Победа в войне настолько связывалась с Тэтчер, как, пожалуй, никогда до этого не связывалась победа полководцев в тех или других сражениях с их именами. Тори представляли дело так, что без Тэтчер страна не могла бы одержать победу. Овладение Мальвинами изображалось как величайшая военная победа, которая ознаменовала собой возрождение величия и мощи Британии, достигнутая благодаря блестящему руководству Тэтчер. Сама она поддерживала эти настроения.
Нельзя не отметить, что в победе Англии и успехах Тэтчер сыграло свою роль и "везение". Обстоятельства явно складывались благоприятно для Тэтчер и облегчили ее победу. Сама аргентинская хунта Галтиери, начав военные действия, дала в руки английского премьера возможность представить Англию как обороняющуюся сторону. Аргентина вела переговоры с Хейгом явно неумело, создавая в общественном мнении впечатление неуступчивости. Внешнеполитические амбиции хунты совершенно не соответствовали военной готовности страны к такой акции. Аргентина избавилась от хунты и приобрела цивилизованное правительство.
Много значила для победы и поддержка, которую Англии оказали Соединенные Штаты, прежде всего, разрешив ей использовать свою военную базу на острове Вознесения, заправку там английского флота горючим и предоставив необходимые разведывательные сведения. Уайтлоу говорил даже, что без использования американской базы на острове Вознесения Британия не смогла бы послать свою военную армаду на Фолклендские острова.
Содействие США способствовало значительному укреплению американо-британских отношений и делало Тэтчер "должником" Америки.
Победа в войне и возврат Мальвин позволили консервативной партии, и прежде всего Тэтчер, не только восстановить пошатнувшиеся позиции, но и в значительной степени расширить свое влияние. 1982 год прошел в Англии под знаком "фолклендской победы". Торжественно возвращались войска, награждались участники войны, восхвалялись британские военные и руководство страны, прежде всего премьер-министр Тэтчер. Ее популярность возросла.
Впоследствии, в середине 80-х годов, в Англии стали все больше задумываться, кому нужна была эта война, и все более приходили к пониманию, что выиграли от нее только консервативные силы. В пятую годовщину конфликта вновь стали анализировать итоги войны, и гордость за победу уступила место смущению и раскаянию.
Фолклендский кризис существенно укрепил англо-американские союзнические отношения. Когда в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывавший обе стороны немедленно прекратить огонь и приступить к мирным переговорам, Великобритания и США блокировали принятие ее двойным вето. Сближение Великобритании и США в этот период было во многом обусловлено и личными взаимоотношениями Тэтчер с президентом Р. Рейганом. Сближало Тэтчер и Рейгана и их отношение к ядерному оружию и сотрудничеству двух стран в этой области. Тэтчер была всегда сторонницей сохранения ядерного оружия, рассматривая его как гарантию мира, безопасности Англии и как орудие восстановления внешнеполитических позиций Британии. Она понимала, что ядерное оружие Англии в значительной степени зависело от США, а средства его доставки были целиком американскими. Не последнюю роль в ее отношениях с американской администрацией играло и стремление Тэтчер с помощью последней укрепить позиции Англии в Европе. Она хотела, чтобы Англия была связующим звеном между США и Западной Европой.
Наиболее трудным для Тэтчер в ее отношениях с президентом был вопрос о СОИ. Англия была первой страной, официально присоединившейся к СОИ. Принимая это решение, Тэтчер надеялась, что оно еще более укрепит особые отношения с США и что Англия получит значительную долю американских заказов, связанных с СОИ.
С приходом к власти Буша ситуация немного изменилась. В отношении Советского Союза Буш предостерегал Запад, как это делала и Тэтчер, что надо быть начеку и не сокращать сил НАТО, пока СССР не сократит свои силы до уровня, необходимого для обороны. Здесь взгляды Буша и Тэтчер также совпадали. Но неясным было, насколько при решении внешнеполитических проблем он будет прислушиваться к мнению Британии и других европейских стран. Существовали некоторые сомнения на этот счет. Перед Тэтчер встала нелегкая задача — сохранить и при Буше особый характер связей Британии и США. Президент Буш призвал к ускорению интеграции Европы, что противоречило намерениям Тэтчер, которая хотела бы ее затормозить. Тэтчер, опасаясь ослабления военных позиций США в Европе, выступала против сокращения американского военного бюджета. Подходы Буша были более реалистическими. В течение нескольких лет конфронтации Тэтчер в ряде случаев пыталась играть роль посредника между Востоком и Западом, СССР и США. Это было возможно, так как позиции ее и Рейгана были близки или тождественны.
Уверенность, с которой Маргарет Тэтчер подошла к третьим выборам, во многом объяснялась установившимися у нее прочными отношениями с такими влиятельными политическими лидерами, как Рональд Рэйган и Михаил Горбачев. Укрепление связей с Горбачевым и Рэйгаиом подняло мировой престиж Тэтчер и озарило Британию; отблеском славы. Тэтчер смогла обеспечить Британии возможность и впредь цепляться за столь важную политику независимого ядерного сдерживания. Она смягчила свои позиции по отношению к Советскому Союзу, в частности, в перемене ее отношения к Советскому Союзу выразилась в тесных контактах с новым советским лидером Михаилом Горбачевым.
Первая встреча Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачева состоялась в декабре 1984 года. Местом переговоров была избрана загородная резиденция в Чекерсе, что подчеркивало особое расположение премьер-министра к будущему гостю. Между ним и Маргарет Тэтчер сразу же установились доверительные отношения. Во время беседы Горбачев действовал совершенно независимо, не обращался ни к одному из своих помощников. Горбачева беспокоила СОИ (американская стратегическая оборонная инициатива), Тэтчер волновал вопрос контроля за вооружениями. Их взгляды расходились в вопросах обороны и прав человека. И эти расхождения приводили к вспышкам дискуссий. Обсуждение других вопросов было более результативным. Тэтчер оценила важность сохранения в силе договора по ПРО (противоракетная оборона) и согласилась с советской стороной в вопросе о необходимости заключения соглашения между СССР и США о невыходе из него в течение установленного времени. Она высказывалась также за заключение соглашения о РСД (ракеты средней дальности) в Европе, приветствовала 50%-ное сокращение стратегических ядерных вооружений СССР и США. В сообщении об итогах визита подчёркивалось, что стороны готовы также довести до конца переговоры об уничтожении химического оружия. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в области изучения космического пространства в мирных целях, об отводе земельных участков для строительства посольств двух стран, о развитии торговли.
Позже состоялись ещё несколько встреч двух лидеров.
У них было много общего, а главное сходство было то, что за границей их ценили выше, чем дома.
90-е годы выдвинули перед премьер-министром нелегкие задачи. Характерным свойством внешней политики Маргарет Тэтчер был национализм, смысл которого заключался в постоянной заботе о благе Великобритании. Национализм Маргарет Тэтчер проявлялся как в решении неожиданно Возникающих вопросов, так и постоянных проблем, к числу которых относились взаимоотношения Англии с Европейским сообществом. Тэтчер никогда не была фанатичным сторонником членства в Европейском сообществе. Главной необъявленной целью было воспрепятствовать превращению Сообщества в западноевропейское федеральное государство и таким образом способствовать сохранению британского суверенитета. Именно эта цель и определяла политику Маргарет Тэтчер в отношении Европейского сообщества. В вопросах европейской интеграции политическое чутьё Маргарет Тэтчер стало ей изменять. Она решительно отвергала мысль о политической интеграции стран-членов европейского сообщества. По мнению Маргарет Тэтчер, основополагающим принципом взаимоотношений между европейскими странами должно стать "добровольное и эффективное сотрудничество между независимыми суверенными государствами". "Надо ценить своё национальное лицо не меньше, чем наши общеевропейские усилия",- заявила она. Лидеры Западной Европы считали позицию Тэтчер главным препятствием для создания новой Европы. Вместе с тем некоторые политологи обращали внимание на низкую активность избирателей на выборах в Европарламент.
Маргарет Тэтчер проявила удивительную прозорливость, когда еще в 1988 году сказала: "Европейское сообщество - это одно проявление европейской идентичности, но не единственное. Мы никогда не должны забывать, что народы, живущие к Востоку от "железного занавеса", вкусившие когда-то в полной мере культуры, свободы и самой сущности Европы, были оторваны от своих корней. Мы всегда будем смотреть на Варшаву, Прагу и Будапешт как на великие европейские столицы". Насколько позиция Тэтчер в отношении Европейского сообщества поддерживалась ее соотечественниками? Можно смело говорить о том, что вначале англичане разделяли позицию своего премьер-министра. Однако результаты выборов в Европарламент в 1989 году свидетельствовали об изменении общественного мнения. В ходе этих выборов лейбористы увеличили число своих мест с 32 до 45 (ранее эти места были у консерваторов). Большинство политологов расценили результаты выборов как крупнейшую неудачу тори с момента их прихода к власти в 1979 году. Против политики Тэтчер в вопросе европейской интеграции выступили некоторые члены правительства. Вслед за политиками свое недовольство по этому поводу выразили и бизнесмены, в том числе президент конфедерации британской промышленности, поскольку такая позиция премьер-министра приводила к снижению конкурентоспособности продукции британской промышленности на европейском рынке. Значительное большинство финансистов и бизнесменов Британии поддерживали идею единой европейской валюты и планы включения фунта стерлингов в Европейскую валютную систему. Сама же Маргарет Тэтчер, как известно, активно возражала против этого.
Когда на одном из заседаний ЕС она заявила: "Центрального банка (сообщества) не будет, пока я жива", - президент Франции Ф.Миттеран не менее твердо ответил ей: "Европа может добиваться единой валютной системы и без участия Британии, и вообще Европа будет построена либо с Маргарет Тэтчер, либо без нее". В мае 1990 года, когда популярность Тэтчер упала до рекордно низкой отметки, ей s качестве упрека выдвигалось то, что она "стала шагать не в ногу с собственной консервативной революцией", поскольку благо для Великобритании заключалось в участии в европейской интеграции. Нельзя утверждать, что Тэтчер однозначно подходила к решению проблем участия Британии в процессе европейской интеграции. Присущее ей чувство реальности говорило о необратимости происходящих в мире интеграционных процессов и вынуждало британского лидера идти на компромиссы.
Националистические, антиконтинентальные идеи Тэтчер, встречающие поддержку в британских финансово-промышленных кругах и одобрение многих британцев, в то же время добавили Британии врагов в Западной Европе, а ее европейские партнеры стали все больше воспринимать "железную леди" как весьма неудобного союзника.
Вторая половина 80-х годов (и ее правления) проходила в условиях создания нового мирового порядка, когда рушились многие представления Тэтчер о международных отношениях и принципах ее дипломатии. Сторонник национализма, конфронтации и холодной войны, она, казалось, совершенно не могла вписаться в этот новый мир. Но, продолжая отстаивать многие свои старые концепции, в особенности ядерного сдерживания, Тэтчер вместе с тем смогла понять и оценить значение новых идей и приспособиться к некоторым из них, в том числе понять роль последних событий в СССР и России.
Может быть, это и явилось одной из причин ее большой популярности в СССР. В 1989 году читатели газеты "Московские новости" даже объявили Тэтчер "женщиной года". По мнению многих англичан, ее популярность в СССР была выше, чем в Англии и во многих других странах.
Список использованной литературы.
1. Воропаева о. Маргарет Тэтчер (Жизнь знаменитых людей).-Мн.:ООО «Кузьма».1998.
2. Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках.М., 1995.
3. Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М.,1988
4. .Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики.М.,1988
5. .Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. «Международные отношения». М.,1985
6. .Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.
7. Попов В.И.Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.
8. Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М.,1988.
[1] Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики . М.,1988.
Митяева Е. В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фонклендских островов. «Международные отношения». М., 1985.
Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988.
[2] Кригер Дж. Рейган,Тэтчер и политика упадка. М., 1988.
[3] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.
[4] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995.
Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М., 2000.
[5] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.32.
[6] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М.,2000.стр.88.
[7] Там же , стр.88.
[8] Лебедв А.А. Очерки британской внешней политики.М.,1988.стр.63.
[9] Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолкленских островов.М.,1985.стр.43.
[10] Там же.стр.57.
[11] Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики.М.1988.стр.89.
[12] Там же.стр.91.
[13] Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М., 2000.стр247.
[14] Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М., 2000.стр.310.
[15] Там же.стр 315.
[16] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М., 1988.стр.94.
[17] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка.М.,1988.стр.106.
[18] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.367.
[19] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.372.
[20] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.203.
[21] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр 36.
[22] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.155.
[23]Там же.стр.167.
[24] Там же.стр.175.
[25] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.167.
[26] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.178.
[27] Там же.стр.180.
[28] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.231.
[29] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.237.
[30] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка.М.,1988.стр.164.
[31] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.258.
[32] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000. Стр.321.
[33] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.299.
[34] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.389.
[35] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.397.
[36] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.401.
[37] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.406.
[38] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.356.
[39] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.399.
[40]Стрежнева Л.В. Великобритания и Западная Европа:политические аспекты.М.,1988.стр124.
[41] Там же.стр 125.
[42] Стрежнева Л.В. Великобритания и Западная Европа:политические аспекты.М.,1988.стр143.
[43] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.412.
[44] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.413.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10