Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

Особое место в данной группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ. В ней решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни. Действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и является четвертой по счету российской Конституцией: первая появилась в 1918 г., вторая - в 1937 г., а третья - в 1978 г.

Для дисциплины “Правоохранительные органы” первостепенное значение имеют положения, содержащиеся в главах 2 (“Права и свободы человека и гражданина”) и 7 (“Судебная власть”). В первой из этих глав содержатся, к примеру, положения о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности и свободы личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии, об обеспечении правосудием прав и свобод человека и гражданина, о праве гражданина и человека защищать свои права и свободы всеми законными способами, о праве на квалифицированную юридическую помощь, о праве на обжалование действий всех государственных органов и должностных лиц, в том числе о праве жаловаться на решения высших судебных инстанций в международные или межгосударственные органы, о презумпции невиновности, о запрете понуждать граждан давать показания против себя, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений. Эти и ряд других конституционных предписаний, как будет показано ниже, самым непосредственным образом предопределяют содержание деятельности правоохранительных органов, ставят ее в определенные рамки, влияют на основы их организации.

Такую же направленность имеют предписания гл. 7 Конституции РФ, где сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления российской судебной власти, принципам организации органов, на которые возлагается реализация этой власти. Среди них положение о том, что правосудие может осуществляться только теми судами, которые организуются в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, состязательным и т. д.

Немало принципиальных конституционных предписаний содержится в других частях Конституции РФ. К их числу можно отнести те, которые есть в ст. 71, 72 и 77, определяющих пределы компетенции Федерации и ее субъектов, в том числе в правоохранительной сфере. Например, в ст. 72 сказано: “В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ... б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон... л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат...” Заслуживают внимания в рамках дисциплины “Правоохранительные органы” и положения раздела второго Конституции РФ, особенно те, что сформулированы в его пунктах 5 и 6.

Значение конституционных предписаний заключается, наряду с прочим, в том, что они имеют по отношению ко всем правовым актам, издаваемым в Российской Федерации, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издает их.

В последние годы все большее внимание уделяется повышению роли международных (межгосударственных) соглашений, в том числе по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью судов и других правоохранительных органов. Среди них особо выделяются, пожалуй, два: Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах человека, одобренный тоже Генеральной Ассамблеей ООН восемнадцать лет спустя - 16 декабря 1966 г. Он ратифицирован и является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации и всеми ее государственными органами.

В отношении названных и некоторых других международных документов в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Вторая из обозначенных в начале данного параграфа группа актов (о судебной власти, правосудии и судах) является более многочисленной. Она относится к двум правоохранительным функциям - конституционному контролю и правосудию. По идее центральное место среди них должен занимать Закон о судоустройстве. Он призван регламентировать основные вопросы судебной организации, в первую очередь касающиеся системы общих судов, на долю которых приходится рассмотрение и разрешение подавляющего большинства судебных дел. Однако этот Закон, принятый еще в 1981 г., во многом отстал от жизни. Читать его нужно с учетом существенных изменений и дополнений, внесенных в 1992-1994 гг., положений новой Конституции РФ и других касающихся судов законодательных актов. К числу последних относятся Закон о Конституционном Суде РФ, Закон об арбитражном суде. Закон о статусе судей и некоторые другие. Значительного внимания требуют акты, регламентирующие организацию и полномочия органов судейского сообщества - явления, относительно недавно признанного официально. К актам такого рода принадлежат, например, Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей.

Как и в первой группе актов, в данной группе видное место должно отводиться международным документам: одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в разные годы Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах. Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также Основным принципам независимости судей. Первые три из них содержат высокоавторитетную регламентацию вопросов, связанных с обжалованием несправедливых, с точки зрения заинтересованных лиц, решений высших российских судебных инстанций в межгосударственные органы, призванные защищать права и свободы человека, к примеру в Комитет по правам человека, созданный государствами - участниками Международного пакта о гражданских и политических правах. Такая возможность обжалования прямо предусмотрена ч. 3 ст. 46 Конституции РФ. Что касается последнего из названных международных документов, то его изучение позволяет получить представление о том, как должны решаться вопросы обеспечения одного из основных принципов судебной организации.

Третъя группа актов не столь многочисленна. Из их числа основное внимание следовало бы уделять Положению о Министерстве юстиции РФ, а также Основам законодательства РФ о нотариате. Положение устанавливает построение системы органов юстиции и их полномочия, в том числе в сфере организационного обеспечения деятельности судов, а Основы - организацию нотариата, призванного своими средствами и методами содействовать правоохранительной деятельности, и роль органов юстиции в руководстве этим учреждением.

В четвертой группе ведущую роль играет, естественно, Закон о прокуратуре. Принят он был сравнительно недавно - 17 января 1992 г. В нем решены достаточно детально все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры. Предписания данного Закона уточняют, дополняют и развивают то, что записано в ст. 129 Конституции РФ, посвященной прокуратуре.

В этой группе актов существенное значение имеет Положение о военной прокуратуре. Принято оно было в 1981 г. Вполне понятно, что в нем есть немало анахронизмов, вызванных главным образом теми событиями, которые связаны с распадом Союза ССР. Но большая часть его предписаний продолжает действовать, и ознакомление с ними позволяет видеть специфику устройства военной прокуратуры и ее место во всей прокурорской системе.

Пятая группа актов не менее многочисленна, чем вторая Это объясняется, с одной стороны, тем, что выявление и расследование преступлений - деятельность неоднородная. В ее составе различают осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (органы внутренних дел), какие-то - две (например, службы контрразведки, таможенная служба, служба налоговых расследований, воинские начальники, должностные лица пограничных войск), а какие-то - только одну (следственный аппарат прокуратуры, службы внешней разведки, службы охраны Президента РФ и т. д.).

В связи с этим в данную группу актов включаются:

законы о прокуратуре, милиции, федеральных органах налоговой полиции. Государственной границе, оперативно-розыскной деятельности, частной детективной и охранной деятельности;

кодексы – уголовно-процессуальный и таможенный;

положения о Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной службе контрразведки и о милиции общественной безопасности (местной милиции).

Разумеется, в рамках учебной дисциплины “Правоохранительные органы” нет необходимости досконально изучать все эти акты. Это будет сделано при усвоении материала по другим дисциплинам. Однако положения, касающиеся круга органов, выявляющих и расследующих преступления, их основных полномочий, устройства и их взаимодействия друг с другом и иными государственными и негосударственными органами и учреждениями, усвоить необходимо.

Наконец, в шестой группе актов основную роль призвано играть в настоящее время Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. Но данный документ тесно связан с предписаниями Конституции РФ (см. ст. 45 и 48) и тех законов, которые определяют права и обязанности лиц, оказывающих юридическую помощь (например, УПК и ГИК).

§ 3. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению.

В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, выстраиваются в четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.

На самом высоком уровне находится, как отмечено выше, Конституция РФ. Она принимается с соблюдением особой процедуры и решает узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Все правовые акты более низкого уровня должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Поэтому и принято говорить о том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Отменяется и изменяется она тоже с соблюдением особой процедуры. В этом одна из гарантий ее стабильности.

Немного ниже в иерархической структуре правовых актов находятся законы. Согласно Конституции РФ различаются федеральные законы, в том числе конституционные (их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней), и законодательство субъектов Российской Федерации, включая их конституции и уставы. Федеральные законы, как и Конституция РФ, имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Они принимаются Государственной Думой (а иногда и Советом Федерации) и начинают действовать после подписания их Президентом РФ. В актах этого уровня и решается большинство вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, которым доверяется осуществление весьма ответственных функций, связанных с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов граждан. Авторитет принимаемых ими решений подкрепляется авторитетом закона. В этом одна из гарантий того, что их деятельность будет осуществляться должным образом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты