Кроме данных наружного наблюдения и агентуры сыскные отделения использовали такие источники, как доносы (анонимные сообщения и письма), слухи, сведения, справки, полученные от лиц различных профессий как за вознаграждение, так и в силу их постоянного общения с чинами сыскной полиции.
Сыскными отделениями методы полицейской разведки использовались в значительно меньшей степени и с меньшей эффективностью, чем органами политической полиции. Такое положение, на наш взгляд, было естественным и объяснялось необходимостью обеспечения безопасности царя и существующего строя, защиты их от посягательств со стороны революционеров и оппозиционных дворянских группировок. Этот приоритет и предопределял размеры финансирования, расстановку кадров и др.
Инструкция установила обязанность начальников сыскных отделений немедленно сообщать о всех сведениях, касающихся дел политического характера, начальникам губернских жандармских управлений или охранных отделений.
Создание новой специализированной службы требовало не только правовой регламентации ее задач, но и разграничения функций, установления порядка взаимодействия с другими полицейскими органами. Инструкция предписывала чинам сыскной полиции «полное единение с чинами общей полиции». Однако права и обязанности чинов различных служб не разграничивались. Предусматривалось, что взаимоотношения чинов сыскной и общей полиции должны определяться распоряжениями и инструкциями начальников местной полиции. На практике это приводило к неопределенности во взаимоотношениях, недоразумениям и конфликтам.
Основой работы сотрудников сыскных отделений стал принцип специализации (линейный принцип), что, несомненно, следует расценить как положительный факт. «Наиболее правильная и вполне соответствующая организация борьбы с преступностью, — говорилось в Инструкции, — заключается в специализации как общих мер розыска, так и розыскной деятельности членов сыскных отделений по главным родам преступлений».
Устанавливался учет преступлений по трем категориям:
1) убийства, разбои, грабежи и поджоги;
2) кражи (профессиональные воровские организации — конокрады, взломщики, карманные, железнодорожные, хипесные шайки и т.п.);
3) мошенничество, подлог, обман, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм разного рода, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.
В соответствии с этим личный состав сыскного отделения (где позволяло количество чиновников) распределялся на три группы, каждая из которых образовывала особый отряд и исполняла поручения начальника по одной категории преступлений.
Там, где позволял штат чиновников, каждый из трех отрядов делился на отделения, которые занимались еще более узкой категорией преступлений. В некоторых отделениях создавался четвертый — «летучий» отряд, предназначавшийся для постоянных дежурств в театрах, на вокзалах", для обходов, облав на бродяг и для несения дневной и ночной патрульной службы на улицах, рынках и т.д.
Наряду с положительными сторонами Инструкции следует отметить и ее недостатки:
• как отмечали сами чиновники полиции, она «изложена так туманно, что дала возможность толковать начальникам городских полиций положение сыскных отделений в зависимости от их благоусмотрения, от чего сыск поставлен в такие рамки, которые не дают возможности успешно бороться с возрастающей из года в год преступностью»;
•
в Инструкции ничего не было сказано об особенностях
организации сыска в зависимости от местных условий (в пограничных районах, в районах, население которых придерживалось
местных традиций и обычаев, и др.);
•
не был предусмотрен порядок непосредственного взаимодействия
сыскных отделений между собой, минуя губернатора.
В случае необходимости начальник сыскного отделения имел право составлять рапорт полицмейстеру, тот
представлял дело на усмотрение губернатора, который, в
свою очередь, ставил в известность
департамент полиции,
и лишь последний отдавал распоряжение о производстве
необходимых розыскных действий сыскным
отделениям различных губерний;
•
нецелесообразным следует считать требование
Инструкции
о ношении чинами сыскных отделений форменной одежды. Ношение штатского платья разрешалось только «в случае особой необходимости»;
•
нечетко был регламентирован объем полномочий прокурора в области сыскной деятельности и материалов
опера
тивного характера, что давало ему
возможность не только
надзирать за законностью при
проведении уголовного сыска,
но и руководить оперативной работой,
чем, несомненно,
причинялся ущерб ее результатам.
В 1911—1912гг. Департамент полиции, обеспокоенный неудовлетворительным состоянием Сыскного дела, провел целый ряд инспекций в полицейских органах. Результаты проверок показали, что труды и денежные затраты, понесенные министерством в 1908г. на организацию сыска в России, не дали желаемых результатов; научный сыск стал терять свое значение.
Положение усугублялось отсутствием профессионалов в сыскных подразделениях: 3/4 лиц, возглавивших вновь созданные подразделения (бывшие участковые и становые приставы, их помощники и даже околоточные надзиратели), не соответствовали требованиям, необходимым начальнику сыскного отделения.
Неудовлетворительное положение в организации уголовного сыска вынудило Департамент полиции провести его реформу, которая затронула как личный состав сыскных отделений, так и порядок денежных и статистических отчетностей, регистрации преступников, правила опознания неизвестных лиц и циркулярного розыска.
На всех служащих сыскных отделений были затребованы выписки из послужных списков, а на классных чиновников — еще и фотографии; на основании архивов Департамента и иных источников были составлены самые обстоятельные справки о нравственных качествах служащих; лица, отличившиеся на работе, подлежали немедленному поощрению, а к нерадивым принимались жесткие меры, вплоть до увольнения.
После этого Департамент полиции приступил к упорядочению регистрации преступников: их фотографировали, проводили дактилоскопию и составляли описание словесного портрета.
Весь регистрационный материал (более 200 тыс. фотографий), находившийся в центральном бюро и сыскных отделениях, к 1 января 1915г. был перерегистрирован по специально разработанной таблице родов преступности, включавшей 30 категорий преступников. В С.-Петербургском музее сыскной полиции хранились альбомы с фотографиями преступников, классифицированных по составам преступлений:
1) «гастролеры»; 2) карманные воры; 3) воровки-проститутки; 4) простые воры; 5) воры по передним; 6) воры чердачные; 7) воры магазинные; 8) воры по взломам квартир и магазинов; 9) воры с употреблением обмана; 10) воры-прислуги; 11) воры железнодорожные; 12) воры велосипедные; 13) пристанодержатели воров; 14) покупщики краденого; 5) конокрады; 16) мошенники и аферисты; 17) грабители и разбойники; 18) подделыватели фальшивых денег; 19) поджигатели; 20) убийцы; 21) шулеры-картежники; 22) хулиганы и «коты»; 23) бродяги; 24) глухонемые; 25) ссыльно-каторжные; 26) соучастники преступлений; 27) барышни театральные; 28) хипесники — обкрадывающие мужчин, приводимых проститутками на квартиры; 29) подкидчики; 30) пушкари и др.
Видоизменив и упростив регистрацию преступников, Департамент полиции начал усовершенствовать циркулярный розыск (в настоящее время — Федеральный розыск). Был организован выпуск Сыскных ведомостей, которые выходили каждую неделю, а в экстренных случаях — через несколько часов после по лучения требования о сыске, делались выписки, которые рассылались во все полицейские учреждения. Благодаря этому существенно повысилась эффективность работы сыскного аппарата по розыску преступников. Разработанная система централизованного циркулярного розыска преступников сохранилась в основном и в настоящее время.
Перед Департаментом полиции была поставлена задача организовать профессиональное обучение лиц, предназначенных для работы в уголовном розыске, а также намечено «улучшить розыскное дело, поставив его на применяемых в Западной Европе началах». В целях дальнейшего совершенствования деятельности сыскных отделений 26 июня 1913г. состоялся съезд начальников сыскных отделений, на котором обсуждались вопросы организации уголовного сыска в России. По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина все кандидаты на должности 89 сыскных отделений были командированы в С.-Петербург для слушания лекций на подготовительных курсах уголовного сыска, впервые организованных при Департаменте полиции. Программой курсов было предусмотрено: 1) изучение государственного и полицейского права; уголовного права; судебной медицины; методов регистрации преступников; приемов уголовного сыска; приемов самообороны и обезоруживания преступников; 2) ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; 3) ознакомление с гримом и переодеванием; 4) тайнопись преступников (шифры) и дешифрование; 5) разбор сложных сыскных дел; 6) присутствие при вскрытии трупов по какому-либо сложному делу с объяснениями профессора Д.П. Косоротова; 7) посещение полицейского музея и других учреждений; 8) практические занятия по фотографии, словесному портрету, антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, исследованию документов и пр.; 9) приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; 10) практика дознаний (показное производство дознания на месте с составлением образцовых следственных актов, описаний и справок); 11) практика розыска и выслеживания преступников.
Лекции по искусству уголовного сыска, сыскной деятельности, технике уголовного сыска и научных методов раскрытия преступлений были прочитаны начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. В этот же период во Владимире была открыта школа работников уголовного сыска.
В 1913г. МВД утвердило единую программу подготовки полицейских урядников для школ и курсов. Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов.
Так как сыскные отделения существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела.
Несмотря на все трудности, российская сыскная полиция довольно успешно применяла научные методы борьбы с общеуголовной преступностью: антропометрию, дактилоскопию, фотографирование, учет (регистрацию) преступников. Не случайно после февральской революции при разгроме сыскных отделений уголовники в первую очередь старались уничтожить материалы регистрационных бюро.
Система и структура сыскных подразделений в целом оставалась неизменной до 11 марта 1917г., когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции (см. приложение 12).
Изложенный материал о становлении и развитии сыскной полиции в России позволяет сделать следующие выводы:
1. Сложившаяся криминогенная обстановка в стране вынудила правительство принять кардинальные меры по улучшению состояния борьбы с общеуголовной преступностью, что и обусловило создание в 1866г. Сыскной полиции.
2. Деятельность уголовного сыска МВД Российской империи строилась по децентрализованному принципу, в связи с чем работа сыскных отделений замыкалась в пределах обслуживаемой территории. Уровень взаимодействия отделений различных губерний и городов был крайне низок.
3. Почти в течение полувека (с 1866 по 1910г.) деятельность подразделений уголовного сыска Департамента полиции МВД Российской империи не регламентировалась единым Всероссийским нормативным актом, вследствие чего каждая губерния или город издавали собственный документ, определяющий организацию и порядок работы Сыскной полиции. Это приводило к тому, что компетенция подразделений уголовного сыска ставилась в зависимость от взаимоотношений начальника Сыскной полиции с начальником полиции губернии.
4. Работа Сыскной полиции строилась на основе последних достижений науки и техники. Успешно применялись научные методы борьбы с общеуголовной преступностью: антропометрия, дактилоскопия, учет (регистрация) преступников, фотографирование.
5. 26 июня 1913г. был созван I съезд начальников сыскных отделений, который положил начало организации профессионального обучения сотрудников уголовного сыска.
6. Несмотря на определенные недостатки в организации и деятельности уголовного сыска в Российской империи, он явился основой для создания уголовного розыска в Советской России. Многие разработанные в то время методы оперативно-розыскной деятельности успешно применяются в настоящее время.
С учетом исторической преемственности деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск в России, имеются основания считать 31 декабря 1866г. днем образования уголовного розыска в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В процессе становления и развития органов, осуществляющих уголовный сыск, немало функций и задач носили основополагающий характер и сохранились до настоящего времени: 1) выявление преступлений оперативным путем; 2) проведение оперативно-розыскного дознания; 3) поимка и розыск скрывшихся преступников; 4) создание и функционирование негласного аппарата и др. Изучение практики работы органов уголовного сыска России, особенно после образования Сыскной полиции в 1866 г., и ее сравнение с деятельностью уголовного розыска советского периода и настоящего времени (задачи, компетенция, методы оперативной работы и т.п.) показывает, что нередко приемы и методы оперативной работы, хорошо зарекомендовавшие себя в дореволюционный период, предавались забвению и возрождались спустя десятилетия как что-то новое в практике работы оперативных аппаратов органов внутренних дел. В истории органов уголовного сыска можно выделить несколько этапов. Первый этап — до 1539г. Удельно-вечевое и раннефеодальное устройство государства, в котором не было специальных органов, выполняющих полицейские, в том числе и оперативные функции. В 1539г. был учрежден Разбойный приказ — в основном для борьбы с общеуголовной преступностью, свидетельство чему мы находим в исторических документах. Второй этап — с 1539 по 1763г. Переход к абсолютизму, который означал крупнейшие изменения в системе государственного управления. В первой половине XVIII в. приказы заменяются коллегиями, соответственно, Разбойный и Сыскной приказы — Розыскной экспедицией при Московской губернской канцелярии. Третий этап — с 1763 по 1866г. Компетенция Розыскной экспедиции в 1782г. переходит к Палате уголовных дел, куда было переведено большинство чиновников экспедиции, а оставшаяся часть — к Управе благочиния по следственному отделению. В 1802г. образовано Министерство внутренних дел. Однако каких-либо кардинальных изменений в деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск, не произошло. Розыскная деятельность в этот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. Отсутствовала правовая регламентация сыскной деятельности, следователь выполнял и полицейские, и судебные функции. В 1842г. была сделана первая попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел — Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в С.-Петербурге, который 25 февраля 1843г. представил министру внутренних дел проект организации С.-Петербургской сыскной команды. К сожалению, этот проект не был реализован. В 1863г. была сделана еще одна попытка организовать уголовную полицию и возложить на нее оперативно-розыскные функции. Однако вопрос об учреждении Сыскной полиции был не решен до 1866г. Четвертый этап — с 1866 по 11 марта 1917г. Частые изменения в структуре и компетенции полиции. 31 декабря 1866г. в С.-Петербурге впервые в России была учреждена Сыскная полиция. Руководствуясь принципом исторической преемственности, на наш взгляд, 31 декабря 1866 г. следует считать днем образования уголовного розыска. К началу XX в. сложившаяся криминогенная обстановка требовала создания не только сыскных подразделений в С.-Петербурге и иных крупных городах, но и системы специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или, как говорили тогда, розыском при раскрытии уголовных преступлений на всей территории России, что и было осуществлено в 1908г. С 1910г. деятельность уголовного сыска в России, в том числе и ее оперативно-розыскной аспект, регламентировалась высшим нормативным актом — Законом «Об организации сыскной части», в котором были определены задачи, обязанности и полномочия Сыскной полиции. К сожалению, после упразднения Департамента полиции с 1917. пo 1992г. оперативно-розыскная деятельность в России регламентировалась лишь ведомственными секретными нормативными актами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные проблемы историко-правовой науки: Сб. статей. Саратов, 1982.
2. Акулинин Е.П. Инструкция городовым городской полиции, Одесса, 1912.
3. Андреевский И.Е. Лекции по истории полицейского права и земских учреждений России. СПб., 1883.
4. Борисов А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века. Академия МВД СССР, 1982.
5. Волков Н.Т. Законы о полиции. М., 1910.
6. Вопросы истории органов борьбы с преступностью: Сб. статей. М., 1987.
7. Вульферт А.К. Реформа предварительного следствия. М., 1981.
8. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. / Под ред. Н.Б. Голиковой. М., 1991.
9. Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия: Сб. статей. Воронеж, 1987.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8