерживания. Она смягчила свои позиции по отношению к Советскому Союзу, в частности, в перемене ее отношения к Советскому Союзу выразилась в тесных контактах с новым советским лидером Михаилом Горбачевым.

Первая встреча Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачева состоялась в декабре 1984 года. Местом переговоров была избрана загородная резиденция в Чекерсе, что подчеркивало особое расположение премьер-министра к будущему гостю. Между ним и Маргарет Тэтчер сразу же установились доверительные отношения. Во время беседы Горбачев действовал совершенно независимо, не обращался ни к одному из своих помощников. Горбачева беспокоила СОИ (американская стратегическая оборонная инициатива),  Тэтчер волновал вопрос контроля за вооружениями. Их взгляды расходились в вопросах обороны и прав человека. И эти расхождения приводили к вспышкам дискуссий. Обсуждение других вопросов было более результативным.  Тэтчер оценила важность  сохранения в  силе договора по ПРО (противоракетная оборона) и согласилась с советской стороной в вопросе о необходимости заключения соглашения между СССР и США о невыходе из него в течение установленного времени. Она высказывалась также за заключение соглашения о РСД (ракеты средней дальности) в Европе, приветствовала 50%-ное  сокращение  стратегических ядерных  вооружений СССР и США.  В  сообщении об итогах  визита подчёркивалось,  что стороны готовы также довести до конца переговоры об уничтожении химического оружия. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в области изучения космического пространства в мирных целях,  об  отводе  земельных участков  для  строительства  посольств двух  стран,  о  развитии торговли.

Позже состоялись ещё несколько встреч двух лидеров.

У них было много общего, а главное сходство было то, что за границей их ценили выше, чем дома.

90-е годы выдвинули перед премьер-министром нелегкие задачи. Характерным свойством внешней политики Маргарет Тэтчер был национализм, смысл которого заключался в постоянной заботе о благе Великобритании. Национализм Маргарет Тэтчер проявлялся как в решении неожиданно Возникающих вопросов, так и постоянных проблем, к числу которых относились взаимоотношения Англии с Европейским сообществом. Тэтчер никогда не была фанатичным сторонником членства в Европейском сообществе. Главной  необъявленной  целью  было  воспрепятствовать  превращению  Сообщества  в  западноевропейское федеральное государство и таким образом способствовать сохранению британского суверенитета. Именно эта цель и определяла политику Маргарет Тэтчер в отношении Европейского сообщества. В вопросах европейской интеграции политическое чутьё Маргарет Тэтчер стало ей изменять. Она решительно отвергала мысль о политической интеграции стран-членов европейского сообщества.  По мнению Маргарет Тэтчер, основополагающим принципом взаимоотношений между европейскими странами должно стать "добровольное и эффективное сотрудничество между независимыми суверенными государствами". "Надо ценить своё национальное лицо не меньше, чем наши общеевропейские усилия",- заявила она. Лидеры Западной Европы считали позицию Тэтчер главным препятствием для создания новой Европы. Вместе с тем некоторые политологи обращали внимание на низкую активность избирателей на выборах в Европарламент.

Маргарет Тэтчер проявила удивительную прозорливость,  когда еще в 1988 году сказала:  "Европейское сообщество - это одно проявление европейской идентичности, но не единственное. Мы никогда не должны забывать,  что народы, живущие к Востоку от "железного занавеса",  вкусившие когда-то в полной мере культуры, свободы и самой сущности Европы, были оторваны от своих корней. Мы всегда будем смотреть на Варшаву, Прагу и Будапешт как на великие европейские столицы". Насколько позиция Тэтчер в отношении Европейского сообщества поддерживалась ее соотечественниками? Можно смело говорить о том, что вначале англичане разделяли позицию своего премьер-министра. Однако результаты выборов в Европарламент в 1989 году свидетельствовали об изменении общественного мнения. В ходе этих выборов лейбористы увеличили число своих мест с  32  до  45  (ранее  эти места  были у консерваторов). Большинство политологов расценили результаты выборов как крупнейшую неудачу тори с момента их прихода к власти в 1979 году. Против политики Тэтчер в вопросе европейской интеграции выступили некоторые члены правительства. Вслед за  политиками  свое недовольство по этому поводу выразили и  бизнесмены,  в  том числе  президент конфедерации британской промышленности, поскольку такая позиция премьер-министра приводила к снижению конкурентоспособности  продукции  британской  промышленности  на  европейском  рынке.  Значительное большинство финансистов и бизнесменов Британии поддерживали идею единой европейской валюты и планы включения фунта стерлингов в Европейскую валютную систему. Сама же Маргарет Тэтчер,  как известно, активно возражала против этого.

Когда на одном из заседаний ЕС она заявила: "Центрального банка (сообщества) не будет, пока я жива", - президент Франции Ф.Миттеран не менее твердо ответил ей:  "Европа может добиваться единой валютной системы и без участия Британии, и вообще Европа будет построена либо с Маргарет Тэтчер, либо без нее". В мае 1990 года, когда популярность Тэтчер упала до рекордно низкой отметки,  ей s качестве упрека выдвигалось то, что она "стала шагать не в ногу с собственной консервативной революцией", поскольку благо для Великобритании заключалось в участии в европейской интеграции. Нельзя утверждать,  что Тэтчер однозначно подходила к решению проблем участия Британии в процессе европейской интеграции. Присущее ей чувство реальности говорило о необратимости происходящих в мире интеграционных процессов и вынуждало британского лидера идти на компромиссы.

Националистические, антиконтинентальные идеи Тэт­чер, встречающие поддержку в британских финансово-про­мышленных кругах и одобрение многих британцев, в то же время добавили Британии врагов в Западной Европе, а ее европейские партнеры стали все больше воспринимать "железную леди" как весьма неудобного союзника.


Вторая половина 80-х годов (и ее правления) проходила в условиях создания нового мирового порядка, когда руши­лись многие представления Тэтчер о международных отно­шениях и принципах ее дипломатии. Сторонник национа­лизма, конфронтации и холодной войны, она, казалось, со­вершенно не могла вписаться в этот новый мир. Но, про­должая отстаивать многие свои старые концепции, в осо­бенности ядерного сдерживания, Тэтчер вместе с тем смог­ла понять и оценить значение новых идей и приспособиться к некоторым из них, в том числе понять роль последних со­бытий в СССР и России.

Может быть, это и явилось одной из причин ее большой популярности в СССР. В 1989 году читатели газеты "Мос­ковские новости" даже объявили Тэтчер "женщиной года". По мнению многих англичан, ее популярность в СССР была выше, чем в Англии и во многих других странах.







































Список использованной литературы.

1.        Воропаева о. Маргарет Тэтчер (Жизнь знаменитых людей).-Мн.:ООО «Кузьма».1998.

2.        Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках.М., 1995.

3.        Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М.,1988

4.        .Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики.М.,1988

5.        .Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. «Международные отношения». М.,1985

6.        .Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.

7.        Попов В.И.Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.

8.        Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М.,1988.



[1] Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики . М.,1988.

Митяева Е. В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фонклендских островов. «Международные отношения». М., 1985.

Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988.

[2] Кригер Дж. Рейган,Тэтчер и политика упадка. М., 1988.

[3] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.

[4] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995.

Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М., 2000.

[5] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.32.

[6] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М.,2000.стр.88.

[7] Там же , стр.88.

[8] Лебедв А.А. Очерки британской внешней политики.М.,1988.стр.63.

[9] Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолкленских островов.М.,1985.стр.43.

[10] Там же.стр.57.

[11] Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики.М.1988.стр.89.

[12] Там же.стр.91.

[13] Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М., 2000.стр247.

[14] Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М., 2000.стр.310.

[15] Там же.стр 315.

[16] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М., 1988.стр.94.

[17] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка.М.,1988.стр.106.

[18] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.367.

[19] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.372.

[20] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.203.

[21] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр 36.

[22] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.155.

[23]Там же.стр.167.

[24] Там же.стр.175.

[25] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.167.

[26] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.178.

[27] Там же.стр.180.

[28] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.231.

[29] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.237.

[30] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка.М.,1988.стр.164.

[31] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.258.

[32] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000. Стр.321.

[33] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.299.

[34] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.389.

[35] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.397.

[36] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.401.

[37] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.406.

[38] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.356.

[39] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.399.

[40]Стрежнева Л.В. Великобритания и Западная Европа:политические аспекты.М.,1988.стр124.

[41] Там же.стр 125.

[42] Стрежнева Л.В. Великобритания и Западная Европа:политические аспекты.М.,1988.стр143.

[43] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.412.

[44] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.413.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты