История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования

Кроме данных наружного наблюдения и агентуры сыскные отделения использовали такие источники, как доносы (анонимные сообщения и письма), слухи, сведения, справки, полученные от лиц различных профессий как за вознаграждение, так и в силу их постоянного общения с чинами сыскной полиции.

Сыскными отделениями методы полицейской разведки использовались в значительно меньшей степени и с меньшей эффективностью, чем органами политической полиции. Такое положение, на наш взгляд, было естественным и объяснялось необходимостью обеспечения безопасности царя и существующего строя, защиты их от посягательств со стороны революционеров и оппозиционных дворянских группировок. Этот приоритет и предопределял размеры финансирования, расстановку кадров и др.

Инструкция установила обязанность начальников сыскных отделений немедленно сообщать о всех сведениях, касающихся дел политического характера, начальникам губернских жандармских управлений или охранных отделений.

Создание новой специализированной службы требовало не только правовой регламентации ее задач, но и разграничения функций, установления порядка взаимодействия с другими полицейскими органами. Инструкция предписывала чинам сыскной полиции «полное единение с чинами общей полиции». Однако права и обязанности чинов различных служб не разграничивались. Предусматривалось, что взаимоотношения чинов сыскной и общей полиции должны определяться распоряжениями и инструкциями начальников местной полиции. На практике это приводило к неопределенности во взаимоотношениях, недоразумениям и конфликтам.

Основой работы сотрудников сыскных отделений стал принцип специализации (линейный принцип), что, несомненно, следует расценить как положительный факт. «Наиболее правильная и вполне соответствующая организация борьбы с преступностью, — говорилось в Инструкции, — заключается в специализа­ции как общих мер розыска, так и розыскной деятельности членов сыскных отделений по главным родам преступлений».

Устанавливался учет преступлений по трем категориям:

1) убийства, разбои, грабежи и поджоги;

2) кражи (профессиональные воровские организации — конокрады, взломщики, карманные, железнодорожные, хипесные шайки и т.п.);

3) мошенничество, подлог, обман, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм разного рода, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

В соответствии с этим личный состав сыскного отделения (где позволяло количество чиновников) распределялся на три группы, каждая из которых образовывала особый отряд и исполняла поручения начальника по одной категории преступлений.


Там, где позволял штат чиновников, каждый из трех отрядов делился на отделения, которые занимались еще более узкой категорией преступлений. В некоторых отделениях создавался четвертый — «летучий» отряд, предназначавшийся для постоянных дежурств в театрах, на вокзалах", для обходов, облав на бродяг и для несения дневной и ночной патрульной службы на улицах, рынках и т.д.

Наряду с положительными сторонами Инструкции следует отметить и ее недостатки:

• как отмечали сами чиновники полиции, она «изложена так туманно, что дала возможность толковать начальникам городских полиций положение сыскных отделений в зависимости от их благоусмотрения, от чего сыск поставлен в такие рамки, которые не дают возможности успешно бороться с возрастающей из года в год преступностью»;

•      в Инструкции ничего не было сказано об особенностях
организации сыска в зависимости от местных условий (в пограничных районах, в районах, население которых придерживалось местных традиций и обычаев, и др.);

•      не был предусмотрен порядок непосредственного взаимодействия сыскных отделений между собой, минуя губернатора. В случае необходимости начальник сыскного отделения имел право составлять рапорт полицмейстеру, тот
представлял дело на усмотрение губернатора, который, в
свою очередь, ставил в известность департамент полиции,
и лишь последний отдавал распоряжение о производстве
необходимых розыскных действий сыскным отделениям различных губерний;

•      нецелесообразным следует считать требование Инструкции
о ношении чинами сыскных отделений форменной одежды. Ношение штатского платья разрешалось только «в случае особой необходимости»;

•      нечетко был регламентирован объем полномочий прокурора в области сыскной деятельности и материалов опера­
тивного характера, что давало ему возможность не только
надзирать за законностью при проведении уголовного сыска,
но и руководить оперативной работой, чем, несомненно,
причинялся ущерб ее результатам.

В 1911—1912гг. Департамент полиции, обеспокоенный неудовлетворительным состоянием Сыскного дела, провел целый ряд инспекций в полицейских органах. Результаты проверок показали, что труды и денежные затраты, понесенные министерством в 1908г. на организацию сыска в России, не дали желаемых результатов; научный сыск стал терять свое значение.

Положение усугублялось отсутствием профессионалов в сыскных подразделениях: 3/4 лиц, возглавивших вновь созданные подразделения (бывшие участковые и становые приставы, их помощники и даже околоточные надзиратели), не соответствовали требованиям, необходимым начальнику сыскного отделения.

Неудовлетворительное положение в организации уголовного сыска вынудило Департамент полиции провести его реформу, которая затронула как личный состав сыскных отделений, так и порядок денежных и статистических отчетностей, регистрации преступников, правила опознания неизвестных лиц и циркулярного розыска.

На всех служащих сыскных отделений были затребованы выписки из послужных списков, а на классных чиновников — еще и фотографии; на основании архивов Департамента и иных источников были составлены самые обстоятельные справки о нравственных качествах служащих; лица, отличившиеся на работе, подлежали немедленному поощрению, а к нерадивым принимались жесткие меры, вплоть до увольнения.

После этого Департамент полиции приступил к упорядочению регистрации преступников: их фотографировали, проводили дактилоскопию и составляли описание словесного портрета.

Весь регистрационный материал (более 200 тыс. фотографий), находившийся в центральном бюро и сыскных отделениях, к 1 января 1915г. был перерегистрирован по специально разработанной таблице родов преступности, включавшей 30 категорий преступников. В С.-Петербургском музее сыскной полиции хранились альбомы с фотографиями преступников, классифицированных по составам преступлений:

1) «гастролеры»; 2) карманные воры; 3) воровки-проститутки; 4) простые воры; 5) воры по передним; 6) воры чердачные; 7) воры магазинные; 8) воры по взломам квартир и магазинов; 9) воры с употреблением обмана; 10) воры-прислуги; 11) воры железнодорожные; 12) воры велосипедные; 13) пристанодержатели воров; 14) покупщики краденого; 5) конокрады; 16) мошенники и аферисты; 17) грабители и разбойники; 18) подделыватели фальшивых денег; 19) поджигатели; 20) убийцы; 21) шулеры-картежники; 22) хулиганы и «коты»; 23) бродяги; 24) глухонемые; 25) ссыльно-каторжные; 26) соучастники преступлений; 27) барышни театральные; 28) хипесники — обкрадывающие мужчин, приводимых проститутками на квартиры; 29) подкидчики; 30) пушкари и др.

Видоизменив и упростив регистрацию преступников, Департамент полиции начал усовершенствовать циркулярный розыск (в настоящее время — Федеральный розыск). Был организован выпуск Сыскных ведомостей, которые выходили каждую неделю, а в экстренных случаях — через несколько часов после по лучения требования о сыске, делались выписки, которые рассылались во все полицейские учреждения. Благодаря этому существенно повысилась эффективность работы сыскного аппарата по розыску преступников. Разработанная система централизованного циркулярного розыска преступников сохранилась в основном и в настоящее время.

Перед Департаментом полиции была поставлена задача организовать профессиональное обучение лиц, предназначенных для работы в уголовном розыске, а также намечено «улучшить розыскное дело, поставив его на применяемых в Западной Европе началах». В целях дальнейшего совершенствования деятельности сыскных отделений 26 июня 1913г. состоялся съезд начальников сыскных отделений, на котором обсуждались вопросы организации уголовного сыска в России. По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина все кандидаты на должности 89 сыскных отделений были командированы в С.-Петербург для слушания лекций на подготовительных курсах уголовного сыска, впервые организованных при Департаменте полиции. Программой курсов было предусмотрено: 1) изучение государственного и полицейского права; уголовного права; судебной медицины; методов регистрации преступников; приемов уголовного сыска; приемов самообороны и обезоруживания преступников; 2) ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; 3) ознакомление с гримом и переодеванием; 4) тайнопись преступников (шифры) и дешифрование; 5) разбор сложных сыскных дел; 6) присутствие при вскрытии трупов по какому-либо сложному делу с объяснениями профессора Д.П. Косоротова; 7) посещение полицейского музея и других учреждений; 8) практические занятия по фотографии, словесному портрету, антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, исследованию документов и пр.; 9) приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; 10) практика дознаний (показное производство дознания на месте с составлением образцовых следственных актов, описаний и справок); 11) практика розыска и выслеживания преступников.

Лекции по искусству уголовного сыска, сыскной деятельности, технике уголовного сыска и научных методов раскрытия преступлений были прочитаны начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. В этот же период во Владимире была открыта школа работников уголовного сыска.

В 1913г. МВД утвердило единую программу подготовки полицейских урядников для школ и курсов. Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов.


Так как сыскные отделения существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела.

Несмотря на все трудности, российская сыскная полиция довольно успешно применяла научные методы борьбы с общеуголовной преступностью: антропометрию, дактилоскопию, фотографирование, учет (регистрацию) преступников. Не случайно после февральской революции при разгроме сыскных отделений уголовники в первую очередь старались уничтожить материалы регистрационных бюро.

Система и структура сыскных подразделений в целом оставалась неизменной до 11 марта 1917г., когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции (см. приложение 12).

Изложенный материал о становлении и развитии сыскной полиции в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Сложившаяся криминогенная обстановка в стране вынудила правительство принять кардинальные меры по улучшению состояния борьбы с общеуголовной преступностью, что и обусловило создание в 1866г. Сыскной полиции.

2.    Деятельность уголовного сыска МВД Российской империи строилась по децентрализованному принципу, в связи с чем работа сыскных отделений замыкалась в пределах обслуживаемой территории. Уровень взаимодействия отделений различных губерний и городов был крайне низок.

3.    Почти в течение полувека (с 1866 по 1910г.) деятельность подразделений уголовного сыска Департамента полиции МВД Российской империи не регламентировалась единым Всероссий­ским нормативным актом, вследствие чего каждая губерния или город издавали собственный документ, определяющий организацию и порядок работы Сыскной полиции. Это приводило к тому, что компетенция подразделений уголовного сыска ставилась в зависимость от взаимоотношений начальника Сыскной полиции с начальником полиции губернии.

4.  Работа Сыскной полиции строилась на основе последних достижений науки и техники. Успешно применялись научные методы борьбы с общеуголовной преступностью: антропометрия, дактилоскопия, учет (регистрация) преступников, фотографирование.

5.      26 июня 1913г. был созван I съезд начальников сыскных отделений, который положил начало организации профессионального обучения сотрудников уголовного сыска.

6.      Несмотря на определенные недостатки в организации и деятельности уголовного сыска в Российской империи, он явился основой для создания уголовного розыска в Советской России. Многие разработанные в то время методы оперативно-розыск­ной деятельности успешно применяются в настоящее время.

С учетом исторической преемственности деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск в России, имеются основания считать 31 декабря 1866г. днем образования уголовного розыска в России.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе становления и развития органов, осуществляющих уголовный сыск, немало функций и задач носили основополагающий характер и сохранились до настоящего времени: 1) выявление преступлений оперативным путем; 2) проведение оперативно-розыскного дознания; 3) поимка и розыск скрывшихся преступников; 4) создание и функционирование негласного аппарата и др. Изучение практики работы органов уголовного сыска России, особенно после образования Сыскной полиции в 1866 г., и ее сравнение с деятельностью уголовного розыска советского периода и настоящего времени (задачи, компетенция, методы оперативной работы и т.п.) показывает, что нередко приемы и методы оперативной работы, хорошо зарекомендовавшие себя в дореволюционный период, предавались забвению и возрождались спустя десятилетия как что-то новое в практике работы оперативных аппаратов органов внутренних дел. В истории органов уголовного сыска можно выделить несколько этапов. Первый этап — до 1539г. Удельно-вечевое и раннефеодальное устройство государства, в котором не было специальных органов, выполняющих полицейские, в том числе и оперативные функции. В 1539г. был учрежден Разбойный приказ — в основном для борьбы с общеуголовной преступностью, свидетельство чему мы находим в исторических документах. Второй этап — с 1539 по 1763г. Переход к абсолютизму, который означал крупнейшие изменения в системе государственного управления. В первой половине XVIII в. приказы заменяются коллегиями, соответственно, Разбойный и Сыскной приказы — Розыскной экспедицией при Московской губернской канцелярии. Третий этап — с 1763 по 1866г. Компетенция Розыскной экспедиции в 1782г. переходит к Палате уголовных дел, куда было переведено большинство чиновников экспедиции, а оставшаяся часть — к Управе благочиния по следственному отделению. В 1802г. образовано Министерство внутренних дел. Однако каких-либо кардинальных изменений в деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск, не произошло. Розыскная деятельность в этот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. Отсутствовала правовая регламентация сыскной деятельности, следователь выполнял и полицейские, и судебные функции. В 1842г. была сделана первая попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел — Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в С.-Петербурге, который 25 февраля 1843г. представил министру внутренних дел проект организации С.-Петербургской сыскной команды. К сожалению, этот проект не был реализован. В 1863г. была сделана еще одна попытка организовать уголовную полицию и возложить на нее оперативно-розыскные функции. Однако вопрос об учреждении Сыскной полиции был не решен до 1866г. Четвертый этап — с 1866 по 11 марта 1917г. Частые измене­ния в структуре и компетенции полиции. 31 декабря 1866г. в С.-Петербурге впервые в России была учреждена Сыскная полиция. Руководствуясь принципом исторической преемственности, на наш взгляд, 31 декабря 1866 г. следует считать днем образования уголовного розыска. К началу XX в. сложившаяся криминогенная обстановка требовала создания не только сыскных подразделений в С.-Петербурге и иных крупных городах, но и системы специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или, как говорили тогда, розыском при раскрытии уголовных преступлений на всей территории России, что и было осуществлено в 1908г. С 1910г. деятельность уголовного сыска в России, в том числе и ее оперативно-розыскной аспект, регламентировалась высшим нормативным актом — Законом «Об организации сыскной части», в котором были определены задачи, обязанности и полномочия Сыскной полиции. К сожалению, после упразднения Департамента полиции с 1917. пo 1992г. оперативно-розыскная деятельность в России регламентировалась лишь ведомственными секретными нормативными актами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы историко-правовой науки: Сб. статей. Саратов, 1982.

2. Акулинин Е.П. Инструкция городовым городской полиции, Одесса, 1912.

3. Андреевский И.Е. Лекции по истории полицейского права и земских учреждений России. СПб., 1883.

4. Борисов А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века. Академия МВД СССР, 1982.

5. Волков Н.Т. Законы о полиции. М., 1910.

6. Вопросы истории органов борьбы с преступностью: Сб. статей. М., 1987.

7. Вульферт А.К. Реформа предварительного следствия. М., 1981.

8. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. / Под ред. Н.Б. Го­ликовой. М., 1991.

9. Государственный строй и политико-правовые идеи России второй по­ловины XIX столетия: Сб. статей. Воронеж, 1987.













Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты