История развития полицейских органов в России с древнейших времен и до наших дней






         



































                5. Развитие органов, осуществлявших полицейскую  функцию  в период сословно – представительной  монархии. (сер. XVI в.- сер. XVII в.)

          

              В эпоху  сословно  представительной монархии  (середина XVI - XVII века)  под влиянием  обострений,  вызванных  развитием крепостного права, сеть органов выполняющих полицейские функции, существенно расширилась. На смену дворцово - вотчинной пришла приказная система управления. В числе   приказов можно было выделить  группу выполнявших преимущественно судебно-полицейские функции. В середине XVI века систему полицейско-сыскных органов государства  возглавлял разбойный приказ. Он занимался сыском  и судом по «разбойным» делам и через органы губного и  земского управления  осуществлял руководство местной полицией. В нем утверждались  на должности губные старосты, целовальники и дъяки. В Москве  и Московском уезде  функции борьбы с преступностью были  возложены на земский приказ. В каждом губном округе (уезде)  образовывалась губная изба, во главе которой стоял  губной староста,  избиравшийся из дворян или боярских детей. Для  утверждения в должности губной староста являлся в разбойный приказ, где получал соответствующий наказ. При губном старосте состояли целовальники, избиравшиеся из  крестьянской или посадской верхушки.  Делопроизводство вел губной дъяк. Губные старосты  осуществляли  общий судебно - административный  и полицейский надзор за уездами: вели борьбу с разбойниками,  занимались  делами  об убийствах, поджогах, заведовали тюрьмами. Губные и земские органы действовали  параллельно, однако во многих местах  был лишь один из этих органов.

          В XVII веке  произошла  реорганизация  местного управления: в 146 городах с уездами земские, губные избы и городовые  приказчики  стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Назначение осуществлялось Разрядным приказом, далее  происходило  утверждение царем  и Боярской думой.  Претенденты на место воевод  обращались к царю  с челобитной, в которой  просили  назначить  их на  должность «покормиться». Срок службы воеводы  исчислялся в 1-3 года, за службу он получал вотчину  и  поместный денежный оклад.  Воевода  имел приказную или съездную избу, в которой решались дела  по  управлению городом  и уездом.  Контроль за деятельностью  воевод  осуществлял приказ.  Круг полицейских  обязанностей воевод  не был  четко определен законодательством и наказами. Основные полицейские  функции  сводились  к охране  общественного порядка. Во  всех наказах предписывалось  смотреть, чтобы нигде не было «бою, грабежу, корчму, табаку, распутства и  недозволенной игры». На воевод была возложена поимка воров и разбойников.  Воеводы организовывали  регистрацию  всех приезжих в съездной избе,  регулировали  выезд из своего города и уезда.  В число  постоянных  обязанностей воевод входил надзор за соблюдением  правил пожарной безопасности,  контроль за санитарной  безопасностью, соблюдением  правил торговли, контроль  мер и весов, дорожное дело и почтовая связь. В XVII веке на местах  продолжали функционировать земские и губные избы.  Судопроизводство  по губным делам  проводилось дъяками, подъячьими, избой ведал губной староста. В их ведении  находились тюрьмы, палачи и выборные  от населения сотские и десятские.

          В ведении губных изб фактически  находились  все уголовные дела. Земские избы избирались черносошными крестьянами  и посадскими  людьми  на сходах.  Эти органы  ведали раскладкой податей и осуществляли  некоторые полицейские  функции. С окончанием оформления  крепостного права получает  дальнейшее развитие вотчинная полиция.  Феодал  осуществлял  полицейскую  функцию  в отношении своих  крепостных, опираясь  на руководимый им специальный аппарат.

          Обзор исторических  материалов, отражающих  организацию  и деятельность органов раннефеодальной и сословно - представительной монархии, показывает, что специальных органов полиции в России X - XVII в.в. не было.  Полицейские  обязанности  выполнялись  большинством  органов государства  как в центре, так и на местах.  Поэтому термин «полиция» можно  употреблять по отношению к России XVII в. лишь условно. Более правильно будет  говорить об органах,  которые решали вопросы, составившие в последствии  особую полицейскую  функцию,  вычленившихся из общей охранительной функции государства.






















                       6. Развитие полицейских органов в период абсолютной         

                              монархии. (сер. XVII в. – I четверть XIX в.)


          Во второй половине XVII  века – 1 четверти XIX века в России утверждается  абсолютная монархия.  Впервые  в российской истории полиция становится  самостоятельным звеном  государственного  аппарата.       Принятый в 1649 году наказ о градском благочинии стал  действовать  не только в Москве, но и на всей  территории страны.  В крупных  городах объездным головам  поручалось  осуществлять  паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же  формировали местную  полицию  и администрацию, организовывали  патрулирование улиц.  С начала XVIII века стали появляться  регулярные полицейские формирования.

             В 1702 году  органы губного самоуправления  были упразднены. Их  функции  перешли к воеводам.  После  образования  в 1710 г. губерний  полицейские функции  были  возложены в числе  других  на губернаторов.  По воеводскому наказу 1719 г. они должными были заботиться об охране прав и безопасности  местных  жителей, преследовать «гулящих людей»,  заботиться об  исправности  дорог, блюсти правильность мер и весов. Эти  функции  воевода разделял с земскими комиссарами. Помимо  всего прочего на них  возлагалось  наблюдение за исправностью  и безопасностью  путей сообщения и постоялых дворов, преследовать беглых и разбойников, содействовать отправлению правосудия, а также  заботиться о  нравственности  и  религиозности обывателей. В городах полицейские функции входили в компетенцию магистратов - учрежденных Петром I органов государственного самоуправления. Первая  специальная полицейская должность  в России  появилась  в 1718 году – в  Петербурге был учрежден генерал - полицмейстер. К  1722 году полицмейстеры появились  во многих  крупных  городах.  При  них создавались  канцелярии полицейских дел. К  числу  функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых,  продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 года учредил  регулярную полицию. Петр I в нем достаточно широко  очертил задачи полицейских органов:  полиция способствует  осуществлению прав  правосудия; рождает  добрые  порядки; обеспечивает  всем безопасность  от разбойников, воров и прочее, «непорядочное и непотребное житье отгоняет»,  принуждает каждого  к труду и  честному промыслу;  надзирает  за  домостроительством  и  содержанием в частоте  улиц и дорог; обеспечивает  санитарную  безопасность; запрещает  излишества  в расходах; занимается призрением нищих, больных, увечных; защищает «вдов, силых и чужестранных», воспитывает  юношей «в целомудренной чистоте честных науках».  В регламенте отмечается, что «… полиция есть душа гражданства  и всех добрых порядков  и  фундаментальных подпор  человеческой безопасности и  удобности».

          После  смерти Петра I  Главный магистрат  был  упразднен, а  органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и  воеводам,  взявшим на себя отправление  основных полицейских  функций.

          В 1732 году в штат петербургской  полиции введена должность обер - полицмейстера, образована канцелярия, состоявшая из советников,  секретаря,  роты драгунов  для разъездов.  В 1733 году в 23 губерниях и городах были созданы полицмейстерские  конторы, возглавляемые полицмейстерами из офицеров данного гарнизона.  Каждому полицмейстеру  были приданы небольшие команды и канцелярские  служители.  Компетенция полицейских контор  была весьма узкой, т.к. многие полицейские функции  остались  в ведении губернаторов и воевод.  Местная полиция должна была наблюдать за  внешним порядком  и «благочинием» в  городе.  В 1746 году учреждена экспедиция  по делам воров и разбойников,  указами  1746 и 1747 г.г. устанавливались  правила поведения в общественных местах. Указом 1750 года регламентировались методы борьбы с проституцией и притонами. Указом 1740 года регламентировалась патрульная служба  в городах. Однако к началу 60-х годов XVIII века число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся перешли в 1762 году в подчинение губернаторов и воевод. Общая полиция  в XVIII веке работала плохо, что и повлекло за собой коренную перестройку ее органов. Она была  осуществлена в период царствования Екатерины II . В своем наказе 1767 года Екатерина  определяла полицию как «установление, попечение которого все то принадлежит, что служит к сохранению  благочиния в обществе». В соответствии с «Уложением для управления губерний» в  уездах была введена должность  земского исправника,  который возглавлял полицейский орган нижний земский суд. Канцелярия нижнего  земского суда состояла  из двух столов: исполнительного и следственного. Капитан-исправник и заседатели нижнего земского суда (их было 2-3 человека)  избирались  дворянством уезда на 3 года и утверждались  в  должности  губернатором.  Нижний земский суд  исполнял  распоряжение вышестоящих властей,  а также  решения судов,  проводил предварительное расследование  по уголовным делам. На него возлагалась  основная  полицейская функция «иметь бдение, дабы в уезде  сохранены были благочиние, добронравие и порядок».  Исправник и нижний земский  суд  осуществляли надзор за состоянием  мостов и дорог, за порядком во время торговли, побуждали население к исправному исполнению повинности и уплате податей, занимались презрением нищих,  надзирали  за соблюдением противопожарных и противоэпидемиологических мер. Охрана «тишины и спокойствия» в уездном городе возлагались на городничего, выполнявшего на территории города функций, аналогичные тем, которые  отправлялись капитаном исправником в уезде. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

          Крупный вехой в перестройке местной полиции стало издание «Устава благочиния». В его основу были  положены материалы Уложенной комиссии 1771 года, «Уложения о губерниях» и иностранные полицейские нормы. С 1779 года начались  работы над проектом «Устава благочиния», которые завершились в 1881 году. 8 апреля 1882 года Устав был опубликован, он включал  14 глав, 274 статьи. Он определял устройство полицейского  аппарата в городах. Согласно нему в городах создавались  новые полицейские органы – управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездах - городничими. Управа благочиния обеспечивала охрану порядка, принуждала жителей исполнять законы  и постановления власти, приводила в исполнение  распоряжения  губернской  администрации и решения суда, ведала городским благоустройством и торговлей. Управа проводила предварительное  следствие по уголовным делам, а по мелким  преступлениям – вершила суд.  В состав управы благочиния входили полицмейстер (или городничий), 2 пристава (по уголовным и гражданским делам) и 2 ратмана. В соответствии с уставом населенный пункт разделялся на части, во главе которых ставились частные приставы. Центральным органом являлось особое полицейское учреждение -  канцелярия частного пристава, называвшаяся «частью». При каждой части столичных и земских городов укреплялись частные полицейские команды. В каждой части предписано было иметь брандмейстера  для борьбы с пожарами. Частный  пристав имел  при себе двух «градских сержантов».  При  каждой  части  работали словесные судьи.  Часть  делилась на кварталы. Полицейские функции в каждом квартале     исполняли квартальные надзиратели  и квартальные поручики. Квартальный надзиратель избирался управой благочиния, а квартальный  поручик  избирался жителями  квартала на 3 года. За порядком на улицах наблюдали рядовые  полицейские - будочники. Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат  на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных  полицейских  органов, предназначенный для защиты фискально - полицейских интересов абсолютистского государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты