Иным доказательством
является заключение эксперта. Для его формирования могут использоваться
оперативно-следственные документы, отражающие результаты такого ОРМ, как
исследование предметов и документов, а также сбора образцов для сравнительного
исследования, проверочной закупки, контролируемой поставки, обследования
различных
объектов, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических
каналов связи, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
Однако предметы и документы, полученные за счет перечисленных ОРМ, результаты
применения средств оперативной техники должны сохранить в неизменном виде
свойства, составляющие в уголовном процессе предмет экспертного исследования.
Кроме того, предметы и документы, полученные за счет проведения ОРМ в ходе
оперативно-розыскного процесса, если они сохранили свойства и состояния,
связанные с расследуемым преступлением, могут использоваться для формирования
вещественных доказательств. В этой ситуации важно, чтобы не в ущерб принципу
конспирации следователь был проинформирован о времени, месте, условиях
получения конкретного предмета или документа, об индивидуальных особенностях
предмета и документа в момент их получения, подтверждающие то обстоятельство,
что следователю предъявляется именно тот документ или предмет, который получен
сотрудниками оперативного подразделения при проведении соответствующих
оперативно-розыскных мероприятий.
В качестве доказательств в уголовном процессе используются и иные документы. По этому поводу следует отметить, что факт подготовки и результаты осуществления всех оперативно-розыскных мероприятий оформляются определенными документами. Каждый из них удостоверяет определенные факты, события, явления, данные о конкретных мерах, что подтверждается подписью обладающего соответствующей компетенцией должностного лица оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подобного рода процедура закреплена оперативно-розыскным законом, что и создает предпосылки для формирования анализируемого уголовно-процессуального доказательства.
Доказательством по уголовному делу являются протоколы следственных и судебных действий. Они удостоверяют определенные факты и обстоятельства. Вполне закономерно, что если следователь своевременно проинформирован об обнаружениив ходе ОРМ этих фактов и обстоятельств, то возможно произ-водство соответствующего следственного, судебного действияи формирование анализируемой категории доказательств.
4. СООТНОШЕНИЕ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ИДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Анализируя каталог
оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих решение задач
оперативно-розыскного процесса, нельзя оставить без внимания проблему
соотношений оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном
судопроизводстве
Негативным обстоятельством, усложняющим формирование
уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной
деятельности, следует признать отсутствие в оперативно-розыскном законе полного
перечня и категорий оперативно-служебных документов, призванных
удостоверить происхождение соответствующей оперативно-процессуальной
информации.
Не в полной мере определены условия осуществления оперативноно-розыскных мер.
Указанные пробелы в оперативно-розыскном законодательстве устанавливают для результатов отдельных оперативно-розыскных мероприятий (оперативного внедрения, агентурного метода, оперативного эксперимента и др.) барьеры, труднопреодолимые за счет уголовно-процессуальных процедур, предназначенных для формирования доказательств.
Тем не менее нельзя не признать, что изменение подхода к законодательному регулированию оперативно-розыскной деятельности и переход от его фиксационной формы к регулированию оперативно-розыскного процесса полномасштабным законом в определенной степени все же создает благоприятные предпосылки для доступа оперативно-розыскной информации в уголовный процесс[5].
Прежде всего это наличие в
оперативно-розыскном законе каталога оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому
руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или
оперативного подразделения может удостоверить факт происхождения результатов
ОРД.
Так, к сопроводительному письму на имя руководителя следственного аппарата,
следователя, дознавателя он имеет возможность приложить:
а) оперативно-служебные документы, подтверждающие легитимность получения конкретной информации, например, добытой в ходе опроса, отождествления личности и т.п.; подлинники или копии документов, предметов, веществ, полученных в ходе оперативно-розыскного процесса, и подтвердить факт их получения легитимными методами в виде таких оперативно-розыскных мероприятий, как сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, контроль почтовых отправлений, обследование помещений и иных объектов;
в) материальные объекты — носители информации и удостоверить легитимность их получения в ходе оперативно-розыскного процесса при помощи таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наблюдение, контролируемые поставки ;
г) документы, отражающие
результаты исследования предметов, документов, веществ, добытых легитимными
оперативно-розыскными мероприятиями и подвергнутые научному анализу при помощи
такого оперативно-розыскного метода, как исследование предметов и документов.
Указанное письмо соответствующего должностного лица должно убедительно
аргументировать и то, что сообщаемая им информация, предметы и документы,
добытые в ходе оперативно-аналитического поиска и оперативной проверки
криминального события, свидетельствуют о необходимости проведения
доследственной проверки, решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо —
использоваться в ходе дознания, следствия по факту противоправного деяния уже
расследуемого в установленном порядке.
Вполне закономерно, что
следователь, дознаватель, руководитель следственного аппарата, получив
вышеуказанный объем информации о результатах оперативно-розыскного процесса
приобретает опору для деятельности по формированию угодавно-процессуальных
доказательств.
Так, обладая сведениями о том, кто конкретно проводил то или иное
оперативно-розыскное мероприятие, кто из физических лиц был его объектом, в
каких условиях проводилось ОРМ, с помощью каких технических средств
фиксировалась оперативно-розыскная информация и т. п., следователь или
дознаватель определяют тот алгоритм следственных действий, за счет которых
результаты соответствующего ОРМ могут изменить свой статус и быть признаны
доказательствами.
Например, в ходе наблюдения могут быть получены фотоснимки, кинопленки, видеозапись. Они должны быть официально представлены в орган дознания или следователю. Для этого оформляется официальное письмо руководителя оперативного подразделения или органа, осуществляющего ОРД, удостоверяющего тот факт, что в ходе такого оперативно-розыскного мероприятия, как наблюдение, проведенного в конкретный период времени и месте, в соответствующих условиях были получены указанные объекты-носители информации.
Руководитель операппарата или оперативно-розыскного органа вправе не раскрывать данные о сотруднике оперативного подразделения — исполнителе анализируемого ОРМ. Помимо этого, как правило, указываются сведения и о технических устройствах, обеспечивших фиксацию конкретных явлений, процессов, действий на фото-, кино-, видеопленку, к письму прилагаются соответствующие объекты — носители информации, а также оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт осуществления ОРМ, в т. ч. акт, где указывается, что наблюдение с фиксацией соответствующих событий, явлений, процессов проводилось при участии частных физических лиц, содействующих сотруднику оперативного подразделения в его проведении.
Это позволяет дознавателю или
следователю: осуществить осмотр указанных объектов-носителей информации,
составить об этом протокол указанного следственного действия; вынести
постановление о приобщении соответствующих объектов — носителей информации к
уголовному делу в качестве вещественных доказательств, если зафиксированные на
них факты, события, явления, процессы относятся к расследуемому преступлению,
имеют значение для надлежащего разрешения уголовного дела; разрешить вопрос о
проведении соответствующего экспертного исследования; разрешить вопрос о
допросах оперработника — исполнителя ОРМ, а также частных лиц, содействующих
оперработнику при проведении наблюдения; разрешить вопрос о приобщении к
уголовному делу в качестве источника доказательства “иного документа” — акта о
проведении наблюдения за объектами оперативно-розыскного процесса с участием
частных физических лиц.
По результатам наблюдения может быть пресечено преступление, и объект —
оперативно-розыскного процесса задержан, например, при сбыте наркотических
веществ. В этом случае выносится постановление о возбуждении уголовного дела и
осуществляется досмотр указанного лица с участием понятых, получение от него
образцов почерка, срезов, волос, смывов и т. д. для сравнительного исследования
с участием специалистов; проводится тестовый экспресс-анализ изъятых у
задержанного веществ, его обследование на предмет выявления следов
наркотического одурманивания, допрос задержанного по обстоятельствам появления
у него наркотических веществ; производство обыска по месту жительства и работы;
назначение криминалистических экспертиз по изъятым у задержанного веществам и
образцам.
Возможна иная ситуация, когда оперативный работник, входящий в состав следственно-оперативной группы, расследующей уголовное дело, осуществил иное, чем наблюдение, оперативно-розыскное мероприятие, в частности, прослушивание телефонных переговоров одного из подозреваемых и получил информацию, имеющую значение для оптимизации расследования. В этом случае проинформированный об этом следователь-руководитель следственно оперативной группы может поручить указанному сотруднику оперативного подразделения составить протокол прослушивания звукозаписей, телефонных переговоров абонента соответствующего номера телефонной сети. Оперработник указывает в этом документе, где и когда составлен протокол. В нем он указывает: собственные установочные данные и должностное положение; основания проведения оперативно-розыскного мероприятия в виде прослушивания телефонных переговоров (кто вынес постановление в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, и кто его санкционировал в суде); данные на следователя, поручившего ему осуществить прослушивание звукозаписей переговоров объекта ОРМ; наименование статьи УПК Российской Федерации, в соответствии с которой составлен протокол прослушивания звукозаписей переговоров абонента — объекта ОРМ (ст. 141 УПК Российской Федерации); тип аппаратуры и пленки, посредством которых осуществлялась звукозапись переговоров; тип и марка магнитофона, на котором осуществлялось прослушивание переговоров; даты и период времени в прослушивании; номера кассет, на которые в соответствии с интенсивностью проводившихся телефонных переговоров были осуществлены записи адекватно определенным датам; какие записи оказались среди произведенных (дата разговора, номер кассеты; слова, с которых начинается и завершается разговор); имена лиц, участвующих в разговоре, индексы, обозначающие участников диалога и его содержание; факт упаковки кассеты с прослушанным разговором в бумажный пакет, который прошивается и опечатывается определенной печатью.