История развития полицейских органов в России с древнейших времен и до наших дней

1.     Объединение в 1880 году в рамках департамента полиции МВД как общей, так и политической полиции.

2.     Углубление специализации ведомств, освобождение от хозяйственной и судебно-следственной  деятельности и сосредоточения сил на реализации полицейских функций.

В начале XX века правительством  были предприняты дополнительные  меры по усилению аппарата общей полиции. В 1899 году Министерству внутренних дел предоставлялось  право создавать «в пределах  тех же фабричных и горнопромышленных районов» полицейские силы. В число обязанностей сотрудников фабрично - заводской полиции входило: изучение состава рабочих, размер среднего заработка по профессиям и т.д. В 1903 году для «охранения  благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка  в местностях, подведомственных уездной полиции», была создана полицейская стража, представлявшая из себя  вооруженную опору действиям становых  приставов вместо выборной сельской полиции. В состав уездной полицейской  стражи входили урядники и стражники, в  том числе конные команды. В уездную полицию стражу принимались преимущественно отставные или уволенные в запас чины, являвшиеся русскими подданными, достигшие 25 лет, грамотные  и обладавшие «здоровым  телосложением». Служащие уездной полицейской стражи подчинялись становым  приставам и уездным исправникам. Очередное укрепление  полицейских  органов было проведено после революции 1905-1907 г.г. Царское правительство  пошло на создание особых политических органов, специализирующихся  на уголовно-розыскной деятельности. С конца XIX века при канцеляриях полицмейстеров  стали формироваться сыскные отделения. В 1908 года «для производства  розыска по делам обще уголовного характера» сыскные отделения четырех разрядов стали создаваться в составе  полицейских управлений во всех губерниях и других  значительных городах. Закон 1908 года  и инструкция  МВД от 9 августа 1910 года как бы привязали сыскные отделения  к своему  городу.  Этот порядок лишал сыскную  полицию определенной оперативности. Реформа уголовного розыска, осуществленные в России в годы первой мировой войны, не привела к кардинальному  улучшению работы общей полиции. 30 октября  1916 года царь утвердил Положения об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного  и материального положения полицейских чинов. Правительство приняло меры  и по качественному улучшению вооружения полиции. До последних дней своего существования  царизм укреплял  полицейский аппарат, видя в полиции свою главную опору.

В 1826 году особая канцелярия Министерства  внутренних дел, занимавшаяся вопросами  политической и государственной безопасности,  включается в структуру собственной его Величества канцелярии – именно тогда возникло  известное  Третье отделение собственной  Его Величества канцелярии. В задачи отделения входило руководство  полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка  «подозрительных людей», управление тюрьмами и наблюдения за иностранцами16.  Структура  третьего отделения включала 5 экспедиций:

- первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционными движениями, осуществляла  следствие  по политическим делам, наблюдала  за деятельностью  революционных организаций и отдельных лиц;

- вторая экспедиция вела борьбу с религиозным  и должностными преступлениями. В ее ведении  находились политические тюрьмы;

- третья экспедиция организовала наблюдение за иностранцами;

- четвертая экспедиция определяла цензуру;

- пятая экспедиция осуществляла цензуру.

В связи с изменением  подчиненности  особой канцелярии  Министерства  внутренних дел и ее вхождением  в состав Собственной Его Императорского Величества канцелярии изменилась  и структура  Третьего отделения, состоявшего  к 1826 году из восьми отделов. Оно подчинялось непосредственно императору. В 1827 году создан специальный жандармский  корпус, составивший вооруженную  и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 году было принято «Положение о корпусе  жандармов». Создавалась сеть  жандармских  округов. На  местах существовали губернские  жандармские управления и городские  команды жандармов. В задачи жандармских команд            входили «усмирение буйства и восстановление  нарушенного повиновения», «рассеяние  законом запрещенных скопищ». Авторитет жандармского движения  в обществе был высок.  Комплектование осуществлялось  по принципу построения элитного соединения. Отбирались  наиболее разумные и образованные солдаты. 
































               8. Становление и развитие советской милиции.


                 Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции «народной милицией».   Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики и заводы, и наблюдали за охраной общественного порядка. В постановлении «Об утверждении милиции» Временное правительство указало, что назначение народной милиции происходит государственной администрацией. Таким образом, народная милиции, созданная сразу после Февральской революции, стала неотъемлемой частью государственного аппарата.

После Октябрьского переворота, как сейчас принято говорить, II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил  ликвидацию Временного Правительства и его органов на местах и в центре.  Во многих городах и районах милиция Временного Правительства распускалась, в других же — осуществлялась ее реорганизация.

Правовым основание организации советской милиции постановление НКВД «О рабочей милиции» изданное 28.10(10.11). 1917 г. В этом постановлении не предусматривались организационные формы милицейского аппарата. Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. Взгляды эти состояли в том, что со сломом старой государственной машины, прежде всего, ликвидировались армия и полиция, а их функции переходили к вооруженному народу.  Организационно-правовое выражение эта идея получила в том, что формирование рабочей милиции происходило, как правило, на основе добровольности.

В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций. Уже в марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед Правительством вопрос об организации советской милиции на штатных началах. 10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла следующее распоряжение: « Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены». 15 мая это распоряжение было разослано по телеграфу всем губернаторам России. 21.10.1918 года НКВД и НКЮ утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. 15.10.1918 г. эта инструкция была разослана в губернские и уездные управления милиции. Она устанавливала организационно-правовые формы милиции для всей России. Центральным органом советской милиции стало Главное управление милиции. Оно осуществляло: общее руководство деятельностью советской милиции; издание приказов и инструкций, определяющих техническую и, обязательно, политическую стороны работы; надзор за деятельностью органов милиции и т.п. Основные звенья аппарата милиции составляли губернские и уездные управления. Крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого разрешения НКВД. Низовое звено аппарата — участок во главе с участковым начальником, которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры.

 Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого уголовный розыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам.

Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.

             3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому сотрудники милиции не подлежали призыву в Красною Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов. На НКВД возлагалась обязанность держать в действующей армии 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по согласованию реввоенсоветов армий и фронтов с местными Советами, могли привлекаться к обучению в боевых действиях. При этом они переходили в подчинение к армейским военачальникам.  В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции, согласно воинским уставам.

В соответствии с декретом СНК от 03.04.19 г. содержание всех видов милиции принималось на государственный счет.

Кроме общей (уездно - городской) милиции для организации правопорядка в стране организуется специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 года ВЦИК издает постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а еще до этого, 25 июля 1918 года СНК принял декрет « Об учреждении речной милиции». Затем в апреле 1919 года последовал декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской милиции.  В конце 1920 года по решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная милиции перешли в распоряжение командующего внутренними войсками республики.

Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями государственной собственности и т.п.

Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции.  Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК.  В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернский исполкомов и утверждения Главмилиции предоставлялось право открывать отделения в городах с населением менее 40 тыс. человек «...если по количеству преступлений будет необходимо иметь там число сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытия особого отделения». В 1919-20-х годах уголовный розыск фактически проводил предварительное следствие по большинству дел. В апреле 1920 года органы уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое. Однако уже в конце 1920 года, после введения народных следователей в системе НКЮ, милиция перестала выполнять функции следствия.

В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты