Во-вторых, термины “доказательства”, “доказывание” своего, т.е. оперативно-розыскного содержания в анализируемых законопроектах не имеют. В наличии копирование текста одноименных норм уголовно-процессуального кодекса с определенной терминологической корректировкой. Здесь нарушаются правила, касающиеся языка закона. Ведь юридический термин — это слово (или словосочетание), которое употреблено в законодательстве по той причине, что оно является обобщенным наименованием юридического понятия, имеющего точный и определенный смысл и отличается смысловой однозначностью, функциональной устойчивостью.
Действительно, результаты ОРД — оперативно значимые сведения. Однако это не только “оперативные доказательства”, т. е. фактические данные в виде источника доказательства (уголовно-процессуального). Оперативно-розыскная информация, зафиксированная в оперативно-розыскных законах в виде такого термина как “результаты ОРД” отражает обобщенное наименование таких оперативно-розыскных понятий, имеющих точный и определенный смысл в виде:
а) первичных (ранее неизвестных) сведений, имеющих только отдельные признаки преступлений; указывающих на лиц и факты, представляющие оперативный интерес;
б) фактических данных, представляющих оперативный интерес для документирования действий проверяемых лиц объектов ОРД. Речь идет об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и закреплено оперативно-розыскной информации в интересах обеспечения процесса доказывания по уголовному делу. Игнорирование вышеуказанных правил моделирования законодательных актов А. Ю. Шумиловым, повлекло за собой ряд ошибок, имеющихся в текстах вышеуказанных законопроектов, а также в проекте Уголовно-розыскного кодекса РФ. Их типовой характер в отождествлении ключевых элементов различных функций уголовной юстиция, уголовного ОРД; доказывание и документирование; признание оперативно-розыскных мероприятий только способами собирания так называемых оперативных доказательств и др. Внешняя форма этих ошибок проявилась в копировании текста соответствующих статей УПК РФ с незначительными поправками в виде определенных терминов. Речь идет об использовании в сочетании с уголовно-процессуальными терминам и такого определения, как оперативные (доказательства), оперативное (доказывание) и т. п.
В-третьих, нельзя согласиться и с тезисом А. Ю. Шумилова о том, что вполне допустимо использовать для моделирования оперативно-розыскного закона методологию законодательства о деятельности по расследованию преступлений. Бесспорно, что и уголовный процесс, и ОРД направлены на выяснение обстоятельств противоправных действий, однако нельзя игнорировать о обстоятельство, что технология такого выяснения различна .
Подводя итог сказанному, следует признать, что для нынешней модели оперативно-розыскного закона, действующего в России, норма, посвященная использованию результатов ОРД, вполне закономерна. Однако ее содержание подлежит корректировке: она должна отражать правовое значение результатов оперативно-аналитического поиска в сфере и инфраструктуре уголовных и государственных преступлений, а также иные варианты ее использования.
3. СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Информация, добываемая и используемая в оперативно-розыскном процессе — это сведения о лицах (сообществах физических лиц), предметах, документах, фактах, событиях, явлениях и процессах, получаемые в порядке, предусмотренном оперативно-розыскным законом и ведомственными нормативными актами по тактике оперативно-розыскной деятельности, зафиксированные на материальных носителях с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, сосредоточиваемая в информационных системах и делах оперативного учета. Данная информация образует информационный ресурс оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отличающийся конфиденциальным характером. Информация, циркулирующая в оперативно-розыскном процессе, призвана обеспечить решение задач ОРД и содействовать разрешению проблем уголовного процесса.
Вышеприведенное определение позволяет выделить специфичные признаки информации, добываемой и используемой в оперативно-розыскном процессе. Во-первых, в ходе оперативно-розыскного процесса собираются сведения о конкретных объектах. Во-вторых, для того, чтобы информация, полученная на различных этапах оперативно-розыскного процесса, приобрела соответствующий правовой статус, она должна добываться только на законных основаниях и с соблюдением установленных для этого условий. В-третьих, анализируемая информация подлежит фиксации на материальных носителях, в частности отражаться в оперативно-служебных документах, иметь форму фонограмм, видеограмм, кинолент, фотопленок, фотоснимков, магнитных, лазерных дисков и др. При этом материальные (физические) носители информации и различного рода оперативно-служебные документы призваны обеспечивать формирование информационного ресурса органа, осуществляющего ОРД.
В-четвертых, оперативно-розыскная информация имеет в основном конфиденциальный характер, в связи с чем доступ к ней ограничивается в соответствии с законодательством и устанавливается порядок ее использования в рамках уголовного процесса и иных видов правоохранительной деятельности.
В-пятых, оперативно-розыскные данные предназначены для решения не только задач, установленных для оперативно-розыскной деятельности и обязанностей, возложенных на конкретные оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, но и задач уголовного процесса и других видов правоохранительной деятельности.
3.1.Содержание оперативно-розыскной информации
Сведения, добываемые в ходе оперативно-розыскного процесса, прежде всего, дифференцируются на две категории: данные, которыми оперирует оперативно-розыскной процесс, осуществляемый оперативными аппаратами спецслужб; информация, свойственная оперативно-розыскному процессу, проводимому оперативными подразделениями правоохранительных органов.
Основное внимание законодатель в оперативно-розыскных законах уделяет информации, касающейся оперативно-розыскного процесса, осуществляемого правоохранительными органами. Прежде всего для ее обозначения используются подобные понятия, в частности, такие как: криминальная информация; информация о сфере и инфраструктуре преступности; сведения, необходимые для защиты прав и законных интересов граждан, их здоровья, жизни, собственности.
К их числу относятся:
·лица, подготавливающие, совершающие или
совершившие противоправные деяния, в том числе преступления, правонарушения,
получение незаконных доходов. При этом встречается упоминание и о группах лиц,
занимающихся противоправной деятельностью;
·лица, по разным причинам разыскиваемые органами,
осуществляющими ОРД;
·граждане, сбор сведений о которых необходим в
профилактических целях.
Помимо такого информационного элемента оперативно-розыскных данных, как
физические лица, законодатель называет конкретные факты, события, процессы,
охватываемые понятием оперативно-розыскной информации. В их числе такие
категории, как сведения о преступлениях, противоправных деяниях,
правонарушениях и преступной деятельности. При этом в оперативно-розыскных
законах называются различные признаки, свойства и особенности, подчеркивающие
качества указанных фактов и событий. Прежде всего констатируется то
обстоятельство, что сведения о противоправных деяниях могут быть результатом
оперативно-розыскного процесса. Например, указывается, что основанием для
проведения оперативно-розыскных мероприятий служат сведения, ставшие
известными, поступившие в орган, осуществляющий ОРД. С этой же целью
используется такой термин, как первичная информация. Также называется и
признак, подчеркивающий правовое значение данных о противоправных деяниях с
точки зрения возможности их использования для решения задач
оперативно-розыскной деятельности. Например, что сведения о противоправной
деятельности могут быть недостаточными для возбуждения уголовного дела, что
указывает на необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий по
восполнению соответствующих пробелов. Помимо этого подчеркивается, что
анализируемые сведения по своему содержанию предназначаются для информирования
других правоохранительных органов.
В оперативно-розыскных законах
декларируется и разновидность оперативно-розыскной информации с точки зрения ее
значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности в виде сведений,
имеющих значение для выявления и раскрытия преступления. Эта норма
исключительно
важна в силу рассредоточения оперативно-розыскной функции между различными
оперативно-розыскными ведомствами, деятельность которых порой дублирует друг
друга и приводит к возникновению многочисленных проблем.
В оперативно-розыскных законах выделяются и такие разновидности
оперативно-розыскной информации с точки зрения их значения для решения задач
оперативно-розыскной деятельности, как:
•сведения, позволяющие или
необходимые для пресечения •сведения,
требующиеся для предупреждения и профилактики преступлений (правонарушений).
Законодатель не поясняет, что это за сведения и каков их механизм применения
для решения вышеуказанных проблем. Особое внимание законодатель в
оперативно-розыскном законе уделяет тем свойствам оперативно-розыскных данных,
которые предопределяют их пригодность для использования в сфере уголовного
процесса. Здесь выделяются сведения, удовлетворяющие определенным требованиям,
установленным для соответствующих уголовно-процессуальных процедур. Исходя из
этого, оперативно-розыскные данные дифференцируются на определенные виды в
зависимости от их значения для уголовного процесса:
• сведения, которые могут служить поводом (предлогом) для возбуждения
уголовного дела;
данные, позволяющие успешно расследовать противоправные деяния (сведения об источниках доказательств; сведения, позволяющие подготовить и осуществить следственные действия, исполнить поручения следователя, указания прокурора, определение суда и т. п.).
Таким образом законодатель в оперативно-розыскном законе обозначает с определенными особенностями спектр данных, образующих результами оперативно-розыскной деятельности.
3.2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе
Условия добывания оперативно-розыскной информации можно разделить на общий и особый вид проведения оперативных мероприятий в интересах добывания оперативно-розыскной информации.
Общий вид касается оперативно-розыскных мероприятий, объем, форма, приемы проведения которых не затрагивают конституционных прав объектов оперативно-розыскной деятельности. Однако и в этом случае для проведения ОРМ необходима санкция непосредственного руководителя оперработника, приступающего к их осуществлению.
Особый вид касается ОРМ, затрагивающих конституционные права объектов ОРД. Он предполагает не только наличие разрешения непосредственного руководителя оперработника, но и санкцию надзирающей инстанции. Что касается правовых последствий нарушения такого “особого” вида проведения оперативно-розыскных мероприятий и их влияния на статус полученной информации, то здесь нарушение процедур, связанных с основами и условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий, позволяет объекту оперативно-розыскной деятельности обжаловать и отрицать соответствующие показания. При этом сведения, полученные при помощи средств оперативной деятельности проникающего характера без санкции надзирающей инстанции должны быть незамедлительно уничтожены, а лица, нарушившие оперативно-розыскной закон, понести ответственность в соответствии с законом. Данное положение как бы “выводится” из норм этих оперативно-розыскных законов, устанавливающих основания и оговаривающих условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.