История развития полицейских органов в России с древнейших времен и до наших дней

                В период царствования Павла I городское сословное самоуправление  было слито с органами  полиции. Вместо управ благочиния были учреждены городские правления - ратгаузы, соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С  1799 году во всех губернских и уездных городах стали открываться военно - политические органы – ордонанс - гаузы, каждый из которых возглавлялся  полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму. В XVIII веке правительство  упорядочило  управление крестьянами. В каждой удельной волости крестьяне избирали  сельский приказ.  Это был полицейский и финансовый орган, осуществлявший  надзор за порядком, исполнением распоряжений правительственных учреждений. Преобразования Павла I мало способствовали  улучшению  деятельности местного аппарата  управления.  Александр I наряду с реформированием политической полиции  осуществил  изменения в организации общей полиции в систему централизованных  органов. В 1802 году было создано министерство  внутренних дел,  основной задачей которого было  заботиться «о повсеместном  благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи». В 1810 году из МВД выделилось  Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями. Оно состояло  из 2-х канцелярий (общей и особенной и 3-х департаментов. Административно- полицейским  аппаратом, тюрьмами ведал департамент  полиции исполнительной, продовольственными делами  - департамент  полиции хозяйственной, а снабжением медицинских учреждений   лекарствами – департамент полиции медицинской. В 1819 году Министерств полиции было упразднено, а его аппарат передан в состав МВД.

           Возникновение еще при Петре I специальные политические репрессивные органы более интересно стали развиваться во второй четверти XVIII века. Преобразование 1713-1718 г.г. укрепили систему  розыскных канцелярий, а в 1718 г. образован центральный органы – Тайная канцелярия. После ее ликвидации в  1726 году контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету, а в 1731 году – к специально созданной канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Это был  действительный карательный орган,  прототип  тайной полиции. Манифестом 1762 года Петр III официально ликвидировал тайную полицию и канцелярию тайных розыскных дел. Однако на деле ее функции были возложены на третью экспедицию Сената 12 Манифестом Екатерины II 1762 года были внесены существенные изменения в организацию нового тайного ведомства. Согласно ее распоряжению, тайная экспедиция оказалась в подчинении одного генерал - прокурора. Передача тайной экспедиции в ведение генерал - прокурора обеспечивала  органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований. Тайная экспедиция действовала  в условиях нараставшего народного недовольства с первых дней своего существования  развернула активную деятельность. Поводом для возбуждения политических дел в тайной экспедиции чаще всего служили доносы.  Широко применялась пытка, которая была отменена лишь Александром I в 1801 году. Помимо широкого  использования  доносов, осуществлялась перлюстрация частной  переписки  подозрительных лиц, организовывалась слежка за радикально  настроенными лицами. Во время  следствия в тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться  неодинаковым, в зависимости  от их социальной  принадлежности.  Неравенств лиц перед законом внесено не только  на характер допросов, но и на силу наказания,  на условия содержания в тюрьме. В северной столице тайная экспедиция размещалась в Петропавловской крепости, ее московский филиал – на Лубянке.  Во главе ведомства был поставлен С.И. Шешковский. Так Екатерина II говорила о нем: «… особый дар имеет с простыми людьми и всегда удачно разбирал и до тонкости доводил труднейшие разбирательства»13. Шешковский руководил тайной экспедицией более 30 лет. Период правления Павла I характеризуется отдельными либеральными  жестами. Вместе с тем, царь сохранил тайную экспедицию, которую возглавил А.С. Макаров. В рассмотренный исторический период тайная экспедиция уже не играла серьезной роли. Политическим розыском занимался  сам император и его окружение. Александр I после вступления  на престол повелел навсегда  ужесточить Тайную экспедицию.. В своем  манифесте  от 2 апреля 1801 года монарх резко осудил политику тайного политического сыска. Наряду с упразднением политического розыска была подтверждена отмена пяток. Однако позже Александр I пришел к выводу, что абсолютизм  не может существовать без тайной полиции. В поисках наиболее эффективного варианта структуры политического сыска создавались многочисленные комитеты, канцелярии, экспедиции. В 1805 году был учрежден «комитет  высшей полиции», а в 1807 году секретный «Комитет  для рассмотрения  дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия». В 1810 году  в России создается Министерство полиции, в  компетенцию  которого  вошло  выявление, предупреждение  и пресечение государственных преступлений.  Главным средством  нового министерства  были избраны шпионаж и провокация. В составе министерства функционировала  особенная канцелярия  - орган политического сыска, осуществлявший  наряду с борьбой  с  «инакомыслящими» и функции контрразведки. Таким образом, несмотря  на манифест, органы политического  сыска сохранились, но были децентрализованы. История  поставила отрицательную  оценку экспериментам  императора.  Нескоорденированная деятельность мелких органов не дала возможности  своевременно выявить подготовку восстания декабристов.

           

                  


                    7. Развитие полицейских органов в период с I четверти

                                               XIX в. до1917г.

  

                В 1837 году была реорганизована система полицейских органов в связи с делением уездов на более мелкие  административно-территориальные деления – станы. В связи с этим появилась должность станового  пристава. Становый пристав в своей деятельности опирался на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков. Свод законов 1832 года не устанавливал точно границы полицейской и судебной власти помещиков: им предоставлялось право применять «домашние»  средства наказания. В условиях  роста преступности  царизм проводит в 60-70х годах ряд мероприятий по укреплению полицейского аппарата. В декабре  1862 года произошло объединение уездной и городской полиции. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником  и помощником. Исправник назначался губернатором. Городскую полицию  возглавил полицмейстер  и его помощник. При каждом  полицейском  управлении состояли канцелярии и рассыльные. В состав уездной и городской полиции входили «исполнительные чиновники» и «другие полицейские чины». При полицейских  управлениях  в городах состояли  пожарные команды во главе  с брандмейстерами. Вся  полиция  губерний  подчинялась  губернаторам.  Структура  полицейского  аппарата в столицах  усложнялась. Круг  обязанностей городской  и уездной полиции излагался  в целом ряде законодательных актов. Компетенция органов полиции в основном была зафиксирована в «Общем учреждении губернском» и в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений»14. «Общее учреждение губернское» установило, что «предметы ведомства полицейских управлений и подчиненных им лиц касаются:

1.     Наблюдение за исполнением законов, охранение безопасности и дел общественного благоустройства.

2.     Исполнение обязанностей по делам казенного управления общественного хозяйства.

3.     Исполнение обязанностей по делам  судебного ведомства.

4.     Исполнение  обязанностей  по  делам военного ведомства».

Последующие статьи  «уложения» конкретизировали  основные направления деятельности полиции. В задачи полиции по наблюдению за исполнением законов, охранению безопасности и общественному благоустройству входило: обнародования  указов и постановлений  правительства,  «всякие объявления, извещения и вызовы по приказанию начальства», «охранение прикосновенности прав и спокойного совершения обрядов  Церкви Православной» и .др. Столь подробная регламентация  обязанностей местной полиции не обеспечивала гарантий законности ее действий. В 60-70 г.г. правительство   принимает ряд мер по увеличению численности служащих общей полиции и повышению качества подбора и  подготовки  кадров. Полицейским было увеличено жалование, повышен размер пенсий, введены медали за выслугу лет. С 1873 г. был введен принцип вольного найма. К  концу 70-х годов существовавшие органы и законодательство были уже не достаточно эффективны в борьбе с революционным движением.  21 марта 1879 года был образован институт полицейских урядников. Полицейские урядники  предназначались  в помощь становым приставам «для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за сотскими и десятскими». Число урядников в губернии  было 100-200 человек, в среднем на уезд  приходилось  по 11 человек. В соответствии  с инструкцией 1878 года урядникам предписывалось «охранять общественное спокойствие и следить за проявлением  каких бы то ни было действий и толков,  направленных против правительства, власти и общественного порядка».  Ожидаемого эффекта  введения института урядников не дало. В рассмотренный период в крупных городах России была создана конно-полицейская  стража. Рост революционного движения недостаточно эффективная деятельность Третьего отделения привели к передачи  части функций полиции политической полиции уголовной. Первого октября 1878 года были приняты «Временные правила», в соответствии с которыми чинам корпуса жандармов предоставлялось  право ареста лиц, «подозреваемых в государственных преступлениях», а  также лиц уличенных в беспорядках или сходках, имеющих политический  характер. Однако этими мерами остановить революционное  движение не удалось. 5 апреля 1879 года издан указ  о назначении временных генерал -губернаторов. Указ наделял их следующими полномочиями:

1.     Правом административной высылки всех лиц.

2.     Правом ареста любого лица.

3.     Правом приостановления или прекращения периодических изданий.

4.     Правом «вообще принимать те меры, которые по местным обстоятельствам  они признают необходимыми  для охранения спокойствия».

Институт  временных генерал - губернаторов  не оправдал чаяний верховной  власти. Император указом 1880 года создал новый чрезвычайный  орган  - Верховную распорядительную комиссию  во главе с Лорис - Меликовым. Лорис - Меликов 26 июля 1880 года  предоставил царю доклад, в котором он предложил конкретные  предложения по реорганизации центрального аппарата полиции.  Доклад Лорис - Меликова был одобрен Александром II. 15 ноября  1880 года царь издал указ о слиянии департамента  государственной полиции (бывшего Третьего отделения) и департамента полиции исполнительной. В результате возник единый  департамент государственной  полиции (с 1883 года департамент полиции), соединявшей  в себя функции как политической  так и общей полиции. В 80-90х  претерпела изменения структура  департамента  полиции который был разделен на 2 крупных отдела: административно-полицейский,  включавший  в себя  первое  (распорядительное)  и второе (законодательное) делопроизводство, и  государственной полиции, в который вошли третье (секретное), четвертое (судебное) и пятое (исполнительное) делопроизводство.  В 1894 года было создано шестое делопроизводство, в ведение которого перешла  переписка  по еврейскому вопросу, по фабричным и питейным делам, по выделке, хранению и перевозке взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ15. В первое время после создания департамента  государственной полиции этот орган подчинялся  Министру внутренних дел. По инструкции  1882 года – товарищу министра был подчинен непосредственно департамент  государственной полиции. По отношению  к губернаторам  и градоначальникам  ему было предоставлено «руководство их деятельностью по предупреждению  и пресечению  преступлений». В конце XIX века были продолжены меры по укреплению общей полиции. Значительно расширились штаты полицейских команд,  были созданы новые органы. Укреплялись  административно - полицейские  силы в деревне, где был создан корпус  сельской стражи, основная задача которых состояла в охране помещичьих владений. Она содержалась за счет государственного бюджета (на 50%) и за счет помещиков (50%). Подводя итоги рассмотренном периоду, следует  отметить два основных  изменения в системе  полицейских органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты